Фильмография Сергей Эйзенштейн

Содержание

Фильм начинается с рассказа Эйзенштейна (текст за кадром — ) о том, как в феврале 1946 года он попал в больницу из-за проблем с сердцем. Врачи прописали постельный режим, и вынужденный отдых стал поводом для размышлений о времени и о себе. Однако, как признаётся режиссёр, понять что-то про собственную жизнь ему так и не удалось.

Далее идёт непрерывная череда воспоминаний и впечатлений, составленная из кадров фильмов Эйзенштейна и других режиссёров, работавших в чёрно-белом кино. Детство — это узнавание мира, в котором конные экипажи соседствуют с трамваями. Взяв в руки карандаш, понаблюдав за движениями юных балерин, будущий режиссёр осознал, что рисунок и танец «растут из одного лона». Преподнесённый родителями в жёлтый томик, рассказывающий о , был не просто зачитан до дыр — некоторые страницы долго не давали мальчику покоя.

Отдельная тема — отношения с отцом. Тот был архитектором по профессии и педантом — по образу жизни. Все его ботинки сортировались по группам: «чёрные», «старые», «изношенные». Время от времени папенька проводил ревизию в своём «ботиночном гараже» и менял данные в реестре обуви. Ребёнка угнетала эта скрупулёзность. Архитектурные работы также вызывали неприятие мальчика, который считал фантазии отца странными. Так, один из его проектов был связан с созданием водосточных желобов в виде молодых девушек. Не выдержав напора дождя, эти водотоки быстро разрушались. Поэтому вопросы о том, великолепны ли отцовские творения, вызывали в Сергее чувство глухого раздражения.

Кадр из фильма «Броненосец „Потёмкин“»

Одним из самых страшных впечатлений молодости режиссёр называет длинный хвост эшелона, движущегося по железнодорожным путям в годы . Поэтому, признаётся Эйзенштейн, из фильма в фильм у него кочует образ этого эшелона, который никто не может остановить.

В зрелые годы, сидя в президиуме на кинематографическом собрании, режиссёр задаёт себе вопрос о том, почему он должен скучать, выслушивая долгие речи чиновников. Ведь именно здесь, в этих павильонах, он когда-то воспитывал молодых энтузиастов, которые спорили, влюблялись, а однажды привели в зал живого верблюда.

Включённый в картину знаменитый кадр из фильма «», когда по лестнице катится коляска с младенцем, относится к числу последних воспоминаний режиссёра. Он уже не встаёт с постели, и в гаснущем сознании перемешиваются новогодние ёлки и дети в матросках, бегущие по той самой . Они прощально машут руками в камеру.

Здание теории кино

Не став архитектором, как того хотел отец, Эйзенштейн Сергей Михайлович, тем не менее, оставил после себя интересный схематичный рисунок дома, который определил как «Здание теории кино». Этот план можно считать универсальным. По нему не только удобно снимать кинофильмы, он также идеален для разработки планов развития киноискусства в целом.

Фундамент, на котором держится вся конструкция – метод диалектики, то есть разговор, взаимодействие, конфликт и согласованное сотрудничество. На метод водружена следующая плита – выразительность человека. Под этим определением подразумеваются те способы, какими человек выражает свои эмоции в социуме.

Выше, на плите «выразительность человека», стоят четыре колонны – пафос, мизанкадр, мизансцена и комическое. Эти колонны, точнее, факторы, в совокупности, посредством монтажа, создают необходимый образ, который воздействует на чувственное мышление человека. Всё это вместе является философией искусства, в нашем случае, кино. Дальнейшая работа над фильмом предполагает углублённое изучение социологии и техники. Это совершенно необходимо, так как задачи, стоящие перед кинематографом, постоянно расширяются, совершенствуется техника, увеличивается охват аудитории, повышаются стандарты качества. Венчает конструкцию флаг с надписью: «Метод кино».

Семья и родители

Сергей Эйзенштейн, личная жизнь которого во взрослом возрасте – тайна за семью печатями, как и многие из его знаменитых коллег и учителей собственной семьи не создал. Ни женой, ни детьми не обзавёлся. Сам он винил за это родителей, не давших ему правильного воспитания в данном вопросе. Сергей Эйзенштейн, фотография которого представлена ниже, запечатлён рядом с матерью и отцом в двух- или трёхлетнем возрасте.

После серьёзного скандала, случившегося в 1909 году, семейная жизнь родителей превратилась в постоянную череду скандалов и бурных выяснений отношений. Маленький Серёжа был вынужден выслушивать маменьку и папеньку, регулярно открывавших ему глаза друг на друга. Маменька говорила Сергею, что его отец – вор и негодяй, а отец, в свою очередь, сообщал, что мать его – продажная женщина. В конце концов, в 1912 году, когда Сергею было 11 лет, родители развелись и разъехались. По решению Священного Синода мальчик остался с отцом.

Брак родителей можно считать неравым. Мать, Юлия Ивановна Конецкая, происходила из богатой семьи. Её отец, представитель бедного городского сословия, приехал в Санкт-Петербург из Тихвина. Там занялся работами по подряду, скопил небольшой капитал и женился на дочери богатого купца. В скором времени открыл собственное дело – «Невское баржное пароходство».

Отец будущего режиссёра, Михаил Осипович Эйзенштейн, имел шведско-еврейские корни. Став мужем Юлии Ивановны Конецкой, он перевёз её в Ригу, где и родился их единственный сын Сергей.

Облик центральной части Риги во многом связан с деятельностью Михаила Эйзенштейна. Занимая пост главного архитектора города, он построил более пятидесяти прекрасных зданий в стиле модерн. Они до сих пор украшают столицу Латвии. Михаил Осипович отличался большим трудолюбием и хорошими деловыми качествами. Он сделал успешную карьеру, дослужившись до чина действительного статского советника. А это давало его детям право на потомственное дворянство.

Рисунки

Через 9 лет после смерти к к Эзенштейну пришла слава еще и рисовальщика. Первая персональная выставка графики состоялась в 1957 году в Центральном доме работников искусства. Из воспоминаний ассистента по монтажу Эсфирь Тобак “Пока я склеивала ацетоном подмотанные куски, Эйзен непрерывно рисовал. На чем угодно: на клочках обёрточной бумаги, на этикетках, которые надо было наклеивать на коробки с пленкой… К концу работы монтажная была завалена рисунками. Я сердилась и выбрасывала эти листочки в корзину…. Если бы я знала тогда, как они будут ценится…”. Искусствоведы характеризуют рисунки как крайне “театральные”, экспрессивные, неканонические, подчеркивающие метафору самого автора рисования как танца.

Перестройка мировоззрения

Эйзенштейн в самом начале своего большого турне где-то в Европе купил десятитомник Фрезера «Золотая ветвь». Именно из этой книги он почерпнул сведения о мировых религиях с древнейших времён до современности. Идея божества, как злака, умирающего и воскрешающегося, вызвала в нём мысль о цикличности всего в материальном мире.

Десять дней в Мексике открыли ему новый взгляд на общественные отношения в целом и на кинематограф в частности. Он увидел, что на сравнительно небольшой территории могут мирно соседствовать практически все исторические общественные уклады – первобытнообщинный, феодальный, капиталистический и даже социалистический.

Хочется заметить, что в Мексике до сих пор, уже более 70-ти лет, Эйзенштейн считается режиссёром номер один. Это неудивительно, ведь он наснимал там сюжетов на 80 000 метров плёнки. Это нравы местных жителей, их быт, национальные традиции, красоты ландшафта, природные катаклизмы и масса интереснейших подробностей и сведений из жизни латиноамериканцев.

Из-за сложностей с авторскими правами мы не имеем возможности увидеть весь этот материал, а жаль. В США по материалам Эйзенштейна компания «Парамаунт» смонтировала несколько фильмов, получивших грандиозный успех. Подробно о печальной эпопее с плёнками можно прочитать в журнале «Советский экран» за 1974 год, автор – Р. Юренев.

Вернувшись домой, Сергей Михайлович, совместно со сценаристом (а в недавнем прошлом чекистом) Александром Ржешевским принялся за работу над очередным фильмом. На этот раз о коллективизации – «Бежин луг». За основу взяли историю Павлика Морозова, который, по версии, придуманной самим Эйзенштейном, гибнет от руки собственного отца. В первом варианте крестьяне разоряют церковь, чтобы устроить в ней клуб. Во втором – крестьяне же пытаются спасти церковь от пожара. Фильм был запрещён по идеологическим соображениям, а плёнка смыта. Осталось несколько снимков с кадрами из фильма. Они поражают силой психологического воздействия на зрителя.

Судьба режиссёра висела на волоске. Он чудом избежал ареста, был отстранён от преподавательской работы во ВГИКе, но каким-то образом оправдался и получил возможность работать дальше, теперь уже над патриотическим фильмом «Александр Невский».

«Жил, задумывался, увлекался», – такую эпитафию хотел видеть молодой Сергей Михайлович на своём надгробии.

В конце жизни, после инфаркта, случившегося в 1946 году, Эйзенштейн, проанализировав свою судьбу, написал, что, похоже, всегда искал лишь одно – способ объединения и примирения конфликтующих сторон. Тех противоположностей, которые движут всеми процессами в мире. Поездка в Мексику показала ему, что объединение невозможно, однако – Сергей Михайлович отчётливо это увидел – их вполне реально научить мирному сосуществованию.

Сочинения

  • Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. 1926. № 35. С.10.
  • Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. 1926. № 34.
  • Иван Грозный . М.: Госкиноиздат, 1944. — 192 с.
  • Как я стал режиссёром. Рига: Госкиноиздат, 1946. — 340 с.:фотоилл.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. — 456 с.
  • Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. М.: АН СССР, 1960. Выпуск 4. — 424 с.
  • Эйзенштейн \ Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. М.: Искусство, 1961. — 226 с.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, 1964—1971.
    • Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. М., 1964. — 696 с.
    • Т.3: Теоретические исследования 1945—1948 гг. М., 1964. — 672 с.
    • Т.4: «Искусство мизансцены». М.: 1966. — 790 с.
    • Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы»; Критика и публицистика. М., 1968. — 600 с.
    • Т.6: Киносценарии. М., 1971. — 560 с.
  • То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин . Челябинск: Аркаим, 2004. С.401—412 (Серия «Антология тысячелетий») — ISBN 5-8029-0509-3
  • Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова // НЛО. 1993 № 4. C.5 — 19.
  • Эйзенштейн С. Мемуары. М.: Труд; Музей кино, 1997. Т.2: Автобиография; Обезьянья логика; Истинные пути изобретания; Профили. — 544 с. («Живая классика») — ISBN 5-88244-010-6
  • Театральные тетради С. М. Эйзенштейна («Заметки касательно театра» и другие записи). Публ., вст. ст., коммент. и текстология М. К. Ивановой и В. В. Иванова. При участии И. Ю. Зелениной//Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 /Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 190—279.
  • Теории новой антропологии актёра и статья С. Эйзенштейна и С. Третьякова «Выразительное движение». Публ., вст. ст. и примеч. А. С. Миляха // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 280—305.
  • С. Эйзенштейн — оперный режиссёр. К истории постановки «Валькирии». Публ., вст. текст и коммент. С. И. Савенко // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 310—326.
  • Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2000. — 592 с. — ISBN 0235-8212
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 495 с. — ISBN 0235-8212
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2002. — 688 с. — ISBN 5-901631-02-1
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, 2004. — 687 с — ISBN 5-901631-09-9
  • С. М. Эйзенштейн. «Интернациональный театр» / Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: АРТ, 2004. С.200-208; 537—539.
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2006. — 624 с — ISBN 5-901631-12-9
  • Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М.: Смысл, 2002. — 336 с — ISBN 5-89357-114-2
  • «Все великое просто» С. М. Эйзенштейн о театре. 1919—1923. Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Забродина // Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 437—505.

Мировые режиссёры об Эйзенштейне

Знаменитый режиссёр Михаил Ромм в своих воспоминаниях пишет, что своей профессии он учился по фильму Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»». Он был слушателем режиссёрских курсов и имел возможность работать в монтажной мастерской «Мосфильма». Михаил Ильич раз сорок пересмотрел знаменитый «Броненосец «Потёмкин»», тщательно проанализировал и изучил мизансцены, звуковое сопровождение, диалоги персонажей и разобрал систему монтажа кадров.

Альфред Хичкок считал себя учеником и последователем нашего великого режиссёра. Он не скрывал, что в своих работах использовал методы, придуманные Сергеем Михайловичем. Его знаменитый «саспиенс», то есть драматические паузы, нагнетение напряжённости, создание атмосферы тревожности – следствие использования приёмов Эйзенштейна, как-то: натуралистические подробности и заострение внимания на отдельных деталях, различные ракурсы, внезапно то уменьшающие, то увеличивающие объект, замедление и ускорение времени посредством ритмического монтажа кадров, звуковые эффекты, затемнение и так далее..

Критика

  • «Фильм Эйзенштейна „Иван Грозный“, который я увидел после Второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод её трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты». — Чарльз Чаплин о фильме «Иван Грозный».
  • «Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него». — Владимир Маяковский о фильме «Октябрь».
  • «Фильм одновременно становится и рассказом об истории, и её составной частью, в том смысле, что его монтаж, его раскадровка, его эстетика — это чистый продукт революционной системы как в показе революции, так и в экзальтированной манере этого показа». — Жан-Клод Конеса о фильме «Октябрь».
  • Критик Андре Базен в эссе “Эволюция киноязыка” отзывался о монтаже Эйзенштейна негативно. Он заявлял, что подобный монтаж не показывает зрителю событие, а указывает на него.

Ссылки

Алексе́й Октябри́нович Балаба́нов (25 февраля 1959, Свердловск — 18 мая 2013, Сестрорецк, Санкт-Петербург) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Обладатель премии «Ника» за режиссёрскую работу в картине «Про уродов и людей».

Алексе́й Ю́рьевич (Гео́ргиевич) Ге́рман (20 июля 1938 — 21 февраля 2013) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер; народный артист Российской Федерации (1994). Обладал характерной близкой к документальной манерой чёрно-белой съёмки художественных фильмов.

Олег Альбертович Ковалов (род. 20 сентября 1950, Ленинград) — киновед, историк кино, режиссёр, сценарист, актёр, педагог.

«Конце́рт для кры́сы» — российский фильм 1995 года режиссёра Олега Ковалова в жанре политического абсурда, снят по мотивам произведений Даниила Хармса.

«Ни́ка» — национальная кинематографическая премия, учреждённая Российской академией кинематографических искусств «Ника».

Победителям премии в каждой номинации вручаются статуэтки крылатой древнегреческой богини Ники (автор — скульптор Сергей Микульский).

Первая церемония вручения кинопремии «Ника» состоялась в декабре 1988 года в Центральном доме кинематографистов.

10-я церемония вручения наград национальной кинематографической премии «Ника» за заслуги в области российского кинематографа за 1996 год прошла в 1997 году в Центральном Доме кинематографистов.

Военная драма Сергея Бодрова старшего «Кавказский пленник», представленная на премию в семи номинациях, была удостоена шести наград: за лучший фильм, режиссуру, сценарий, работу звукорежиссёра и двух наград за лучшую мужскую роль (Сергей Бодров мл. и Олег Меньшиков).

«Остров мёртвых» — монтажный фильм российского режиссёра Олега Ковалова, снятый по мотивам одноимённой картины швейцарского художника Арнольда Бёклина в 1992 году.

Аудиовизуальная основа картины — российские немые игровые ленты начала XX века, хроника из собрания Госфильмофонда, уникальные работы пионера кукольной мультипликации Владислава Старевича, музыка классических композиторов XVIII—XX веков.

Фильм посвящён памяти выдающейся актрисы русского немого кино Веры Холодной.

На фестивале «Кинотавр» (1993) картина получила Гран-при в конкурсе «Авторское кино».

Премия «Ника» за лучший неигровой фильм вручается ежегодно Российской Академией кинематографических искусств. С 1988 по 1995 год вручались награды в категориях «Лучший документальный фильм» и Лучший научно-популярный фильм. С 1996 года объединены в общую категорию «Лучший неигровой фильм».

Кинокомпания «СТВ» — российская кинокомпания, основанная в 1992 году в Санкт-Петербурге. «СТВ» является успешной продюсерской компанией и имеет статус лидера российского кинопроизводства.

«Сады скорпиона» — сюрреалистическая комедия советского режиссёра Олега Ковалова.

«Тёмная ночь» — второй игровой фильм режиссёра Олега Ковалова, снятый в 2001 году с отсылками к раннему немецкому звуковому кино, в частности к фильму «М» (1931) Фрица Ланга.

Фильмы

  • (1991)
  • (1992)
  • (1995)
  • Сергей Эйзенштейн. Автобиография (1995)
  • Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия (1998)
  • (2001)
  • ФЭКС (2002)
  • Фридрих Эрмлер (2002)
  • Я боюсь (2004)
  • Выборг (2007)

Библиография

  • Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. . № 35. С. 10.
  • Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. . № 34.
  • Эйзенштейн С. М. Иван Грозный . М.: Госкиноиздат, . — 192 с.
  • Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссёром. Рига: Госкиноиздат, . — 340 с.: фотоилл.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. — 456 с.
  • Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. М.: АН СССР, . Выпуск 4. — 424 с.
  • Эйзенштейн \ Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. М.: Искусство, . — 226 с.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, —.
    • Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. М., . — 696 с.
    • Т.3: Теоретические исследования — гг. М., . — 672 с.
    • Т.4: «Искусство мизансцены». М.: . — 790 с.
    • Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы»; Критика и публицистика. М., . — 600 с.
    • Т.6: Киносценарии. М., . — 560 с.
  • То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин . Челябинск: Аркаим, . С. 401—412 (Серия «Антология тысячелетий») — ISBN 5-8029-0509-3
  • Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова // НЛО. № 4. С. 5—19.
  • Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 592 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.)
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 495 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.)
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 688 с. — ISBN 5-901631-02-1
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, . — 687 с — ISBN 5-901631-09-9
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 624 с — ISBN 5-901631-12-9
  • Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М.: Смысл, . — 336 с — ISBN 5-89357-114-2

Фильмография

Режиссёр

  1. 1923 — Дневник Глумова
  2. 1924 — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
  3. 1925 — Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)
  4. 1927 — Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)
  5. 1929 — Штурм Ля Сарраса/The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтагу и Гансом Рихтером)
  6. 1929 — Старое и новое («Генеральная линия»)
  7. 1930 — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
  8. 1931 — документальный фильм о Мексике «Землетрясение в Оахаке»
  9. 1931 — незаконченный фильм «Да здравствует Мексика!» (в 1979 году доработан Г.Александровым)
  10. 1933 — Эйзенштейн в Мексике/Eisenstein in Mexico (документальный)
  11. 1933 — Буря над Мехико
  12. 1934 — День смерти/Death Day (короткометражный)
  13. 1935—37 — Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)
  14. 1938 — Александр Невский
  15. 1940 — Время на Солнце/Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)
  16. 1941 — Мексиканская симфония/Mexican Symphony
  17. 1941 — Свободная земля/Land of Freedom
  18. 1941 — Идол надежды/Idol of Hope
  19. 1941 — Обретение креста/Conquering of Cross
  20. 1941 — Семена Свободы/Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)
  21. 1944 — Иван Грозный (1-я серия)
  22. 1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года
  23. 1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

Сценарист

  1. 1924 — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
  2. 1927 — Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)
  3. 1929 — Старое и новое («Генеральная линия»)
  4. 1935—1937 — Бежин луг
  5. 1938 — Александр Невский
  6. 1944 — Иван Грозный (1-я серия)
  7. 1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
  8. 1946 — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector