Методика раннего развития детей марии монтессори

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Методика раннего развития детей марии монтессори

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок.

Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори.

Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий.

По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы.

Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  • Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  • Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  • Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  • В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  • Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
  • ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

    Монтессори – методика раннего развития

    Методика раннего развития детей марии монтессори

    Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был здоровым, умным, счастливым и развитым согласно своему возрасту. Но порой, бывает так, что родители настолько заботятся о своем чаде, что лишают его самостоятельности и фактически делают все за него.

    Как же поступать, чтобы малыш умел сам себя обслуживать, но при этом не чувствовал отстраненности от родителей? Чтобы у него не было чувства одиночества и заброшенности? Ведь часто детки порой просто бояться и стесняются лишний раз спросить у родителей, тем самым оставляя свои вопросы без ответов.

    Для решения этой нелегкой задачи можно обратиться к методике итальянского врача Марии Монтессори. После того, как она стала популярна в России, ее плоды теперь может каждый родитель увидеть на примере своего дитя.

    Методика Монтессори

    Девиз Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей развития по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий. В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

    Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зоне по развитию речи) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

    Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применять методику раннего развития Марии Монтессори.

    Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать.

    В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

    Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые — не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

    Основные принципы методики Монтессори:

    • Ребенок-учитель. Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.
    • Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 лет могут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые. В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.
    • Разделение на зоны. Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
    • Главная задача родителя — заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

    ВАЖНО! Помните, что не нужно наседать на малыша и заставлять его заниматься тем, что интересно вам. Даже в возрасте до года, кроха может уже понять, что его заинтересовывает больше, а что менее интересно.

    Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет

    Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. Мария Монтессори вывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.

    • Окружающая среда — лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным принципам методики Монтессори.
    • Критика учит ребенка осуждать. Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать. Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
    • Похвала учит ребенка оценивать. Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
    • Враждебное отношение учит ребенка драться. Должен ли ребенок уметь драться — спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
    • Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости. Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе. Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
    • Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким. Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
    • Если вы создадите для ребенка безопасную среду, это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
    • Если ребенок постоянно чувствует позор, то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
    • Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению. Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
    • Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению. Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
    • Если родители будут подбадривать своего малыша, показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
    • Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!

    Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет, вы сможете вырастить

    Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования

    Поговорим о зонирование, которое по методике Монтессори поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет. Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.

    Зоны в методике Монтессори для детей 

    Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:

    • Зона повседневной жизни. Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
    • Зона языкового развития. Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
    • Зона творчества. К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон — все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
    • Зона естествознания. Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
    • Зона сенсорного развития. Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
    • Зона активности. Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.

    Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев

    Наличие всех этих зон по методике Монтессори поможет малышу:

    • Привыкнуть к порядку и организованности пространства вокруг себя;
    • Свободно выбирать, какой род игр и занятий наиболее ему нравится;
    • Наглядно видеть многообразие занятий.

    Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори 

    Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику Монтесссори, например, в садах.

    Если вы хотите самостоятельно заниматься с малышом по методике Монтесссори, следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.

    Монтессори методика до 1 года

    Так, например детям до года, на этапах раннего развития, стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.

    Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет

    Деткам более старшего возраста, от года до 2 лет стоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения.

    В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте.

    Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.

    Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет

    Ребенку 2 и 3 лет будет интересно не просто пользоваться своими вещами, но и убирать их по местам. Например, вы можете хранить одежду малыша не на открытой полочке, а в закрытом шкафчике, чтобы малыш сам открывал и закрывал дверцы. Увеличение количества действий в алгоритме поможет малышу развить логику и память.

    Монтессори методика для детей 5 лет 

    Когда ваш малыш уже умеет хорошо управлять своим телом и выражать свои мысли (этот момент наступает в период от 4 до 6 лет, основная масса детей в возрасте 5 лет) с помощью речи, привлеките его к помощи по дому: готовка обеда, мытье посуды, подметание полов. Для маленького ребенка это будет не только игрой, но и приобретением полезных навыков. Такие занятия помогут почувствовать ребенку себя нужным и сплотит семейные отношения.

    Монтессори методика в стадиях познания мира

    В методике Монтессори есть разделение на 6 стадий познания мира ребенком и его развития:

  • Развитие речи (от 0 до 6 лет);
  • Сенсорное восприятие (от 0 до 5, 5 лет);
  • Признание порядка (от 0 до 3 лет);
  • Работа с мелкими предметами (от 1, 5 о 5, 5 лет);
  • Восприятие движений и действий (от года до 4 лет);
  • Социализация (от 2, 5 лет до 6).
  • Методика раннего развития Марии Монтессори

    Методика раннего развития детей марии монтессори

    Методика раннего развития Марии Монтессори – это особая педагогическая система, которая позволяет не только легко организовать обучение малышей и улучшает их развитие, но еще укрепляет связь между детьми и родителями. Огромное количество положительных отзывов говорит о результативности такой работы.

    Немного истории

    Мария Монтессори – это известный педагог, врач, и ученый. Она является одной из четырех великих умов XX века, которые сформировали новое видение в педагогике.

    Уже с детства Мария легко усваивала сложный материал, тянулась к знанию, мечтала о профессии детского врача. Такие престижные профессии доставались одним мужчинам. Но это не остановило девушку. Ее знания изумляли преподавателей. В 26 лет она стала врачом.

    В своей работе она действительно углублялась во все вопросы. Мария изучала работы детских психологов, сама переводила некоторые из них на родной язык. Это привело к важному открытию.

    Она осознала, что умственно отсталый ребенок – это не забота врачей, а огромная дыра в педагогике. Только представьте, какой шок вызвало такое заявление. Нужно было полностью перестраивать уклад жизни.

    Больничные палаты срочно были заменены на школьные классы.

    Интересный факт. Когда у Марии родился внебрачный сын Марио, она отдала его в приют и не видела долгие годы. Монтессори встретила уже молодого человека. Больше они не разлучались. Как утверждает сама Мария, у нее было предназначение.

    1907 год — открытие первого образовательного заведения, где вся работа основывалась на методике Монтессори. Место, атмосфера, игрушки подготавливались лично Марией. Долгие годы ее школы активно развивались. Но с приходом фашизма все изменилось. Все заведения Монтессори были закрыты.

    Спасаясь от политических репрессий, женщина путешествовала по миру и учила молодых педагогов. Тяжелые испытания частично изменили ход ее мыслей. Она углубилась в веру и искала спасение именно в Боге. Но ее методика сохранилась до наших дней.

    Среда

    Одним из главных аспектов системы Монтессори является подготовка среды, в которой ребенок будет развиваться. Все построено именно на этом фундаменте. Плюсом здесь можно назвать доступность. Любой родитель может подготовить свой дом или детскую комнату по этой системе. Нужно лишь учитывать некоторые правила:

  • Среда должна подталкивать ребенка к новым действиям без помощи взрослых. Следует учесть возраст малыша, его рост и умения.
  • Мебель не стоит крепить к полу. Она должна быть детской, чтобы малыш мог сам переставлять свой стол и стул. Здесь развивается моторика. Ведь малышу придется учитывать расстояние, соотношение предметов. Поставив стол, нужно передвинуть стул. Снова и снова садясь на него, ребенок будет подвигать мебель, чтобы достичь желаемого комфорта.
  • Двигающихся предметов должно быть много, например, коробка с игрушками, доска для рисования. Шум от их падения или передвижения научит малыша понимать, когда лучше сосредоточиться и сделать действие тихо. В детских садах Монтессори даже посуда из хрупкого фарфора. Разбив пару тарелок и чашек, дети начинают аккуратнее себя вести.
  • Комната должна быть просторной, светлой. Цвета нейтральные. Обязательно должен быть доступ к воде (желательно не к стакану, а к раковине или кувшину с водой) и к унитазу. Такие простые вещи малыш должен делать сам. Когда у него все под рукой, то он будет меньше просить помощи. Даже цветки в горшках не стоит прятать и ставить высоко. Пусть малыш сам их поливает, когда родители об этом просят.
  • Все необходимое должно располагаться перед ребенком. Мебель, вещи, предметы должны соответствовать росту. Эти факторы особенно влияют на ранее развитие.
  • Ребенок

    Данная методика все внимание устремляет на малыша. Она будто заставляет взрослых остановиться в своей вечной опеке и дать детям шанс сделать что-то самостоятельно.

    Самостоятельно выбрать наиболее интересную сферу деятельности, самостоятельно совершить ошибку, самостоятельно все исправить, а следовательно, сделать свои собственные выводы и самому чему-то научиться или лишний раз закрепить уже полученные навыки.

    В этом заключается вся суть. Конечно, никто не взваливает на ребенка ряд обязательств. Он сам стремится быть похожим на родителей.

    Малыш старается надеть носочки, завязать шнурки, протереть пыль и многое другое. Важно понимать, что в этом возрасте ему нравится ответственность.

    Если придерживаться методики, то в будущем он будет совсем по-другому смотреть на обязанности по дому, учебу и просьбы родителей.

    В конечном итоге, этот маленький человек становится настоящим хозяином своей комнаты. Он постоянно находит себе новые занятия, решает логические вопросы, развивается. А чтобы поддержать ребенка, стоит хвалить его, учить чему-то новому, просить помощи в домашних делах.

    Роль взрослого

    Здесь правил почти нет. Нужно просто не мешать быть самостоятельным. Не стоит беспокоиться по каждому пустяку и выхватывать все из рук ребенка. Родители должны помогать детям, объяснять, но не делать за них.

    Мы, правда, думаем, что лишняя забота никому не помешает. В реальности можно прийти к плачевным последствиям. Если вы будете каждый день завязывать ребенку шнурки, то он сам так и не научится делать это самостоятельно.

    Проблема взрослых в нетерпении, раздражении, непонимании. Чтобы легче понять принцип такого воспитания, следует осознать, что раньше вы были такими же детьми.

    Пусть малыш снова и снова будет падать, все бросать, но он так намного быстрее придет к идеальному результату.

    Сентизивные периоды по Монтессори

    Чтобы развитие ребенка проходило прогрессивно, стоит обратить внимание на сентизивные периоды. Это время, когда малыш легко воспринимает что-то новое, быстро получает навыки. Если не дать возможность детям пройти этот этап, то в будущем ему будет гораздо сложнее догнать своих одногодок. В системе есть несколько сентизивных периодов:

  • Развитие речи (первые шесть лет жизни). Именно за шесть лет ребенок должен научиться говорить, высказывать свои мысли, находить контакт с окружающими. Он должен произносить все звуки, правильно формулировать предложения. Поэтому уберите лепет из своих слов. Можно разговаривать с детьми ласково, не заменяя слова на их части.
  • Развитие чувства порядка (первые четыре года жизни). Здесь есть разные направления: ориентация во времени и знание своего распорядка дня, понимание всех требований родителей.
  • Развитие самостоятельности (первые пять лет жизни). Если родители не будут выполнять все за малыша, то он быстро научится сам кушать, одеваться, наливать воду и т. д.
  • Развитие действий (первые четыре года жизни). Не пеленайте малыша, не держите его в одной кроватке, покажите ему окружающий мир.
  • Сенсорное развитие (первые пять лет жизни). Давайте ребенку больше ползать, играть с мелкими предметами.
  • Как организовать обучения по Монтессори в домашних условиях

    Перестаньте делать все за ребенка. Если он нашел карандаш, не забирайте его с криком. Посмотрите, что он будет делать дальше.

    Разнообразьте комнату детей. Идеально подойдут разные доски с мелкими предметами. Мальчикам будет интересно играть с настоящими инструментами, болтиками и т. д.

    Помните, чтобы научить ребенка чему-то в раннем возрасте, нужно просто дать ему свободы. Не ругайте, если он расплескает половину супа. Подождите 5-10 минут, пока он будет натягивать футболку. Не кормите его сами, а сядьте рядом и ешьте из своей тарелки.

    Слабые стороны методики

    Выделить резкие негативные моменты здесь нельзя, так как их нет. Все советы и правила являются идеальной подсказкой для родителей. Образовательные учреждения, которые работают по такой схеме, всегда показывают высокие результаты.

    Если обратить внимание на критику других педагогов, то все они отмечают отсутствие творческого развития. Мария нигде не пишет о пользе книг, рассказов, рисования и т. д. Но цель методики в том, чтобы ребенок получил максимальное количество навыков и умений в первые шесть лет жизни.

    Монтессори методика раннего развития

    Методика раннего развития детей марии монтессори

    Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.

    Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.

    Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.

    Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.

    Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.

    Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.

    Основа метода Монтессори

    «Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.

    Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.

    Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.

    Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.

    Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.

    Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.

    Принципы системы

    Система Монтессори основана на следующих принципах:

    • создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
    • предоставление полной самостоятельности крохе;
    • помощь от взрослых, только по просьбе малышей.

    Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:

    • кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
    • маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
    • рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
    • кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.

    Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.

    Развивающая среда

    Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

    Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

    Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

    При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

    Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

    Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

    Разделение развивающей среды на зоны

    Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

    Практическая или бытовая зона

    Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам.

    Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол.

    С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

    В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

    Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

    Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

    Сенсорная

    Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

    Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

    Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:

    • шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, таблички с шероховатой поверхностью, предметы для ощупывания: мячик, кубик, доска. Главное, чтобы поверхность не была одинаково гладкой;
    • таблички, коробочки, разные по цвету и весу — научат различать цвет и вес;
    • мешочки с запахами, баночки с разными вкусами — развивается обоняние, осязание;
    • чтобы научиться видеть температурные различия используют специальные сосуды с теплой поверхностью; 
    • звуковые игрушки, звенящие шарики — развивают слух;
    • хорошо помогают крохам понять формы предметов, различать их по размерам — игрушки, разных форм, размеров, цилиндрические вкладыши, используемые в блоках.

    Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

    Языковая

    Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

    Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

    Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

    Математическая

    Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

    Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

    Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

    Зона космоса

    Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

    Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

    Место для активных занятий

    Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

    Достоинства, недостатки системы Монтессори

    Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.

    К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:

    • Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
    • Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
    • Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
    • Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.

    Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.

    Мария Монтессори и ее методика

    Методика раннего развития детей марии монтессори

    Родилась в Италии 31 августа 1870 году  в городе Кьяровалле. Отец — важный чиновник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии к образованию.

    Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончила ее с блеском.

    В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского университета. А в 1896 г. — она уже врач.

    Студенткой девушка начала подрабатывать в больнице при университете. Здесь состоялось ее первая встреча с особыми детьми. В эти годы у нее зародилась идея методики, основанная на применении развивающей среды.

    После университета Мария вышла замуж и занималась частной практикой. Она продолжала изучать труды современников: психологов, педагогов, антропологов, пытаясь уложить свои наблюдения в стройную систему.

    В 1898 г. стала мамой (сын Марио) и директором Ортофренического института по подготовке учителей для особых детей. А в 1900г. открылась ортофреническая школа, которую возглавила Мария.

    В 1901 г. она поступает в Риме на философский факультет, а в 1904 г. становится завкафедрой антропологии в этом же университете.

    Все это время она продолжает наработку по своей методике. В 1907 г. при спонсорской поддержке открывает в Сан-Лоренцо «Дом ребенка». И все следующие 45 лет Мария Монтессори занимается совершенствованием и внедрением своей системы, не забывая о воспитательной работе с детьми.

    С 1922 г. она работала госинспектором школ Италии.

    В 1929 г. Организовала международную ассоциацию Монтессори.

    События в мире заставили Марию уехать в Индию на 7 лет, и лишь после окончания войны она вернулась в Европу.

    Мария продолжала свое дело до последних дней, живя в Голландии. В 1950 г. Стала профессором Амстердамского университета. Здесь же скончалась в 1952 г.

    История появления методики

    Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

    При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

    Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

    Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

    Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

    Философия Монтессори-педагогики

    Коротко философия методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».

    Это обосновывается такими тезисами:

  • Ребенок от рождения — уникальная личность.
  • Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  • Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  • Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.
  • Суть методики

    Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

    Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

    Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

    По Монтессори недопускается:

    • сравнение детей;
    • соревнование между ребятами;
    • оценка ребенка по общепринятым критериям;
    • применение поощрений и наказаний;
    • принуждения.

    Принуждение исключается естественным образом:

    • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
    • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
    • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир взрослых;
    • педагог занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

    Дети сами выбирают:

    • темп и ритм получения опыта и знаний;
    • длительность уроков;
    • учебный материал;
    • направление своего развития.

    Поэтому педагогам нужно только:

    • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
    • Всегда уважать выбор ребенка.
    • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
    • Создавать комфортную окружающую среду.
    • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
    • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
    • Не создавать себе подобных личностей.
    • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

    Как построена система развития по Монтессори

    «В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду».

    Мария Монтессори

    Существует 3 основных принципа системы Монтессори:

    • ребенок
    • среда
    • воспитатель

    Схематическое отображение принципов системы Монтессори:

  • Центр — ребенок, самостоятельно принимающий решения.
  • Вокруг — среда, дающая возможности развития ребенка.
  • Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.
  • Развивающая среда — ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через них лежит путь к интеллекту.

    Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

    Она делится на определенные функциональные зоны.

    Виды монтессори-классов и уроков

    В Монтессори-педагогике самое важное — самостоятельное развитие личности ребенка в обустроенной среде.

    На этом основана учеба, в процессе которой дети проявляют свои потребности, а воспитатели, наблюдая, определяют вид индивидуальной помощи каждому ребенку.

    Система предлагает 3 типа уроков:

    1. Индивидуальные.

    Воспитатель предлагает ученику (или 2-3) учебный материал, показывая, как его применять.

    Материал — это уникальный дидактическое пособие из натуральных материалов.

    Он обладает особыми обучающими свойствами:

    • привлекает — возбуждая интерес;
    • имеет отличительное свойство, бросающееся в глаза (длина, толщина и …);
    • имеет проверку на ошибку — позволяет ребенку самому увидеть неправильность своих действий.

    Объяснять при этом необязательно.

    Далее ребенок работает с материалом самостоятельно, приобретая опыт и знания. Во время такого занятия другие дети к воспитателю не обращаются.

    2. Групповые.

    Участвуют не все дети класса, а достигшие примерно одного уровня. Остальные занимаются самостоятельно. Алгоритм тоже.

    3. Общие.

    Занимается весь класс. Это занятия по музыке, гимнастике, истории, биологии. Уроки по общим предметам сжатые и короткие.

    Далее дети сами решают, интересно им это или нет, и начинают самостоятельное занятие со спецматериалом.

    При этом Монтессори разграничивает развитие детей по возрастам:

    • от 0 до 6 лет — строитель человека (ребенок готов к развитию всех функций);
    • от 6 до 12 лет — исследователь (ребенок интересуется миром вокруг себя);
    • от 12 до 18 лет — ученый (ребенок увязывает факты, строит картину мира, размышляет о своем месте в нем).

    Классы в Монтессори-школах делают смешанные по возрасту: от 6 – 9 лет или от 9 – 12 лет.

    Переход в следующий класс определяется только потребностями и возможностями ребенка. Взаимопомощь позволяет старшим детям стать ответственнее, а младшим — увереннее. Исчезает зависть, подражание подталкивает младших к успехам.

    Для таких классов нет четких целей на учебный год. Все расписано на три года. Можешь освоить быстро — хорошо, а можешь осваивать в подходящем для тебя темпе.

    Нет никакого насилия.

    Монтессори-класс включает в себя развивающее пространство, поделенное на зоны деятельности. Дети самостоятельно выбирают зону и материал для работы.

    Он может трудиться сам или с другими детьми. Но существует правило: если ребенок сам в зоне, ему никто не должен мешать.

    Темп выполнения задается тоже детьми. В классе нет парт — только переставные столики и стульчики, а также коврики на полу для занятий гимнастикой.

    За всем происходящим в зонах наблюдают воспитатели и аккуратно направляют и корректируют интерес к работе с материалом. Исправление ошибок и налаживание отношений в классе дети осуществляют самостоятельно.

    Методика Монтессори и семья

    Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

    Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

    По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

    Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  • Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  • Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  • Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  • Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  • Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  • Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  • Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  • Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  • Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  • Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  • Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  • Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  • Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  • Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  • Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  • Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  • В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.
  • Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

    За и против педагогики Монтессори

    С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

    Система имеет определенные недостатки:

    • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
    • длительная подготовка педагогов-монтессори;
    • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
    • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
    • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
    • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
    • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
    • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
    • отрицаются обычные игрушки.

    К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

    Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

    Ведь педагогика Монтессори:

    • учит создавать правила, а не жить по ним;
    • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
    • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
    • научает ответственности за свои поступки;
    • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
    • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
    • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
    • знакомит с основами окружающего мира;
    • развивает мощную логику и аналитические способности;
    • развивает интеллект;
    • развивает речь через мелкую моторику.

    Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

    А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

    Распространение и популярность методики Монтессори

    Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном  международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

    С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

    Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

    • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
    • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад  монтессори в Вене.
    • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу «Монтессори и новое воспитание».
    • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
    • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

    После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

    Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

    В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

    Их сайт http://www.montessori-center.ru/

    Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

    С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

    Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

    Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

    Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

    В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector