Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»

Урок литературного чтения в 4 классе на тему «Мороз, красный нос»

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»

Подготовка к восприятию

Первую станцию нашего исследования предлагаю назвать «Знакомство с писателем».

Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции?

Какую цель поставим для ее прохождения?

Для того, что бы узнать о ком мы сегодня будем говорить, вам необходимо разгадать кроссворд.

У вас на партах лежат карточки с кроссвордом (приложение 1) . Вопросы к нему вы можете увидеть на слайде. Если вы разгадаете весь кроссворд, то узнаете фамилию писателя, с чьим стихотворением мы сегодня будем знакомиться.

Если вы решили кроссворд, то поднимите руку, что бы я видела.

Времени на выполнение у вас всего 2 минуты. Можете приступать к работе.

Я вижу уже все закончили.

Что же за ключевое слово у вас получилось?

Николай Алексеевич Некрасов. Мы уже знакомились с биографией писателя, но сегодня немного повторим.

Великий русский поэт и издатель Н. А. Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в городе Немиров (современная Украина.) Детские годы Некрасов провел в имении своего отца в Ярославской губернии. В 17 лет молодой Некрасов поступил в Петербуржский университет и чтобы заработать на обучение и начал писать стихи.

С 1847 года по 1866 год поэт руководил популярным журналом «Современник», который основал А. С. Пушкин.

В 1868 году Н. А. Некрасов стал редактором журнала — «Отечественные записки», где много печатался сам.

Наибольшую известность поэту принесли такие произведения, как «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Русские женщины» и «Мороз, красный нос», стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы».

 Стихи Некрасова были посвящены в первую очередь жизни и страданиям простого народа. Некрасов впервые использовал в русской поэзии всё богатство народного языка и фольклора.

Умер поэт в 1878 году в возрасте 56 лет после тяжелой болезни.

А теперь обратите внимание на слайд. Внимательно рассмотрите портреты писателей и найдите портрет Николая Алексеевича Некрасова.

На каком же портрете изображен Николай Алексеевич Некрасов?

А теперь давайте рассмотрим его портрет повнимательнее. Что вы можете сказать о писателе?

Действительно, этот писатель задумчивый и мудрый. А если посмотреть на его сложенные руки, можно сделать вывод, что он немного скрытный.

Давайте подведем итог. Что особенного в жизни писателя и его творчестве. ( спросить 1-2 учеников)

— А мы с вами переходим к следующей станции, которая называется чтение стихотворения.

Какую же мы поставим перед собой цель перед прохождением этой станции?

Скажите, а можно ли по названию стихотворения понять о ком и о чем пойдет речь?

Давайте проверим.

Откройте учебник на 125 странице. Прочитайте название стихотворения.

Можно ли догадаться о чем здесь пойдет речь?

Ребята, а какие сказки о морозе вы знаете?

Каким Мороз был в этих сказках?

А можно ли по названию это стихотворения узнать, каким будет Мороз?

Хотелось ли бы вам узнать каким будет мороз в произведении Некрасова?

Давайте предположим, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова.

(Спросить ученика и вызвать к доске, что бы он записал)

В конце урока мы с вами проверим, правы ли мы были.

А как мы с вами сможем узнать, верны ли наши предположения?

Слушают учителя

Изучать биографию писателя

Познакомится с писателем

Решают кроссворд

Некрасов

Слушают учителя

На 3

Предлагают свои варианты

Он грустный, задумчивый

Делают выводы

Познакомиться со стихотворением Некрасова

Не всегда

Открывают учебники, читают названия стихотворения

О морозе.

Перечисляют сказки

Нет

Да

Называют качества, выходят к доске, записывают

Прочитав стихотворение, проанализировав его.

Словесный (слово учителя, беседа)

Практический (работа с карточками)

Личностные:

  • формирование умения проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
  • формирование умения интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Предметные:

формирование умения высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.

Регулятивные:

  • формирование умения высказывать свои предположения на основе изученного материала;
  • формирование умения формулировать тему и цель урока;

Коммуникативные:

  • формирование умения строить речевые высказывания;

Урок-конкурс по математики в 4 классе. Урок по литературному чтению на тему Н. А. Некрасов Мороз воевода

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»

С этим файлом связано 77 файл(ов). Среди них: zudesa_matem_konkurs.rar, zudesa_matem.rar, ust_jur_udiv_ryad.doc, ust_gurn_eko.doc, uror7.doc, urok_v_6.rar, urok_v_5_smesh_schis.rar, urok_mugestva.doc, urok_krov_i_krovenosnaja_sistema.

rar, urok_konkurs.doc и ещё 67 файл(а).
Показать все связанные файлы Открытый урокпо литературному чтениюна темуН.А. Некрасов «Мороз – воевода»З классУчитель Уразова Е.И.МОУ «СОШ» С.

ЧернавкаНоябрь, 2009 год

Цели урока: совершенствовать навык выразительного чтения,

продолжить работу над литературными терминами, учить детей рассуждать; расширять кругозор учащихся, развивать воображение, грамотную речь;

Оборудование: репродукции картин художников, посвященных зиме, музыка П.И. Чайковского «Времена года», белые листы, цветные карандаши, кроссворд.

I. Орг.момент.

Прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем и отвечаем,Ни минуты не теряем.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова«Славная осень!»Комментирование.

III. Актуализация знаний и постановка темы урока.

Без досок, без топоровЧерез речку мост готов.Мост – как синее стекло:Скользко, весело, светло. (лед)Как по небу с севераПлыла лебедь серая,Плыла лебедь сытая,Вниз кидала – сыпалаНа поля, озерушкиБелый пух да перышки. (снежная туча)Гуляю в поле,Летаю на воле,Вдоль построек пробегаю – Сугробы наметаю.

(метель)Он вошел – никто не видел,Он сказал – никто не слышал.Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (мороз)Что объединяет все эти отгадки?Правильно, все эти явления бывают зимой. Часто зиму называют волшебницей, чародейкой и наверное это не случайно. Именно зимой отмечается самый волшебный праздник «Новый год».

Зиме посвящены картины известных художников. (анализ картин). А вот как представил зиму известный композитор П.И Чайковский, закройте глаза и попытайтесь увидеть зимний пейзаж. (слушание музыки). И конечно многие поэты посвятили этой теме стихи. Сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение Н.А.

Некрасова, а точнее отрывок из поэмы «Мороз – красный нос» «Мороз – воевода»

IV. Работа по теме.

1)Чтение отрывка учителем.- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?- Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем?- Как называет автор Мороза?- Сколько в этом стихотворении строф?- Сколько строк в строфе?- Как называется такая строфа?

Физминутка

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.Во дворе у снежной бабыПобелел морковный нос.В речке стала вдруг водаНеподвижна и тверда.Вьюга злится,Снег кружится,Заметает все кругомБелоснежным серебром.2) Чтение стихотворения по строфам, разбор каждой строфы.

(1 и 2 – как понимаете эти строки, 3 и 4 – о чем идет речь здесь, 5 и 6 — как понимаете эти строки, до конца).

3) Словарная работа и защита проектов.Нам встретились незнакомые слова. Какие?- Кто же такой воевода? (защита проекта)- Какие еще встретились незнакомые слова? (работа со словариком с.130)Ребята, а как вы думаете, о какой реке идет речь?(Защита второго проекта.)Работа с вопросами с.130 №2,3, 5.4)Чтение про себя.-Какие приемы использует автор в этом стихотворении? Пример.Выразительное чтение стихотворения. — А сейчас давайте попробуем спроектировать царство Мороза. (Дети работают в парах: первая пара рисует владения Мороза; вторая – дворец; третья – само-го Мороза).

V.Повторение пройденного материала.

А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, посвященный творчеству Н.А. Некрасова.1. В каком полушубке был «мужичок с ноготок»?2. Как автор называет мороза?3. С чем сравнивает листья в стихотворении «Славная осень»?4.

Как называлось имение Некрасовых?5. Как звали деда, который помог зайцам?6. Как звали мальчика из стихотворения «Мужичок с ноготок»?7. Как мороз называет свои владения?8. Как называет Н.А.

осень?(Кроссворд начерчен на листах, по центру над-пись «Некрасов»)

VI. Итог.

— Чем занимались на уроке?-Какие темы в своем творчестве затрагивает Некрасов?- Что нового узнали?

VII. Д.з.

Страница 129 -130 выразительное чтение, р.т. страница 90 -91

Приложение

Нас заинтересовал вопрос: «Кто такой ВОЕВОДА»

Мы решили провести исследование и найти ответ на этот вопрос.

1.

На Руси воеводы как командиры княжеских дружин известны с 10 века. В Русском государстве 16-17 веков во время войны полковые воеводы назначались из среды родовитой знати в каждый полк.

Так же существовали городовые воеводы, которые назначались из представителей боярско – дворянской знати.

В 16 веке воеводы назначались только в отдаленные области, но в 17 веке стали назначаться во все области Российского государства.

Деятельность воевод была разнообразна: они контролировали, занимались судебным делом, являлись военачальниками.

В конце 17 века должности воевод были ликвидированы по указу Петра I.

Так же мы узнали, что одним из знаменитых воевод времен монголо – татарской войны был Евпатий Коловрат.

Евпатий Коловрат – рязанский боярин и воевода. В декабре 1327 года войско Батыя разорило Рязанское княжество и сожгло Рязань. Евпатий Коловрат в эти дни был в Чернигове.

Узнав о побоище, он собрал дружину в 1700 человек, догнал войско Батыя и вступил с ним в бой.

После этого Батый послал против Евпатия царевича Хостоврула, но Евпатий рассек его надвое. Затем побил еще несколько монгольских богатырей.

Силы монголов во много раз превосходили русских. Собравшиеся над телом Евпатия Коловрата монгольские ханы говорили: «Таких удальцов не видали… Ибо это люди крылатые и не имеющие страха смерти!»

По приказу Батыя тело отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили на волю.

2.

Нам стало интересно о какой реке говорится в стихотворении и какое значение она имеет для людей.

Мы узнали, что Николай Алексеевич Некрасов родился в семье небогатого помещика, а их имение Грешнево находилось неподалеку от Волги.

В древности ее называли Ра, а в средние века Итиль. Великая русская река — Волга. Волга — большая и полноводная река, самая крупная в Европе, ее длина — 3530 км.

Свое начало она берет в Тверской области и течет с севера на юг, а впадает в Каспийское море.

На Волге располагаются крупнейшие российские города, в том числе Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Не даром ее называют Волгой-матушкой. На протяжении веков она была кормилицей многих поволжских народов. С давних времен существовали торговые пути с верховьев Волги к Балтийскому морю, которые проходили по рекам. В 7 -10 веках Волжский путь был важной водной дорогой между странами Восточной Европы и Азии, это подтверждают найденные в его районе клады монет.

В 15 веке через Волжский путь осуществлялись торговые и культурные связи с Востоком.

Сколько существует преданий, сколько сложено песен о великой русской реке Волге!

Еще будучи ребенком, Николай Алексеевич горячо восхищался родной природой, красотой ее просторов. .

Здесь же зародились и любовь поэта к полям и лесам своей родины.

Поэтому мы считаем, что в этом стихотворении имеется в виду Волга.

перейти в каталог файлов

Николай Алексеевич Некрасов поэма «Мороз, Красный нос» отрывок. — презентация

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»

1 Николай Алексеевич Некрасов поэма «Мороз, Красный нос» отрывок

2 Прочитай ритмично. Вставь, пропущенное слово. Назови автора. Нам ли стать привыкать – Пусть … твой трещит: Наша русская кровь: На … горит! Улицей гуляет дедушка … Иней рассыпает по ветвям берёз. Ходит, бородою белою трясёт, Топает ногами, только треск идёт. Он теперь покоен – Всё кругом укрыто, И ему не страшен Злой …, сердитый.

3

4 Образ Мороза цветом тропы углубления в снеге вершины сосен вершины накрыты пушистым снегом льдины толстый лёд — тёмный цвет палица и дворцы волшебные — сверкают солнце сияет в бороде

5 1 2 3 Какой из Морозов созвучен образу представленному Некрасовым?

6 Лексическое значение слов Новые слова Словарная работа бор воевода дозор палица косматая покорны гнёт хвойный лес начальник войска обход для осмотра дубинка с утолщённым концом подчинены густая, торчащая тяжесть, груз

7 хозяин Воевода обходит владения свои 1-е четверостишье. Образ Мороза. 1-е четверостишье. Образ Мороза.

8 внимательный Глядит — … И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Глядит — … И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? 2-е четверостишье. Образ Мороза 2-е четверостишье. Образ Мороза чуткий заботливый участливый

9 любит красоту Пушисты ли … вершины, Красив ли узор … Пушисты ли … вершины, Красив ли узор … 3-е четверостишье. Образ Мороза 3-е четверостишье. Образ Мороза утончённый имеет изысканный вкус

10 важно, медленно Идёт — … шагает, трещит … Идёт — … шагает, трещит … 4-е четверостишье. Как движется Мороз? 4-е четверостишье. Как движется Мороз? Идёт размеренным шагом, переступает; Издаёт резкий звук от сломавшегося

11 Его любят. Яркое солнце играет … 4-е четверостишье. Как относятся к Морозу? 4-е четверостишье. Как относятся к Морозу? Резвится, развлекается, забавляется.

12 Пугающий, устрашающий Косматая борода 4-е четверостишье. Какой внешний вид Мороза? 4-е четверостишье. Какой внешний вид Мороза? Внушающий страх, боязнь.

13 Озорник. … палицей бьёт, … удалую, хвастливую песню поёт. … палицей бьёт, … удалую, хвастливую песню поёт. 5-е четверостишье. Как Мороз себя тешит и развлекает? 5-е четверостишье. Как Мороз себя тешит и развлекает? Выходящий из обычных норм поведения, шаловливый, игривый.

14 Внимательный. Строгий Образ Мороза. Любящий красоту Важный Озорной Смелый

15 Совпадает ли образ Мороза, сложенный у нас с образом в его песни? Покорны метели, снега и туманы. строгий Я царство своё убираю в алмазы, жемчуг, серебро … любящий красоту Реки надолго упрячу под лёд. Внешне устрашающий

16 Образ Мороза через интонацию. Неспешно. Гордо. Важно. Устрашающе. Строго.

17 Почему Мороза можно назвать зодчим, строителем, созидателем? Какими он богатствами владеет ? Дополни образа Мороза сам. Как покоряется Морозу природа? О каких «ледяных мостах» говорится в песенке? Какие мысли Н.А.Некрасова вы сумели прочитать?

18 Улучшить свою память Раскрыть образ Мороза через изобразительное искусство Показать интонацией, ритмом, темпом, громкостью образ Мороза Раскрыть образ Мороза своими высказываниями, суметь фантазировать и изложить свои мысли интересно — творчески. Выучить стихотворение наизусть Нарисовать Мороза Научиться выразительно читать Написать сочинение «Русский Мороз» дифференцированное

Скачать материал

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»

так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русской литературе

Конспект к уроку литературы «Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы. «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»

11.10.2015 4099 426 Сунчинянова Татьяна Владимировна

Цель:

— углубить знания учащихся о жанре поэмы в творчестве Н.А.Некрасова, дать представление о поэмах, познакомить с  образами-персонажами, определить идейно-тематическое своеобразие поэм;

— развивать мышление, память, речь, эстетическое восприятие;

— воспитать гражданственность, активную жизненную позицию; формировать эстетический вкус; приобщать к искусству слова.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности

Формы: коллективная, индивидуальная.
Методы:
словесный, наглядный, практический.

Приемы: аналитическая беседа, практическая работа.

Оборудование, наглядные пособия: учебник,  презентация

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ…

Н.А.Некрасов

1. Беседа

— Какое впечатление произвела на вас поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

— Что вам понравилось в этой поэме?

— Что вызвало непонимание?

— На какие особенности этого произведения вы обратили внимание?

— Зачитайте особенно понравившиеся отрывки. Объясните, что в них привлекло ваше внимание.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

Развитие жанра поэмы в творчестве Н.А.Некрасова

— В пореформенный период все мучительней становятся раздумья поэта о народной судьбе. Он создает целый ряд эпических полотен. Поэма «Коробейники» (1861) — это путешествие по всей русской земле с торговцами всякой всячиной. Поражает ее народный язык, насыщенный пословицами и поговорками, стилизованный иногда под народные песни: «Ой, полна, полна коробушка» и «Песня убогого странника».

Осенью 1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование «Современника», пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в соседнем Абакумцеве на могиле матери.

https://www.youtube.com/watch?v=ZNt_VBqWRrU

Итогом всех этих событий и переживаний явилась поэма «Рыцарь на час»- одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к родине.

Настроения героя поэмы оказались созвучными многим поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности, но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра или для революционного подвига.

Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда «со слезами в голосе». Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чернышевский, читая «Рыцаря на час», «не выдержал и разрыдался».

Польское восстание 1863 года, жестоко подавленное правительственными войсками, подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в его творческие возможности.

На страницах демократического журнала «Русское слово» стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости, невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в «Прологе» устами Волгина произнес горькие слова о «жалкой нации» — «снизу доверху все сплошь рабы».

В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и доброй надежды, — к поэме «Мороз, Красный нос».

Поэма «Мороз, Красный нос» (1863) во многом продолжала темы и идеи «Коробейников».

Трагедия, разыгравшаяся в крестьянской семье, — это для поэта символ катастрофичности народного бытия, и тем страшнее изображенное в поэме, чем значительнее выведенные в ней образы.

И умерший от непосильного труда Прокл, напоминающий в описании Некрасова былинного богатыря, и замерзнувшая Дарья — из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», — но даже их духовной и физической силы недостаточно, чтобы одолеть судьбу.

2. Анализ поэмы «Мороз, Красный нос»

— Кому посвящена поэма Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Поэма посвящена сестре поэта, Анне Алексеевне, и главный персонаж здесь тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая героиня Некрасова (с ней он сравнил свою Музу).

— Где впервые была опубликована поэма?

Впервые поэму опубликовал Достоевский в своем журнале «Время»- ему здесь дороги были та боль и надежда, с которой Некрасов писал о народе, и он чувствовал высокую художественную ценность этого произведения.

— Что нового внес Н.А.Некрасов в развитие крестьянской темы?

Конкретность бытописания и пафос высокой поэзии органически соединились в поэме, и такое сочетание было новым для крестьянской темы в литературе. Эпическая и лирическая линии развиваются параллельно, иногда переплетаясь. В бытовое описание событий первой части вторгается высокая тема «величавой славянки», красоты и нравственной силы крестьянской женщины.

Во второй части, с появлением Мороза, в бытовой сюжет входит сказочная фантастика. В то же время здесь, в думах героини о жизни, необычайно конкретно показан деревенский быт: все виды работ — пахота, сенокос, жатва, уборка огорода и др., постоянные беды народные — гибель скота, пожары, рекрутчина, смерть кормильца.

— Какое символическое значение приобретает образ Мороза в поэме? Чем он отличается от героя русской народной сказки «Морозко»?

Образ Мороза у Некрасова существенно отличается от героя русской сказки «Морозко». Он олицетворяет суровую природу, среди которой живет народ, таинственные, стихийные силы, становится символом «русской всегубящей зимы» (сравним: картины счастья в сне Дарьи -«жаркое лето»).

Но в то же время Мороз — чародей, волшебник. Он помогает Дарье отвлечься от мучительного бытия, приглашая в сказочно прекрасный мир. Он даже обращается в Проклушку, любимого мужа Дарьи, чтобы «зачаровать» ее.

— Какими показаны в поэме Прокл и Дарья?

Дарья и Прокл, их родители, дети, их жизнь в труде и заботах, умение быть счастливыми, а в горе сохранять стойкость и достоинство — все это передано Некрасовым с подкупающей правдивостью как характеристика лучших черт, которые можно увидеть в народной среде. Некрасову удалось предельно достоверно передать народное представление о любви — глубокой и целомудренной, о долге, семейном счастье.

— Какие фольклорные образы и мотивы встречаются в поэме?

Поэма насыщена фольклорными мотивами и образами. Тут песни, сказки, причитания, игры, поверья, приметы, обычаи. В поэтической речи — характерные сравнения, эпитеты («сокольим глазком», «шелковыми кудрями»), отрицательные сравнения («не ветер бушует над бором…»), параллелизмы.

которую так хотелось верить поэту.

— Как проявляется в поэме голос автора?

На протяжении всего повествования авторский голос сливается с голосами персонажей.

— Как показана смерть Дарьи?

Жалея свою героиню, автор дает ей успокоительную смерть посреди тихого, волшебно прекрасного леса, освещенного ярким зимним солнцем. Смерть Дарьи психологически очень достоверна, мотивирована вполне реально.

Измученная уходом за больным, похоронами, убитая горем, Дарья все последние дни была на пределе сил, почти не спала, крепилась перед родителями, детьми, односельчанами. И вот теперь одна в лесу, нарубив целый воз дров, выплакавшись вволю, ослабевшая, она прислонилась к сосне, и ее сморил смертельный сон.

Одновременно и реальный, и сказочный образ в конце — белка, роняющая на Дарью ком снега с вершины сосны.

Н. А. Некрасов «Мороз Воевода» урок литературного чтения в 3 классе (Школа 21 века)

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»

План-конспект урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода» 3 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: чтению, речевому высказыванию, моделированию, поиску справочного материала

Образовательная цель: обучение чтению, расширение понятийной базы (стихотворение, проблема, герой, идея, язык, интонации) за счет включения новых элементов

Формирование УУД:

Личностные действия: смыслообразование, нравственно-этическая и эстетическая ориентация

Регулятивные действия: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция, самоконтроль

Познавательные действия: совершенствование чтения, развитие логического мышления, постановка и решение проблем

Коммуникативные действия: обучение умению выражать мысли, устанавливать партнерские связи

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент (2 мин)

Мобилизация познавательных сил обучающихся при решении задачи

-Куда мы поместим известных нам литературных героев Морозко, Мороз-Красный Нос, Мороз Иванович, Дедушку Мороза?

Микроитог:

-Вижу, вы настроились на работу. Садитесь.

— Внимание на доску! Что видите?

-Какие возникают догадки?

-Конечно, нас ждет знакомство с новыми героями и произведением.

Установление соответствия иллюстрации-портрета героя и названия сказки, компоновка

Ответ: Пустое окно

Ответ: Может, это для нового героя?

Смыслообразование:преобразование текста в иллюстрированную таблицу

Целеполагание

Прогнозирование

II.Актуализация ранее приобретенных знаний (2 мин)

Логическая задача:

Действия с предметной наглядностью

-А если собрать всех героев вместе, что получится?

Слайд: виды русской зимы

-Кто догадался, о чем будем читать?

Обобщение:

Ответ: Парад Морозов, зима, Новый год, зимний мороз, на окнах узоры, на реках лед

Развитие логического мышления, воображения через межпредметные связи: — признаки зимы

III.Прогнозирование и постановка учебной задачи

(2 мин)

— Итак, сравните всех Морозов и скажите, какая возникает проблема

Ответ:

Выбор правильного ответа из ряда

книг

Ответ:

Раз люди погибают в морозную зиму, значит, их Мороз не защитил? Какой же он тогда?

Смыслообразование

Постановка и решение проблем

Прогнозирование

IV«Открытие нового знания»

Чтение учителем стихотворения

Целевая установка:

-Понаблюдать, похож ли Мороз–Воевода на сказочных героев: Мороза, Мороза Ивановича, Морозко?

Слушание

Наблюдение интонации, языка

Обдумывание проблемы

Целеполагание

1) Проверка первичного восприятия

— Я постаралась голосом передать характер Мороза-Воеводы. Похож ли он на сказочных героев?

Интеллектуальная атака

Высказывание мнений

Обучение умению выражать мысли в связи с текстом и жизненной позицией автора

2) Поэтапное решение проблемы

Чтение обучающимися стихотворения про себя

Цель:

-О чем говорит имя: Мороз-Воевода? Помочь разобраться в характере героя вам поможет справка из Словаря

Беседа

-Назовите, кто живет в стихотворении.

-А я голосом передала отношение к Морозу. Кто же еще за строками стихотворения?

-Прочитайте начало

-Где, по-вашему, были владенья Мороза-Воеводы? Нарисуйте иллюстрацию.

-Докажите, что он хозяин на земле.

-Некрасовский Мороз одет в крестьянскую одежду? Или в боярскую? Найдите в тексте, каков он.

Индивидуальное чтение

Поиск информации

Воевода, бор, дозор, казна, алмазы, жемчуг, серебро

Ответ: Мороз

Ответ: Автор

Ответ: Это вся природа, вся Россия

Ответ: «Богат я»

Развитие воображения

Обучение умению выражать мысли в соответствии с текстом

Нравственно-этическая ориентация

Прогнозирование

3)Включение нового знания в систему жизненных знаний

Слушание выступлений обучающихся

-Вспомните наши русские зимы. Как они даются людям, птицам.

-Чей рассказ вам показался интересным, поступок – правильным?

Как же вести себя зимой, чтобы не случилось беды?

Рассказывание обучающихся

Выработка инструкции

Нравственно-этическая ориентация

4) Самостоятельный анализ по эталону

-Прочитайте конец стихотворения

-Кто «прочитал» метафору, понял смысл?

« А все не скудеет (не уменьшается) добро…Я царство мое убираю в алмазы…»

Моделирование

Чтение текста

Обдумывание ситуаций

Поиск справки

Словесное рисование

Ответ: это о России, ее необыкновенной природе, очень красивой русской зиме

Совершенствование чтения, развитие логического мышления,

воображения,

связной речи

Нравственно-этическая ориентация

5) Включение нового знания в систему знаний

-Итак, для кого последнее окошко?

-Кого бы из Морозов вы выбрали в свои партнеры?

-Почему?

-Какие же противоречия возникают с приходом русской зимы?

Ответ: Красива русская зима, но холодно и голодно. И надо защитить себя, свою семью, птичек, деревья, чтобы все дожили до лета

Саморегуляция, Самоконтроль

V.Самоанализ, рефлексия

-Чему вас научило это стихотворение?

Быть ответственным

Готовиться заранее к зиме

Выбирать партнеров, добрых к людям

Помогать людям в беде

-Где это произведение тебе пригодится?

В доме

В лесу

В семье

На улице

-Каким голосом

можно передать настроение?

Преобразование текста высказывания в таблицу

Заполнение таблицы.

Обучение умению устанавливать партнерские связи

Самоконтроль

Саморегуляция

Нравственно-этическая ориентация

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе на тему: Н. А. Некрасов

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»5

МОУ Сергиевская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока

по литературному чтению

в 3 классе

на тему: Н.А. Некрасов

« Мороз –воевода» — отрывок

Учитель начальных классовГерасина О.А.

2008 – 2009 уч. г.

Тема урока: Н.А. Некрасов « Мороз – воевода»
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством Н.А. Некрасова, дать понятие о лирическом герое –сказочном и реальном, учить понимать значение эпитетов, сравнений, олицетворения и метафоры в стихах Н.Некрасова, развивать умения пользоваться толковым словарём, учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова, прививать любовь к поэтическому слову.

Оборудование: компьютерная презентация по теме « Творчество Н.А.Некрасова», DVD- диск с записью кинофильма « Морозко»,

портреты Н.А. Некрасова и П.И. Чайковского, аудиозапись: П.И.Чайковский « Январь» (из цикла « Времена года»),репродукции картин русских художников на тему: « Зима в лесу», толковые словари.

^ компьютер. мультимедийный проектор, DVD-плейер, магнитофон, телевизор.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Эмоциональный настрой и дыхательная гимнастика.
  • Ребята, сегодня у нас много гостей, посмотрим на них, улыбнёмся. Садитесь.Мы добры и спокойны. Выдохните неудачу. Вдохните свежесть прохладного морозного утра и настроимся на серьёзную работу.Какое сейчас время года?

    • Посмотрите, какой прекрасной она может быть.

    Фотографии и репродукции картин русских художниковпоказаны серебристыми, белыми, синими красками. Такие цвета создают образ зимы сказочной и загадочной.Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это чудесная и прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского из его альбома

    « Времена года». ( Портрет П.И. Чайковского)

    Послушайте, какой предстаёт зима в музыке этого композитора.

    ^

    Представьте, что на ваши ладошки медленно падают снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздуха. Сдуньте снежинки с правой ладошки, с левой ладошки, вместе. Стряхните снежинки. Сели правильно.Произнесите предложение, записанное на доске, делая ударение каждый раз на другом слове.

    С неба падают снежинки.

    Здесь на доске вы видите отрывки из стихотворений русских поэтов, посвящённых этому времени года.Прочитаем эти строчки с разной интонацией.

    • ^ Здравствуй, гостья –зима!

    Просим милости к намПесни севера петьПо полям и степям. ( И.

    Никитин)

    • С восхищением Под голубыми небесами

    Великолепными коврамиБлестя на солнце, снег лежит; ( А. Пушкин)

    • Таинственно Вот ветер, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл- и вот самаИдёт волшебница –зима. ( А.

    Пушкин)

    • Тревожно Вот как –то раз, ночной порой,

    Когда в лесу так тихо,Встречают волка под горойЗайчата и зайчиха. ( А. Барто)

    • С сожалением Мёрзнут лапки у синичек:

    Плохо им без рукавичек,Да и голодно в мороз…Я им семечек принёс. ( В.

    Поляков) Пусть со всех концовК вам слетятся, как домойСтайки на крыльцо. ( А. Прокофьев)С каким чувством поэты пишут о зиме?

    (Они удивляются, переживают, радуются и любуются красотой зимней природы.)

    Многие поэты воспевали в своих стихах красоту родной природы.Среди них и Н.А. Некрасов.Что вы знаете об этом поэте?Н.А.Некрасов родился в 1821 году 10 декабря и детство своё провёл в селе Грешнёво Ярославской области на Украине. После смерти поэта это село называется Некрасово.Это был человек добрый, независтливый, щедрый, нежадный, гостеприимный и совершенно простой.Некрасов – поэт –гражданин, которого очень волновали проблемы Родины и русского народа. Главная тема его творчества –тема народных страданий. Некоторые его стихотворения стали народными песнями. Например, « Коробушка».С особым чувством он писал о крестьянских детях. Добрыми спутниками детства стали насмешливый и лукавый дедушка Мазай, неуклюжий генерал Топтыгин, дедушка Яков, отдающий букварь крестьянской девочке, серьёзный мужичок с ноготок и, конечно, Мороз –воевода.Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н.А. Некрасова и прочитаем отрывок из его поэмы « Мороз, Красный нос»Мороз — воевода -так его называет поэт.Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова и прочитаем, что обозначает слово « воевода»

    ( Воевода – начальник войска в Древней Руси)

    А теперь послушаем это произведение. Чтение учителем.Проверка первичного восприятия.

    • Что вам понравилось в этом стихотворении?
    • (В лесу наступила зима, а у зимы есть хозяин –Мороз –воевода)
    • Что делает Мороз- воевода в лесу?
    • Какой это лес? Бор – хвойный лес.
    • Что в руках у Мороза? Палица.
    • Заглянем в словарь непонятных слов.
    • Словарная работа:

    Палица- тяжёлая дубинка с утолщённым концом, старинное оружие.

    Дозор – обход для осмотра или наблюдение, разведка или охрана.

    Владенья – земля и то, что на ней находится, чем управляют и держат в своей власти.

    Итак, Мороз – воевода обходит своё хозяйство, владения, осматривает его и охраняет.

    Физминутка

    На дворе у нас мороз Чтобы носик не замёрзНадо ножками потопатьИ ладошками похлопать.Руки вверх, ручки внизНа носочках подтянисьРучки ставим на бочокНа носочках скок –скок –скокА затем поприседаемНикогда не замёрзаем.Прочитать стихотворение про себя и разделить его на части.

    На сколько частей поделили?На какие 2 части можно разделить это стихотворение:Основная мысль 1части –шествие МорозаОсновная мысль 2 части– песня МорозаЧтение 1 части.Каким мы представляем Мороза? ( гордым, сильным, хозяином)А какой это хозяин: домовитый и заботливый или легкомысленный и беспечный?Что бы сделал Мороз, если бы увидел трещину или щель?Докажите словами из текста.

    Основной приём, который использовал Некрасов при создании этого стихотворения – олицетворение. Что это такое?

    ^

    Найдите в тексте олицетворение? Мороз обходит, глядит, идёт, трещит, шагает)Как надо читать первую часть? (бодро, но неторопливо)

    Чтение 1 части по строфам.

    Гимнастика для глаз

    Сидел со мной рядом за партой сосед

    Закрыл я глаза, и соседа уж нет.

    Теперь головою крути – не крути

    А в классе у нас никого не найти!

    Хотим, чтоб скорее учитель сказал:

    « Давайте, ребята, откроем глаза!»

    Как живётся Морозу –воеводе в зимнем лесу? ( Хорошо)Почему? ( Он поёт хвастливую песню)Чтение 2 части. Чем же хвастается Мороз? (Выборочное чтение)В чём заключается его богатство?Прочитайте последние 4 строчки.

    ^

    Казна – ценности, деньги

    Что такое казна?

    Что значит не скудеет добро?

    Действительно ли царство Мороза в алмазах, жемчугах и серебре?Что же это? ( искрящийся под зимним солнцем снег)Как называется этот литературный приём? ( метафора)Что это такое?

    ^

    Как надо прочитать 2 часть? (гордо, хвастливо)Чтение по частям и по ролям.А теперь откроем тетради на стр. 52 и выполним 1 задание.Кто же главный герой этого произведения?Какие поступки он совершает?Какой характер у героя? Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользуемся нашей памяткой.Откроем памятку «Персонаж»Найдите слова, которые помогут охарактеризовать нашего героя.

    Что о нём думает автор?Он очень любит своего героя, гордиться им.А вам нравится Мороз –воевода? Мороз –воевода рисуется как могучий волшебник: и добрый и сердитый одновременно.Просмотрим фрагмент из сказки «Морозко»Соответствует этот образ тому, который нарисовал Н.А.Некрасов?Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось, чтобы вы ответилина вопросы небольшого теста.

    Тест.

    А теперь проверьте свою работу. Приготовьте красные карандаши.Кто допустил 2 ошибки, поднимите руки , поставьте себе –3.Кто допустил 1 ошибку , поднимите руки, поставьте –4Кто же не допустил ни одной ошибки? Молодцы. Поставьте себе –5.Итак, поделимся впечатлением о нашем уроке.Внимание на доску.Закончите предложение

    Сегодня на уроке:

    ^
    Мне было интересно… (что?)

    Мне показалось трудно… (когда)

    Моё настроение от урока… (какое?)

    • А какое у вас настроение осталось от урока? Покажите символом.
    • Зачем нам был нужен этот урок?

    ( Продолжить знакомство с творчеством Н.А. Некрасова, учиться читать выразительно стихи, , послушать музыку П.И. Чайковского, обратить своё внимание на красоту родной русской природы)Сегодня через музыку, живопись, кино, поэзию мы постарались почувствовать красоту зимней природы.А дома вы выполните следующее домашнее задание: Если вы хотите выучить всё это стихотворение наизусть -возьмите себе красный кружок и положите в дневник.Если вы хотите выучить только первую часть, возьмите себе зелёный кружок и положите в дневник.Если вы хотите подготовить выразительное чтение, возьмите синий кружок и положите в дневник.Стр. 127 –127 ( наизусть)Стр. 127 128 ( наизусть отрывок 1 часть)Стр. 127-128 ( выразительно)

    А ещё при подготовке домашнего задания карандашом составьте партитуру , т.е. расставьте паузы и подчеркните ключевые слова.

    Урок окончен.

    Конспект урока по чтению. Тема: «Мороз, Красный нос» Н.А.Некрасов

    Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»

    Автор презентации: Потёмкина Елена Анатольевна

    8 класс Чтение

    Тема: Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».

    Цель: — познакомить учащихся с произведением Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», обобщить знания учащихся по биографии Н.А.Некрасова.

    — отрабатывать приёмы выразительного чтения, продолжать учить давать

    полные ответы, делать выводы.

    — воспитывать чувство уважения к женщине – труженице.

    Ход урока.

  • Организационный момент.

  • Вступительная беседа.

    • Вспомните, с творчеством какого поэта мы знакомимся, подумайте и скажите, о чём мы будем вести разговор сегодня на уроке?
    • Тема нашего урока… . Мы с вами познакомимся с содержанием произведения, будем учиться его выразительно читать, вспомним всё, что знаем о жизни автора этого произведения. На каждый поставленный мною вопрос прошу давать полные, ясные, чёткие ответы.
    • Николай Алексеевич Некрасов, кто это?
    • Современником каких писателей он был?
  • Проверка домашнего задания.

    • А сейчас представьте себе Некрасова ребёнком в селе Грешнёво Ярославской губернии. Проверим ваше домашнее задание.

    (Рассказ о детстве Некрасова)

    • Итак, какой вывод можно сделать о детстве поэта?

    (Детство было безбедное, но не всегда счастливое из-за грубости и жестокости отца. Отца Николай не любил, а мать любил очень сильно, т.к. она была добрая, всегда защищала детей и крепостных крестьян от гнева мужа.)

    • Какой следующий этап был в жизни Некрасова?

    (Рассказ об учёбе в гимназии.)

    • Какой вывод можно сделать?

    (Учился Некрасов легко, но без интереса. За время учёбы он полюбил книги, успешно окончил 5 классов.)

    • Расскажите о дальнейшей жизни поэта.

    (Рассказ о жизни в Петербурге.)

    • Сделайте вывод.
    • Итак, какое занятие постепенно становится основным в жизни поэта?
    • Вспомните, какие темы затрагивает Некрасов в своих произведениях?

    (1. С детства он видел несправедливость жизни. Наблюдал, как жесток крепостными его отец, видел бурлаков на Волге. Его ужаснула их участь. Он с детства понял, что надо как-то изменить эту несправедливость, что-то для этого надо сделать. Он старался своими стихами обратить внимание богатых на бедных людей, особенно на крепостных крестьян.)

    • Приведите пример такого стихотворения. («Несжатая полоса» — ученик читает стихотворение наизусть).
    • Какова вторая тема некрасовских стихов?

    (2. С детских лет он общался с крестьянскими детьми, несмотря на запреты отца. Он убегал с ними в лес, на Волгу, на большую дорогу, которая проходила недалеко от села. Там мальчишки знакомились с разными людьми, которые переходили из деревни в деревню,из города в город в поисках работы.)

    • Приведите пример стихотворения, в котором Некрасов пишет о крестьянских детях. (Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» — ученик читает стихотворение наизусть.)
    • Итак, сделайте вывод, о чём писал Некрасов?
  • Изучение нового материала.

  • — Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Но, прежде, чем я начну свой рассказ, прочитайте слова и объясните, как вы их понимаете.

    Кроткий человек

    Боготворить

    Увековечить

    Сочувствовать.

    Слово учителя. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом.

    Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др.

    Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей.

    Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.

    • Задание: Вы сейчас послушаете отрывок из этой поэмы, чуть больший, чем в учебнике, и ответите на вопрос: «Каких женщин воспевает поэт?»
    • Чтение отрывка учителем наизусть. Ответьте на мой вопрос.
    • С.114 Задание: Прочитайте отрывок, найдите слова, которые вызвали у вас затруднения в понимании. (Славянка, копна, воздаяние).
    • Объясните, как поняли выражения: «Труд ей несёт воздаяние», «Пройдёт – словно солнце осветит! Посмотрит – рублём подарит!».
    • Работа над выразительностью чтения.
    • Одна из целей нашего урока – учиться выразительно читать этот отрывок. Во время физкультминутки вы должны вспомнить, что значит, прочитать стихотворение выразительно.

    Физкультминутка.

    • Продолжение работы над выразительностью.
    • Что значит, прочитать стихотворение выразительно?
    • Вспомните, когда при чтении мы делаем паузу?
    • Какое слово в строчке мы должны выделить голосом?
    • Читаем по четверостишию, соблюдаем паузы, находим главные слова в каждой строке.
    • Прочитать весь отрывок, соблюдая паузы и логические ударения.
  • Первичное закрепление и анализ содержания.

    • Ответьте на вопросы на странице 116 №2,3,4.
    • Посмотрите на картинку на с.115. Найдите в стихотворении, которые подходят к этому рисунку.
    • Сделайте вывод, какие черты характера русских женщин воспевает Некрасов в своём стихотворении?

    — С творчеством какого поэта мы продолжали знакомиться?

    — Какой отрывок учились выразительно читать?

    — Какая третья тема в творчестве Н.А.Некрасова?

    — Почему он много писал о русских женщинах?

    Выразительное чтение стихотворения.

    Оценки за урок.

    Урок литературного чтения по теме «Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

    Конспект урока литературного чтения, 4 класс. некрасов «мороз, красный нос»7

    Урок литературного чтения по теме «Н.А.

    Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс
    Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением.
    Задачи:
    1.

    Обучающая:а) познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»

    б) обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

    2. Развивающая:

    а) развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)б) развивать и обогащать речь

    3. Воспитательная:

    а) воспитывать интерес к поэтической литературеб) воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской природе

    Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, аудиозапись, карточки.

    Тип урока: урок изучения новой темы.

    Вид урока: урок – исследование.

    Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

    Методы: структуры Сингапурского обучения, исследовательские.

    Формы обучения: фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.

    Ход урока.

    I. Приветствие. Создание ситуации успеха.

    — Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

    II. Проверка домашнего чтения

    Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка», ответы на вопросы.

    III. Постановка учебной задачи

    1. Подготовка к восприятию.- Отгадайте загадку:Он вошёл — никто не видел,Он сказал – никто не слышал,Дунул в окна и исчез,

    А на окнах вырос лес (мороз).

    — Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный)

    — Вам нравится морозная погода? Почему?

    (бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).

    Слайд №1.- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И , конечно же, поэты этой теме уделяли внимание. — Назовите русских поэтов, которые писали о зиме (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин, А.А.Фет и др.)

    КОНЭРС (распределение по разным углам в зависимости от выбранного ответа)

    Выберите карточку с фамилией известного поэта и вставайте в соответствующий угол. Образуйте пару. По моему сигналу в течение 10 секунд начинайте обсуждение: почему ты так думаешь? Первым начинает говорить ученик выше ростом.

    Прослушивание ответов.- Сегодня мы познакомимся ещё с одним русским поэтом, воспевавшим зиму.

    IV. Решение учебной задачи

    1. Сообщение учителя о Н.А.Некрасове. Слайд №2. Н.А.Некрасов — великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

    2. Сообщение темы урока.

    — Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз — воевода»

    3. Определение круга вопросов по тексту.

    Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

    Ответы детей:

    определим тему,

    — исследуем содержание, — представим главных героев, — картины, нарисованные автором ,

    — будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.

    4. Работа с текстом стихотворения

    Словарная работа. Слайды 4, 6

  • Первичное восприятие текста.
  • а) целевая установка- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания.

    б) чтение отрывка учителем.

    в) проверка восприятия

    — Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).

    — Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).

    Физминутка. КЛАССБИЛДИНГ ( повторение вслед за лидером движений под музыку)
    V. Формирование умений и навыков

  • Определение темы и жанра произведения.
  • (жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме Это произведение о зимней природе)
    Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Слайд 3.
    Работа с первой строфой

    а) целевая установка

    — Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

    б) чтение хором

    в) проверка восприятия

    — О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).

    Как он его называет? (Мороз-воевода).

    — Мороз-воевода, каким вы его себе представили?

    (мощным, сильным, суровым).

    — Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает

    — с ветром, бушующим над бором,

    — с шумом горных ручьёв

    — Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).

    г) Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения. Слайд №5.

    Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1.Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.

    Ну что, представили появление мороза? (ответы).

    Работа со второй и третьей строфами

    — Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

    2-ю строфу читают дети под №2, 3- ю — №3

    (чтение)

    — Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

    Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

    Найдите и зачитайте повторы.

    («и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

    Каким настроением проникнуты эти строки?

    (возвышенным, бодрым).

    Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм

    (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).

    работа с четвёртой и пятой строфами— Великолепен вид зимней природы.

    — Ребята, а можно услышать мороз? (да)

    — А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.

    (чтение с пометами).

    Услышали мороз? Что он делает?- Зачитайте слова, которые подчеркнули

    (идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).

    — О чём говорят эти слова?

    (Мороз показан как живой).

    Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

    — Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?

    (палицей)

    — Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).

    — Найдите в 1 строчке синонимы

    (идёт – шагает).

    — А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).

    — Какие слова говорят о его внешнем виде?

    (косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).

    Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.

    — Какую картину представили? (шествие мороза).

    — Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).

    — А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).

    — Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,

    3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).

    Не забываем о выразительном чтении (читают).

    Работа с 6 — 9 строфами

    — Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.

    — Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).

    — Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,

    — А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).

    — Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства — это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

    — Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

    Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.

    А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)

    VI. Закрепление.

    1. РАУНД ТЭЙБЛ (выполнение письменной работы по кругу на одном листе бумаги)

    — Командиры, возьмите лист со словом Мороз-воевода и напишите по кругу в группе по одному слову, которое характеризует главного героя стихотворения.

    Проверка. Слайд №8.

  • Тестирование (задания на карточках)
  • Н.А.Некрасов – это великий русский
  • А) писательБ) поэтВ) баснописец2. Жанр произведения «Не ветер бушует над бором…» -А) стихотворениеБ) рассказВ) басня3. Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» -А) осеньБ) летоВ) зима4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» -А) ветерБ) Мороз-воеводаВ) Дед Мороз5. Мороз-воевода в произведения «Не ветер бушует над бором…» -А) заботливыйБ) жадныйВ) жалкий3. Выразительное чтение отрывка детьми.

    А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).

    VII. Подведение итогов1. Рефлексия.- Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.- Тема произведения — …, — Жанр произведения — …- Главный герой — …- Автор рассказывает о …, — Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

  • Домашнее задание. Слайд №9
  • — Домашнее задание выберите по желанию: — выполнить рисунок Мороза-воеводы- сочинить о нём сказку- прочитать отрывок выразительно4. Выставление оценок.

    Использованные источники.

  • Учебник «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2005г., с.169-170, 220.
  • С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006г., с. 105-106.
  • М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985г., с. 35-41.
  • С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.
  • Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976г., с.55, 57, 59, 61.
  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа

    Алтайского района Алтайского края

    Из опыта работы

    учителя начальных классов

    Зверевой Ларисы Владимировны

    Слайд № 1Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри, гости! Сегодня я хочу рассказать вам о своих секретах профессионального мастерства.

    Слайд № 2, 3

    Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям.

    Слайд № 4

    В процессе модернизации современного образования главным в обучении младших школьников считаю не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Одной из актуальных проблем, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей школьников.

    Слайд № 5

    Поэтому темой своей методической работы я выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников». Именно в этом возрасте начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми обучающиеся будут пользоваться в дальнейшем.

    Слайд № 6

    Творчество проявляется в поисках новых активных форм обучения, в умении учителя или ученика связать изучаемый материал с жизнью. У учителей этот процесс характеризуется оригинальным и высокоэффективным решением педагогических, учебно-воспитательных задач, нешаблонностью мышления, умением грамотно излагать свои мысли, убеждать детей, находить слова, идущие от сердца.

    Целью своей педагогической деятельности ставлю необходимость научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя, своих близких и свою Родину.

    Слайд № 7

    Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

    Слайд № 8

    Считаю, что учитель должен придерживаться принципов, которые бы помогали ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполнен­ной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

    Слайд №9 

    Личностно-ориентированная, а также другие современные образовательные технологии, используемые мной в работе, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

    Слайд №10 

    У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

    Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон творческих заданий широк.

    Различные творческие задания своим ученикам я предлагаю на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо.

    Слайд №11

    На уроках русского языка и литературного чтения, начиная с первого года обучения в школе и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи, создают иллюстрации.

    На уроках математики предлагаю задания, направленные на развитие логического мышления, умения творчески подходить к решению возникающих проблем

    Слайд № 12

    Развитие творческих способностей продолжается и на уроках окружающего мира. Предлагаю творческие задания.На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих способностей обучающихся. На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает таланты.

    Слайд № 13

    Наша школьная жизнь очень разнообразна. Это экскурсии, праздники, викторины. А главное – это момент удивления и радости перед неизвестным в глазах детей. Сама я очень люблю различные виды творчества: петь, читать стихи, рукоделие, театральную деятельность. Являюсь классным руководителем 4-го класса и руководителем театральной студии «Школьная сказка».

    Фильм, фильм, фильм.

    Слайд № 14

    Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей даёт положительные результаты и позволяет сделать выводы:- возрастает интерес к изучаемым предметам;- повышается успеваемость;- речь детей обогащается новыми словами, расширяется словарный запас;- развиваются познавательные способности, наблюдательность, мышление, Воображение.

    Слайд № 15

    Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.

    Слайд № 16, 17

    Мне нравится открывать мальчишкам и девчонкам мир вокруг, учить дружить. Я радуюсь, что помогаю малышам, расти, вместе с родителями радуюсь успехам и переживаю неудачи.

    Моя задача – помочь каждому ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – свои способности, а может быть и талант. Мне нравится искать и пробовать, менять и творить. И в этом поиске ведущая роль моя, его первого учителя.

    Все видеть, все понять, все знать, все пережить,Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями,

    Все воспринять и снова воплотить.

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector