Александр Дюма отец

Творчество

Памятник Александру Дюма работы Густава Доре в 17-м округе Парижа на пл. генерала Катру

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала монархия Бурбонов, пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции —1794 годов. Король Людовик XVIII, не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.

В начале 1820-х годов во Франции происходили бурные споры о формах и содержании нарождавшейся романтической литературы, соответствовавшей духовным запросам XIX века. Сравнительно небольшая группа поэтов и прозаиков во главе с Виктором Гюго объявила себя приверженцами нового направления во французской литературе. Прогрессивное течение романтизма выражало собой оппозицию передового французского общества феодально-дворянской реакции времён Реставрации.

Среди романтиков оказался и Александр Дюма, который первым добился большого успеха и полного признания своего драматургического таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор».

«Генрих III» — историческая драма, в которой автор развенчал культ монархической власти, была поставлена в 1829 году на сцене театра Французской Комедии. О значении этой драмы Андре Моруа писал:

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».

Д’Артаньян на постаменте памятника Дюма в 17-м округе Парижа

Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта, О.Тьерри, Ж.Мишле. Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри, который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, призванных стать подлинной историей страны.

Книга Дюма «Галлия и Франция» () свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он с ещё большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции XV—XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара», «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».

Произведения

Основная статья: Библиография Александра Дюма

Пьесы молодого Дюма, принёсшие ему славу в годы запоздалого вторжения романтизма на парижскую сцену, не отличались художественным совершенством, но он, как никто другой, владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы

Однако ещё при жизни автора пьесы вышли из моды и перестали ставиться.

Во второй четверти XIX века драмы Дюма успешно ставились за рубежом. Так, петербургские премьеры обычно следовали за парижскими с промежутком всего в несколько месяцев. В своих воспоминаниях А. М. Каратыгина писала: «14-го октября 1829 года играна на нашей сцене первая пиеса А. Дюма „Генрих III и его двор“. Герцога и герцогиню де Гиз играли муж мой и я; успех был колоссальный». Каратыгина также указывала на значение драматургии французского писателя для русского театра: «Эти пиесы произвели совершенный переворот на нашей сцене, на которой до тех пор господствовал классицизм, а с тех пор вытеснен был романтизмом».

Более долговечный успех сопутствовал романам Дюма, которые охватывают множество эпох и стран — от Римской империи времён Нерона («Актея») до современной ему России («Учитель фехтования» — роман о декабристах, запрещённый в николаевской России). Выделяются циклы произведений: о последних королях династии Валуа и их придворных, о мушкетёрах середины XVII века, о дворе Марии-Антуанетты (восемь книг), о наполеоновской Франции (не завершён). Романы Дюма переведены на множество языков и продолжают ссужать сюжетный материал для многочисленных адаптаций, включая кинематографические.

В 1840-е и 1850-е гг. Дюма работал в бешеном темпе. Поскольку платили ему построчно, каждый день из-под его пера выходило около 24 тысяч букв или 500 строк свежего текста. Новые главы появлялись по мере публикации предшествующих. Иногда у него в работе находилось одновременно несколько романов, которые печатались конкурирующими изданиями. Он писал не только о вещах относительно правдоподобных, но и откровенно фантастических (как, например, об оборотнях).

Экранизации произведений Дюма

См. также: Список экранизаций романов о трёх мушкетёрах

  • Три мушкетёра
  • Храбрец Д’Артаньян
  • Три мушкетёра
  • Три мушкетёра
  • Железная маска
  • Три мушкетёра — миледи
  • Три мушкетёра — подвески королевы
  • Загадка графа Монте-Кристо
  • Три мушкетёра
  • Три мушкетёра
  • Три мушкетёра
  • Три мушкетёра
  • Клинок Д’Артаньяна
  • Леди в железной маске
  • С клинком наготове
  • Граф Монте-Кристо
  • Тайны Версаля
  • Три мушкетёра
  • Королева Марго
  • Три мушкетёра
  • Три мушкетёра
  • Месть миледи
  • Железная маска
  • Сирано и Д’Артаньян
  • Графиня де Монсоро (сериал из 7 частей)
  • Жозеф Бальзамо (сериал из 7 частей)
  • Три мушкетёра
  • Три мушкетёра
  • Четверо против кардинала
  • Четыре мушкетёра: Месть миледи
  • Четыре мушкетёра Шарло
  • Граф Монте Кристо
  • Человек в железной маске
  • Д’Артаньян и три мушкетёра
  • Пятый мушкетёр
  • Корсиканские братья
  • Возвращение мушкетёров
  • Узник замка Иф
  • Мушкетёры двадцать лет спустя
  • Эротические приключения трёх мушкетёров
  • Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя
  • Три мушкетёра
  • Дочь д’Артаньяна
  • Круг мушкетёров
  • Королева Марго
  • – Королева Марго
  • Графиня де Монсоро
  • Человек в железной маске
  • Мушкетёр
  • Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини
  • Мушкетёры (в 3D)
  • Мушкетёры (телесериал)

Примечания

  1. ↑ Dumas, Alexandre // 1911 Encyclopædia Britannica
  2. Венгерова З. А. Дюма, Александр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Дюма, Александр // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  4. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 390.
  5. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 84—85
  6. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 114
  7. Он предложил привезти в Париж порох, которого недоставало. Дюма отправился в Суассон и потребовал у коменданта гарнизона виконта де Линьера передать порох революционерам. Линьер впоследствии утверждал, что ещё за несколько дней до приезда Дюма, он самостоятельно принял это решение. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 105
  8. Doumergue, Christian. Franc-Maçonnerie & histoire de France. Paris: Ed. de l’Opportun, 2016. P. 213.
  9. Дурылин С. Александр Дюма-отец и Россия // Литературное наследство . — М.: Журнально-газетное объединение, 1937. — Т. 31—32. — С. 491—562. — 1 028 с.
  10. А. Дюма. Путевые впечатления. В России. — Ладомир, 1993. — 1340 с. — ISBN 5-86218-038-9.
  11. Анна Краморова. . volgograd.ru (7 февраля 2011). Дата обращения 27 августа 2012.
  12. После читки «Марион Делорм» Гюго, Дюма сказал: «Ах, если б, в придачу к моему умению писать драмы, я бы ещё умел так писать стихи!» Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 130
  13. Каратыгин П. А. Записки. Под ред. Б. В. Казанского, т. II. — Л.: Academia, 1930. — С. 169—170.
  14. Simone Bertière. Dumas et les Mousquetaires. Le Livre de Poche, 2009. P.152.
  15. ↑ А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, ISBN 5-253-00560-9
  16. Мирекур сам предлагал Дюма сотрудничество, потерпев неудачу, жаловался в «Общество литераторов», требовал у Эмиля де Жирардена, чтобы «Ля Пресс» отказалась от публикации Дюма. Позднее самого де Мирекура обвинили в сокрытии имён соавторов: памфлет одного из «литературных негров» Рошфора «Торговый дом Эжен де Мирекур и Ко» вышел в 1857 году. См. А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 196—197
  17. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, с. 198
  18. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. — М.: Пресса, 1992, т. 2. с. 55—56
  19. Когда впоследствии Мерис переработал «Две Дианы» для сцены, публикацию пьесы предваряло письмо Дюма к автору, в котором он признавался, что даже не читал этого романа.

Биография

Знаменитый писатель родился в Виллер-Котре. Это небольшой городок, расположенный рядом с Парижем. Его отец был военным, а дед писателем, маркизом Дави де Ля Пайетри, богатейшим колониальным помещиком, который женился на женщине-негритянке, бывшей его рабыней. В возрасте 4-x лет, Дюма лишился своего отца.После несколько лет учёбы в обычной школе, Дюма начал работать в своем родном городе писцом у нотариуса. Потом Дюма уезжает в столицу, где друзья отца помогают ему устроиться в канцелярию герцога Орлеанского.Через три года Дюма выпускает, не имеющий какие-либо литературные достоинства, небольшой сборник рассказов, называющийся “Современные новеллы”.Наступает 1829 год, и он празднует первый успех. На сцене известного театра “Одеон” он поставил “Генрих III и его двор”. Это была его первая романтическая драма. В ней писатель обличал французский королевский двор XVI века во многих кровавых преступлениях. Революция, которая состоялась в июле 1830 г. не прошла мимо Дюма. Он берёт сторону оппозиции и протестует против Луи-Филиппа и его реакционного режима.1836 год во Франции знаменуется тем, что здесь появляются газеты. Чтобы привлечь читателей, они начинают печатать интересные произведения. В газете, называемой “Пресса”, писатель публикует свои произведения.Александр Дюма начинает работать, охватив огромный исторический период, от середины 15 века до середины 19 века. Первым выходит в свет произведение “Изабелла Баварская”, далее следует – “Асканио” (1840). Главный герой этого произведения итальянский ваятель Бенвенуто Челлини. В произведении описывается двор Франциска I. В 1840 году, Дюма пишет “Записки учителя фехтования, или 18 месяцев в Санкт-Петербурге”, что говорит об его интересе к России. Это произведение было посвящено жизни декабристов, но царская цензура запретила его публиковать в России. «Записки» на русском языке появились лишь спустя 85 лет.Дюма старший становится очень известным и популярным писателем. Затем он создаёт две знаменитые трилогии.В 1844 году появляется 1-ая часть – “Три мушкетера”, спустя год вторая – “20 лет спустя”, а в 1850 году заключительная третья книга – “Виконт де Бражелон, или 10 лет спустя”; В 1846 году выходит в свет и 1-ая часть другой трилогии – “Королева Марго” и 2-ая – “Мадам де Монсоро”, а спустя 2 года и последний роман этой трилогии – “45”.Кроме этих трилогий написаны еще в1845 году “Граф Монте-Кристо”, в 1846 году “Шевалье де Мезон-Руж” и “Две Дианы”.В 50-е годы XIX века Дюма оставляет романтику и создаёт несколько исторических романов, таких как: “Исаак Лакедем”, написанный в 1852 году, “Анж Питу”, написанный годом позже, “Графиня де Шарки”, написанный в 1855 году и “Парижские могикане”, увидевший свет в конце 50-х.Многие биографы, исследуя творчество Дюма, замечали одну интересную деталь. Все писали, что Дюма трудолюбив, что он умеет работать в любых, даже самых неблагоприятных условиях. И в тоже время отмечали, что он работал нерегулярно. Он мог несколько дней вообще ничего не делать, а потом сесть и работать по 15 и более часов в день. Дюма мог трудиться, даже тогда, когда приходили гости. Он разговаривал с посетителями, провожал их, а потом снова работал. Потом Дюма решил стать депутатом, но здесь его ждала неудача.В конце 50-х Дюма решает посетить Россию. Про это путешествие Дюма написал две книги (“В России” и “Кавказ”) в семи томах.Чуть позже, в Италии, Дюма знакомится с народным героем, генералом Гарибальди, боровшимся против господства Австрии, и даже сопровождает последнего в героическом и опасном походе на остров Сицилия. А потом становится директором (на короткое время) Неапольских музеев.Пруссия и Австрия начинают войну между собою, и в 1866 году, и писатель вдруг решает отправиться на фронт и начинает работать там военным корреспондентом. Последние годы своей яркой жизни известный писатель проводил в бедности. Только его дети, спасали его от нищеты.Александр Дюма скончался 06/12/1870 года в небольшом городке под названием Пюи. Его кончину не заметили, потому что Франции проиграла войну Пруссии и была оккупирована немецкими войсками.

Другие биографии:

Андрей Платонов Михаил Булгаков Владимир Набоков Сара Бернар Фредерик-Леметр

Дюма Википедия

Подробности
Категория: Дюма

Описание Дюма из Википедии

Дюма

Сенсорно-этический интроверт

  • Дихотомии Юнга: этика, сенсорика, интроверсия, иррациональность
  • Признаки Рейнина: демократия, уступчивость, предусмотрительность, эмотивизм, стратегия, динамика, негативизм, процесс, веселость, рассудительность, деклатимность.
  • Малые группы: квадра альфа, клуб социалов.

Описание по модели А

  • «Белая сенсорика» — программная функция. Человек простых житейских радостей. Умеет создавать комфорт и уют. Имеет кулинарные способности, вкусно и разнообразно готовить, при этом обычно не придерживается определённых рецептов. Обладает изысканным, утончённым вкусом. Заботлив, хорошо чувствует физическое состояние, недомогание или голод других людей. Склонен к физическому контакту с дорогими для него людьми, любит мягкие прикосновения.
  • «Чёрная этика» — творческая функция. Мягкий, улыбчивый, обаятельный человек. Постоянно демонстрирует игру настроения, склонен к мягким шуткам и добродушным подколкам, но бурные эмоции проявляет редко. Чувствует настроения людей, может утешить и успокоить расстроенного человека. Умеет развеселить людей, создать атмосферу праздника.
  • «Белая интуиция» — ролевая функция. Ведёт неторопливый, размеренный образ жизни. Не любит жёский график, всегда умеет рассчитать необходимое время, склонен к опозданиям. В незнакомой компании может производить впечатление мечтателя и романтика.
  • «Чёрная логика» — болевая функция. Его работоспособность сильно зависит от настроения и обстановки, ему бывает сложно заставить себя сделать необходимую работу, подвержен приступам лени. С трудом разбирается в работе механизмах, технологиях, бизнес-процессах, зато хорошо справляется с работой по обустройству, оформлению, дизайну. Организационные вопросы решает через других людей, склонен преувеличивать роль личных отношений и обаяния в деле. Ему сложно объективно оценить свой труд, спланировать расходы, нередко склонен к накопительству. Нуждается в тактичной помощи партнёра, способного легко и непринуждённо разрулить организационные проблемы.
  • «Чёрная интуиция» — суггестивная функция. Видит возможности и перспективы с трудом, сомневается в своих способностях, ориентируется в этом мире как бы на ощупь. Ценит людей, которые могут продемонстрировать ему целостную картину мира, многообразие возможностей, внушить уверенность в собственных способностях. С симпатией относится к необычным и неординарным людям, может завороженно слушать про новые идеи и теории.
  • «Белая логика» — активационная функция. Ценит в людях ум, эрудицию. Нередко изучает математику, языки, программирование, нередко держит в своей библиотеке научные книги. При правильном обучении способен хорошо усваивать и воспроизвводить информацию, но придумать что-то самому ему трудно.
  • «Чёрная сенсорика» — наблюдательная функция. Мягкий, неагрессивный, обычно уступчивый человек, не производит впечатление сильного и решительного. Не склонен к усилиям над собой, иногда может проявлять безволие и нежелание что-либо делать, нуждается в раскачивании. В конфликтной ситуации склонен отшутиться, уступить, уйти, однако если ситуация действительно опасная — может дать неожиданно резкий и сильный отпор.
  • «Белая этика» — демонстративная функция. Мягкий и неконфликтный человек, легко устанавливает отношения с людьми и сокращает дистанцию, быстро оказывается своим в новой компании. Легко может сгладить неловкость, не заметить этическую оплошность, не ставит партнёра в щекотливое положение. Не любит навязываться, добиваться внимания. Не склонен к выяснению отношений, если они бесперспективны — тихо сводит их на нет.
  • Вперёд >

Соавторы

См. также: Маке, Огюст

В конце 1830-х гг. французские газеты для увеличения числа подписчиков практиковали публикацию романов с продолжением. Дюма был одним из самых желанных писателей для издателей газет: его книги пользовались огромной популярностью, его имя привлекало массу читателей. Один из сотрудников Дюма, Жерар де Нерваль, познакомил его с малоизвестным литератором Огюстом Маке и под его влиянием Дюма решил обратиться к жанру историко-авантюрного романа, в котором реалии минувших эпох служат фоном для приключений героев. Дюма переделал пьесу Маке «Карнавальный вечер» («Батильда»), отвергнутую Антенором Жоли, и она была принята к постановке театром Ренессанс.

Дюма за работой (гравюра 1890-х гг.)

Молодой автор был в восторге от своего успеха и предложил Дюма проект романа из времен регентства «Добряк Бюва». Дюма участвовал в его переработке, в окончательном варианте роман получил название «Шевалье д’Арманталь». Он был принят к публикации газетой «Ле Сьекль» скупившей все будущие произведения Дюма. Однако против того, чтобы «Шевалье…» был подписан обоими авторами выступил редактор газеты, поэтому роман вышел как произведение Дюма. Вместе с Дюма Маке работал над «Тремя мушкетёрами», «Графом Монте-Кристо», «Королевой Марго», «Женской войной». Переписка Дюма и Маке свидетельствует, что вклад последнего в романы был значителен. Историк литературы Альбер Тибоде предлагал называть их Дюма-Маке, считая, что по примеру Эркмана-Шатриана, авторство романов должно обозначаться двойным именем.

Плодовитость Дюма вызывала изумление, а оглушительный успех его книг порождал зависть и многочисленных врагов. В 1845 году вышел памфлет Эжена де Мирекура «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», где автор не только обвинял Дюма в том, что он безжалостно эксплуатирует литературных негров, но и коснулся его частной жизни. Дюма подал на Мирекура в суд и выиграл процесс, однако ему не удалось пресечь распространение порочащих его слухов. В связи с выходом памфлета он просил Маке написать письмо, где тот отказывался от своих прав на переиздание книг, созданных вместе с Дюма. Маке, в частности, писал:

Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал, не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счётов» не было:

Помимо Маке, свои услуги предлагали Дюма маркиз де Шервиль и другие нуждающиеся литераторы. Так, «Две Дианы» и (частично) «Асканио» вышли из-под пера мало кому известного Поля Мёриса. Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, продолжает оставаться предметом дискуссий. В первую очередь Маке претендовал на соавторство «Трёх мушкетеров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более за ту сравнительно недолгую жизнь, что прожил Дюма.

Памятник в Париже (1883)

В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про его соавторство с Маке и начало их соперничества. О судьбе Маке также рассказано в бестселлере Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье».

Библиография Александра Дюма отца

Циклы произведений

Французская революция

1846-1848
Жозеф Бальзамо (Записки врача)
1849-1850
Ожерелье королевы
1853
Анж Питу
1853-1855
Графиня де Шарни
1845
Шевалье де Мезон-Руж

Историко-приключенческие романы

Актея
Ашборнский пастор
Блэк
Бог располагает!
Воды Экса
Габриель Ламбер
Голубка
Графиня Солсбери
Две королевы
Джованна Неаполитанская
Доктор Серван
Дон Бернардо де Суньига
Дочь маркиза
Женитьбы папаши Олифуса
Женская война
Замок Эпштейнов (Альбина)
Записки полицейского
Изабелла Баварская
Инженю
Исаак Лакедем
Исповедь маркизы
Исповедь фаворитки
История моих животных
Капитан Арена
Капитан Лажонкьер
Капитан Памфил
Капитан Поль
Карл Великий
Кателина
Княгиня Монако
Консьянс блаженный
Корсиканские братья
Красный сфинкс
Луиза Сан-Феличе
Мадам Лафарг
Мадам де Шамбле
Маркиза д’Эскоман
Могикане Парижа
Молодость мушкетёров
Монсеньер Гастон Феб
Мэтр Адам из Калабрии
Надежда умирает последней
Ночь во Флоренции
Огненный остров
Олимпия Клевская
Отон-лучник
Охотник на водоплавающую дичь
Папаша-горемыка
Парижане и провинциалы
Паскаль Бруно
Пипин Короткий
Пират
Полина
Последний платёж
Предводитель волков
Приглашение к вальсу
Приключения капитана Мариона
Принц отверженных
Прусский террор
Пьер де Жиак
Ричард Дарлингтон
Роман о Виолетте
Сальтеадор
Сесиль (Подвенечное платье)
Сильвандир
Сын каторжника
Таинственный доктор
Тысячи
Фернанда
Царица Сладострастия
Чёрный тюльпан
Эдуард III
Эмма Лионна
Яд ревности
Яков Безухий

О современности

Амори
Госпожа де Шамбле
Граф Монте-Кристо
Жорж
Катрин Блюм
Любовное приключение
Приключения Джона Дэвиса
Учитель фехтования

Исторические хроники

Галлия и Франция
Гарибальдийцы
Генрих IV
Дорога в Варенн
Драма 93-го года
Жанна д’Арк
Карл Смелый
Людовик XIII и Ришелье
Людовик XIV и его век
Людовиr XV и его двор
Людовик XVI и
революция
Медичи
Наполеон
Последний король французов
Регентство
Стюарты
Цезарь

Путевые впечатления

15 дней на Синае
«Быстрый», или Танжер, Алжир и Тунис
Валахия
Вила Пальмьери
В России
В Швейцарии
Год во Флоренции
Из Парижа в Кадис
Кавказ
Капитолийская арена
Корриколо
Прогулки по берегам Рейна
Сперонада
Счастливая Аравия
Юг Франции

Пьесы

Анжела
Антони
Воспитанницы Сен-Сирского дома
Генрих III и его двор
Калигула
Кин, или Гений и беспутство
Кристина
Лесничие
Мадемуазель де Бель-Иль
Мушкетёры
Наполеон Бонапарт, или Тридцать лет истории Франции
Нельская башня
Охота и любовь
Тереза

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector