Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Методика руководства дидактическими играми в старшей и подготовительной группах детского сада

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  3

1. Виды дидактических игр  3

2. Особенности организации дидактических игр в данных возрастных группах  5

3. Значение дидактической игры в развитии ребенка на данном возрастном этапе  7

Заключение  9

Задание: подобрать две дидактических игры  для старшего  дошкольного возраста  10

Список литературы   11

Введение

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры.

1.     Виды дидактических игр

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.

В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

Игры с природным материалом воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др.

 Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета.

Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Например, в игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки.

Или игра «Что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Составление разрезных картинок и кубиков. Для детей старших групп на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. Одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др.

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и др.

2. Особенности организации дидактических игр в данных возрастных группах

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным выводам, заключениям, обобщениям. Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, их сравнение, обсуждение особенностей предметов, способов их классификации.

Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом. Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решение сверстников.

Это усиливает влияние детей друг на друга, повышает их самостоятельность и ответственность за ход игры и ее результат. Почти каждая игра предоставляет детям возможность выбора из суммы знаний, которыми они уже овладели, нужные для данной ситуации.

Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать отрицательное.

Предложенные почти в каждой игре варианты, усложняя игровую ситуацию, позволяют детям разнообразными способами выполнять игровое задание. Так сохраняется интерес детей при повторении игры, ведь обычно достичь поставленной цели за одну игру не удается.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования. В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника).

Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.

Дети подготовительной к школе группы должны уметь самостоятельно выполнять любое игровое задание. Почти все темы им знакомы, новыми оказываются правила, ситуации. Жизненный опыт детей этого возраста значительно полнее, шире.

Рекомендуется варьировать ход игры, использовать как можно больше вариантов, что позволит сохранить у детей интерес к играм и откроет возможности для творческого разрешения игровых ситуаций. Надо побуждать детей самим ставить игровые задания и определять правила. Это укрепит их сознательное и требовательное отношение к общим для всех нормам поведения.

Характерно, что придуманные ими самими правила дети соблюдают более строго, чем предложенные воспитателем: ведь они – плод их выдумки, фантазии.

Воспитатель решает сам, как лучше проводить игру – со всей группой или небольшими подгруппами детей. Маленькую группу легче организовать, в ней лучше проявляется активность каждого, выявляются отношения между детьми.

Когда игра хорошо знакома детям, можно проводить ее со всей группой, так как возможные трудности уже преодолены в играх с подгруппами детей. Потом можно опять проводить игры в маленьких группах, но уже иначе: дети играют самостоятельно, ибо задание и правила игры ими хорошо усвоены.

Остается один шаг к сюжетно-ролевой игре, в которую может перерасти практически каждая дидактическая игра.

3. Значение дидактической игры в развитии ребенка на данном возрастном этапе

Дидактические игры в старшей группе представляют собой обучение в игровой форме, когда по заранее установленному сценарию дети должны выполнять определенные действия.

По сути, это вид активного обучения, который хорош тем, что малыши воспринимают его как веселую игру. В ее основе лежит ситуация, которую воспитатель описывает детям, а затем предлагает поиграть.

Как результат, воспитанники усваивают различные понятия, расширяют свой кругозор, развивают внимание, учатся мыслить и анализировать.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм. Используя дидактические игры с игрушками, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Настольно-печатные игры направлены на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании, обучение логическому мышлению, развитие умений из отдельных частей составлять целый предмет, развитие речи, воображения и творчества. В более старших группах решаются задачи посложнее: формируются способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Всестороннее развитие и подготовка к школе – основные цели, которые преследуют воспитатели в подготовительной группе.

Детки по-прежнему продолжают знакомиться с окружающим миром, познают первые математические азы, расширяют словарный запас, развивают связную речь, учатся формулировать предложения, выражать мысли, описывать предметы.

Особенность дидактических игр заключается в том, что посредством игры малышам в ненавязчивой форме преподносится «целый багаж знаний». К тому же в процессе игровой деятельности дошкольникам проще упорядочить уже приобретенные навыки, удовлетворить свою любознательность и раскрыть потенциал.

Картотека дидактических игр в подготовительной группе должна быть разнообразна, это словесные игры, математические, экологические, игры с музыкальным сопровождением. В комплексе все они формируют волю, нравственность, гуманность, способствуют воспитанию всесторонне-развитой личности.

В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Эти игры важны в воспитании и обучении детей подготовительной группы, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Заключение

В дидактических играх воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.  Используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.

Задание: подобрать две дидактических игры  для старшего  дошкольного возраста

«Кинопробы». Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения. Оборудование: «кинокамера» для «оператора».

Ход игры.

Ребенок — «режиссер» фильма — приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку… Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль. Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы. При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.

«Смак». Цель: развивать уверенность в себе, умение вести разговор на определенную тему в присутствии большого количества людей. Оборудование: посуда, плита, стол, фартуки.

Ход игры.

Для этой игры-тренинга можно использовать сюжет известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребенок. Ему предлагается представить себе, что он самый лучший на свете повар и его пригласили выступить в телевизионной передаче, чтобы поделиться секретом приготовления самых диковинных, самых изысканных блюд.

Ведущим может быть взрослый. В игре желательно присутствие зрителей.

Список литературы

1.     Нищева Н. Играйка 14. Узнавайка. Зоопарк. Дидактические игры для развития зрительного восприятия и внимания: — Детство-Пресс; 2015 г., 32 стр.

2.     Павлова Л. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет: — Мозаика-Синтез; 2015 г., 80 стр.

3.     Салмина Н., Милаева М., Глебова А. Воображаем, думаем, играем. Дидактические игры для детей 3-4 лет: — Вентана-Граф; 2015 г., 95 стр.

4.     Султанова М. Путешествие в страну математики. Дидактические игры для детей 5-7 лет: — Вентана-Граф; 2015 г., 96 стр.

Использование игровых методов и приемов с целью обеспечения в детском саду

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Использование игровых методов и приемов с целью обеспечения в детском саду.

Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца»  НОЯБРЬ 2017

Условия конкурса: http://doshkolnik.ru/konkursi/13466-vnimanie-konkurs.html

По мнению А.В. Запорожца, «удлинение периода детства есть великое завоевание цивилизации». Имеется в виду — той, что началась с первых человеческих племен.

Зачем же тогда и более совершенной цивилизации — технократической, современной — отказываться от этого великого завоевания? Имеется в виду — лишать учащихся удовольствия от постижения уже добытых и освоенных человеком знаний и умений таким образом и в таких формах, которые им наиболее близки, приятны, а, значит, и наиболее эффективны? Тем более что, по наблюдениям педагога-психолога В.П. Зинченко, «для ребенка игра — это школа самостоятельности, школа умения делать выбор»

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры.

Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:

  • во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;
  • во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Помимо игровых приемов, к основным методам обучения аппликационной деятельности детей дошкольного возраста Комарова Т. С. относит информационно-рецептивный, репродуктивный и исследовательский метод.

После апробирования данных методов в условиях группы был сделан вывод о том, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей, а также целями и задачами конкретных занятий.

Метод-способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»)

г) сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

  • Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
  • Просьба произнести, сказать слово (это платье).
  • Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем).
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
  • Вопросы.
  • Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)», «Катя, ешь суп (с хлебом)»).
  • Повторение слова за воспитателем.
  • Пояснение.
  • Напоминание.
  • Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи).

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

3)Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

4)Показ образца.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6)Диафильмы.

Приемы:

  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
  • Показ с называнием (это кролик).
  • Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
  • Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
  • Многократное повторение слова.
  • Активное действие детей.
  • Приближение объекта к детям.
  • Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
  • Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
  • Художественное слово.
  • Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»).
  • Выполнение игровых действий.

Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе.

Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо.

Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог.

Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения.

Почему так происходит? Одной из причин сложившейся практики является непонимание педагогами сущности ролевой игры, её места в развитии у ребёнка навыков учебной деятельности.

В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции.

Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С.

Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…».

Существуют различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста. Находясь на первом уровне, ребёнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает этот предмет.

Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают. Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта.

Он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры.

Две девочки сидят на скамеечке и увлечённо разговаривают:

  • Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая!
  • А что ты наденешь, ведь у тебя нет новых красивых платьев?
  • Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшей мне самое красивое платье, такое, как было у Золушки …

Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами.

Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной.

С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.

Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы. Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период). Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни).

Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста). Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.

В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы и приёмы.

Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.

Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.

Игровые методы Игровые приёмы

  • воображаемая ситуация,
  • дидактическая игра
  • внезапное появление объектов, игрушек,
  • выполнение воспитателем различных игровых действий,
  • загадывание загадок,
  • введение элементов соревнований,
  • создание игровой ситуации

Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами.

Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний.

В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.

https://www.youtube.com/watch?v=QqXJH-4taHc

Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения.

Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие.

Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку.

Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер.

В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.

Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах.

К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.

Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.

Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.

Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем).

Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение

Наша копилка постоянно пополняется играми, направленными на всестороннее развитие: это и схемы составления простых предложений, и красочные схемы-алгоритмы составления описательных рассказов, дидактические пособия «Что сначала, что потом», «Короткие истории», «Истории в картинках», «Что где находится», «Вокруг да около» (правильное употребление предлогов, «Скажи наоборот» (подбор антонимов, «Скажи по-другому» (подбор синонимов, «Мои любимые сказки» (составление сказки по сюжетной картинке, «Поляна фей», «Кто плывет на корабле?», «Бабушкино варенье» (образование относительных прилагательных, «Домики» (обучение согласованию существительных с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ) различные формы, цвета и другие.

Методика организации дидактических игр в старшей группе | Детский сад №155

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Методика организации дидактических игр, используемых в старшей группе Формами педагогической работы по ознакомлению дошкольников с растениями могут стать: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия. Однако ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это могут быть и наблюдения за природными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике (например: «Математика в природе»), развитию речи (например: «Сказки зимнего леса»), занятия эстетического цикла, а также дидактические игры (например: «С какой ветки детки?»), подвижные игры и т.д. Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей. Например, в младшей группе дети узнают о таком растении, как брусника. Они учатся узнавать растение по внешнему виду — в природе и на картинках, а также знакомятся с его плодами — ягодами брусники. При возможности хорошо дать малышам попробовать на вкус свежую бруснику, протертую с сахаром, сваренную в варенье и т.д. Это доставит им радость от новых вкусовых ощущений. В средней группе дети узнают о том, как живет брусника: где она растет, как развивается, как размножается. Оказывается, что не только детям нравится ее вкус: брусникой не прочь полакомиться птицы и животные. На занятиях по изобразительному искусству дети могут освоить брусничный цвет как оттенок красного. В старшей группе знания детей о бруснике опять пополняются. Они узнают, что брусника имеет особые приспособления для того, чтобы обитать в суровом климате. Например, поверхность ее листьев гладкая и блестящая, чтобы уменьшить испарение с поверхности листа. Ягоды брусники не просто вкусные, но и очень полезные. Лекарственными свойствами обладают и листья растения. В качестве другого примера можно привести схему усложнения знаний о таком растении, как одуванчик. В младшей группе дети учатся узнавать растение на картинках и в природе. Одуванчик обычно вызывает у детей сильные эмоции, и их первое побуждение — сорвать его. Нужно учить детей воздерживаться от этого: ведь сорвать цветок — значит погубить его! В средней группе дети узнают, что одуванчик реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. Он — живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. В старшей группе дети узнают о назначении отдельных частей одуванчика — стебля, листьев, корней, цветков. Они могут наблюдать образование и распространение семян одуванчика.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры: 1.Найди по описанию Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение. Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам. Материал: карточки с изображением растений. Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его.

Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку. 2. Горячо — холодно Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия. Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж. Правило: нельзя переворачивать карточки.

карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа. Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза.

После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж. 3.

Лото «Что, где растет?» Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность. Игровая задача: заполнить игровое поле. игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах. Ход игры: Дети выбирают игровые поля.

Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле. 4. Скорая помощь (экологическая игра на природе) Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь. палочки, веревочки, тряпочки, ножницы. Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь. 5.

Юные художники Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому. Игровая задача: нарисовать портрет растения. Материал: любые изобразительные материалы. Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида.

По окончании работы организуется выставка детских рисунков. 6. Следопыты Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы. Игровая задача: разгадать тайну природы. Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

Познавательные вопросы

Для активизации детской любознательности используется прием познавательных высказываний, которые отличаются краткостью и, как правило, начинаются со слов «А знаете ли вы, что…».

Этот прием можно использовать как на занятиях, так и на прогулках и в свободном общении с детьми. Можно создать целую копилку интересных фактов.

Замечательно, если к этой работе вы подключите своих воспитанников и их родителей.

Проблемные вопросы

Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки.

Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей.

Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы: — Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног? — Почему растения-хищники вынуждены охотиться? — Как путешествуют растения, ведь у них нет ног? — Как растения защищаются от врагов? — Как растения защищаются от зимней стужи? — Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы? — Почему береза не боится весенних заморозков? — Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие? — Почему облетают листья? — Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого? — Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица? — Почему растения весной быстро растут? — Почему нельзя сжигать старую траву? — Растет ли дерево зимой? — Что случится, если цветы перестанут пахнуть? — Что случится, если не будет растений? — Что случится, если на лугах не будет насекомых? — Почему растения называют «детьми солнца»? — Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха? — Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей? Пословицы и поговорки о растениях · Много леса — не руби, мало леса — береги, нет леса — посади. · Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени. · Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню.

Вывод

Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка — дошкольника.

Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.

Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов: Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования), Словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое); Наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий). Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности. Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.

Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.

Использование дидактической игры в ознакомлении с окружающим детей старшего дошкольного возраста

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

ждает, что рассказывать можно только про тех героев, о которых читали всем в детском саду.

Примеры рассказов детей:

Маленькая девочка очень любила свою бабушку. Она ходила к ней в гости через лес, носила пирожки и молоко. По дороге собирала цветы.

Жили старики у самого синего моря. Старик ловил рыбу, а старуха его все время ругала. Она была злая. ( Автор Бондаренко А.К. (3).

Дидактическая игра Кто ты.

Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такие: мать, отец, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и тому подобное. Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой и садится.

Игру можно усложнить. Если рассказывать быстрее, а одну и ту же роль называть чаще.

Игра Отвечай быстро.

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-то мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета. Зеленый- говорит воспитатель, делает паузу и бросает мяч Оле. Лист — отвечает Оля, и сказав голубой- бросает мяч Ване. Игра продолжается.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. (Деревянный стол, и т.д.)

Усложнение.

При повторении можно предложить, поймав мяч, называть не один, а два или несколько предметов.

Таким образом, использование игр с различными усложнениями позволит поддержать интерес детей к игре, а также развить познавательную активность старших дошкольников.

Глава 2.

Методика организации и руководства дидактическими играми.

2.1. Методы организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте.

Богуславская З.М. (2), Бондаренко А.К. (3) указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

— установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

— определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.

— определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

— подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

— подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

— подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

— объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

— подведение итогов игры это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей.

В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение.

С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольни

Дидактическая игра в старшей группе (от пяти до шести лет)

Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

Дети 5–6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз.

Дети 4–5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому действию, а в 5–6 лет проявляют сосредоточенность и целенаправленность, стремясь произвести действие наиболее точно. У них возрастает желание преодолеть препятствия, справиться с заданием.

Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно. Е. И. Радина отмечает самостоятельность и общительность у детей данного возраста, положительно влияющую на способность к самоорганизации.

Эти качества характерны лишь для тех детей, у которых есть некоторый опыт дидактической игры. Возросшее стремление более точно соблюдать правила свидетельствует о развитии произвольности психических процессов.

Дети этого возраста могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы. Они не только составляют целое из частей, но и учатся делить его на равные части, воспринимая соотношение целого и части.

Дидактические упражнения типа «Мы делили апельсин», «Каждому гостю – по куску пирога», «Поделись с товарищем» помогут детям решить поставленную задачу путем создания соответствующей игровой ситуации.

Для измерения величины предмета используются приемы наложения и приложения предметов (подходит ли Мишке кроватка, машине – гараж, какой кукле подойдет платье).

В дидактической игре «Выбери ленточки» дети действуют с предметами, накладывая их или прикладывая к образцу; ищут ленточку другого (такого же) цвета и размера, более или менее широкую и т. д. В других играх, сравнивая предметы по форме, они различают овалы, круги, треугольники, четырехугольники.

Дидактические упражнения помогут детям подобрать фигуры в соответствии с игровой задачей («Круги и овальчики для лисы и зайчика», «Коврики с углами») разной степени сложности.

Усложнить задачу можно, предлагая им подобрать фигуры определенной величины (два больших овала и один маленький), цвета (синий кружок, красный кружок и зеленый четырехугольник – по выбору), материала (все фигуры деревянные и одной величины).

Ориентировку в пространстве развивают упражнения на определение положения различных предметов относительно друг друга или относительно самого ребенка. В таких играх дети могут, как бы проверяя друг друга, дать товарищу задание («Встань так, чтобы видна была улица») и затем спросить: «Где ты стоишь?» («перед окном», «сзади стола», «сбоку от шкафа», «справа от стула», «у левой стороны окна»).

Интересны детям игры, в которых надо определить, что изменилось. Для таких игр воспитатель вместе с детьми может придумывать специальные сюжеты, обозначая их жанр («детективный», «военный»).

Неожиданность игровой ситуации и интересное содержание вызывают у детей ощущение новизны, азарт, а конечная цель – выйти победителем в игре, «разгромить вражеские полки», придумав лучший план, – придает уверенность в своих силах, увлекает сюжетом.

Для таких игр необходима предварительная подготовка: детям читают сказки, рассказывают о знаменитом сыщике, проводят игры-драматизации, в которых проигрываются прочитанные сюжеты, ситуации.

В сюжетно-дидактических играх можно использовать музыкальное сопровождение (например, звук трубы как сигнал сбора полков), стихотворный текст для создания эмоционального фона («Лязг и скрежет металла, вой и грохот орудий – все смешалось сначала, затемняя рассудок», «И пошли полки ровной линией: положить врага на чужой земле!»), танцевальные движения для ощущения накала обстановки (например, можно придумать «танец воинов»). При этом активизируется воображение детей, появляется свобода движений, артистизм.

Дети этого возраста стремятся использовать в играх подручные материалы, подбирают интересные игрушки. Для игр в воинов они самостоятельно изготавливают необходимые атрибуты.

Знакомя детей с историей страны, рассказывая о жизни древнерусских государств, о богатырях, о походах, воспитатель может провести дидактические игры («Собери воина в поход»), в которых нужно подобрать коня, одежду, оружие для воина.

Изучая с детьми народные песни, игры, хороводы, воспитатель проводит дидактические упражнения и игры на знание пословиц, потешек и поговорок на разную тематику («Кто больше назовет»), на использование песен в контексте народного календаря. Например, педагог раздает ребятам разные картинки с сюжетами народных праздников.

Дети слушают песню (в исполнении взрослого или в аудиозаписи), находят и поднимают соответствующую карточку («У наших ворот всегда хоровод»).

Усложнением игры может быть введение нового правила: ребенок, поднимающий карточку, называет пословицу про праздник, изображенный на карточке (или про досуговое время вообще, например, «Всякая душа празднику рада»).

Различные народные игры (с мячами, луками) как средство передачи духовного опыта поколений способствуют развитию нравственных и физических качеств (отваги, смелости, дисциплинированности, меткости, подвижности и ловкости). Самодельные баклуши, трещотки, свистульки знакомят детей с необычным звучанием, открывают технические возможности народных инструментов. Игры-загадки «Угадай, на чем играю» позволяют выделить и запомнить тембр редко звучащего инструмента. Такие игры проводятся без поспешности, в них дидактическая задача ставится одновременно с художественной. Персонажи выступают в игре в стихотворных образах:

Игры в куклы всегда были любимы детьми. В ролевой игре дети изображают разные периоды взросления куклы-дочки: кукла-младенец, воспитанница детского сада, кукла-школьница. Воспитатель подсказывает, что требуется для куклы того или иного возраста. При этом девочки старательно входят в роль мамы, а мальчики моделируют поведение отца куклы-ребенка.

Дифференциация ролей по половому признаку в сюжетно-ролевой игре, по мнению ученых, предлагающих этические беседы и игры, позволяющие мальчикам и девочкам проявить себя согласно своему полу, проявляется довольно рано.

В дидактических играх, моделирующих различные полоролевые поведенческие ситуации («Как поступить», «Красивые слова», «Ссоримся-миримся», «Уголок мастера и мастерицы»), дети не только узнают о внешних признаках мужского или женского типа поведения (проявлять заботу, уступать место и т. д.

), об атрибутах, обозначающих принадлежность к тому или иному полу, но и познают себя в игре, проявляя особенности характера («Мужчина должен поступить так, но смогу ли я это сделать в действительности?»).

В таких играх нужно объединять детей, предоставляя им возможность побыть вместе вдвоем-троем («молодецкой» или «девичьей» компанией), чтобы подумать, как поступить.

Детям этого возраста необходимо предоставить возможность проявить себя в положительном с точки зрения окружающего общества (коллектива) поступке.

Воспитатель знакомит их с лучшими образцами художественной литературы, учит делать нравственный выбор в той или иной ситуации, создавая условия, раскрывающие в ребенке те или иные нравственные качества: осведомленность о характере проявления того или иного качества (внешние признаки), о душевном состоянии человека, совершившего какой-либо поступок (внутренние признаки), и последствиях этого поступка.

Дидактические игры по известным сказкам могут придумывать взрослые вместе с детьми; в этих играх ребята могут подбирать пословицы и поговорки, отражающие нравственный смысл сказки (пословица «Белые руки чужие труды любят» подходит к сказке «Лиса и дрозд»; пословица «Что посеешь, то и пожнешь» – к сказке «Лиса и кувшин»). Дидактические игры и упражнения на формирование коллективистских качеств («Помоги товарищу»), воспитание гуманных или патриотических чувств («Вежливые звери», «Гжельские сувениры») способствуют развитию комплексных социокультурных качеств, в основе которых лежит отношение к человеку, природе, окружающему миру.

В старшей группе дети продолжают знакомиться с жизнью животных, птиц и растений. Свои впечатления они отражают в календарях наблюдений за сезонными явлениями. Например, в разное время года дети следят за поведением птиц.

Составляя календарь наблюдений за зимующими птицами, они не только узнают о том, какие птицы остаются зимовать или прилетают на холодное время года к нам, но и описывают их внешний вид, окраску и повадки.

Эти знания закрепляются в дидактических играх «Каких птиц знаешь», «Опиши повадки птиц».

За лето дети накапливают знания о многих овощах и фруктах. В это время года воспитатель может организовать экскурсии на принадлежащий детскому саду огород.

В играх «Вершки и корешки», «Съедобное – не съедобное», выявляя знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, педагог использует элементы драматизации, и игра становится более живой, интересной.

Для сохранения интереса к ней можно придумать некоторые изменения хода игры (например, выбирать желающих на роли мужика и медведя при помощи считалки; ввести ведущего; заканчивать игру русской народной игрой).

Развитию интереса детей к живому миру способствует чтение книг о животных и растениях, применение драматической формы обучения. Например, драматизация рассказа В. Бианки «Чей нос лучше?» позволяет детям живее представить обитателей лесов, озер и болот.

Неравнодушное отношение воспитателя к родной природе, родным местам передается детям в постоянном общении с ним и проявляется в различных видах деятельности: в чтении художественной литературы, в беседах на разные темы, в приобщении к искусству, где игра является связующим звеном, соединяющим вымысел, фантазию и реальное чувство.

Дидактические игры, выявляющие знания детей об истории родного края, могут охватывать путешествия по «большой» и «малой» Родине. В них синтезируются разные виды и приемы работы: рассказывание по картинке, устное рисование, применение схем, разработка планов-карт.

Так, в игре «Путешествие по нашему микрорайону» дети разрабатывают план поездки по наиболее интересным местам района, описывают достопримечательности, виды используемого транспорта. Ребенок, разработавший наиболее интересный маршрут, награждается знаком «Почетный житель микрорайона» и получает приз.

В этой игре есть место словесной, музыкальной, изобразительной деятельности. Синтезированное содержание, развернутость дидактических игр являются их характерными особенностями.

В играх со словом ставятся задачи развития фонематического слуха, пополнения словаря, освоение речевых конструкций. В дидактической игре «Кто заметил больше небылиц?» (А. К. Бондаренко) перед детьми стоит следующая игровая задача: заметить как можно больше нелогичных ситуаций (небылиц), отличить реальное от выдуманного, что само по себе довольно сложно, ведь в тексте все перемешалось.

Используя прием драматизации, воспитатели нацеливают ребят прочувствовать проигрываемую ситуацию, осознавая действия персонажей: бывает такое на самом деле или не бывает. Интерес к игре возрастает, если дети могут самостоятельно моделировать реальные и вымышленные ситуации.

Творческий подход к игре делает ее более живой, расширяет границы фантазии, направляет мышление детей по нешаблонному пути.

В старшей группе воспитатель и музыкальный руководитель используют в музыкально-дидактических играх специальные наглядные пособия, позволяющие ребенку чувствовать себя уверенно в мире музыкальных звуков. В дидактических играх, разработанных Л. Н.

Комиссаровой, например, «Кто поет?», «Лесенка», дети определяют звуковысотные соотношения, особенности регистров. В игре «Ритмические кубики» развивается представление о ритме, в игре «Сложи песенку» – о форме музыкального произведения.

Применение наглядности всегда вызывало бурные споры в педагогике, потому что наглядные средства часто используются формально, формируя у детей своего рода шаблоны восприятия.

Одна из задач методики использования наглядных средств состоит в том, чтобы воспитатели (музыкальные руководители) имели четкую цель их применения.

Если педагог знает, в каких случаях целесообразно использовать наглядное средство обучения, понимает необходимость его применения именно в этот момент занятия (например, до звучания музыкального произведения или после него), то дидактическая задача решается наиболее успешно.

Например, если дети несколько раз играли в игру «Серый волк и Красная Шапочка» (музыка Г. Левкодимова), то они уже хорошо запомнили музыку, характеризующую героев.

Поэтому на следующих этапах применение карточек, изображающих сказочных героев, будет нецелесообразным, так как дети хорошо отличают один музыкальный образ от другого и могут проследить их чередование на слух.

Главной задачей обучения на этом этапе становится более близкое знакомство с музыкой: выявление общего характера каждого музыкального образа (Волк, Красная Шапочка), сравнение двух настроений (тревожно-зловещее и веселое) этих музыкальных образов, определение формы музыкального произведения, вычленение его структуры путем восприятия и усвоения очередности появления тем-образов (Красная Шапочка – Волк – Красная Шапочка).

Интересна детям игра на основе программной музыки Р. Шумана «Дед Мороз». В ней дети узнают два главных музыкальных образа (Дед Мороз и Метель), которые появляются поочередно, образуя трехчастную репризную форму с контрастной серединой.

На первом прослушивании («Встреча с героями») дети выясняют, какие музыкальные темы-образы они услышали.

Затем эти образы схематично представляются на карточках, и ребята выкладывают порядок появления музыкальных тем-образов, выясняя, что образ Деда Мороза появляется в музыке дважды – в начале и в конце, а образ метели один раз – в середине пьесы.

Дети 5–6 лет уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактические игры, повторяют действия, которые усвоили на занятиях с воспитателем. Постепенно осваиваясь, они играют более уверенно, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры.

Воспитатель должен расширять круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила, изменялись игровые условия.

В ходе игры педагог отмечает, каким образом включался в игру каждый ребенок, чего ему не хватало для активного участия; какие умения и навыки закрепились, развились; оценивает результативность игр в формировании коллективистских качеств.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector