Мария-Антуанетта

Содержаниесюжет

1770 год. Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская — 14-летняя и самая младшая дочь императрицы Австрии Марии Терезии. Мать выбрала её для того, чтобы выдать замуж за второго кузена, дофина Франции, Людовика XVI, и заключить тем самым союз между двумя державами. На границе Франции и Австрии происходит символическая церемония. По традиции невеста должна оставить всё, что напоминало бы ей об иностранном дворе; это включает не только всю её одежду и личные вещи, но также друзей и любимую собаку. Выходя из палатки на французскую сторону, Мария-Антония становится дофиной Марией-Антуанеттой.

Вскоре Мария-Антуанетта встречает короля Людовика XV и его внука, её будущего мужа — дофина

Внимание двора почти всецело сконцентрировано на молодой паре. Мария-Антуанетта практически все время окружена слугами и знатными дамами

Ей даже не позволяется самостоятельно одеваться, и она должна завтракать в окружении большого количества людей. Вместе с тем, большинство придворных презирают дофину как иностранку и обвиняют её в том, что брак не приносит наследника.

Французский двор буквально кишит слухами. Большинство из них относится к мадам Дюбарри, фаворитке короля. Раньше ей не позволялось находиться при дворе, однако Людовик XV пожаловал ей титул графини, тем самым вызвав недовольство знати. Жертвой слухов стала и Мария-Антуанетта. Положение дофины становится всё более шатким.

Вскоре Мария-Антуанетта находит себе подруг и начинает привыкать к новой жизни. Она находит утешение в покупке роскошных платьев и обуви, поедании сладостей и азартных играх.

Дофин и его брат собираются на очередную охоту, и Мария сообщает ему, что она будет оскорблена, если её невестка Мария-Жозефина (в действительности Мария-Тереза, графиня Артуа) родит ребёнка раньше неё. Её муж обещает ей, что после охоты займётся этим. Король Франции сообщает советнику, что не собирается разрывать союз с Австрией и приказывает послать за врачом, чтобы тот осмотрел Марию-Антуанетту и Людовика XVI. Дофина подвергается давлению с разных сторон, так как её брак остается бездетным. В конечном счёте Мария-Жозефина рожает мальчика, Луи-Антония.

По мере того, как экономическое и политическое положение Франции ухудшается, Мария всё более отдаляется от двора, и её образ жизни становится гедонистическим.

1774 год. Людовик XV умирает, и Людовик XVI становится новым королём Франции. Новый король молод и неопытен и начинает тратить много денег на иностранные войны, в частности Американскую революцию, тем самым увеличивая долги Франции. Немногим позже, Мария-Антуанетта празднует своё восемнадцатилетие, устроив роскошную вечеринку. Она продолжает тратить огромное количество денег, несмотря на растущие в стране бедность и волнения.

1777 год. Вскоре в Версаль прибывает брат Марии-Антуанетты, Иосиф II, для того, чтобы навестить сестру и рекомендовать ей воздержаться от постоянных вечеринок и азартных игр, а также сменить окружение. Император встречается с Людовиком в зверинце, где король демонстрирует слона. Иосиф II объясняет «механику» сексуальных отношений на примере замков и ключей — поскольку одним из королевских хобби было изготовление замков и ключей. В ту ночь король и королева впервые занимаются любовью…

19 декабря 1778 года, королева рожает девочку, Марию-Терезу. Мать хочет кормить дочь самостоятельно, однако это не позволяется обычаями. Маленькая принцесса растёт, и Мария-Антуанетта всё больше времени проводит в загородном дворце Малый Трианон, который ей подарил Людовик. В это же время у Марии завязывается роман с графом Ферзеном…

1789 год. Тем временем, Французская революция набирает полную силу, и бунтующие начинают марш от Парижа до Версаля. В то время, как большинство знати бежит из страны, Мария-Антуанетта и её муж решают остаться. Толпа достигает дворца и королевская семья покидает его на следующее утро. Последним кадром фильма становится вид разрушенной спальни королевы.

Литература

  • Bonnet, Marie-Jo. Un choix sans équivoque: recherches historiques sur les relations amoureuses entre les femmes, XVIe-XXe siècle : []. — Paris : Denoël, 1981.
  • Castelot, André. Queen of France: a biography of Marie Antoinette. — New York : Harper & Brothers, 1957.
  • Cronin, Vincent. Louis and Antoinette. — London : The Harvill Press, 1989. — ISBN 978-0-00-272021-2.
  • Dams, Bernd H. La folie de bâtir: pavillons d’agrément et folies sous l’Ancien Régime / Bernd H. Dams, Andrew Zega. — Flammarion, 1995. — ISBN 978-2-08-201858-6.
  • Fraser, Antonia. Marie Antoinette. — 1st. — New York : N.A. Talese/Doubleday, 2001. — ISBN 978-0-385-48948-5.
  • Fraser, Antonia. Marie Antoinette: The Journey. — 2nd. — Garden City : Anchor Books, 2002. — ISBN 978-0-385-48949-2.
  • Hermann, Eleanor. Sex With The Queen. — Harper/Morrow, 2006. — ISBN 0-06-084673-9.
  • Hibbert, Christopher. The Days of the French Revolution. — Harper Perennial, 2002. — ISBN 0-688-16978-3.
  • Johnson, Paul. Intellectuals. — New York : Harper & Row, 1990. — ISBN 978-0-06-091657-2.
  • Lanser, Susan S. Eating Cake: The (Ab)uses of Marie-Antoinette // Marie-Antoinette: Writings on the Body of a Queen. — Psychology Press, 2003. — ISBN 978-0-415-93395-7.
  • Lever, Évelyne. Marie Antoinette: The Last Queen of France. — London : Portrait, 2006. — ISBN 978-0-7499-5084-2.
  • Schama, Simon. Citizens: A Chronicle of the French Revolution. — New York : Vintage, 1989. — ISBN 0-679-72610-1.
  • Seulliet, Philippe. Swan Song: Music Pavillion of the Last Queen of France (англ.) // World Of Interiors : journal. — 2008. — July.
  • Weber, Caroline. Queen of Fashion: What Marie Antoinette Wore to the Revolution. — Picador, 2007. — ISBN 978-0-312-42734-4.
  • Wollstonecraft, Mary. An Historical and Moral View of the Origin and Progress of the French Revolution and the Effect it Has Produced in Europe. — St. Paul’s, 1795.
  • Farr, Evelyn. The Untold Love Story: Marie Antoinette & Count Fersen. — Peter Owen Publishers, 2009.

При французском дворе

При французском дворе молодая и неопытная дофина выделялась добротой и весёлым нравом, но из-за отсутствия навыков общения с таким большим количеством людей — часто попадала впросак. Первой фрейлиной была назначена графиня де Ноай, женщина весьма строгих правил. Мария-Антуанетта, чувствуя излишнюю опеку со стороны пожилой дамы и тяготясь этой опекой, дала ей прозвище «Мадам Этикет». Нравы французского двора оставались чуждыми принцессе, одним из немногих людей, кому она доверяла и у кого искала поддержки, был посол Австрии, граф Мерси д’Аржанто. Ему Марией-Терезией была отведена также роль наставника, кроме того он должен был держать императрицу в курсе всех событий при дворе. Таким образом возникла знаменитая переписка Мерси д’Аржанто, которая является бесценной хроникой жизни Марии-Антуанетты с её свадьбы в 1770 году до смерти в 1793 году.

Первые три года брака она находилась под влиянием не только д’Аржанто, но трёх незамужних дочерей короля — Аделаиды, мадам Виктории и мадам Софии. Они использовали наивную, добродушную, доверчивую дофину в своих интригах, направленных в большинстве своём против фаворитки короля, которая была для трёх сестёр нежелательной персоной при дворе. Под влиянием так называемых тётушек Мария-Антуанетта стала негативно относиться к мадам Дюбарри. Несмотря на наличие у последней обширных связей при дворе, дофина вначале всячески уклонялась от общения с ней. Сама же Дюбарри по этикету не могла первой заговаривать с будущей королевой. Только после того, как кронпринцесса последовала наказу своей матери решить эту затянувшуюся, накрученную дворовыми интригами, проблему и не портить отношения с королём — она адресовала Дюбарри свои знаменитые семь слов: «Сегодня в Версале как-то слишком много людей!». Это были первые и последние слова из уст дофины, адресованные мадам Дюбарри.

Последние дни Марии-Антуанетты

Нападение черни на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей

В ходе демонстрации 20 июня 1792 года народ ворвался в королевский дворец Людовика XVI и всю его семью заключили в тюрьму. Власть в стране перешла к Конвенту, отстранив от неё Законодательное собрание, до этого времени представлявшее народ посредством представителей от крупной буржуазии, конституционалистов, либерального дворянства и демократов от духовенства.

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьержери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья — белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра — завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень — обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.

Казнь Марии-Антуанетты

Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю, как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.

Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года. Защитником королевы на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем — весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции и предала интересы страны.

На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан приговор к смертной казни, принятый единогласно. Затем палач Шарль Анри Сансон подстриг королеву наголо и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях села в повозку палача. Несмотря на все приписываемые ей легкомыслие и сумасбродства, Мария-Антуанетта и во время суда, и перед казнью сохраняла полное самообладание и ничем не уронила королевского достоинства. Она сама взошла на эшафот и сама легла под нож гильотины, хотя нередки были случаи, когда даже осуждённые на смерть мужчины не справлялись с чувствами, падали в обморок и не могли без посторонней помощи подняться по ступенькам.

В 12 часов 15 минут королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 году по приказу Карла Десятого (граф д’Артуа) её останки были перенесены в Сен-Дени. Сейчас точное место захоронения в соборе неизвестно.

Австрийская эрцгерцогиня

Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15-м ребёнком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского. Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии, святого Антония Падуанского, своего старшего брата Йозефа и Иоанна Крестителя. В семейном кругу она носила имя Антуан или Тония. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе с землетрясением в Лиссабоне, которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорождённой

Особенно принимая во внимание тот факт, что крёстными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна.

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн, в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет, как и остальные члены её семьи женского пола. В детстве у эрцгерцогини были не совсем ровные зубы и приказу Марии-Терезии придворный дантист-фразцуз приготовил для неё коррекционные проволочные насадки. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания педагогов, современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Она предпочитала заниматься скорее играючи, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего, но музыку она любила, играла на арфе и клавесине, флейте, неплохо пела (её учителем музыки был Глюк). Знания по истории и географии были немного поверхностными. Некоторое время искусство танца Мария-Антуанетта изучала у знаменитого реформатора балета, Жана-Жоржа Новера. Танцевать и радоваться жизни ей нравилось всегда.

По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца, наверное, ни одной книги и старалась избегать серьёзных разговоров.

В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен, и Рослену. Известна картина Поля Делароша, изображающая её перед судьями.

Мария-Антуанетта в кино и мультипликации

  • «Мария-Антуанетта», 1938, США, реж. В. С. Ван Дайк, в роли королевы Марии-Антуанетты — Норма Ширер.
  • «Мария-Антуанетта — королева Франции», 1956, Франция-Италия, реж. Жан Деланнуа, в роли королевы Марии-Антуанетты — Мишель Морган.
  • «Джон Пол Джонс» ()
  • «Мария-Антуанетта», 1975, Франция, 4-серийный мини-сериал, реж. Ги-Андре Лефранк, в роли королевы Марии-Антуанетты — Женевьева Казиль.
  • «Леди Оскар», 1979, Франция-Япония, реж. Жак Деми, снят по сюжету манги Риёко Икэды «Роза Версаля», в роли Марии-Антуанетты — Кристин Бом.
  • «Австрийка», 1989, реж: Гранье-Дефер, Пьер.
  • «Джефферсон в Париже» ()
  • «История с ожерельем», 2001, реж: Ч. Шайер.
  • «Мария-Антуанетта», 2006, реж. С. Коппола, в роли королевы Марии-Антуанетты — Кирстен Данст.
  • «Мария-Антуанетта. Подлинная история», 2006, Канада-Франция, реж. Франсис Леклер, Ив Симоно, в роли королевы Марии-Антуанетты — Карин Ванасс.
  • «Прощай, моя королева», 2012, Франция-Испания, реж. Бенуа Жако, в роли королевы Марии-Антуанетты — Дайан Крюгер.
  • В сериале «Хранилище 13», в 3 серии 1 сезона в самом начале, упоминается гильотина с помощью которой Мария Атуанетта была казнена.
  • Анимационный фильм «Приключения мистера Пибоди и Шермана», 2014, США, реж. Роб Минкофф, в котором главные герои на машине времени посещают Францию накануне революции и попадают на бал к королеве.

Мария-Антуанетта в литературе

Мария-Антуанетта

  • Стефан Цвейг. Мария Антуанетта
  • Кэролли Эриксон. Тайный дневник Марии Антуанетты
  • А. Дюма. Джузеппе Бальзамо. (Записки врача)
  • А. Дюма. Шевалье де Мезон Руж
  • А. Дюма. Ожерелье королевы.
  • А. Дюма. Анж Питу
  • А. Дюма. Графиня де Шарни
  • Алексей Толстой. Гобелен Марии-Антуанетты.
  • Виктория Хольт. В ожидании счастья.
  • Виктория Хольт. Исповедь королевы.
  • Виктория Хольт. Мария-Антуанетта.
  • Лион Фейхтвангер. Лисы в винограднике.
  • Морис Леблан Полая игла.
  • Роберт Асприн. Другой отличный миф
  • Эвелин Левер. Мария-Антуанетта.
  • Эдвард Радзинский. Железная маска и граф Сен-Жермен.
  • Шарль Анри Сансон. Записки палача, или политические и исторические тайны.
  • Шанталь Тома. Прощай, моя королева.
  • Антония Фрэзер. Мария Антуанетта. Жизненный путь
  • Наталья Павлищева. Мария — Антуанетта. С трона на эшафот

Мария-Антуанетта в манге

  • «The Rose of Versailles», манга Риёко Икэды и одноимённое аниме.
  • «Innocent» Сакамото Шиничи (2013).

«Fate/Grand Order» Type-Moon. Мария-Антуанетта представлена 4★ Слугой класса «Райдер» и «Кастер».

«The Daugher of Evil». Образ Марии-Антуанетты был дан главной героине — Рилиан Люцифен д’Отриш.

Мария-Антуанетта в музыке

  • «Казнь Марии-Антуанетты» — музыкальное сочинение (фантазия) Яна Дусика для чтеца и фортепиано (1793 год)
  • Мюзикл на музыку Сильвестра Левая и слова Михаэля Кунце (2006 год)
  • Опера Корильяно «Призраки Версаляruen» (1991 год)
  • Мюзикл Les amants de la Bastille (2012 год)
  • Музыкальный клип Katy Perry — Hey Hey Hey (2017 год)
  • Музыкальный клип Killer Queen — Queen (1974 год)
  • Посвящение королеве — Хельга Эн-Кенти

Биография

Жертвы бессмысленной человеческой жестокости в истории надолго остаются в памяти людей, словно постоянно напоминая нам о собственном неразумии и несовершенстве. Конечно, в поведении Марии-Антуанетты можно найти промахи, которые якобы привели её к гильотине, но они кажутся вовсе несущественными перед роковыми обстоятельствами истории Франции, страны, где молоденькой австрийской принцессе выпало принять корону. Мария-Антуанетта была младшей дочерью императрицы Марии-Терезии и Франца I, правителей Священной Римской империи. Когда девочке исполнилось десять лет, её отец умер, оставив жене империю и восьмерых детей. Мария-Терезия оказалась весьма деловой женщиной, она не только отлично управляла государством, но и устроила своим отпрыскам удачное будущее. Самую блестящую партию австрийская императрица уготовила младшей дочери. Мария-Антуанетта была помолвлена с наследником Франции — Людовиком. Девочку старались воспитывать как будущую королеву. Она ни в чём не знала отказа, училась повелевать и чувствовала себя уверенной среди тысяч направленных на неё глаз. Вместе с тем по характеру Мария-Антуанетта росла беззаботной, весёлой хохотушкой, не слишком привлекательной, зато очень лёгкой в общении, с живым ярким темпераментом. Поскольку девочка была младшей, то её, конечно, баловали. Когда Мария-Антуанетта собралась отправиться во Францию, её, пятнадцатилетнюю, поддерживала неизменная убеждённость, что благодаря своему очарованию она всегда сможет добиться того, что ей нужно. Итак, одетая в атласные одежды, украшенная драгоценностями невеста покинула отчий дом, чтобы больше уже никогда туда не возвратиться. При прощании мать подарила девушке маленькие золотые часики, которые навсегда остались талисманом Марии-Антуанетты. На границе невесту встречал великолепный свадебный поезд во главе с дедом принца, здравствующим королём — Людовиком XV. Последний, слывший большим знатоком по части слабого пола, остался доволен собственным выбором для внука. Принцесса была само очарование, и она, несомненно, придётся ко французскому двору. Но жених Людовик несколько разочаровал Марию-Антуанетту. Неуклюжий малый, глуповатый юноша больше всего в жизни интересовался хорошей едой, однако не отказываться же теперь от французского престола, тем более что жених благоговел перед принцессой. Пройдут годы, но Людовик будет так же восхищаться женой, как в тот первый день их знакомства. Свадьба состоялась 16 мая 1770 года. Украшенный кортеж следовал по улицам Парижа, восторженная толпа горожан кричала здравицы счастливой невесте. Каждая из девушек хотела бы оказаться на её месте. Но грандиозный фейерверк закончился печально: началось настоящее столпотворение — люди бросились к бесплатным угощениям, в давке многие погибли. Когда мёртвые тела отвозили для опознания, по городу поползли зловещие слухи, что кровавое предзнаменование не принесёт счастья молодым.

Страница 1 из 4 | Следующая страница

Другие биографии:

Нина Риччи – тайна имени Элеонора Аквитанская Мария Стюарт Елизавета Тюдор Мария

От кумира до козла отпущения Мария-Антуанетта факты

15-й ребенок австрийских королей

Когда Марию-Антуанетту судили – неоспоримый факт – ей не простили австрийского происхождения и обвинили в заговоре против французского народа. Королева, действительно, была 15-м (!), младшим, ребенком австрийской императрицы (Габсбургская династия) Марии-Терезии и императора Франца Первого. Полное имя эрцгерцогини – Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотарингская. Кстати, в детстве она встречалась с семилетним вундеркиндом Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Брачная ночь через 7 лет

Брак будущего короля Франции Людовика Шестнадцатого и австрийской принцессы был отличным способом укрепить связь между этими двумя странами, только оправившимися после семилетней войны. Свадьба 15-летнего дофина Людовика-Огюста и 14-летней эрцгерцогини состоялась 7 мая 1770-го года.

Хотя эти двое стали супругами столь рано, их сексуальные отношения начались только через семь лет после брака. Людовик был импотентом из-за неприятной болезни, от которой его избавила операция. Он долго не решался сделать обрезание, но, когда все было позади, Мария-Антуанетта, наконец, стала его фактической женой. 

Первенец достался монархине тяжело

Первые роды Марии-Антуанетты были очень тяжелыми, конвульсивный припадок затянулся на 12 часов, она лежала в душном помещении в окружении придворных. Когда родился ребенок (дочь Мария Тереза), королева воскликнула: «Бедная девочка, ты не то, чтобы желанна, но не менее дорога мне. Сын был бы собственностью государства, а ты будешь моей». Трогательно.

Ее популярность можно сравнить со славой поп-звезды

Интересный факт: Мария-Антуанетта долгое время была кумиром французского народа, который позже ей жестоко отомстил. Популярность молодой королевы сравнима со славой современных поп-звезд или старлеток. Даже, когда новобрачная только появилась в Париже, ее встречала пятидесятитысячная толпа. К сожалению, около тридцати человек были растоптаны – все хотели подойти к красавице монархине поближе. 

Стиль эпохи рококо: прическа в виде фрегата

Как гласят исторические факты, Мария-Антуанетта была законодательницей мод высшего порядка. У нее был личный парикмахер (куафюр) Леонар Отье, который помогал королеве придумывать совершенно сумасшедшие прически. Леонар вскоре стал одним из ее ближайших друзей. Он умел сотворить на голове госпожи настоящие чудеса, бросавшие вызов гравитации. Остается только удивляться, как дамы эпохи рококо могли выдерживать такие «пирамиды»! Некоторые прически Марии-Антуанетты достигали четырех футов (примерно 121 см), в волосы и искусственный шиньон вплетались перья, разные побрякушки. Одна из грандиозных причесок королевы имела форму британского фрегата.

Крылатая фраза принадлежит не ей

Очень важный факт: Мария-Антуанетта никогда не произносила фразу: «Если у них (народа – Ред.) нет хлеба, пусть едят пирожные». Это напраслина, возведенная на королеву, – она была не так жестокосердна и помогала нуждающимся. А крылатая фраза записана философом Руссо еще в то время, когда Мария-Антуанетта была крошкой. 

Неправедный суд и общая могила

Едва жена Людовика Шестнадцатого предстала перед судом, ее обвинили во многих вещах, в том числе, в государственной измене и половой распущенности. Самым диким было обвинение в инцесте: прокуроры утверждали, что Мария-Антуанетта состояла в кровосмесительной связи с сыном Луи-Шарлем (которому было всего 8 лет). Мальчика запугали, и он был вынужден соврать. 

После того, как Марию-Антуанетту обезглавили, ее тело положили в гроб и бросили в общую могилу за церковью Мадлен. Королева Франции, бывший кумир народа, принцесса Австрии, оказалась в безымянной могиле! Когда произошла реставрация королевской власти, Людовик Семнадцатый велел эксгумировать тело своего брата и невестки. После этого несчастных упокоили вместе с другими членами королевской семьи в базилике Сен-Дени. 

Дети: лишь одна дожила до старости

Последний факт о Марии-Антуанетте касается ее детей. Мария Тереза Шарлотта была единственным отпрыском королевы, которая достигла взрослости. Она скончалась в старости – в 72 года. Вторым родился сын Луи Жозеф, умерший семилетним. Третий, Луи-Шарль, сгинул в тюрьме в 10 лет –  во время революции, уже после материнской казни. Младшую дочь Софи (София-Елена-Беатрис) убил туберкулез –  малышке было всего 11 месяцев. Мария-Антуанетта горько оплакала ее.

Восхождение на престол

Будучи женой Людовика XVI, Мария-Антуанетта становится королевой Франции. Эта новость сразу же воспринимается народом как начало положительных перемен, ведь новая власть еще никогда не разочаровывала граждан. С самых первых дней Мария-Терезия спешит подать дочери дружеский совет о том, что править страной необходимо без предрассудков и только объективно, но слова её остаются незамеченными гордой королевой.

Став властной персоной, Мария-Антуанетта сильно изменяется. Если раньше её друзьями были, действительно, мудрые и знающие люди, теперь она стремится к обществу интриганов и сплетников. Ярким примером такой персоны являлась лучшая подруга королевы – графиня де Полиньяк, которая происходила из обнищавшего аристократического рода. Именно из-за этой особы Мария-Антуанетта сильно изменяется в характере и начинает совершать поступки, о которых раньше даже бы и не задумалась.

К слову, семейство Полиньяков при правлении Марии-Антуанетты выгодно изменило свой статус, приобретя одну из самых завидных должностей во всем королевстве. Сама же юная графиня старалась ни на шаг не отставать от королевы, советуя ей всевозможные подлости и гадости, которые последняя необдуманно и беспрекословно выполняла.

Роскошная и чрезмерно этичная светская жизнь версальского дворца сильно надоедала королеве и нервировала ее. Поэтому вскоре после восхождения на трон она избрала для себя Трианон, уютный и сравнительно небольшой дворец, куда уехала ото всех, прихватив с собой лишь общество самых достойных, по её мнению, людей. Этим она вызвала серьезное недовольство остальных.

Однако общественное мнение не заботило юную и беззаботную Марию-Антуанетту. Она играла в азартные игры, приближала к себе воров и лиц с криминальным прошлым. Очень долгое время она пыталась ввести в уже существующие модные тенденции свои собственные изменения, на которые тратила невероятно большие суммы.

И даже несмотря на то, что сговорчивый Людовик XVI постоянно увеличивал суммы для её достойной жизни, их еле-еле хватало на покрытие всех расходов и, к слову, многочисленных долгов, королевы.

10 августа 1789 года во Франции началось восстание черни. Люди были недовольны положением страны и стремлением глав государства вести постоянные междоусобные войны. Было принято решение взять штурмом Версаль, после чего убить представителей королевской семьи, передав правление в руки Конвенты.

После того, как революция свершилась, Людовика XVI казнили практически на следующий день. Марию-Антуанетту долгое время держали в нескольких тюремных камерах, надеясь на то, что страны-союзники Франции, узнав о состоянии королевы, начнут её спасение и прекратят военные действия. Однако новость о том, что Мария-Антуанетта была свергнута, никого не интересовала, поэтому спустя пару месяцев заточения, женщина была отведена на гильотину и публично казнена.

https://youtube.com/watch?v=MwoZBd0DPW0

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector