Деревянный ящик для инструментов охотников из Замбии с вырезанными на нем символами древней системы письменности "сона" стал настоящей сенсацией в социальных сетях, привлекая внимание к богатому культурному наследию страны, практически утраченному в колониальную эпоху. Этот артефакт, наряду с другими предметами, такими как искусно украшенный кожаный плащ, стал частью онлайн-кампании виртуального Музея истории женщин Замбии, созданного для возрождения роли женщин в доколониальных сообществах.

"Нам с детства говорили, что африканцы не умеют читать и писать, – отмечает Самба Йонга, одна из основательниц музея, в интервью BBC (ресурс заблокирован в РФ). – Но у нас был свой способ записи и передачи знаний, который был полностью забыт и проигнорирован".

Кампания, названная "Рамка", использует социальные сети для демонстрации 50 объектов, собранных в основном в колониальную эпоху и хранящихся в музеях по всему миру, включая Национальный музей мировых культур в Швеции. Среди них – плетеные корзины для рыбной ловли, церемониальные маски, горшки, пояс из ракушек каури и 20 кожаных плащей, изготовленных мужчинами племени батва из шкуры антилопы лечве. Эти плащи, украшенные геометрическими узорами, использовались женщинами для защиты детей от непогоды.

"Геометрические узоры, тщательно, изящно и красиво выполненные", – описывает Йонга внешний вид плащей, подчеркивая их культурную ценность.

История этих артефактов началась для Йонги в 2019 году, когда она посетила Стокгольм и узнала от куратора Майкла Барретта о коллекции из 650 замбийских предметов и 300 исторических фотографий, собранных шведскими исследователями в XIX и начале XX века. Йонга была поражена:

"Как получилось, что в стране, у которой не было колониального прошлого в Замбии, в коллекции так много артефактов из Замбии?".

Вместе с соучредительницей музея Муленгой Капвепве она изучила архивы и обнаружила, что шведские этнографы, такие как Эрик Ван Розен, путешествовали по отдаленным районам Замбии, документируя предметы и их значение. Ван Розен, в частности, оставил 300-страничный блокнот с описаниями и иллюстрациями, показывающими, как создавались плащи.

"Он приложил немало усилий, чтобы показать дизайн плаща, все ракурсы и инструменты, которые были использованы, а также географию и расположение региона, откуда он был взят", – отмечает Йонга.

Особое внимание в проекте уделяется системе письменности "сона", использовавшейся народами чокве, лучази и лувале на северо-западе Замбии. Геометрические узоры, вырезанные на ящиках, масках и тканях, содержат математические принципы, отсылки к космосу и инструкции по общественной жизни.

Турнир ATP перенесли из Тель-Авива в Софию :: Теннис :: РБК Спорт

"Сона" стала одним из самых популярных постов в социальных сетях, вызвав удивление и восторг пользователей, которые писали:

"Серьезно, что, что? Как такое возможно?".

По словам Йонги, первыми хранителями этой письменности были женщины, и некоторые старейшины общины до сих пор помнят ее значение, что подтверждает исследования ученых, таких как Маркус Матте и Паулюс Гердес.

Еще одним значимым артефактом стал точильный камень, принадлежавший женщинам из общины тонга на юге Замбии. Как выяснили исследователи, он был не просто кухонным инструментом, а символом женской силы. После смерти женщины его клали на могилу как надгробие в знак уважения к ее вкладу в продовольственную безопасность общины.

"То, что может показаться просто точильным камнем, на самом деле является символом женской силы", – подчеркивает Йонга.

Проект "Рамка" стремится опровергнуть миф о том, что африканские общества не обладали собственными системами знаний. Публикуя изображения артефактов в рамке, организаторы подчеркивают, как колониализм искажал восприятие истории Замбии, подавляя местные традиции.

"Наши отношения с нашим культурным наследием были разрушены и омрачены колониальным опытом. Также шокирует то, насколько сильно была урезана роль женщин", – говорит Йонга.

Она отмечает, что сегодня в Замбии растет интерес к возрождению культурного наследия через моду, музыку и исследования.

"У нас был свой язык любви, красоты. У нас были способы заботиться о своем здоровье и окружающей среде. У нас были процветание, союз, уважение, интеллект", – добавляет она.

Музей истории женщин Замбии, основанный в 2016 году, продолжает собирать и архивировать истории коренных народов, стремясь восстановить утраченные фрагменты культурного пазла.

"Мы пытаемся собрать пазл, даже не имея всех деталей, – мы ищем сокровища", – отмечает Йонга.

Проект "Рамка" уже изменил ее взгляд на историю и, по ее надеждам, вдохновит других на переосмысление культурной идентичности Замбии.

Станкович заявил, что удаленный игрок «Зенита» ему «практически как сын» :: Футбол :: РБК Спорт