Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

Решение частных задач

Практический: Выразительное прочтение стихотворения

Словесный: строят речевые высказывания

Практический: Выразительное прочтение стихотворения

Словесный: учебный диалог

15 мин

— Прочитайте, кто автор следующего стихотворения.

– Внимательно послушайте стихотворение «А. Плещеева»

— О ком это стихотворении?

– Объясните значение слов (как вы их поняли):

Сени – прихожая в избе.

Краше – красивее.

Милей – больше всего нравится.

– Какое настроение передаёт автор? (Душевное, весеннее, солнечное, радостное и т.д.)

– Нравится ли весна поэту? (Да!)

– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну? ( … И весна милей, прощебечь с дороги нам привет скорей.)

— Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.

– Прочтите стихотворение выразительно. (2-4 человека)

-Продолжаем работать дальше!

Шорохом неслышным лепестков Жемчуг белоснежный распустился, Свежим нежным крохотным цветком 

Из-под снега к солнцу устремился. Что это?

— Какие первоцветы вы знаете? (Подснежник, Морозник, Эрантис, Примула, и др.)

— Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением А. Майкова, которое называется «Весна»

— Прочитайте на с. 66 стихотворение «Весна» самостоятельно.

– О каком растении рассказал поэт? (Подснежник)

— С каким чувством он пишет о первом цветке? (Ответы детей)

– Как автор называет этот цветок? (Голубенький, чистый,     цветок)

– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»? ( сквозистый снежок)

– Как вы понимаете значение этого слова?

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».

— Ребята, на прошлых уроках мы говорили о сказках, а сегодня на уроке мы говорим о стихотворениях.

– Кто скажет, чем отличается стихотворение от сказки? (Ответы детей/ сказка это воображаемые герои сказки , там есть чудеса , стихотворение это текст в котором есть ритм).

Читать фамилию автора

Слушать стихотворение
Объяснять значение слов

Отвечать на вопросы по стихотворению

Выразительно читать стихотворение

Отгадывать загадку

Самостоятельно читать стихотворение

Отвечать на вопросы

Объяснять значение слова

Находить отличия стихотворения от сказки.

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читать стихотворение

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

П: осознанно строить ответ в устной форме

П: осмысленно читать стихотворение

Конспект урока по литературному чтению «А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники» 1 класс

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

Учебник «Литературное чтение» 1 класс

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий

Тема: А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники»

Цель урока: организовать деятельность обучающихся для знакомства с произведениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники»

Оборудование: презентация к уроку, пьеса П. И. Чайковский «Подснежник», репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

II. Положительный настрой на урок

— Но я вам предлагаю выйти к доске. Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости. Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Эти улыбки вы дарите нашим гостям, мне и друг другу. Займите, пожалуйста, свои места.

— У нас замечательное настроение. Я вам предлагаю прочитать эти строки.

(Дети читают хором стихотворение за учителем) Слайд 1

— Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые. Какие ещё? Продолжите дальше (добрые, ласковые, поднимающие настроение).

— Сегодня мы продолжим работу, которую начали с вами на прошлом уроке. Давайте вспомним. Поиграем в игру «Доскажите словечко».

Читает ученик, хором досказать словечко. Слайд 2. Картинки о весне

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,-

Значит к нам пришла…

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит, к нам пришла…

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет –

Значит, к нам пришла…( Некрасова Л.)

— Так о чём мы читали произведения?

— А какое время года у нас сейчас? Докажите.

— Вот и весна пришла в наши края. Весна — это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.

— Как вы думаете, почему?

— С приходом весны у людей усиливается вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением.

— Вспомните, а как мы с вами встречали весну?

Слайд 3 . Видео, праздник Масленница

— Какое у нас было настроение?

— У вас на партах лежат карточки. Что на них написано?

— Расположите названия весенних месяцев в нужном порядке.

— Проверьте друг друга, как выполнили задание.

Взаимопроверка. Проверка на слайде.

Слайд 4. Один ученик работает на интерактивной доске, выставляет по порядку весенние месяцы.

— А теперь посмотрите на доску.

— Вы согласны?

— Назовём месяцы по порядку хором.

IV. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока

— Какие это месяцы?

— Чему будут посвящены произведения, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке? Вы догадались?

— Многие поэты с любовью и нежностью в стихах воспевали весну. Сегодня мы познакомимся с произведениями известных поэтов А. Майкова, Т. Белозёрова. 

Слайд 5. Портреты поэтов

— Вы хотите прочитать их произведения?

— Чему вы хотите научиться на уроке?

V. Погружение в тему

— Отгадайте загадку. Слайд 6. Читает ученик

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Слайд 7. Картинки нескольких цветов

— Назовите одним словом, что это.

— Назовите номера картинок, на которых изображены подснежники.

Слайд 8. Остались картинки нескольких подснежников

— Правильно. Подумайте, почему этот цветок так назвали?

— С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу, которая так и называется «Подснежник».

— Закройте глаза и вслушайтесь в музыку, нарисуйте картины в своём воображении.

Слайд 9. Звучит пьеса «Подснежник» П. Чайковского

— Что представили себе, слушая музыку?

— Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

— А я знаю, что вы дома вместе с родителями выполняли работу на тему «Весна», посмотрим.

Открыть доску. Выставка рисунков на тему «Весна. Первые цветы».

— Что вы изобразили?

— Чайковский показал приход весны музыкой, а вы чем?

— У нас получилась полянка весенних цветов. Вам нравится она?

VI. Работа над стихотворением А. Майкова «Весна»

1. Первичное чтение стихотворения А. Майкова «Весна»

— Строки, которые поместил Чайковский перед нотной записью вы найдёте в учебнике на стр. 66. (Стихотворение Аполлона Майкова «Весна»)

— Прочитайте название стихотворения.

— Кто автор?

— Аполлон Майков жил несколько десятков лет назад, но до сих пор в школе изучают его творчество.

— Прочитаем его стихотворение. Постарайтесь представить себе картину, описанную автором. 

Самостоятельное чтение шёпотом

2. Первичная беседа. Обмен впечатлениями

— Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Чем вам понравилось это стихотворение?

— Стихотворение, музыка души поэта.

— Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте свой выбор.

— Какие чувства возникли в вашем сердце?

(Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование. Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в стихотворении. Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов А. Майков написал такое красивое стихотворение)

— Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

3. Хоровое чтение

— Прочитаем стихотворение хором, передавая настроение автора.

4. Работа по содержанию. Анализ стихотворения

— Какие образы присутствуют в стихотворении? (Образы подснежника и снега.)

Какое слово помогает представить последний снежок? (Сквозистый.)

Слайд 10. Рыхлый снег

— Как вы понимаете это слово? (Рыхлый, неплотный)

VII. Физкультминутка

Первый класс внезапно ожил,

На подснежники он похожий.

— Представьте, что каждый из вас подснежник. Тянитесь к солнышку, пробивайтесь из-под снега (волнообразные движения руками вверх на носочках)

5. Продолжение работы

— Посмотрите за окно. А есть ли снег во дворе?

— Как думаете, какой он?

— А хотите сквозистый снежок потрогать?

(Дети подходят к учительскому столу, трогают снежок в пластмассовой коробочке)

— Какой снег на ощупь?

— А почему он такой?

(Солнце светит, проходит сквозь, и снежок подтаивает, становится рыхлым, неплотным, крупинками)

— Теперь вы согласитесь с мнением автора, что весенний снежок сквозистый? Мы с вами это доказали?

— А как вы думаете, легко ли подснежнику пробиваться сквозь такой снег?

— А что помогает ему появиться на свет?

— Старается подснежник нас обрадовать своей красотой. А вы чем должны радовать своих родителей, учителей и себя.

— Учёба – это нелёгкий труд и вы, как подснежники, пробиваетесь сквозь тернии к знаниям.

6. Выразительное чтение

— Прочитаем стихотворение выразительно.

— Постарайтесь при чтении передать чувства автора и свои, которые возникли у вас в душе. (Стихотворение читают 2-3 ученика)

VIII. Работа над стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники»

1. Первичное восприятие стихотворения Т. Белозёрова «Подснежники»

Чтение стихотворения Тимофея Белозёрова «Подснежники» учителем наизусть.

Слайд 11. Репродукция картины Васнецова «Снегурочка»

— Какое настроение возникло у вас?

— О чём говорится в этом стихотворении?

— Прочитайте стихотворение и найдите, какие образы создал автор в этом стихотворении?

Самостоятельное чтение стихотворения

— Какие образы создал автор в этом стихотворении?

— Что говорится о Снегурочке?

— Почему она плакала?

— Так с кем сравнивал автор тающий снег?

— С чем сравнивает поэт подснежники?

— Можно ли сравнить стихотворение со сказкой?

(Снегурочка — сказочный персонаж, произошло волшебство)

— Над этим стихотворением мы будем работать на следующем уроке.

2. Знакомство с Красной книгой

— Какой цветок заметили Майков и Белозёров?

— Если мы окажемся в весеннем лесу, мы все начнём собирать подснежники?

— Почему? 

Слайд 12. Красная книга

— Послушайте стихотворение. (Читает наизусть подготовленный ученик)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты! (Т. Собакин)

— Чему учит это стихотворение?

— Как нужно относиться к окружающей природе?

— Подснежник – редкое растение, многие виды его находятся на грани исчезновения. Поэтому оно и занесенное в Красную Книгу — это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений.

— С какими произведениями познакомились на уроке?

— Какого жанра эти произведения?

— О чём эти стихотворения?

— Посмотрите на свои подснежники. Найдите строки в стихах, которые бы вы поместили под своими рисунками.

— Какое стихотворение понравилось вам больше всего? Обоснуйте свой выбор.

— Захотелось ли вам его выучить наизусть?

X. Рефлексия. Самооценка

— Какое настроение было у вас в начале урока?

— Изменилось ли оно у вас? Покажите сигнальной карточкой

— Кто на уроке чувствовал себя уверенно?

— Кто немножко волновался?

— Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. С родителями сходите на прогулку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса.

Конспект урока по литературному чтению

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

Открытый урок.

Тема:«Красиво расскажем о природе словами известных поэтов и писателей.»

Тип урока: внеклассное чтение.

Дидактические цели:

1.​ Образовательные:

​ обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века

​ совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;

2.​ Развивающие:

​ создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);

​ развивать речь у детей, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;

​ обогащать словарный запас учащихся.

3.​ Воспитательные:

​ создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;

​ показать значимость нравственной категории «человечность»;

​ формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.

​ Формируемые УУД:

​ регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;

​ познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

​ коммуникативные — оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с музыкальным сопровождением, карточки для работы, портреты поэтов: И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, А.С.Пушкина, С.

А.Есенина, И.А.Бунина; книги русских поэтов; рисунки учащихся к произведениям русских поэтов; карточки со словами для речевой разминки; толковый словарь русского языка С.И Ожегова, смайлики для оценивания работы на уроке.

Организация рабочих мест: на столах карточки – задания, смайлики для оценивания работы; учебник «Литературное чтение» (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий)

Ход урока:

Сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. (дети приветствуют гостей)

Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо.

«Вы талантливые дети! Когда – ни будь вы сами приятно поразитесь, какие вы (умные), как хорошо умеете (работать), если будете постоянно перед собой , ставить новые (цели), стремиться к их достижению …..»

Ну, что приступим.

Итак, чтобы разговаривать надо выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы сейчас сделаем с вами речевую разминочку.

(Дети читают скороговорки).

У вас на партах есть скороговорки. Возьмите каждый свою скороговорку. Я даю вам по пол минутки, чтобы вы отработали её чтение чётко, понятно и быстро. Начинаем (дети в полголоса читают скороговорки).

Итак, какое у нас сегодня число (15). У кого номер 15 проговариваем скороговорку. А вы слушайте у кого лучше получается и к кому пойдёт в гости наш герой (мягкая игрушка) (на карточке написано число 7). Тот ребёнок у кого номер семь встаёт и читает следующий скороговорку). Кто лучше прочитал скороговорку к тому и пойдёт игрушка.

У вас на партах лежат строфы. Ваша задача сейчас прочитать эти строки с интонацией радости, восхищением ( дети читают 1 – 2 ребёнка).

Хорошо. Ну а теперь задание гораздо сложнее прочитайте эту строфу по японски(наоборот), читают 1 – 3 и выбирают кто лучше прочитал (тому достаётся другая игрушка). Отложите выполненные задания в сторону.

 Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

1.​ Возникновение проблемной ситуации.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

— Сегодня мы завершаем путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь». 

Давайте вспомним, что такое поэзия?

(Ответы детей: Стихотворное творчество; стихи, написанные поэтами)

— Прочитайте предложения.

Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.

— Замените слово «поэзия» словом красота. Прочитайте предложения.

— Что вы теперь скажете о поэзии?

2. Работа со словарем

— Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.

Известный педагог Василий Сухомлинский писал:

«Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».

3. Сообщение темы урока

— Какая проблема вытекает из этого высказывания? (Проблема человечности, красоты)

— Как вы думаете, можно ли её решить?

Кто нам её может помочь решить? (поэты)

— Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.

«Красиво расскажем о природе словами известных поэтов и писателей»

(портреты поэтов)

III. Постановка учебной задачи.

1.​ Цели и задачи урока

— Итак, сегодня мы вспомним стихи русских поэтов о природе, поговорим о средствах и приёмах лирического произведения, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине.

IV. Обобщение знаний.

1.​ Выявление познавательного интереса

— В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты, мы с вами станем богаче.

Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.

Сегодня на уроке мы вместе с поэтами, художниками и композиторами расскажем сказку о временах года.

— Музыка Свиридов «Метель». 

Текст №1

Сошлись как-то вместе четыре волшебника — живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; Сошлись и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живет, много чудесного на своем веку повидало, пусть и рассудит нас».Согласилось солнышко быть судьей. Принялись живописцы за дело.

Первой вызвалась написать картину Зимушка — Зима. «Только солнышко не должно глядеть на мою работу, — решила она. — Не должно видеть её, пока не закончу».

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день все разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

-Скажите, это стихотворение?

Почему? (рифма, интонация).

2. Выразительное чтение стихов наизусть

А какие у вас есть любимые стихи о зиме?

(дети читают стихи о зиме)

— Музыка П.И.Чайковский «Апрель»

Текст №2

Приступил к работе другой художник — Весна-Красна. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.

День за днём все наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала синие цветы подснежника, медуницы.

Все оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Первые пчелы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и на полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. Пусть Солнышко поглядит да порадуется, как все оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

— Каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене времен года.

Наступило самое долгожданное время года — весна.

-Какие чувства вызывал у вас этот текст ?

-Какие картины весны мы видим?

Чтение стихов учащимися о весне (наизусть)

V. Минутка отдыха. Музыка Чайковский «Апрель»

— Настала минутка отдыха.

Представьте, что вы часть природы, также летите, как снежинки, кружите, как листики и как дождик капаете по крышам.

 Музыка Чайковский «Июнь». Текст №3

3.Выявление читательского опыта.

Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую картину бы ему нарисовать, и решило: «Возьму- ка я краски попроще, да посочнее». Так и сделало. Сочной зеленью расписало лето весь лес; зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и озер Лето выбрало ярко-синюю. Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши.

В лесу под кустами рассадило много-много разных грибов. Весело зеленеют кусты. А до чего хороши на них ягодки — крупные, сладкие. А на сочных лугах затеяло Лето веселый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы. Зеленые копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки в саду: Хороша картина жаркого Лета! Можно её и Красному солнышку показывать.

-Послушаем стихи о лете (дети рассказывают стихи о лете)

-Какое настроение вызывают у вас эти стихи?

Музыка Чайковский «Октябрь».

Текст №4

— Для своей работы взяла Осень самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки.

Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба. Потянулись на небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток: Улетают птицы в теплые страны.

А звери по-своему, по-звериному, готовятся к холодам.

Спешит, торопится Осень, все новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пестрый убор листвы. Невеселая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна осень своей работой, можно и её Красному Солнышку показывать.

— Ребята, а у кого из поэтов осень была любимым временем года? (А.С.Пушкин)

— Как он её называл?(Унылая пора, очей очарованье…)

— Какие стихи об осени вы приготовили? (дети рассказывают стихи)

VI. Работа на карточках.

-Восстановить строки стихотворения поэта.

Кто автор этих строк?

(Проверка. Чтение четверостиший.)

VII. Рефлексия деятельности (итог урока).

1. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и товарища.

— Кто же выиграл в споре времён года?

Никто не выиграл в этом споре. Так и трудятся по очереди четыре волшебника- живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. И у каждого из них по-своему все хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: Белый сверкающий снег или пестрый ковер весенних цветов, сочная зелень Лета или желтые, золотистые краски Осени?

А может быть все хороши по-своему?

Если так, тогда волшебникам — живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черед. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

— Итак, каждый поэт рисует нам картины русской природы в её неизменной, но вечно новой смене года.

— Какую задачу ставили?

— Удалось решить поставленную задачу?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё? 

Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем ещё надо поработать?

( оценивание своей деятельности)

(оценки)

— Ребята, обратите внимание на выставку книг. Произведений русских поэтов о природе очень много. Я думаю, вы ещё не раз воспользуетесь лирическими произведениями и продолжите их чтение дома.

2. Работа со смайликами настроений.

— Покажите какое сейчас у вас настроение я хочу поблагодарить всех за хорошую работу.

РИФМА

ИНТОНАЦИЯ

ПОЭЗИЯ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА

Карточка- задание

Восстановите стихотворения поэта, вставляя подходящие эпитеты. Назовите автора этих строк?

1.​ Черёмуха ( …. ),

Развесившись, стоит,

А зелень ( )

На солнышке горит.

2.​ Загорелась зорька ( )

В небе ( )

Полоса явилась ( )

В своём блеске ( ).

Карточка- задание

Восстановите стихотворения поэта, вставляя подходящие эпитеты. Назовите автора этих строк?

1.​ Черёмуха ( …. ),

Развесившись, стоит,

А зелень ( )

На солнышке горит.

2.​ Загорелась зорька ( )

В небе ( )

Полоса явилась ( )

В своём блеске ( ).

Урок литературного чтения в 1 классе на тему: «Образы весны в стихотворениях А. Майкова, А. Плещеева»

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок литературного чтения в 1 классе на тему: «Образы весны в стихотворениях А.Майкова, А.Плещеева ».

УМК «Школа России».

Тема : А.Майков «Весна», Т.Белозеров «Подснежники».

Цели урока:

• образовательные: познакомить с творчеством А. Майкова, Т.Белозерова

учить анализировать лирические произведения; находить средства художественной выразительности с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к природе;

— учить выразительному чтению лирического произведения;

• развивающие: развивать и обогащать речь учащихся; внимание, творческое воображение через приём словесного рисования.

• воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской природе, бережное к ней отношение; интерес к живописи, музыке; самостоятельную творческую активность .

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Родная речь», автор Л. Ф. Климанова, алгоритм выразительного чтения, словарь настроений,

Ход урока.

1.Вхождение в урок.

-Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась.

Сядьте удобно и внимательно послушайте.

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно

Работаем старательно!

2.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

а)- Расшифруйте словосочетание: ВГРОЕДМАЯ.

— Что у вас получилось? ( ВРЕМЯ ГОДА)

— Как вы догадались? ( Читали через одну букву)

— А какое время года вы любите больше всего?

(Ответы учащихся.)

б) — Узнайте, о каком времени года сегодня на уроке пойдет речь? Отгадайте загадку:

С песенкой веселой,

С громким звоном ручейков,

К нам пришла с листвою,

С шумом птичьих .

(Ответы детей: весна.)

— Как догадались, по каким признакам узнали весну?

(Ответы детей: звон ручейков, листва, шумные голоса птиц.)

— Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

— Весна. Какая она? (нежная, радостная, звонкая.)

— Попробуйте показать выражением лица, своё весеннее настроение.

— Что за чудеса происходят весной?

(Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы).

— Что легче: представить весну, т. е. мысленно нарисовать картину или рассказать о ней?

— А кто из вас знает, с какое число по календарю считается началом весны?(21 марта – день весеннего равноденствия.)

3.Речевая разминка

-Прочитайте пословицы.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Апрель с водой, май с травой.

Весна — наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

(чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение)

-объясните смысл пословиц. Как вы их понимаете?

Ребята, а весна в гости приходит не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.( подснежник).

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с двумя стихотворениями о подснежниках и о весне.

5. работа по теме урока.

— откройте учебник на с.66. прочитайте кто автор стихотворения «Весна» ( А.Майков). с этим автором мы с вами уже познакомились на прошлом уроке, что вы про него запомнили?

А.Н. Майков родился в Москве.

Отец Майкова был известным художником. В богатом гостеприимном доме. Отец с удовольствием помогал сыновьям выпускать детский журнал «Подснежник», От занятий живописью, которой он всерьез увлекался, к этому времени пришлось отказаться из-за ухудшающегося зрения, зато поэзия захватывала его все больше.

Давайте послушаем его стихотворение.

— о каком растении рассказал нам автор?

— с каким чувством он пишет о первом цветке? ( с любовью, с нежностью)

— как он его называет? (голубенький, чистый).

Какое слово в стихотворении помогает представить последний снежок? (сквозистый)

-как вы понимаете значение этого слова?

Слайд

Прочтите стихотворение про себя.

Вслух несколько учеников.

-какое чувство у вас осталось после прочтения стихотворения?

Слайд

3.Знакомство со стихотворением Т. Белозерова «Подснежники».

  • Прочтите фамилию автора. Родился 1929 г. в Сибири. Он прежде всего поэт сибирской природы. Его стихотворения – это лирические сказки, волшебные и познавательные. Их основные герои – волшебные человечки, которые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир.
  • Как называется стихотворение?
  • Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

сне-гу-роч-ка — снегурочка про-во-жа-та-я — провожатая пе-чаль-на-я — печальная пла-ка-ла — плакала тро-га-я — трогая сне-гу-роч-ки-ны — снегурочкины.

  • Прочтите стихотворение вслух по.
  • Вслух, выразительно (несколько учеников),
  • Удалось ли передать настроение поэта? Чьечтение особенно понравилось и чем?
  • О чем это стихотворение? Об уходе зимы
  • Какое настроение оно создает?
  • С какой интонацией надо его читать?
  • Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.
  • С чем автор сравнивает первые весенние цветы?
  • Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
  • Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.

в) Работа над поговоркой:

  • Прочтите пословицу и объясните ее значение:

Весна да осень — на дню погод восемь.

  • 6. Подведение итога урока.
  • Как называется третий раздел учебника?
  • Стихотворения каких авторов вы прочитали?
  • Какое стихотворение понравилось больше? Почему?

-С какими произведениями мы сегодня познакомились?

— Назовите авторов.

— Какое стихотворение больше всего запомнилось?

— К какому стихотворению хотелось бы выполнить иллюстрацию?

Урок литературного чтения в 1 классе по теме»Зима в стихах русских поэтов.»

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Зима в стихах русских поэтов. Ю.Коваль «Метели», И.Суриков «Зима»

Класс 1

Подготовила: Кирмасова Галина Алексеевна,

учитель начальных классов

средней общеобразовательной

школы № 39 ОАО «РЖД»

г. Россошь Воронежской области

Тема: Зима в стихах русских поэтов. Ю.Коваль «Метели», И.Суриков «Зима»

Цель: с помощью путешествия в мир образа воспитывать у ребенка желание познавать прекрасное; чувствовать красоту и по-новому открывать в себе читателя, слушателя.

Задачи:

1.Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа стихотворного текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2.Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3.Развитие устной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4.Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Оборудование: портреты поэтов: Ю.Коваль, И.З.Суриков,

выставка детских книг со стихами Ю.Коваля и И.З.Сурикова,

репродукции картин: В. Д. Поленов « Зима», Н. В. Мещерин « Сосенки под снегом»,

мультимедийный проектор для презентации,

учебники,

снежинки – подарки от Деда Мороза.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Здравствуйте, ребята!

Встали все у парт красиво,  Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем

Урок литературного чтения начнем.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

— Какие времена года вы знаете?

— Назовите зимние месяцы?

-Прочитаем пословицы о зиме. (Слайд 2.)

В зимний холод всякий молод.

Зимой солнце светит, да не греет.

(Разбираем значение каждой пословицы.)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

На какую тему мы сегодня будем с вами разговаривать, вы сейчас определите сами. Но для этого нужно выполнить задания:

— Отгадайте загадку, произнесите слово – отгадку и определите первый звук этого слова.

а) Эта книга не простая, 
По ней буквы изучаю. (Азбука)  (Слайд 3.)

б) Не колючий, светло-синий 
По кустам развешан …  (иней) (Слайд 4.)

в) Какой это мастер На стёкла нанёс И листья, и травы

И заросли роз? (мороз) (Слайд 5.)

г) На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская …. (Зима) (Слайд 6.)

— Подумайте, какое слово лишнее? -Почему?

-Какое слово получится из первых букв слов — отгадок? (Зима) (Слайд 7.)

— Определите тему нашего сегодняшнего разговора на уроке.

Сегодня мы будем говорить на уроке о зиме стихами русских поэтов.

Дайте характеристику буквам которые обозначают первый звук.

Природа в стихах русских поэтов. Урок литературы в 7 классе Учитель Тетерина Людмила Николаевна. — презентация

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

1 Природа в стихах русских поэтов

2 Урок литературы в 7 классе Учитель Тетерина Людмила Николаевна

3 ЦЕЛИ: 1. Познакомить с некоторыми стихотворениями о природе русских поэтов. 2. Дать представление об особенностях пейзажной лирики. 3. Учить понимать внутренний смысл поэтического произведения. 4. Воспитывать потребность в чтении стихов.

4 Прочитайте стихотворения о природе на страницах учебника Каким настроением проникнуто каждое из них? 2. Чем привлекает поэтов природа? 3. Что означают в поэзии времена года? С чем они связаны в сознании поэтов? (см. стр. 266) 4. Какое из стихотворений наиболее близко вашему настроению?

5 Русских поэтов всегда привлекала родная природа, пленяющая и трогающая милой прелестью летнего дня, морозным осенним воздухом, белой бескрайней пустыней снегов, журчащими весенними ручьями. Она дорога каждому большому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много внутренней красоты, раздолья, спокойствия, степенности и величия. Природа возвышала и призывала забыть перед ее лицом о всякой суете и эгоизме. ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

6 Узнайте автора 1. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье В багрец и золото одетые леса. 2. Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. 3. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

7 Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

8 Проверьте себя 1. Ф. И. Тютчев 2. Н. А. Некрасов 3.М. Ю. Лермонтов 4. С. А. Есенин 5. А. А. Фет 6. А. Н. Майков

9 Прочитайте стихотворение Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где- то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. С. Есенин

10 Подумайте 1.Какая картина открывается поэту и вам? 2.Что происходит в природе? 3.Какие чувства переживает поэт? 4.Как эти чувства передаются? 5.Какие приемы и средства использует автор для выражения своих чувств?

11 Прочитайте стихи Чародейкою Зимою Есть в осени первоначальной Околдован лес стоит – Короткая, но дивная пора – И под снежной бахромою, Весь день стоит как бы Неподвижною, немою, хрустальный, Чудной жизнью он блестит. И лучезарны вечера Ф. Тютчев Ф. Тютчев За распахнутым окном, Нивы сжаты, рощи голы, На просторе луга От воды туман и сырость. Лошадь сытая в ночном Колесом за сини горы Отряхнулась глухо. Солнце тихое скатилось. А. Твардовский С. Есенин

12 Продолжение 1.Час от часа жар сильней, 4. Не видно птиц. Покорно чахнет Тень ушла к немым дубровам, Лес, опустевший и больной. И с белеющих полей Грибы сошли, но крепко пахнет Веет запахом и медом. В оврагах сыростью грибной… Ф. И. Тютчев А в поле ветер. День холодный 2. Звонче жаворонка пенье, Угрюм и свеж… Ярче вешние цветы, 5. Полдневный час, Сердце полно вдохновенья, Жара гнетет дыханье; Небо полно красоты. Глядишь прищурясь — А. К. Толстой блеск глаза слезит, 3. Вот и лето. Жарко, сухо; И над землею воздух в колебанье От жары нет мочи. Мигает быстро, будто бы кипит. Зорька сходится с зарею Ф. И. Тютчев Нет совсем и ночи. И. Суриков

13 Найдите стихи, похожие по теме, по настроению Лето. Тепло. Красота. Лето. Жар. Сухо. Душно Осень. Сырость. Пустой лес. Зима. Зимний лес. Красота. Осень. Дивная пора.

14 Подберите стихи к картинам природы

15

16

17

18

19

20

21

22 Вопросы 1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы? 2. Какой отрывок вам больше понравился? Почему? 3. Какова главная мысль всех стихотворений о природе?

23 Природа прекрасна!

24 Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев Ф. Тютчев

25

26 В природе всегда есть тайна В чем она заключается, по-вашему? Объясните выражения: «лес стоит загадочный», «грустно и таинственно ветки шелестят», «лес молчал и молчала река», «таинственно звезды дрожат», «в печали бесконечной плывут облака». Какой художественный прием используется в этих выражениях?

27

28 Опишите картину

29 Домашнее задание 1. Выучить стихотворение о природе (по выбору). 2. По выбору: а) описать любимый уголок природы; б) написать стихотворение о природе.

30 Желаю успеха!

Профессор Знаев

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

Цели:

познакомить учащихся со стихами о Родине русских поэтов, научить читать их выразительно

развивать творческие способности учащихся

развивать навыки работы в группе,

умение находить главную мысль в тексте, концентрировать внимание и умение восстанавливать деформированный текст

воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину

Оборудование:

библиографические данные поэтов

карточка с вопросами для анализа произведения

конверты с названием стихов

конверты с разрезанными пословицами

таблица для анализа произведения

визитки «Сотрудник литературно-аналитического центра»

В.И. Даль «Толковый словарь русского языка»

Ход урока

Организационный момент

Сегодня мы находимся в литературно-аналитическом центре и у нас есть возможность познакомиться с его работой.

(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

Музыкальный эпиграф

(звучит песня Д. Кабалевского «Наш край» в исполнении учащихся)

-О чем вы спели?

Тема Родины действительно будет является главной в работе нашего литературно-аналитического центра.

Постановка целей и задач урока

Нашим сотрудникам, работающих в группах, предстоит сегодня познакомиться и проанализировать стихи русских поэтов о Родине.

Наша задача:- сравнить эти стихотворения и выяснить, как авторы в стихах передают свое отношение к Родине.

Все необходимое для работы находится у вас на столе, поэтому можно приступать к работе.

(Дети делятся на 2 группы и занимают свои места за круглыми столами)

Проверка домашнего задания

А начнем мы ее с проверки домашнего задания, где вы выразительно читали стихотворение Никитина «Русь».

(дети читают по цепочке, по столбику)

Спасибо за ваше выразительное чтение.

— Подберите к слову Русь слова, близкие по значению (Родина, Россия)

— Как вы понимаете значение слова Родина? (ответы детей)

Различные авторы по-разному говорят о родине.

Я хочу прочитать вам слова К.Д. Ушинского, а вы должны ответить на такие вопросы:

Почему родину называют Отчизной?

Почему ее называют матерью или матушкой?

«Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родным языком, и все в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку;

Как мать, она защищает, бережет нас от всяких врагов»

(ответы детей в группах)

Мысли о Родине интересно сформулированы в русских народных пословицах, с которыми вы сейчас будете работать, потому что в пословицах хранится народная мудрость.

Работа с деформированным текстом

(каждая группа получает конверт со словами, из которых нужно сложить пословицу)

Сторона родная чужая мать а мачеха

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Не за родину – мать умирать страшно

За родину – мать не страшно умирать.

Изучение нового материала

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь найдите в учебнике фамилии авторов, с которыми мы сегодня познакомимся.

Сотрудники из каждой группы выступят с биографическими сообщениями.

(выступают дети)

— Что интересного узнали? (ответы детей)

— Примите позу слушатели и послушайте стихи С.Д.Дрожжина «Родина» и А.В.Жигулина «О.Родина!»

(стихи звучат в исполнении учителя)

— Выберите стихотворение, с которым вы будете работать

(задания в конвертах)

Прочитайте ваши стихи еще раз и найдите в них слова, значение которых вы не знаете.

Словарная работа

— Какие это слова?

приветных (деревень)      Дрожжин «Родина»

жнивье, трепетным (взором)       Жигулин «О, Родина!»

— Где можно узнать значение этих слов?

— Словари есть у вас на столах, поэтому вы можете найти их значение.

(дети работают со словарями)

— Назовите значение этих слов

Молодцы, прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте отдохнем.

Физминутка

Руки за спину, головки назад. Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустим – на парту гляди. И снова наверх – где там муха летит! Глазами повертим, поищем ее.

И снова читаем. Немного еще.

Вам необходимо будет проанализировать стихи с помощью вопросов и рассказать о своем стихотворении от 3 лица.

(вопросы даны на карточках)

Какое настроение передает нам автор в своем стихотворении? (радостное, грустное, возвышенное, восторженное, нежное, приподнятое, торжественное, торжествующее)

Как, по вашему, автор относится к родине? (с уважением, почтительно, трепетно)

Как ты думаешь, какие чувства испытывал автор при написании этого стихотворения? (гордости, удивления, уважения, восторга)

Для выполнения задания даётся 5-7 минут

Сотрудники центра выступают со своим анализом

Данные анализов заносятся в таблицу.

А теперь, используя эти данные, прочитайте стихи выразительно.

(дети читают стихи)

Мне очень понравилось, как вы читали стихи.

Дифференцированное д/з

Сотрудники литературно-аналитического центра могут выбрать себе д/з :

Выразительно прочитать стихотворение

Выучить его наизусть

Написать рассказ о своей малой Родине (8-10 предложений) на тему:

Почему я люблю свою родину?

Итог урока

— Стихи, каких авторов мы читали?

— Чем они отличаются?

— Что общего заметили в этих стихах?

— Как можно назвать стихотворение С.Д. Дрожжина? (гимн, посвящение)

— А стихотворение А.В.Жигулина (признание в любви)

— Какое стихотворение понравилось больше?

Я надеюсь, что вам понравилось работать в нашем аналитическом центре, поэтому будем рады видеть вас у нас. Урок окончен.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Произведения о зиме. С. А. Есенин «Поёт зима аукает…»

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

Конспект урока литературного чтения

в 3 классе по теме:

«Произведения о зиме. С.А.Есенин

«Поёт зима – аукает…»

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Богданова Елена Николаевна

с. Бабстово

6 февраля 2013 г.

Аннотация.Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать важные задачи для нашего общества.

Основные образовательные задачи: научить детей осознанному грамотному чтению; умению анализировать литературные произведения; умению понять основной замысел каждого произведения, его идею; умению «видеть» то, что хотел донести до читателей автор. Кроме того, уроки литературного чтения призваны решать важнейшие воспитательные и развивающие задачи.

К сожалению, существует проблема: современные школьники недостаточно владеют умением глубоко анализировать литературные произведения, не понимают сути произведения, в недостаточной степени владеют грамотным осознанным чтением. Настоящий материал представляет собой методическую разработку комбинированного урока литературного чтения для 3 класса «С.А.

Есенин «Поёт зима – аукает…» к учебнику О.В.Кубасовой «Любимые страницы». Представленный материал направлен на достижение важных образовательных, воспитательных и развивающих целей.

Функциональное значение урока состоит в развитии умения анализировать поэтическое произведение на лексическом и литературоведческом уровне; в повышении речевой активности. Практическая цель данной разработки заключается в формировании и развитии коммуникативных умений, умения сочувствовать и сопереживать.

В содержание материала входят задания с использованием раздаточного материала. Презентация и используемые иллюстрации имеют цель: «оживить» и усилить эмоциональное восприятие произведения, сделать урок ярким и интересным.

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, заданиями группового характера, самостоятельными выводами. Данная разработка урока была успешно применена на практике. В результате анализа проведённого урока, отмечается высокая работоспособность учащихся, умение грамотно анализировать и читать поэтическое произведение, заинтересованность в выполнении каждого задания, положительный эмоциональный настрой, эффективность использования предложенных материалов к каждому этапу урока.

^ Произведения о зиме. «С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…».

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Цели урока:

Образовательные:

познакомить с произведением С.А.Есенина «Поёт зима – аукает…», продолжить формировать умение анализировать лирическое стихотворение, видеть образные языковые средства.

Воспитательные:

воспитывать любовь к русской природе; заботливое отношение к птицам.

Развивающие:

развивать навыки правильного осознанного выразительного чтения, образное мышление, творческое воображение.

^

предметные картинки воробьёв, индивидуальные карточки (сравнение, эпитет, звукопись, ассонанс, олицетворение, инверсия), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеофильм

^

— Начинаем урок литературного чтения. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто, принесёт радость от общения друг с другом. Садитесь.

^

— Ребята, вы прослушали музыку Вивальди из альбома «Времена года»

— Понравилась музыка?

-А какая она? (тревожная, грустная, торжественная, медленная, плавная).

-Какое настроение она навевает? (задумчивое, немного сонное, грустное).

— С каким временем года ассоциируется музыка? (с зимой).

— А какие ассоциации у вас связаны с зимой? Какими красивыми словами вы могли бы описать зиму?

— Вы очень красиво говорили о зиме. Зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Зима – это, наверное, то время года, которое никого не может оставить равнодушным. Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков, художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты – с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить.

-Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется… (Снег летает и сверкает…). Стихи русских поэтов и открывали, и завершают тему о зиме.

— Какие задачи вы могли бы поставить на урок?
— На какую тему вы подобрали книги?

— Давайте рассмотрим нашу книжную выставку. Все ли книги соответствуют теме? Можно ли их разместить по группам?

— Расскажите, какой вы увидели зиму в прочитанных вами произведениях? (выступления учащихся).

— Оцените выполнение вами домашнего задания.

1. — Откройте учебник на стр. 180. Прочитайте название произведения… Кто автор этого стихотворения? Могло бы это произведение быть на нашей выставке? Почему?

— А как зима может петь? (шум ветра, завывание вьюги).

— Сегодня мы встретимся с зимой в творчестве замечательного поэта Сергея Александровича Есенина.

2. ^

— Какие лирические произведения поэта мы уже читали? («Пороша», «Береза»).

-Сергей Александрович Есенин воспевал красоту каждого времени года. Поэзия Есенина – это песня самой природы.-Давайте прослушаем стихотворение «Поет зима, аукает…» и понаблюдаем, как автор восхищается красотой зимней русской природы.

— Какие картины рисует автор? (1. Лес под снежным покрывалом. 2. Над лесом плывут седые облака. 3. Воробышки на мерзлом окне жмутся друг к другу. 4. Ожидание весны).

— Какое настроение у вас вызвало стихотворение? (унылое, тоскливое).

— Нам нужно понять, что хотел донести до читателей автор в этом стихотворении, найти поэтические приёмы. Вспомните средства выразительности, которые вы знаете. Я буду давать определение, а вы показывать нужное средство выразительности на карточке (у каждой группы карточки – названия).

– Сопоставление одного явление или предмета с другим.(Сравнение).

Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет).

— Перенесение свойств одного предмета на другой. (Метафора).

— Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (^

-Повторение гласных звуков. (Ассонанс).

– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение).

— Изменение порядка слов в строках. (Инверсия).

3. Словарная работа

— Чтобы понять стихотворение — нужно понять слова. Поработайте в группах. Найдите объяснение значений слов (на карточках задание: соедините слова и объяснение их значений):

  • Поет – сильно дует
  • Аукает – перекликается
  • Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
  • Ковром шелковым – мягким ковром
  • Сиротливые – без родителей
  • Озябли – сильно замерзли
  • Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
  • Вихри – порывистые круговые движения ветра

— Итак, объясните значения непонятных слов.

4. Анализ стихотворения.

— Прочитайте стихотворение и подумайте, сколько в нём частей? (4 части).

— В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности. Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

— Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? (^ . Кого напоминает зима? (живое существо)

— Как изображены облака? (грустные, тоскливые)

— Какие слова можно считать главными, ключевыми в первой строфе, потому что именно они выражают чувства поэта? (^ ).

— Значит, глубокая тоска – это настроение первой строфы.

( 1.»Глубокая тоска».)

— Что передает автор, используя прием звукописи в словах:

АУКАЕТ – баЮКАЕТ – глубОКОЮ – далЕКУЮ ? (воет, ревет, стучит)

— Что передает поэт, используя прием звукописи в строчке «СтоЗвоном СоСняка»? (^ ).

— Сочетания каких звуков позволяет представить, как плавно плывут облака по небу? (ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка).

— Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (Олицетворение: поёт, аукает, баюкает).

— Найдите эпитет в этой строфе. (Мохнатый лес).

— Можно ли сказать, что облака очеловечены?

-Приготовьтесь выразительно прочитать 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон промёрзших сосен, глубокую тоску облаков. ( Работа в группе – дан текст с пометками — читает каждый, выбирают лучшего чтеца).

— Прочитаем выразительно 1 строфу.

^

— Прочитайте вторую строфу. Кто главный герой этой строфы? (Метелица).

— Автор называет зиму ласково метелица. Какова роль союза но в образе метелицы? (автор любуется, но опасается)

— Какой приём использует автор, описывая метелицу? (Олицетворение).

— Найдите метафору. (Ковром шелковым).

— Что имеет в виду автор? (Снег, по которому ещё никто не ходил, похож на гладкий шёлковый ковёр).

— О ком ещё пишет автор в этой строфе? (О воробышках).

— Найдите сравнение, которое применил автор к воробьям. (Как детки)

— Назовите эпитеты. (Игривые, сиротливые).

— Почему С.Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них).

— Какое главное чувство здесь? (Тревога). (2. «Тревога».)

— Прочитайте вторую строфу, передавая тревогу и жалость к воробьям. (Работа в группах).

— Прочитайте третью строфу и подумайте, какое чувство особенно сильно выражено в ней? (Жалость).(«3. Жалость»).

— Какие нежные слова находит поэт для пташек? (пишет о беспомощности птиц)

— Как вы представляете себе воробышков?- Воробей – слабый и наивный, весёлый и разговорчивый, живёт рядом с человеком. Воробей – это энергичность и быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Он стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой стоит. Он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, вызывает желание творить добро.

— Почему так жалко птичек поэту? (^

— Почему им может быть страшно? (Вьюга злиться и бешено ревёт).

— Какие приёмы использует автор при описании вьюги? ( Стучит, злится – олицетворение; с рёвом – метафора; с рёвом бешеным – эпитет).

— Образ вьюги новый для этого текста или он уже был в этом стихотворении? (Был, но зима была названа автором ласково метелица).

— Почему автор использует слово вьюга в третьей строфе? (Для усиления холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам. Автор показывает, что его отношение сменилось к зиме).

— Найдите приём звукописи в первом предложении, который передаёт дрожь воробышков. (З-Ш).

— Какую роль играет союз а в третьем шестистишии?

— Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (С-З).

— Какой приём применил автор? (Звукопись).

— Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги. (Работа в группах).

— Прочитайте последнюю строфу и подумайте, о чём мечтают воробышки?

(О весне).

— Образ весны пронизан теплом и светом. Здесь много светлых, солнечных слов. Каких?

— Как называет автор птичек? (Нежные – эпитет).

— Какое чувство преобладает в этой строфе? ( Надежда).

( 4. «Надежда»).

— Подготовьтесь выразительно читать последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что весна придёт, что надо надеяться и ждать. (Работа в группах).

-Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились и почему?- Что можно сказать об отношении автора к природе?- Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений рисует он!

^

— Давайте попробуем передать настроение поэта — проведем конкурс на лучшее чтение стихотворения. Читая стихотворение нужно помнить, что в лирических стихотворениях присутствует некая музыка слов, задушевность, задумчивость. Вы должны передать слушателям чувства автора. Приготовьтесь читать стихотворение целиком. ( в группах выбирают 1 чтеца).

— Оцените свою работу в группах.

^

— Какая у Есенина получилась зима? Любит ли поэт зиму?

-Стихи Есенина музыкальны. Наверно поэтому многие из них положены на музыку. Вот послушайте. (клип)

— Что объединяет литературные и музыкальные произведения? (они вызвали задумчивое, грустное настроение, но вселили надежду на возрождение природы и наступление весны).

— Что для себя интересного и полезного вы узнали на уроке? Что вы открыли для себя в его стихах?

— Вот уже несколько лет в России проводится Акция «Покормите птиц!» В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 январястали называть «Воробышкин день».Мы с вами тоже приняли участие в этой акции. Помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.

— Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв. На доске изображены две веточки красная и зелёная. Возьмите картинку воробья, поместите её на зелёной веточке, если вы оцениваете свою работу удачно. Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку.

VIII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение.Дополнительно по желанию на выбор:

  • написать мини-сочинение «Воробышки».
  • найти стихи о воробьях других поэтов.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector