Александров Григорий Васильевич

После нескольких пластических операций возраст Орловой выдавали только руки

Последней триумфальной картиной Орловой и Александрова стала послевоенная «Весна». С 1947 года Любовь Петровна работала на сцене Театра имени Моссовета. В 1963 году в спектакле «Милый лжец», который поставил Александров, она сыграла роль Патрик Кэмпбелл, а в «Странной миссис Сэвидж» — миссис Сэвидж. Но вскоре В. П. Завадский отдал эту роль Вере Марецкой. Орлова постепенно сошла со сцены и сла вести тихую и размеренную жизнь пенсионерки. Все это время они с Александровым жили на той самой даче во Внукове. Среди московской богемы у них практически не было друзей. Наверное, поэтому и Новый год они предпочитали встречать вдвоем: за десять минут до боя курантов выходили из дома, поздравляли друг друга, целовались и долго молча стояли, держась за руки

А в начале 70-х Александров внезапно решил вернуться в кино и приступил к съемкам картины по собственному сценарию «Скворец и лира», в котором 70-летняя Орлова должна была играть 25-летнюю разведчицу. Действительно, несмотря на преклонный возраст, звезда советского кино выглядела потрясающе. Правда, секрет ее красоты был довольно прост — начиная с сорока лет Любовь Орлова с завидной регулярностью делала себе пластические операции. Говорят, не требовала вмешательства лишь не поддающаяся годам шея Орловой, остававшаяся, как в молодые годы, гладкой и упругой. Единственное, с чем не могла справиться даже пластика, — это руки Орловой, которые даже в молодости выглядели увядшими. Любовь Петровна всегда очень страдала по этому поводу и перепробовала массу самых различных средств. Но ничего не помогало. Рассказывают, что причиной их раннего старения было тяжелое детство актрисы: когда она жила у своей тетки в Воскресенске, ей приходилось возить на продажу молоко аж в Москву. Часто ранним зимним утром она волочила тяжеленные бидоны и обмораживала руки. Однако фильм постигла печальная участь — художественный совет киностудии не выпустил его на экраны. Вероятно, это и подкосило актрису окончательно. Вскоре она попала в Кунцевскую больницу с сильными болями — Орлова была уверена, что у нее камни в почках. Но диагноз оказался смертельным — рак поджелудочной железы. Врачи, обнаружившие метастазы, рассказали Григорию Васильевичу правду. А он попросил их ничего не говорить жене Но, очевидно, она все-таки чувствовала, что умирает, потому что начала метаться в поисках пьесы, с которой могла бы достойно уйти не только со сцены, но и из жизни 23 января 1975 года, в день рождения своего мужа, Любовь Петровна внезапно потеряла сознание. Ее отвезли все в ту же Кунцевскую больницу, где спустя три дня она и скончалась. Григорий Александрович пережил жену на восемь лет, успев за несколько месяцев до смерти снять документальный фильм «Любовь Орлова» и, очевидно, посчитал свою миссию на земле выполненной. Он умер 16 декабря 1983 года в возрасте 80 лет и похоронен рядом с Орловой на Новодевичьем кладбище.

Дача, стоившая Любови Петровне столько сил и здоровья, ныне продана. В их квартире на Большой Бронной находится офис иностранной фирмы. Единственный наследник Орловой и Александрова, внук Григория Васильевича от брака с первой женой, живет в Париже. От жизни великих людей не осталось на этой земле почти ничего — только фильмы. Да и те, к сожалению смотрят все реже. От огромной жизни, полной любви, огорчений, успехов, трудностей, творчества, поисков, не осталось почти ничего

«Facty i kommentarii «. 17-Август-2000. Человек и общество.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Назвать Орлову бабушкой приходило не мне в голову. Она была для божеством меня

— Как случилось, что вы попали в никогда

— Я Париж? не планировал уезжать из России, хотя имел всегда такую возможность, — рассказывает Григорий Моя.  — Александров мама часто бывала в Париже у подруги своей Ольги Алексеевой — внучки Станиславского и Льва правнучки Толстого. Как-то я поехал с мамой, увидеть хотел Париж таким, каким видел Григорий его Васильевич. В то время я уже чуть ли не знал наизусть дневники деда. Кстати, приехал на Северный парижский вокзал в тот же день, что и он, 29 разницей, с августа ровно в 60 лет. Тогда же познакомился моей с здесь будущей женой Милой. Это любовь была с первого взгляда. К тому времени уже Людмила несколько лет жила в Париже. Мы встречаться стали, потом я несколько раз приезжал к гости ней, затем остался во Франции навсегда.

— А знаменитой же со что дачей Александрова и Орловой во Внуково?

— Мы ее не Раз. продали в год я бываю в Москве и наведываюсь Там. туда все, как было во времена деда жизни и Любови Орловой.

— Вы не называли ее бабушкой?

— что, Нет вы! Мне такое даже в голову не Любовь! приходило Орлова — бабушка!.. Бабушка у меня одна была — мамина мама. Помню, впервые Орлову увидел в пятилетнем возрасте. Смотрел на нее, божество на как. Это было на даче во Внуково. жили Александровы очень обособленно: у них не устраивались застолья шумные, дед как будто все пребывал время в вымышленном мире. Любовь Орлова великой была труженицей — любила заниматься домом, даче. На рукодельничала до сих пор висят шторы, а на лежат столах скатерти, изготовленные ее руками. К тому же Петровна Любовь собирала цветное стекло и создавала из всякие него поделки. Никого к ним не подпускала.

— А вел кто хозяйство в их семье?

— Конечно, Любовь Дед. Петровна занимался творчеством, Орлова зарабатывала Снималась. деньги, ездила на гастроли, выступала с концертами. что, Знала надо купить в дом, где мебель какую расставить. Все, что было на дело, — даче рук Любови Петровны. Когда выделили деду этот участок земли (кстати, по распоряжению личному Сталина), он решил спроектировать дом усадьбу как в Калифорнии — только-только приехал из был и Голливуда под впечатлением от увиденного. Особой гордостью его стал огромный зал с камином. гости Редкие собирались за дубовым столом, сделанным по Мосфильме на «спецзаказу»&

Любовь Орлова стала второй Григория супругой Александрова. Первой его женой Ольга была Иванова, выступавшая в ансамбле «Синяя эдакой» — блуза смеси пролетарского искусства и эксцентрики. На представлений из одном они и познакомились. Затем поженились, двух в жили комнатах общей квартиры на втором особняка этаже, принадлежавшего когда-то генералу Апраксину. В году 1925 у них родился сын Дуглас, честь в названный американской звезды немого кино Фербенкса Дугласа. Через 29 лет в этом же доме внук родился Александрова Григорий.

— Григорий Александров вашей с расстался бабушкой из-за Любови Орловой?

— Нет, они когда развелись, дед не был знаком с Это. Орловой случилось сразу же после его Голливуда из приезда. Еще в Америке, переписываясь с женой, почувствовал дед, что в их отношениях что-то изменилось. вернулся Когда в Советский Союз, узнал, что у Ивановой Ольги роман с актером Борисом Тениным&

Биография, история жизни Александрова Григория Васильевича

Александров (настоящая фамилия – Мормоненко) Григорий Васильевич – советский актер и режиссер.Детство и юностьГригорий родился в Екатеринбурге 10 (по новому стилю – 23) января 1903 года. Его отец был горнорабочим. Сам Гриша начал работать еще в нежном возрасте 9 лет. Мальчик был рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем там же был реквизитором, электротехником и даже помощником режиссера.В 1917 году Гриша Мормоненко окончил музыкальную школу по классу скрипки в родном городе. В 1920 году Григорий, который практически с пеленок был окружен атмсоферой театра, окончил режиссерские курсы Рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губнаробразе.Трудовая деятельностьОсвоив профессию режиссера, Григорий Александров около года своей жизни посвятил гастролям по Уралу в составе фронтового театра 3-й армии Рабоче-крестьянской Красной армии. Позднее Александров стал инструктором отдела искусств губобразнадзора. В обязанности Григория вошли контроль за репертуаром местных кинотеатров, монтаж старых фильмов и их адаптация под новую идеологию. Спустя некоторое время Григорий Васильевич в компании своего старого знакомого Ивана Пырьева, с которым они когда-то организовывали самодеятельность в клубе ЧК Екатеринбурга, создал детский театр. Также Александров был одним из создателей клуба «ХЛАМ» (Художники – Литераторы – Артисты – Музыканты).В 1921 году Григорий по направлению от политотдела 3-й армии РККА едет на учебу в Москву. В период с 1921 по 1924 годы Александров был актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта. Там Григорий познакомился с Сергеем Эйзенштейном, с которым впоследствии плотно сотрудничал.С 1929 по 1932 годы Григорий Александров с Сергеем Эйзенштейном и Эдуард Тиссэ, оператором, ездили по городам Европы и США и обучались там искусству звукового кино. В 1930 году в Париже советские режиссеры выпустили двадцатиминутный фильм «Сентиментальный романс».По возвращении в Москву Григорий Васильевич по личному распоряжению Иосифа Сталина снял фильм «Интернационал», прославляющий политику вождя и его личность. В том же году Александров начал работать над картиной «Веселые ребята». В 1934 году музыкальная кинокомедия была готова к прокату, однако критика посчитала ленту недостаточно подходящей для советского зрителя. «Веселые ребята» попали под строжайший запрет. И если бы не старания Максима Горького, который лично устроил показ «Веселых ребят» для членом политбюро ЦК КПСС и Иосифа Виссарионовича, фильм так бы и канул в небытие.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иосифа СталинаСталинаСемьяЛюбовь ОрловаОрловойЛюбовь ОрловаСмерть
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Сыну Валерии четверть века

Юля Савичева спрашивает мнение фанатов о своем новом клипе

Сати рассказала об отношениях с родителями

Седокова дала обувные советы

Лена Темникова назвала дочку счастьем

Мот вспомнил университетские законы

Харламова загипнотизировала собака

Владимир Соловьев страдает от бессонницы

Полина Гагарина снова в «Голосе»

Сати Казанова рассказала об Италии, музеях и муже

Сергей Безруков наслаждается солнцем и вспоминает Есенина

Тимати о хип-хопе и возрасте

Фильмография

Две памятные монеты Банка России, посвящённые 100-летию со дня рождения С. М. Эйзенштейна. 2 рубля, серебро, 1998 год

Режиссёр

  1.  — Дневник Глумова
  2.  — Стачка («Чёртово гнездо», «История стачки»)
  3.  — Броненосец «Потёмкин» («1905 год»)
  4.  — Октябрь (название замысла: «Десять дней, которые потрясли мир»)
  5.  — Штурм Ля Сарраса / The Storming of La Sarraz (в соавторстве с Айвором Монтегю и Хансом Рихтером)
  6.  — Старое и новое («Генеральная линия»)
  7.  — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
  8.  — Землетрясение в Оахаке (документальный)
  9.  — Да здравствует Мексика! (не был завершён; в 1979 году доработан Г.Александровым)
  10.  — Эйзенштейн в Мексике / Eisenstein in Mexico (документальный)
  11.  — Буря над Мехико
  12.  — День смерти / Death Day (короткометражный)
  13. — — Бежин луг (уничтоженная картина, восстановлена в качестве фотофильма Н. И. Клейманом и С. И. Юткевичем)
  14.  — Александр Невский
  15.  — Время на Солнце / Time in The Sun (документальный; в соавторстве с Григорием Александровым)
  16.  — Мексиканская симфония / Mexican Symphony
  17.  — Свободная земля / Land of Freedom
  18.  — Идол надежды / Idol of Hope
  19.  — Обретение креста / Conquering of Cross
  20.  — Семена Свободы / Seeds of Freedom (в соавторстве с Гансом Бюргером)
  21.  — Иван Грозный (1-я серия)
  22.  — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»), в прокате с 1958 года
  23.  — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

Сценарист

  1.  — Стачка («Чертово гнездо», «История стачки»)
  2.  — Октябрь («Десять дней, которые потрясли мир»)
  3.  — Старое и новое («Генеральная линия»)
  4. — — Бежин луг
  5.  — Александр Невский
  6.  — Иван Грозный (1-я серия)
  7.  — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор»)
  8.  — Иван Грозный (неоконченный, 3-я серия)

Рисунки

Через 9 лет после смерти к к Эзенштейну пришла слава еще и рисовальщика. Первая персональная выставка графики состоялась в 1957 году в Центральном доме работников искусства. Из воспоминаний ассистента по монтажу Эсфирь Тобак «Пока я склеивала ацетоном подмотанные куски, Эйзен непрерывно рисовал. На чем угодно: на клочках обёрточной бумаги, на этикетках, которые надо было наклеивать на коробки с пленкой… К концу работы монтажная была завалена рисунками. Я сердилась и выбрасывала эти листочки в корзину…. Если бы я знала тогда, как они будут ценится…». Искусствоведы характеризуют рисунки как крайне «театральные», экспрессивные, неканонические, подчеркивающие метафору самого автора рисования как танца.

Происхождение

Отец, гражданский инженер Михаил Осипович Эйзенштейн (первоначально Айзенштейн) происходил из еврейской купеческой семьи Васильковского уезда Киевской губернии. Дед по материнской линии, Иван Иванович Конецкий, родился в городе Тихвине. По рассказам, пришёл в Петербург пешком. Там вступил в подряды, женился на купеческой дочери и открыл дело — «Невское баржное пароходство». После смерти Ивана Конецкого дело его приняла жена, Ираида Матвеевна. Конецкого похоронили в Александро-Невской лавре. Ираида жила в квартире на Старо-Невском проспекте с дочерью, Юлией Ивановной, которую выдали замуж за инженера, Михаила Осиповича Эйзенштейна. Впоследствии он стал рижским городским архитектором и дослужился до чина действительного статского советника, что давало право на потомственное дворянство для детей. Ираида Конецкая умерла от инсульта на паперти храма, молясь перед надвратной иконой. Михаил Эйзенштейн умер в Берлине, был похоронен на русском кладбище.

Библиография

  • Эйзенштейн С. Два черепа Александра Македонского // Новый зритель. . № 35. С. 10.
  • Эйзенштейн С. Нежданный стык // Жизнь искусства. . № 34.
  • Эйзенштейн С. М. Иван Грозный . М.: Госкиноиздат, . — 192 с.
  • Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссёром. Рига: Госкиноиздат, . — 340 с.: фотоилл.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956. — 456 с.
  • Эйзенштейн С. М. Динамический квадрат: Предложения в пользу новых пропорций экрана, выдвинутые в связи с вопросом о практической реализации «широкого» фильма // Вопросы киноискусства. М.: АН СССР, . Выпуск 4. — 424 с.
  • Эйзенштейн \ Eisenstein. Рисунки / Dessins / Drawings. М.: Искусство, . — 226 с.
  • Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. В 6-и томах. М.: Искусство, —.
    • Т.1: Автобиографические записки разных лет, замыслы. Краткая летопись жизни и деятельности, фильмография, библиография. М., . — 696 с.
    • Т.3: Теоретические исследования — гг. М., . — 672 с.
    • Т.4: «Искусство мизансцены». М.: . — 790 с.
    • Т.5: История и теория кино: «Проблема советского исторического фильма», «Диккенс, Гриффит и мы»; Критика и публицистика. М., . — 600 с.
    • Т.6: Киносценарии. М., . — 560 с.
  • То же в сб.: Великий и загадочный И-цзин . Челябинск: Аркаим, . С. 401—412 (Серия «Антология тысячелетий») — ISBN 5-8029-0509-3
  • Эйзенштейн С., Александров Г. Базар похоти: Сценарий на 9 частей Тараса Немчинова // НЛО. № 4. С. 5—19.
  • Эйзенштейн С. Монтаж. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 592 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.)
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 1: Grundproblem. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 495 с. — ISBN 0235-8212 (ошибоч.)
  • Эйзенштейн С. Метод. Том 2: Тайны мастеров. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 688 с. — ISBN 5-901631-02-1
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. М.: Эйзенштейн-центр, Музей кино, . — 687 с — ISBN 5-901631-09-9
  • Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей / Сост. Н.Клеймана. М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, . — 624 с — ISBN 5-901631-12-9
  • Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М.: Смысл, . — 336 с — ISBN 5-89357-114-2

Киновоплощения

1989 — «Pissoir» (Канада). В роли Пол Беттис / Paul Bettis
1989 — «Дежа вю». В роли Марек Вудковский.
1991 — «И возвращается ветер…». В роли Эйзенштейна — Владимир Валов
1996 — «Возвращение „Броненосца“». В роли ?
1996 — «Potemkin: The Runner’s Cut» (Англия). В роли Чарльз Дэнс / Charles Dance
1998 — «Histeria!». Серия «Russian Revolution». В роли Пол Рагг / Paul Rugg
2000 — Eisenstein (Канада-ФРГ). В роли Симон Мак-Берни / Simon McBurney.
2012 — El efecto K. El montador de Stalin (Испания)

В роли Энтони Сенен / Anthony Senen
2013 — «Курьерский особой важности». В роли Александр Бобров
2014 — «Escaping Riga» (Латвия)

В роли Михаилс Карасиковс.
2015 — «Эйзенштейн в Гуанахуато». В роли Эльмер Бек (англ.)русск..
2015 — «Орлова и Александров». В роли Виталий Хаев

Документальные фильмы

  • 1958 — «Сергей Эйзенштейн», Василий Катанян
  • 1990 — «Сергей Эйзенштейн: Уроки монтажа», В. Чубасов; учебный фильм по монтажу; по заказу Киевского Государственного института театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого
  • 1998 — «Дом мастера», Марианна Киреёва
  • 2006 — «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская болезнь», реж. Игорь Романовский

Спасибо Питеру Гринуэю

В 2015 году на экраны вышел фильм Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато». Эта картина вызвала неоднозначное отношение российских прокатчиков, однако Гринуэй утверждает: то, что до сих пор не снято ни одного фильма о замечательном режиссёре — большое упущение. Люди должны узнать, каким человеком был великий Сергей Эйзенштейн. Биография, личная жизнь режиссёра и его работа в кино требуют изучения и исследования. Он отнюдь не преследует цель опорочить гения. Напротив, он хочет показать, как изменилось мировоззрение талантливого человека после путешествия по странам, не скованным тоталитарным режимом. Ведь ни для кого не секрет, что после трёхлетнего изучения быта и нравов жителей Европы, США и Латинской Америки Сергей Михайлович кардинально поменял свой взгляд на цели и задачи советского кинематографа. В планах Гринуэя — второй фильм о нашем выдающемся соотечественнике, «Рукопожатие Эйзенштейна». На этот раз Гринуэй хочет показать жизнь великого режиссёра до поездки за пределы СССР.

Учителя

Своим духовным отцом Эйзенштейн Сергей Михайлович считал великого театрального режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Он его обожал и боготворил. Считается, что гений и злодейство в одном человека не уживаются, но Мейерхольд своей жизнью многократно опроверг данное утверждение. Сергей Михайлович Эйзенштейн, биография — тема нашего обзора, пишет о своём педагоге по театральной режиссуре так: Всеволод Эмильевич обладал уникальной способностью учить, не давая ученикам сколько-нибудь полезных знаний. Эйзенштейн вспоминает, что все режиссёрские секреты Мейерхольда, он увидел и постиг сразу, как только попал к нему на репетицию спектакля.

Едва заметив признаки таланта в каком-либо из учеников, Мейерхольд под тем или иным предлогом немедленно избавлялся от потенциального соперника. Действовал Всеволод Эмильевич обычно через женщин. Так он поступил и с Эйзенштейном.

Если Мейерхольд не желал делиться своими знаниями с учениками, то режиссер Сергей Эйзенштейн, напротив, всю свою жизнь и талант положил на создание универсальных законов кинематографии, которые он с полной откровенностью описал в своих трудах по искусству кино. Настольными книгами кинематографистов всего мира стали его «Искусство мизансцены», «Мизанкадр», «Монтаж», «Метод» и «Неравнодушная природа».

До встречи с Орловой Александрову приписывали гомосексуальные отношения с Сергеем Эйзенштейном

Они познакомились в 1933 году, когда вернувшийся из Соединенных Штатов Александров мечтал снять картину, абсолютно непохожую на то, что он делал до сих пор, а именно — музыкальную комедию. Оба перед этим успели побывать в браке: Орлова — за крупным партийным чиновником Андреем Берзиным, репрессированным в 1930 году по «делу Чаянова», Александров — на молодой актрисе, которая родила ему сына Василия, переименованного впоследствии в Дугласа (в честь знаменитого американского артиста Дугласа Фербенкса). Орловой, к тому же, приписывают романы с Михаилом Немировичем-Данченко (сыном прославленного режиссера) и неким австрийским бизнесменом, которым она увлекалась несколько месяцев, а Александрову — гомосексуальные отношения с Сергеем Эйзенштейном.

Но как бы там ни было, еще до их знакомства Александров, написав сценарий «Веселых ребят», приступил к поиску актеров. С исполнителем главной мужской роли определились сразу: Костю Потехина должен был сыграть солист Ленинградского мюзик-холла Леонид Утесов. А вот найти актрису на роль Анюты никак не удавалось. Существует несколько версий, как, собственно, познакомились Орлова и Александров. По одной из них, Любовь Петровну привел на съемочную площадку Леонид Утесов, к которому впоследствии Григорий Васильевич жену долго и напрасно ревновал. Согласно другой, художник Петр Вильямс посоветовал Александрову пойти в музыкальный театр при МХАТе, где в спектакле «Перикола» блистала тридцатилетняя Орлова. Он был покорен с первого взгляда, и судьба роли Анюты решена. В тот же вечер они познакомились, а на следующий день вместе пошли в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Л. В. Собинова. Позже Александров написал об этом вечере: «Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям». Что ему еще оставалось, если на его предложение сниматься она категорически ответила: «Нет».

Когда закончился банкет, они вышли на улицу и до утра бродили по Москве, Любовь Петровна рассказывала о себе Была весна, и, кто знает, возможно, именно эта романтическая ночь легла в основу одного из эпизодов будущего одноименного кинофильма. Тогда же она согласилась сниматься в «Веселых ребятах», а потом сказала: «Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?» Александров ответил: «В спорах рождается истина».

По третьей версии, идея знакомства принадлежала не Александрову, а Орловой. Она якобы пришла на студию и сама предложила себя на роль Анюты. Однако кинопробы Александрову категорически не понравились

И тогда оказалось, что Любовь Петровна не из тех, кто сдается на милость победителя — она тут же предприняла новую попытку привлечь внимание режиссера, воспользовавшись для этой цели услугами своей подруги — режиссера студии документальных фильмов Лидии Степановой (та хорошо знала Александрова). Все было разыграно по старому, как мир, сценарию: Степанова пригласила Александрова в гости «на чашку чаю», в то же время, разумеется, совершенно случайно, к ней зашла Орлова, а через некоторое время выяснилось, что хозяйке срочно нужно куда-то уйти

Они остались наедине. Что произошло между актрисой и режиссером в тот вечер, неизвестно, но уже через несколько дней Любовь Петровна была утверждена на роль Анюты.

Литература

  • Барт Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн // Как всегда — об авангарде. Антология французского театрального авангарда / Вступ. ст., сост., пер. и коммент. С. Исаева. — М.: ГИТИС, 1992. — ISBN 5-85717-009-5.
  • Забродин В. Эйзенштейн: попытка театра: Статьи и публикации. — М.: Эйзенштейн-центр, 2005. — 344 с. — ISBN 5-901631-15-3.
  • Забродин В. Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919—1948. — М.: Новое издательство, 2005. — 352 с. — ISBN 5-98379-022-6.
  • Театральные тетради С.М. Эйзенштейна («Заметки касательно театра» и другие записи) / Публ., вступит. текст, примеч. и текстология М.К. Ивановой и В.В. Иванова. При участии И.Ю. Зелениной // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: УРСС, 2000. С. 190-279.
  • Увлечен был очень и лихо трудился» Эйзенштейн С.М. Из дневников 1939–1941 годов (О постановке «Валькирии» Вагнера в Большом театре) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Забродина // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 7 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 487–558.
  • Платт К. М. Ф. Сергей Эйзенштейн: Конфликт // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 1. — С. 315—492. — 956 с. — ISBN 978-5-7525-2995-5.
  • Клейман Н. Л. Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино. — М.: Ad Marginem, 2017. — 320 с. — ISBN 978-5-91103-365-1.
  • Садуль Ж. Всеобщая история кино: Европа после первой мировой войны = Historie Gėnėrale Du Cinėma / Под ред. С. И. Юткевича. — М.: Искусство, 1982. — Т. 4 (первый полутом). — 528 с. — 25 000 экз.
  • Фернандес Д. Эйзенштейн. — Санкт-Петербург: ИНАПРЕСС, 1996. — 208 с. — ISBN 5-87135-011-9.
  • Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-902358-03-9,.
  • Шкловский В. Б. Эйзенштейн. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1976. — 328 с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз.
  • Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974. — 424 с. — 30 000 экз.
  • Marcadé Jean-Claude. S. M. Eisenstein: dessins secrets. — Seuil, 1999. — 183 p. — ISBN 202033612X, 978-2020336123.

Орлова ввела моду на подставные плечи и обтягивающие бедра юбки

Снимали «Веселых ребят» летом, в Гаграх. Именно там стремительно развивался их роман, который Александров, несмотря на присутствие в экспедиции жены и сына, ни от кого не скрывал. Говорят, за Орловой пытались ухаживать и другие члены съемочной группы, но она отдала предпочтение режиссеру. Сразу же после окончания съемок они поженились. С всесоюзного триумфа картины начался и многолетний триумф Орловой. Трудно назвать актрису, которая могла бы сравниться с ней по популярности. С ума от ее красоты сходили не только мужчины, но и стремящиеся во всем подражать звезде женщины. Последние — в прямом смысле этого слова. У психиатров этот диагноз получил название «синдром Орловой». Она была красива какой-то совершенно несоветской красотой и выглядела пришелицей с далекой планеты Голливуд. В ней воплотилась мечта наших людей о «красивой жизни». Он ввела в моду осветленные до белизны волосы, крутой перманент, подставные плечи и юбки, туго обтягивающие бедра. А белый, в облипочку, свитер, в котором героиня Орловой марширует в финале картины «Цирк», стал модным «хитом» нескольких сезонов. У нее учились ходить, сидеть, одеваться.

Все картины с участием Орловой были построены по простой схеме непременного торжества справедливости, когда вопреки всем законам жизни Золушка превращается в Принцессу. Законодателями моды Орлова и Александров стали и в области супружеских отношений — о них не было грязных сплетен, их брак был считался идеальным. Беспрецедентная ситуация: ни в одной картине героини Орловой ни с кем даже не целуются! Правда, многие говорили о том, что великая любовь Орловой и Александрова — не что иное, как легенда, которую они искусственно создали и столь же искусственно поддерживают. Оказывается, не только в наши весьма прагматические, но и в те далекие, вроде бы романтические, времена удивительным казалось, что супруги спят в разных комнатах и обращаются друг к другу исключительно на «вы» (кстати, здесь у них тоже было много подражателей), а Любовь Петровна ни разу в жизни не позволила себе появиться пред очи мужа без прически, косметики или, упаси Бог, в халате.

Блестящая карьера Орловой не в последней степени объясняется тем, что к актрисе восторженно относился Сталин, бывший поклонником всех ее картин — именно он после «Веселых ребят» распорядился присвоить актрисе-дебютантке звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и пригласил ее на прием в Кремль. Там Сталин выразил желание побеседовать с Орловой и, знакомясь, сказал: «Выполню любую вашу просьбу!» Обычно в таких случаях просили квартиры и звания, а Любовь Петровна сказала: «Шесть лет назад арестовали моего первого мужа — Андрея Берзина. Я ничего не знаю о его судьбе. Не могли бы вы помочь мне связаться с ним». Сталин помочь обещал. А через некоторое время Орлову вызвали на Лубянку, где сообщили, что ее бывший муж жив

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector