Михаил Лермонтов, биография, новости, фото

Студенческие годы

Студент Московского университета Лермонтов ведет активную светскую жизнь, его можно было встретить во всех модных салонах и на балах. Он изучает нравы аристократического общества, которые затем так ярко отразит в своих произведениях. Ему быстро надоедают увеселения, он принимает решение после двух лет учебы переехать в северную столицу.

Там ему не везет: перевестись сразу на третий курс не получается, предлагают начать все сначала. Ничего другого не остается, как снова стать первокурсником Санкт-Петербургского университета. Его хватило еще на два года. Чувствуя смятение в душе внука, бабушка настраивает своих родственников убедить Михаила кардинально изменить свое будущее. Под нажимом родни он поступает в Школу гвардейских прапорщиков.

В это время он пишет стихотворение «Парус», отражающий тревожное состояние поэта. За пару лет муштры в военной школе он почти ничего лирического больше не напишет. Он занят размышлением об историческом романе о пугачевщине. Он так и останется незавершенным под названием «Вадим». Параллельно из-под его пера выходят несколько поэм, к этому же периоду относятся первые редакции его драмы «Маскарад», которую не пропустит цензура даже после переработки (она будет поставлена только через 11 лет после смерти Лермонтова).

Но поэт не отстает от своих товарищей и участвует вместе с ними во всех юнкерских пирушках и развлечениях. Он все больше желает погрязнуть в пучине наслаждений, описывает похождения в своих стихах, порой нецензурно, становится очень популярным в компаниях, но его колкие эпиграммы на друзей уже тогда снискали ему славу не только поэта, но и задиры.

В период обучения в школе юнкеров Лермонтов получает серьезную травму ноги из-за падения с лошади. Он так и останется хромать на правую ногу, что совсем не прибавит ему обаяния. Худой, сутулый и хромой –Михаил станет для многих казаться злобным и угрюмым, или наоборот – веселым и развязным.

Первое напечатанное произведение Лермонтова – это поэма «Хаджи Абрек». Она стала успешным дебютом. Следующим громким событием в литературе окажется «На смерть поэта». Оно выйдет в 1837 году и приедет к судебному разбирательству. В этот процесс будет вовлечен сам император. Но даже связи бабушки и опека Жуковского не помогут избежать ссылки на Кавказ. Он создает целый цикл стихотворений, посвященных нраву горцев, природе, которой не перестает восхищаться, изучает местный фольклор и создает яркие образы. Он заканчивает «Демона» и пишет «Мцыри».

После возвращения с Кавказа о нем будут говорить как о поэте, который родился после смерти Пушкина. Он стал популярен, вошел в круг его друзей и почти в каждом номере «Отечественных записок» публикуют его стихи.

Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта

Не секрет, что Михаил Лермонтов восхищался творчеством своего современника, Александра Пушкина, и считал его одним из ярких представителей русской литературы. Поэтому гибель кумира произвела на Лермонтова очень сильное впечатление. Более, того, он оказался одним и немногих, кто правдиво рассказал об этом трагическом событии, посвятив Пушкину одно из самых сильных и ярких своих произведений – стихотворение «Смерть поэта».

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк ясен подтекст стихотворения, в котором прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над поэтом и унижало его при каждом удобном случае. Действительно, прямое либо косвенное оскорбление Пушкина при его жизни являлось чуть ли не национальным развлечением светского общества, которому предавались не только князья и графы, но и первые лица государства. Чего стоит одно только присвоение поэту царем Николаем I чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину уже исполнилось 34 года. Чтобы понимать всю степень и глубину унижения поэта, нужно учитывать, что подобного чина, как правило, удостаивались 16-летние юноши, которым отводилась роль придворных пажей.

В стихотворении «Смерть поэта» Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Пушкина, а после его смерти надели маску вселенской скорби. «… к чему теперь рыданья, пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья?», — пытается обличить светское общество Лермонтов. И тут же намекает на то, что гибель Пушкина была неизбежной, так как, по преданию, смерть на дуэли поэту еще в юности предсказала гадалка, в точности описав внешность того, кто сделает роковой выстрел. Поэтому в стихотворении появляется достаточно загадочная строчка о том, что «судьбы свершился приговор».

Лермонтов не оправдывает Дантеса, на совести которого – гибель одного из самых талантливых русских поэтов. Однако он подчеркивает, что убийца Пушкина «дерзко презирал земли чужой язык и нравы». Тем не менее, люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчет в том, что на кон поставлена жизнь человека, который уже успел прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами поэта.

Вторая часть стихотворения, более короткая и емкая, наполнена едким сарказмом и напрямую обращена ко всем тем, кто виновен в гибели поэта. Их Лермонтов изображает в качестве «надменных потомков», заслуга которых лишь в том, что они появились на свет у прославленных отцов. Автор убежден, что так называемая «золотая молодежь» надежно защищена «сенью закона», поэтому избежит наказания за смерть Пушкина. Но при этом Лермонтов напоминает, что еще существует и Божий суд, который « недоступен звону злата». Перед ним всем явным и неявным убийцам поэта рано или поздно все равно придется предстать, и тогда справедливость наверняка восторжествует. Пусть не по законам земли, а по законам неба, которые автор считает более честными и справедливыми. «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!», — убежден Лермонтов, не подозревая о том, что через несколько лет сам станет жертвой дуэли. И так же, как и Пушкин, погибнет не от пули, а от презрения и равнодушия общества, в котором пророки приравниваются к прокаженным, а поэты – к придворным шутам, не имеющим право на собственное мнение.

Лермонтов

Детство поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка по материнской линии – Елизавета Алексеевна. Мальчик не отличался крепким здоровьем, однако бабушка прикладывала все усилия для того, чтобы любимый внук не был ничем обделён. Мнение зятя относительно воспитания Миши Елизавету Алексеевну не интересовало.

Между бабушкой и отцом мальчика нередко возникали споры. Отец не имел возможности тратить по несколько тысяч рублей в год на обучение сына иностранным языкам. У бабушки такая возможность была. В конце концов, Елизавета Алексеевна решила забрать внука и воспитывать его до 16 лет.

Несмотря на то, что маленький Миша был с раннего детства окружён заботой и вниманием любящей бабушки, которая ни в чём не отказывала внуку, мальчик не чувствовал себя счастливым и был очень одинок. В глубине души Миша понимал, что у него есть всё, кроме самого главного – полноценной семьи

В будущем поэте очень рано проснулась склонность к «грёзам». Миша рос мечтательным и задумчивым ребёнком. В своих грёзах он находил то, что не могла ему дать бабушка. Лермонтов с детства презирал быт и серые будни.

В 10 лет будущий поэт впервые влюбился. Когда бабушка привезла мальчика на воды на Кавказ, он встретил девочку, к которой испытал своё первое глубокое чувство. Стихотворение «К Гению» было посвящено первому чувству маленького Миша.

Юность Лермонтова

В 12 лет Лермонтов поступил в университетский благородный пансион. В это время у будущего поэта появляется вкус к литературе. Михаил по-прежнему одинок. Оказавших в среде сверстников, мальчик пытается найти родственную душу, близко сходится то с одним, то с другим товарищем. Однако его не ждёт ничего, кроме разочарования. Михаила постоянно предают.

Приближалось шестнадцатилетие будущего поэта. Елизавета Алексеевна не хотела возвращать внука отцу. Между тёщей и зятем начинается открытая вражда, заставившая Михаила страдать ещё больше. Угрозами и уговорами бабушка смогла уговорить внука остаться с ней. Михаил был вынужден уступить, несмотря на свою огромную привязанность к отцу.

В сентябре 1830 года молодой человек поступил в Московский университет. Сначала он учился на «нравственно-политическом отделении», но затем понял, что ему это не интересно, и перевёлся на «словесное отделение». В университетские годы Лермонтов увлекался творчеством Байрона и нередко проводил параллели между собой и английским поэтом. Юноша находил много общего между своим внутренним миром и внутренним миром Байрона.

Годы учёбы в университете оказались особенно плодотворными для молодого поэта. Лермонтов активно посещает светские приёмы, балы и маскарады. Он нередко появляется во многих московских салонах. Однако Михаил перестаёт быть тем восторженным «отроком», каким он был всего несколько лет назад. Юноша не ищет больше душевного общения, ограничиваясь общением светским. Он полностью разочарован в людях.

Краткая биография Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт, прозаик и драматург. Родился в Москве, в дворянской семье. Известен во всем мире, как один из лучших поэтов России. Имя Лермонтова всегда звучит рядом с именем Пушкина.

Родители поэта

Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой и армейского капитана Ю. П. Лермонтова — был неудачным.

Юрий Петрович охладел к жене, прежде всего потому, что она была чрезвычайно болезненной.

Ее здоровье после рождения ребенка ухудшилось еще больше. Частые, слабо прикрытые измены, в том числе в стенах собственного имения, с воспитательницей Михаила, немкой Сесилией Федоровной, настроили против Юрия Петровича и жену и тёщу.

Окончательно рухнули их отношения тогда, когда после очередных упреков пылкий и раздражительный Юрий Петрович ударил Марью Михайловну кулаком по лицу.

После это болезнь матери Лермонтова стала прогрессировать очень быстро, развилась в чахотку (которой болел и Антон Чехов) и стала причиной ее преждевременной смерти.

После смерти и похорон жены, Юрий Петрович уехал в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, оставив юного сына на попечение его бабушке Елизавете Алексеевны.

Детство и юность

Вопреки заверениям, бабушка всячески препятствовала свиданиям отца и сына и фактически осталась единственной воспитательницей будущего поэта.

Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой серьезно отразились на формировании личности поэта и его последующей биографии. Многие биографы подчеркивают глубоко чувствительную душу Лермонтова. Да и сами его глаза, смотрящие на нас с портретов, о многом говорят.

Детство его прошло в Тарханах — имении его бабушки в Пензенской губернии. В 1828 году Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г.

Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.

Годы творчества

Одним из первых появившихся в печати его произведений была опубликованная без ведома автора в 1835 поэма «Хаджи Абрек». В 1837 за гневные, обращенные против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина, поэт был сослан на Кавказ.

Произведения Лермонтова, написанные после ссылки, а также его независимое поведение вызывали неприязнь и вражду со стороны царского двора и правящей верхушки.

Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей.

В нем отразился тот кризис, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 г.

За дуэль с сыном французского посланника Барантом биография Лермонтова снова сделала резкий поворот. Он был сослан на Кавказ вторично, в Тенгинский пехотный полк.

Стоит заметить, что в боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость и мужество. Тем не менее, царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург терпели неудачу.

Дуэль и смерть

Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске.

Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора с Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 года дуэлью, на которой поэт был убит. Ему было всего 26 лет.

Поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», множество лирических стихотворений, роман «Герой нашего времени», драма в стихах «Маскарад» — эти произведения стали шедеврами русского искусства и вошли в золотой фонд литературного наследия.

Если вам понравилась краткая биография Лермонтова или вы просто увлекаетесь биографическими очерками – обязательно подписывайтесь на InFAK.ru. У нас вы найдете много интересных жизнеописаний.

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

Основные события в жизни Лермонтова

Ознакомьтесь с биографией Михаила Лермонтова. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать, и бабушка забрала его на воспитание к себе, разлучив сына с отцом. Конфликт между родными людьми отразился на мировосприятии Лермонтова, и нашел отражение в ранних произведениях («Странный человек», «Люди и страсти», «Сашка»). Образование будущий поэт получил в Московском университетском благородном пансионе (1827-1830) и Московском университете (1830-1832). Лермонтова не удовлетворял уровень преподавания в университете, он занимался самообразованием. По тогдашней традиции для дворянина лучшей считалась военная карьера, и Лермонтов поступает в Школу гвардейцев (1832-1834). Время обучения здесь позже он назовет «двумя страшными годами». В биографии Михаила Лермонтова все это нашло отражение.

На духовное развитие будущего поэта оказали влияние и известные ему с детства рассказы о народных восстаниях под предводительством Разина и Пугачева, вольнолюбивые идеи декабристов. События войны 1812 г. также повлияли на Михаила Юрьевича, поскольку его родственники по линии обоих родителей были участниками войны с Наполеоном. Стихи Лермонтов начал писать еще в Московском пансионе. За пять лет учебы в университетских заведениях он написал около 300 стихотворений. Известным поэтом России его сделало стихотворение «Смерть поэта», которым он откликнулся на страшную весть об убийстве на дуэли А. Пушкина.

Биография Михаила Лермонтова была бы неполной, если бы мы не отметили такой факт из его жизни: до царя дошла весть о свободолюбие поэта, кто-то даже направил Николаю Второму стихотворение «Смерть поэта» с предписанием: «Призыв к революции». Лермонтова арестовали и направили в ссылку на Кавказ, где шла война. Первая ссылка была недолгой. На просьбу поэта Жуковского и бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой поэта перевели сначала в Новгород, а затем отправили в Петербург.

Поэт много пишет, его стихи имеют обличительный характер. Они направлены против самодержавного строя. В 1840 г. на Лермонтова организовали покушение, пытаясь его отравить, что в итоге доводит его до дуэли с родным сыном французского посла Варантом. Поэта снова высылают на Кавказ, где он участвует в боевых операциях. За мужество, проявленное в боях, его представляют к награде, но царская власть в этом отказывает. Лермонтов желает покинуть службу и заняться литературной деятельностью, но и этого ему не позволяют. В последнюю поездку на Кавказ поэт едет с тяжелым предчувствием, которое сбудется. Да, эта поездка становится последней в биографии Михаила Лермонтова.

Лермонтова убил на спровоцированной дуэли майор в отставке Н. Мартынов в 1841 году. Сначала его похоронили в Пятигорске, позже прах перезахоронила бабушка. А. Арсеньева в родовом имении в Тарханах Пензенской губернии.

Анализ стихотворения Поэт Отделкой золотой блистает мой кинжал Лермонтова

После стихотворения «На смерть поэта» Лермонтов получил скандальную славу. Высшее общество во главе с императором видели в нем угрозу существующему режиму. Революционные и демократические круги считали его достойным наследником Пушкина, воспевающим в своем творчестве лучшие идеалы. Лермонтов действительно продолжил и развил многие темы, затронутые Пушкиным. Одна из них – место и роль поэта в обществе. В 1838 г. он написал стихотворение «Поэт», которое можно считать его программным заявлением.

Произведение построено на сравнении кинжала с поэтом. Первая часть посвящена описанию «клинка надежного». Кинжал много лет выполнял свое непосредственное предназначение, заключающееся в убийстве людей. Его ценность заключалась только в остроте. Страшное орудие не нуждалось в бессмысленных украшениях. После убийства хозяина кинжал долгое время пролежал у торговца, пока не был куплен. Теперь он стал безобидной «игрушкой золотой», висящей на стене. Он нужен только для того, чтобы радовать чей-нибудь взгляд. Боевое оружие превратилось в декоративное украшение.

Во второй части Лермонтов сравнивает кинжал с современным поэтом. Явно виден намек на эпоху декабристов. Автор считает, что после убийства Пушкина не осталось настоящих поэтов, которые могут призвать народ на битву. Продавшись власти, современники предпочитают не затрагивать в своем творчестве острых вопросов, ограничиваясь описанием природы или великих деятелей. Литературная деятельность стала источником дохода, она не способна на подвиг. Лермонтов использует символический образ вечевого колокола, который был популярен среди декабристов. Он напоминает о древнерусских традициях народной вольности.

Поэт считает, что в современном лживом и порочном обществе не могут появиться гении и пророки. Люди настолько испорчены, что предпочитают не замечать правды и скрывать ее за «блестками и обманами».

В последней строфе образы кинжала и поэта сливаются воедино. Лермонтов выражает надежду на то, что настанет день пробуждения «осмеянного пророка», который найдет в себе силы обнажить кинжал и направить его острие против прогнившего общества. До тех пор кинжал будет все больше и больше покрываться «ржавчиной презренья».

Стихотворение «Поэт» относится к гражданской лирике. Обычно Лермонтов придерживался темы противостояния поэта и толпы, его одиночества. Но в этом случае он указывает на гражданский долг и прямое предназначение поэта. Большое влияние на него оказала смерть Пушкина и реакция общества на это событие. Лермонтов осознал, насколько значимой может быть роль поэта и какой силой обладает его творчество.

Литература

  • Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. М., 1999
  • Висковатов П. А. М. Ю. Лермонтов. М., 1891
  • М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. Под ред. А. Н. Соколова и Д. А. Гиреева. Орджоникидзе, 1963
  • Литература о жизни и творчестве М. Ю.Лермонтова. Библиографический указатель. 1978 – 1991.
  • Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М.—Л., 1961
  • Kelly L. Lermontov: The Tragedy in the Caucasus. 1977
  • Mills Todd III W. Fiction and Society in the Age of Pushkin: Ideology, Institutions, and Narrative. 1986
  • Powelstock D. Becoming Mikhail Lermontov: the ironies of romantic individualism in Nicholas I’s Russia. 2006

[]

Анализ стихотворения Лермонтова Поэт Отделкой золотой блистает мой кинжал

Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение — «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)». Написано оно в 1838 г. На тот момент Михаил Юрьевич был уже широко известен. Славу ему принесло посвящение убийству на дуэли Пушкина «Смерть Поэта», обнародованное в 1837 г. Именно из-за него Лермонтов отправился в первую кавказскую ссылку, длившуюся несколько месяцев.

«Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» — программное высказывание Михаила Юрьевича. Стихотворение посвящено положению дел в русской поэзии после трагической смерти Пушкина. Произведение построено на приеме противопоставления. В первых шести строфах речь идет о клинке. Когда-то оружие принадлежало наезднику в горах, служило ему верой и правдой, не одну прорвало кольчугу. Сейчас славные времена позади. Клинок висит на стене, превратившись в золотую игрушку. Вторые шесть строф относятся непосредственно к поэтам. В них Лермонтов называет свой век изнеженным, а мир — ветхим, обвиняет стихотворцев в утрате назначения. По мнению Михаила Юрьевича, ранее слово поэта могло вдохновить бойцов на битву, оно было необходимо толпе «как чаша для пиров». Но те годы ушли в прошлое. Отныне стихотворцам интересно только золото. В конце Лермонтов задается вопросами, одновременно соединяя между собой две части произведения:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

Для романтизма, который был близок Лермонтову, характерно противопоставление поэта и толпы. При этом герой преподносится как творец, вдохновленный свыше и чуждый большинству. Такой подход встречается и у Лермонтова, например, в позднем «Пророке» (1841). Интересно, что в произведении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» демонстрируется несколько другой взгляд на проблему. Здесь стихотворец предстает в качестве властителя народных дум. Толпа внимает его словам, жаждет их услышать.

По сути, в стихотворении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» Лермонтов называет произведения своих современников салонными развлечениями, пустышками, безделушками. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.

Лермонтов

Кавказ положительно сказался на здоровье ребенка.

В 15 лет он вместе с бабушкой едет в Москву поступать в университетский пансион. Он изучает английскую литературу, словесность, грамоту и математику. Отец часто навещает своего одаренного отпрыска. Но его отношения с тещей крайне накалены, что сказалось на Михаиле, который нежно привязан к своему отцу. За него ведется настоящая война, побеждает Елизавета Алексеевна, которая грозится оставить внука без наследства, если Юрий Петрович не отступит. «Ты дал мне жизнь, но счастья не дано», – напишет Лермонтов, обращаясь к отцу. Семейную драму он опишет в пьесе «Странный человек» в 1831 году, выставив своих родственников в неприглядном свете, а прообразом помещицы и самодурки Марфы Ивановны Громовой станет бабушка Лиза.

В стихах того времени юный Лермонтов описывает свои внутренние переживания. Наброски «Демона» он сделал в пятнадцать лет. Презрение наполняет душу поэта, и он выплескивает свои чувства на бумагу.

Большую часть своих произведений он напишет в возрасте 14-18 лет. Свои стихи до1831-ого года почти не публиковал. Его «Исповедь» будет написана в этот год. В этом стихотворении он в очередной раз признается, что его детство и юность не были окрашены радостными событиями: «доселе жизнь была мне плен, среди угрюмых этих стен».

Лето он проводит в Середникове – поместье Арсеньевых. Там установлен монумент поэту.

В 16 лет он влюбляется в Катеньку Сушкову, чье поместье находилось рядом. Девушка не ответила ему взаимностью, еще и потешалась над его чувствами, высмеивала прилюдно и язвительно. Лермонтов не простит ее. С тех пор усвоит этот стиль и сам неоднократно будет его применять в отношении своих приятелей по полку. Что и приведет его к роковой дуэли.

С Катенькой он поступит тоже жестоко. Узнав, что она собирается замуж, уже искушенный в любовных похождениях Михаил, соблазнит ее, добьется расторжения помолвки и бросит ее, вставив Катю перед знакомыми в неприглядном свете.

С другой своей подругой Варварой Лопухиной он наоборот – будет нежен до конца своих дней. Они жили в одной доме в Москве на Малой Молчановке, в центре – недалеко от Арбата. Они часто вместе проводили время, девушка понимала душу поэта, сама была восторженной, умной и восхитительной. Но ее семья была против их отношений. Двадцатилетней Варе нашли выгодную партию, она вышла замуж за помещика старше ее в два раза. Переписка с поэтом прекратилась после сцены ревности, устроенной ее мужем. Но через сестру Марию Лопухину поэт иногда передавал весточку о себе. В последнюю их встречу в 1838 году Лермонтов нашел ее худой и бледной, с печальным взглядом и расшатанными нервами. Он предложил ей уехать за границу, но она не хотела оставлять свою дочь Ольгу, родившуюся в этом неравном браке. Варенька переживет своего друга всего на десять лет: в 36 лет ее похоронят возле стен Донского монастыря в Москве. В его «Княгине Лиговской» и «Герое нашего времени» с Вари Лопухиной будут написаны две разные Веры, объединенные лучшими чертами характера его подруги.

Кавказ

Но Лермонтова это не меняет. Он по-прежнему ведет себя задиристо и с ним  связываться никто не желает. Ссоры вспыхивают внезапно, на него нередко клевещут, тем самым провоцируя других, которые не так негативно относятся к Лермонтову. Одно из таких событий привело к первой дуэли. Молодому французу де Бранту сообщили, что его в эпиграмме высмеял поэт, хотя никакого отношения в действительности она к нему не имела. Но разбираться не стали и за Черной речкой, недалеко от места гибели одного поэта, стрелялся другой. Француз промахнулся, Лермонтов выстрелил в небо. Дуэлянты помирились и разошлись в разные стороны. Язвительные стихи, высмеивающие пороки и слабости, позже еще несколько раз доводили его до дуэлей, но только три них состоялись.

На Михаила Юрьевича донесли, и он понес наказание за дуэль, которая в то время была запрещена. За него вступились министр внутренних дел, посоветовавший уехать за границу, и князь, который был главнокомандующим гвардейским корпусом, содействовавший смягчению участи. Император внял просьбам сочувствующий и вновь приказал последовать на Кавказ. В этот раз его прикомандировали к армейскому полку, который вел боевые действия на участке военного конфликта. Приказано было не отпускать его с огневой линии, максимально включать его во все военные операции. В этот период Лермонтову пришлось не сладко, но он показал себя мужественным и отважным бойцом. Он был отмечен начальством, но в своем стихотворении «Валерик» не сказал о личных подвигах.

Эта тема находит свое отражение в произведении «Герой нашего времени». Главы печатаются в журнале. Лермонтов его завершил за три года. Роман выходит в 1840 году. Через год – его переиздают, но уже с предисловием автора, в котором он отвечает на сравнение его с главным героем Печориным. Это произведение называют первым психологическим романом. На нем учились краткости и простоте изложения другие русские писатели: Тургенев, Толстой и Чехов.

К этому времени относится и единственное прижизненное издание стихов, в которое включены две поэмы.

В последнюю поездку в Санкт-Петербурге Лермонтов много говорит о своем желании выйти в отставку и посвятить себя творчеству. Но его родные против, бабушка настаивает на военной карьере, а литературный талант считает баловством. Весной он возвращается в полк, базирующийся в Пятигорске. У него тяжелое предчувствие, он пускается во все тяжкие и срывается на своих приятелях. Бесконечными провокациями одного из них – Мартынова – он вынудил к дуэли.

С Николаем они были знакомы с юнкерской скамьи. Это был красивый, статный офицер, который пользовался популярностью у женщин. Вместе они кутили, и Лермонтов даже ухаживал за его сестрой. Никто всерьез не отнесся к этой дуэли, ведь Мартынов очень плохо стрелял, и все это знали. Лермонтов выстрелил в небо, а противник метко поразил цель.

На следствии по этому делу он скажет, что он больше не хотел быть мишенью для ума Лермонтова. Он предстал перед военно-полевым судом, его разжаловали и лишили прав на состояние. Но император смягчил приговор трехмесячным арестом и церковным покаянием. Много лет Мартынов отбывал епитимью в Киеве. Он написал воспоминания о Лермонтове и трагедии. Умер в возрасте 60-ти лет.

Поэта похоронили на 17 июля. Гроб несли сослуживцы всех полков, в которых бывал Лермонтов.

Через полгода Елизавета Алексеевна добилась перезахоронения в семейный склеп поместья Столыпиных в Тарханы.

Почти через полвека в Пятигорске ему поставят памятник. Скульптуры поэта появится во многих городах, даже тех, где он никогда не был. Его именем назовут город, улицы и библиотеки.

По его произведениям будут сняты 16 художественных фильмов, еще больше театральных, оперных и балетных постановок.

Анализ стихотворения Смерть поэта Лермонтова

Стихотворение «Смерть поэта» было написано Лермонтовым спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении Пушкина на дуэли. Оно очень быстро распространилось в обществе. В творческих кругах произведение вызвало бурю сочувственных откликов, в высшем свете – яростное негодование. В ответ Лермонтов пишет вторую часть («А вы, надменные потомки…»), обращаясь напрямую к тем, кого он считает виновными в смерти поэта. Это продолжение было невероятно дерзким и смелым поступком. Оно было расценено императором как прямое воззвание к революции. Незамедлительно последовала ссылка Лермонтова на Кавказ.

Стихотворение «Смерть поэта» стало переломным этапом в творчестве Лермонтова. Его потрясла нелепая и трагическая гибель человека, которого он считал своим учителем и наставником. За убийством на дуэли скрываются тайные причины. Лермонтов развивает тему противостояния поэта и толпы. Только на этот раз в образе толпы он усматривает не рядовую чернь, а высшее общество. Известно, с каким пренебрежением относились к великому таланту Пушкина сам император и его окружение. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям. Человек, значение которого для русской литературы трудно переоценить, был намеренно вовлечен в грязную сплетню.

Лермонтов с презрением описывает убийцу Пушкина, который не представлял себе «на что он руку поднимал!…». По крайней мере, Дантес был иностранцем. Ему действительно не было никакого дела до русского гения. Лермонтов считает его слепым орудием в руках настоящих убийц. На них он обрушивает всю свою ярость и негодование.

Преклонение перед Пушкиным особенно заметно в конце первой части стиха. Лермонтов проводит прямую аналогию между поэтом и Христом, принявшим мучительную и несправедливую смерть («венец терновый… надели на него»).

Вторая часть значительно эмоциональнее первой. Лермонтова буквально распирает от переизбытка чувств. Он переходит к прямому обращению к виновникам смерти Пушкина и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Лермонтов перечисляют и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах.

Поэт вновь прибегает к религиозной символике. Он считает, что ничто не окажется безнаказанным перед лицом «грозного Судии». Преступники рано или поздно получат по заслугам.

Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» гения и мученика.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector