Кира Муратова, биография, новости, фото

Искусство — когда негромко

Большие препятствия и большие роли — это составляющие актерского успеха. В опере надо петь, а в театре играть. А не существовать в предлагаемых обстоятельствах. Твое я мне не интересно.

Мне никогда не импонировало это очень нашенское желание доказать и показать. Искусство — когда негромко.

Я разучилась плакать, даже не помню, когда я последний раз плакала. Вот так, прямо бронхами. Не помню. Счастливые люди, которые умеют плакать. Я думаю, им легче. Хотя могу ошибаться.

Мне жить по-прежнему нескучно, в моей жизни ничего не изменилось. По-прежнему работаю как вол. Если говорить по кино: снялась у Рустама Хамдамова в фильме «Мешок без дна». Который никто нигде не видел кроме как на фестивалях.

Столетие художника Василия Криворучко в Воронеже отметили выставкой

Что касается театра — работаю у Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», играю там спектакль «Поэма без героя» по Ахматовой.

Знаменитый режиссер Анатолий Васильев, который лет пятнадцать в России ничего не ставил, в прошлом году поставил со мной спектакль «Старик и море» по Хемингуэю.

Удивительно, что для женщины поставил. Я два с половиной часа на сцене, нет, старика я не играю. Я текстом держу зал.

К сожалению, этот спектакль мы играем редко, он дорогой и технически сложный: четыре дня уходит только на то, чтобы выставить декорацию. Не каждый театр может себе позволить пустить нас на четырехдневную установку декораций. Деньги, знаете ли. Сейчас их все считают.

Не расстаюсь с моими поэтическими концертами, хотя два часа стихами держать в напряжении зал. Непросто, мягко говоря.

Не по возрасту уже, но пока могу.

Никаких я

Мы же всю жизнь живем в масках.

Так устроены люди. Когда человек говорит, что он без маски, он или лукавит, или не хочет замечать своих масок.

Я вот сижу с вами сейчас разговариваю — и играю роль актрисы, которая отвечает на вопросы. На которые она отвечала сто тридцать два раза. Но роль играю. Да.

Вы не обижайтесь, обычно люди спрашивают о том, что они про меня уже знают, а чего не знают — о том и спросить не могут.

Чего хочется от жизни? Вопрос на полдня разговора. Скажу так, не прочь была бы вернуться в детство, но с этим опытом. Тогда жизнь была бы совсем другая. И не моя.

Религия нужна, она людей делает лучше. Ее люди обязательно должны были придумать.

Когда человеку все дозволено, это катастрофа. У него нет моральных запретов, и он будет ломиться во все открытые двери.

Умер исполнитель главной роли в рок-опере «Иисус Христос — Суперзвезда»

Почему всю жизнь стою отдельно? Вначале это было от застенчивости. Да и сейчас тоже. Театральные актеры — люди застенчивые. И с масками нам жить легче как никому другому.

У меня есть несколько масок, когда я могу закрыть свою застенчивость.

Знаете, давно заметила, что хорошенькая внешне актриса со средними способностями может хорошо играть в жизни. И ей многое удается, не в профессии, а в жизни.

Вообще сцена по молодости — это игра. В человеке заложено ощущение игры генетически. Возьмите сегодняшний все больший уход в интернетную виртуальность, это все из этой самой генетической схемы.

Сцена в молодости — это абсолютно виртуальная жизнь. Потом все это перерастает в чувство долга. Болен ты или здоров, но ты должен это делать. Если ты откажешься, то ты уже не актер.

У артистки муж умер или мама в реанимации погибает, она в этот же вечер выходит на сцену и играет. Для меня это понятно, и не возникает никаких вопросов.

Если у женщины умирает муж, но остались маленькие дети, она же все равно будет готовить им кашу и суп. Чувство долга. Так и здесь.

Вот если ты играешь самого себя в предлагаемых обстоятельствах, тогда трудно. Но обычно роль делается в театре по-другому. Никаких «я». Только отстраненно.

Звуковое кино Муратовой

         Просмотр ретроспективы фильмов
режиссера позволяет не только яснее увидеть и осознать масштаб творческой
личности, но и отчетливей представить особенности авторского стиля,
художественный почерк мастера. Так, благодаря приуроченному к юбилею Киры
Георгиевны Муратовой показу всех ее фильмов1, начинаешь понимать, что
Муратова – режиссер в значительной мере аудиальный, именно в этой плоскости, на
мой взгляд, находятся ее основные художественные открытия

Этим можно объяснить
и ее частое тяготение к черно-белой цветовой гамме: визуальная составляющая ее
картин не должна привлекать к себе излишнее внимание зрителя, позволяя в большей
степени сосредоточиться на звучании фильма

       Звуковая палитра муратовских произведений
чрезвычайно насыщенна, многообразна и выразительна. Даже грузовики в фильме
«Познавая белый свет», по словам кинокритика Зары Абдуллаевой «дышат как живые,
ревут, как хор плакальщиц»

Важной составляющей звукового наполнения фильмов
Муратовой является и замечательное музыкальное оформление: в первых двух фильмах
(«Короткие встречи», «Долгие проводы») – оригинальная музыка прекрасного
композитора Олега Каравайчука, в дальнейшем – музыка из произведений Шуберта,
Чайковского, Бетховена и др

       Но все-таки, в первую очередь, Муратову
занимает интонационная и тембровая окрашенность речи персонажей. Каждый герой ее
фильмов является носителем уникальной и неповторимой интонации, а зачастую и
неподражаемого голоса, тут можно вспомнить и Владимира Высоцкого, и Нину
Русланову, и Зинаиду Шарко, и Ренату Литвинову, и Леонида Кушнира. Так, согласно
Заре Абдуллаевой, в фильме «Долгие проводы» «Муратова поставила на
индивидуальность актрисы с обыденной внешностью, но незаурядным голосом. Этот
одинокий голос человека – капризный, набухший скандалом или отчаянием – одной
лишь интонационной пластикой создавал образ женщины на грани нервного срыва. В
этой роли Шарко можно только слушать» . Добавлю, что только слушать можно
голосовые партии практически каждого персонажа фильмов Муратовой. И именно в
них, в надтреснутых или, напротив, излишне певучих голосах героев, заключено, по
мнению Ирины Чичиковой, обаяние муратовских фильмов . Обаяние внимательного,
бережного отношения к чужой неповторимой манере общения, к хрупкой материи чужой
речи, в которой зачастую в большей мере, чем в содержании произнесенных фраз,
выражается сокровенная человеческая сущность.

—————————

1
Речь идет о ретроспективе фильмов Муратовой в одесском кинотеатре «Маски» в
честь 70-летнего юбилея режиссера в ноябре 2004 года

          На одной из встреч со
зрителями Кира Георгиевна сказала, что, подбирая актеров, она ищет, прежде
всего, оригинальных, своеобразных и необычных людей. При этом, похоже, что
особенности индивидуальной речи, манеры говорить имеют для нее преимущественное
значение. Непривычная замедленность речи, странность (порой шокирующая)
интонаций, повышенные тона, повторяющиеся рефреном фразы – эти и другие
известные стилистические особенности фильмов Муратовой не имеют аналога в
мировом кинематографе.
Если Федор Михайлович Достоевский, с точки зрения М. М

Бахтина, первым обратил
внимание на личностно окрашенное слово героев романа, то рискну предположить,
что Кира Георгиевна Муратова первая в советском кинематографе занялась
разработкой неповторимой интонации героя. Если Луи-Фердинад Селин, согласно
общепринятому взгляду, совершил революцию во французском романе, «преодолев
литературу» и начав активно использовать арго, то подобный переворот в советском
кино совершила Муратова, «преодолев кинематограф» и наполнив свои фильмы
звучанием одесской улицы

Наталья Сиривля по поводу «Астенического синдрома»
замечает, что Муратова впустила в свой фильм иррациональное начало «вместе с
присущими ему эстетическими способами самовыражения, словно давая
реальности высказаться на свойственном ей языке и наблюдая со стороны, что из
этого получится» . Особенно ярким воплощением внеразумной стихии в этом
фильме, по мнению критика, является «толстая завучиха в черно-золотом костюме с
тонким, верещащим голосом и великолепно-безграмотным говором» .
 

       Как мне кажется, не случайно, что режиссер
с чутким слухом «настройщика», Кира Муратова, живет и работает именно в Одессе с
ее сочной и колоритной южной речью и прирожденной музыкальностью.

Литература


1. Абдуллаева З. Познавая белый свет // Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
2. Абдуллаева З. Долгие проводы // Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
3. Чичикова И. Скромное обаяние Киры Муратовой // Пассаж. – Сентябрь, 2002.
4. Сиривля Н. Астенический синдром // Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.

 

Новые публикации

Владимир Меньшов: «Всё, что талантливо, – это и есть пропаганда страны» 16.09.2019

17 сентября исполняется 80 лет создателю культовых фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» Владимиру Меньшову. Его жизнь – пример невероятно удачливой творческой и личной судьбы. Недаром в этом году в его мастерскую во ВГИКе поступало 900 человек при наборе в 30. Меньшов известен как очень принципиальный человек и своих учеников учит тому же – тому, что только мощная личность может создать по-настоящему серьёзное кино.

Игра в куклы по-взрослому 13.09.2019

Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины», один из самых крупных и авторитетных в России и всей Восточной Европе, откроется 14 сентября на родине Сергея Есенина. Нынешние «смотрины» – юбилейные не по счёту, а по возрасту: фестиваль отмечает 30-летие, и его символ – Петрушка – сияет с афиш как никогда. За эти годы, утверждают сами кукольники, жанр кукольных спектаклей испытал и тотальное падение интереса, и невероятный взлёт, на подъёме он и по сей день.

В России возрождают национальные литературы через русский язык 13.09.2019

В России проживает более 190 народов, которые пишут и читают на 60 литературных языках. Но что мы знаем об этих литературах, помимо русской? Между тем, творчество современных авторов, представляющих различные народы России, охватывает широкий спектр стилей и жанров – это и поэзия, и проза, фольклор, и детская литература, реализм, постмодернизм и даже рэп-поэзия.

Как усилить «русский голос»? 11.09.2019

Журналисты из самых разных стран мира собрались в Москве на V Международный форум русскоязычных вещателей для обмена опытом. В рамках форума состоялась дискуссия «Русский голос в современном мире: интеграция или обособление». Её участники обсудили те проблемы, которые возникают перед  русскоязычными СМИ и журналистами в условиях информационной войны, а также поговорили о новых технологиях, которые могут позволить донести «русский голос» до широкой аудитории даже в условиях, казалось бы, абсолютного превосходства западных медиагигантов.

Флорина Мохану (Румыния): Фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!» – это уникальная возможность 09.09.2019

Команда из Румынии участвует в международном фестивале «Друзья, прекрасен наш союз!» уже в шестой раз, а в прошлом году даже стала победителем фестивального конкурса. По словам руководителя команды, директора Русского центра Бухарестской экономической академии Флорины Мохану, студенты прекрасно понимают, что участие в фестивале даёт им очень многое. Для них это возможность познакомиться  с коллегами из других стран, завести новых друзей и существенно продвинуться в изучении русского языка.

«Подобные фестивали – редкость». В Болгарии стартовал VIII фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!» 09.09.2019

9 сентября в болгарском Китене открылся VIII Международный фестиваль «Друзья, прекрасен наш союз!». Студенты из 22 стран смогут здесь не только познакомиться друг с другом, но и больше узнать о России, а также улучшить знание русского языка. Поездка на фестиваль стала для них долгожданным и радостным событием, говорят руководители делегаций из Турции, Греции и Бельгии.

Юрий Поляков о русском вопросе и зигзагах истории 05.09.2019

    По приглашению русского клуба «Культурная линия» в Риге побывал известный российский публицист, писатель, многолетний редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, за которым с лёгкой руки Сергея Михалкова когда-то укрепилось звание  «последнего советского писателя».  

Современный учебник для современных детей 05.09.2019

В день открытия 32-й Московской международной книжной ярмарки состоялась торжественная церемония награждения победителей ежегодного национального конкурса «Книга года». В номинации «Учебник XXI века» победителем стала линейка учебников по обществознанию для 6 – 11 классов под редакцией Вячеслава Никонова, вышедшая в издательстве «Русское слово».

Своя интонация

Умение писать случается от накопления прочитанного.

У меня нашлась своя интонация… Простая интонация о сложных вещах. Она сейчас востребована. Критики часто пишут полную заумь, которую сложно и утомительно разобрать и тем более понять. Я часто не понимаю, для кого они пишут. Может, друг для друга? Но не для зрителя — это точно.

О смерти говорить не люблю. Но об этом думающие люди, к которым я себя тоже причисляю, думают с детства. А о том, что там за чертой, вам тоже никто ничего определенного не скажет. Потому что никто не знает.

Спокойны и уверены только те, кто искренне верит. Таких мало, но они более спокойны. Но жить им не легче и счастья у них не больше.

У меня бабушка была человеком с абсолютной верой. Я не могу сказать, что она была счастливым человеком. Абсолютно счастливым может быть только идиот.

Уход с Таганки был трудным временем. Тогда Любимов уже вернулся в театр из-за границы, но у нас отобрали основную сцену, на которой были поставлены и игрались все мои спектакли.

Николай Мартон отметит 85-летие моноспектаклем по Вертинскому

Ситуация была такова, что Любимов вроде вернулся, но фактически его почти не было в театре. Он отрабатывал свои контракты. И началась вакханалия. Начался тот театр, который не дай бог.

Я перестала выходить на сцену. Директор театра меня пригласил и сказал, что актеры жалуются на мою исключительность, и предложил написать заявление о неоплачиваемом отпуске. Я написала в ту же минуту и ушла. И больше ни разу не переступила порог театра.

Зайти снова туда не хочется. Сейчас это совершенно другой театр, который мне просто неинтересен.

Знаю, что бывшего директора театра, фронтовика Николая Дупака года два назад туда не пустили. Говорить, что это свинство, я не хочу. Поэтому повторюсь: это другой театр. Он давно уже не мой.

Театр — это не всегда лаборатория. Если режиссер авангардист, тогда да, это чаще лаборатория. Если режиссер приверженец реалистического, классического театра, — тогда трудно говорить о лаборатории.

В театре люди другие. На всю жизнь запомнила фразу Эфроса, который однажды сказал: «Актеры — это же не люди!»

Мы, конечно, люди, но с другой психикой. С какой? Это долгий разговор.

Талантливый человек часто поддержит чужой талант, а неталантливый не простит его никогда. Весь набор человеческих комплексов при неталантливом человеке. Но и талантливые люди не все щедрые. Все очень избирательно и индивидуально.

Высоцкий чувствовал время

В следующем году выходит, простите за выражение, полное собрание моих сочинений. Под одной обложкой будет шесть книг моих жизненных масок и альбом с фотографиями из моих ролей.

Театр одним из первых откликается на изменение общества, развитие театра идет волнами, и волны эти не равномерны.

Циклы у этой «кардиограммы» примерно двадцатилетние. Почему шестидесятые годы прошлого века дали взрыв театру?

Потому что после войны, после этого колоссального сгустка тяжелой военной энергии, прошло двадцать лет. Выросло новое поколение, и случился взрыв искусства.

Вспомнился случай: я однажды летела в одном самолете со знаменитыми фигуристами, олимпийскими чемпионами Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым. Мы узнали друг друга, разговорились. Я не выдержала и спросила: «Как вам удается столько лет держать пальму первенства?»

Как музеи Беларуси и России хранят общее наследие

Белоусова мне ответила: «Мы всегда тренируемся в чугунных тяжелых поясах. И снимаем их только на соревнованиях, вот тогда и появляется вот эта легкость, которая всех изумляет». Ответ меня поразил. Я его запомнила на всю жизнь.

Вот так и после войны, когда люди освободились от этого ужаса, появился этот взлет искусства. А за пиком всегда следует спад…

Театр авангардный сейчас ищет новые пути. Но для этого театру нужны большие актеры, а их нет. Нет по одной простой причине: личности сейчас не востребованы.

Мы живем в очень интересном времени, мне очень хочется дождаться и увидеть, куда это все повернет.

Молодые, новые, мне многие интересны. Но после сорока надо что-то такое взять от жизни, чтобы потом поделиться со зрителями.

Был бы сегодня востребован Высоцкий? Это все неизвестно и только догадки.

Он очень хорошо чувствовал время и откликался на это время, но чаще всего пародийно. Он пародировал лагерные, дворовые темы, он очень любил общаться с новыми людьми и через них узнавать что-то новое.

Я очень хорошо помню, как он пришел на репетицию такой возбужденный и говорит: «Мне журналист Феликс Медведев рассказал, что на волков охотятся, ограждая их красными флажками»… Вот так и родилась песня «Идет охота на волков». Он в этом смысле был очень живой человек.

Но хватило ли бы у него поэтической энергии? Это уже вопрос к Богу… Нередко случается, что очень хорошие поэты замолкают.

Алла Демидова родилась и всю жизнь живет в Москве. Выпускница экономического факультета МГУ и Театрального училища имени Щукина. Была исключена из театральной студии с формулировкой «за профнепригодность».

Почти тридцать лет была ведущей актрисой Театра на Таганке, артистка никогда не признает протоптанных театральных троп. Ее Раневская в чеховском «Вишневом саде» была дама из эпохи декаданса. Актриса глубоко и очень талантливо читает поэзию Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Алла Демидова снялась более чем в пятидесяти картинах, среди которых «Любовь Яровая», «Зеркало», «Щит и меч».

Лауреат Госпремии СССР, народная артистка России. Актриса уверяет, что никогда не вмешивается в свою судьбу, но часто прислушивается к ее знакам.

https://rg.ru/2019/09/12/alla-demidova-ia-nikogda-ne-pozvoliala-liubimovu-krichat-na-sebia.html

Последние новости

05:01

Астролог раскрыла «секреты» людей, которые родились под знаком Дева

04:32

Осторожно: Пять главных ошибок в макияже глаз

04:01

«Где сися»: Настя Каменских заинтриговала пикантным фото

03:15

Ученые рассказали, чем опасен для здоровья страстный секс

02:38

У Зеленского отказались от переезда с Банковой

01:54

Ученые обнаружили неожиданную опасность от парацетамола

01:36

Украинцы в Польше хотят повышения зарплаты – опрос

01:08

В Тернопольской области подросток укоротила себе жизнь после прочтения книги

00:47

Ученые пояснили, почему употребление яиц вредит здоровью сердца
Видео

00:24

Плохой левак: в Сети рассказали, как уличить партнера в сексе на стороне

00:03

В Минздраве заявили о создании Офиса пациента

16
сентября,
понедельник

23:41

12-летняя роженица со свалки в Ровно: обнародованы подобности

23:15

На призывавшего бить журналистов Кутепова завели уголовное дело

22:52

Богдан пояснил, почему Порошенко было выгодно держать пленных в России

22:24

На заседании ОБСЕ Россия и Украина поссорились из-за Крыма

21:51

В Vodafone произошел масштабный сбой: в компании объяснили

21:50

На Запорожье из яслей в больницу попало много детей: названа причина

21:20

Обложивший матами Путина журналист «наехал» на Россию
Видео

21:13

«Опрос населения»: в РФ эксперт оценил двойное название для Крыма

20:54

Эбола и оспа: в России взорвался центр с опасными вирусами

20:53

Шаман изгонял бесов из Жириновского: курьезное видео орущего политика
Видео

20:49

В Киев ограничат въезд грузовиков: названа дата и причина

20:31

В Киеве открыли отремонтированные стеклянные панели на мосту Кличко
Видео

20:30

Крепостная 2 сезон: что было в 17 и 18 сериях сериала
Видео

20:19

Тука рассказал о возможной «хотелке» башни Кремля относительно Украины

19:59

Телеканал 112 Украина могут лишить лицензии – адвокат

19:41

«Это освободит семью»: Муж Фриске обратился к родственникам Заворотнюк

19:34

В Днепре живодер, который перерезал горло собаке, покончил с жизнью

19:30

«Не работает система, работает нация»: в соцсетях обескуражены убийством боевика Джумаева
Видео

18:37

«Это свято»: у Лукашенко ответили на объединение Беларуси с РФ

18:25

Эксперт рассказала, что выводит из организма радионуклиды и тяжелые металлы
Видео

18:13

Оккупанты задумали изменить название Крыма

18:12

«Политика не подходит»: Приходько бросает Тимошенко

18:04

Россия отправит на Совещание ОБСЕ крымских оккупантов – Чубаров

17:57

Гороскоп на 17 сентября 2019: кому грозит аврал и провалы в финансовых делах
Видео

17:50

«Выбл*док, за копейку удавится!»: сеть яростно набросилась на водителя, который высадил девочку-инвалида

17:44

«Неприятно»: как жена Комарова переживет расставание с мужем
Видео

17:33

Львовянин не добился в суде перевода выступления Зеленского на украинский

17:31

Украина на повестке дня: что будут обсуждать в ПАСЕ этой осенью

17:29

Анастасия Заворотнюк умирает: кто распустил слухи о болезни

17:16

«Все разъедено до металла»: в Киеве десятки авто облили кислотой
Видео

17:01

Банка с пауками: в Луганске боевики схватили главу «МВД ЛНР» Корнета — СМИ

16:56

«Слуга народа» Жан Беленюк выиграл чемпионат мира

16:47

На Тернопольщине зарезана студентка: названа возможная причина
Фото

16:35

По почкам, печени и угрозы секс-насилием: Балух рассказал, как над ним глумились в российской тюрьме

16:34

Богдан заявил о коррупции в СМИ и призвал «самоочищаться»

16:32

«Оргазм был»: Анна Ризатдинова завела поклонников влажными фото
Видео

16:30

«Разбойники должны сесть за решетку»: Ткаченко призвал провести аудит деятельности КГГА

16:12

Богдан рассказал, будет ли баллотироваться в мэры Киева

16:04

​»Чмо шоколадное, сидел бы дома, спился»: Порошенко задремал в Раде и попал на видео
Видео

До 40 лет все хороши

Актеру нельзя без таланта. Хотя сегодня пытаются: фонограмма, компьютерные технологии могут тебя выпихнуть. Но это все ненадолго. Это мыльный пузырь, который ярко блестит, а потом лопается. Чаще всего громко.

А если жить в профессии долго, то талант первичен и обязателен, к нему еще должно прилагаться много труда.

Актер по-настоящему проявляется после сорока лет. До сорока, по молодости лет — все хороши. Особенно в кино.

В театре совсем иначе. В театре актеры проверяются на больших ролях, на классике. Если ты личность, то после сорока тебя интересно смотреть.

Талант ранится, когда сталкивается с бытом, с грубой и чужой жизнью. Я с бытом вообще никак. Всю жизнь я в это не вникаю.

Честно говоря, мне это никогда не мешало жить.

Коллеги Владимира Спивакова поздравляют маэстро с 75-летием

Нет денег — не страшно. Есть деньги — хорошо. Это моя формула жизни. Не хватает средств — могу поесть сухарь с чаем, хватает — могу пообедать в хорошем ресторане.

У меня никогда не было желания работать ради денег.

Я никогда не играла бытовые роли. Из-за этого я отказалась от многих фильмов, которые сейчас все смотрят. Отказалась от нескольких предложений Эльдара Рязанова. Он звал меня сниматься в «Гараже» и «Служебном романе», мне тогда казалось, что это неинтересно. Меня приглашали на главную роль в картине «Старые стены», которую потом сыграла Людмила Гурченко. Я тоже отказалась…

Я соглашалась на нехарактерные для себя работы у Киры Муратовой в картине «Настройщик», где играла состоятельную вдову. Согласилась сняться в ее последнем фильме «Вечное возвращение». Но это я откликалась на режиссера. Кира — это тема для отдельного разговора. В котором будет много Одессы, этот удивительный город в Кире жил как ни в ком другом.

Мне всегда были интересны сильные, яркие, полные страсти роли, такие как Федра, Гертруда, чеховские «Три сестры» и «Вишневый сад». Но это все происходило в театре, это классика.

Цветаевскую «Федру» мы стали делать с Виктюком. Цветаевские пьесы вообще никто не брал, они трудные.

Мы с Романом года два бились над «Федрой». Она долго нам не покорялась, но труд все сделал, спектакль получился.

Гений ли Виктюк? Я ни про кого бы так не сказала из живущих. Я скажу так: Виктюк останется в истории театра. Потому что он в этой истории открыл какую-то новую дверку.

Гением себя мог назвать Иннокентий Смоктуновский.

Мы с ним были соседи по даче. Я однажды его спросила: «Иннокентий Михайлович, вы гений?»

«Да-а…» — вальяжно-серьезно ответил он мне. Поймав мой удивленный взгляд, Иннокентий Михайлович продолжил: «А как вы можете назвать актера, у которого за плечами есть роли Гамлета, князя Мышкина, Иудушки Головлева?»

Чувство слова у меня от того, что я всю жизнь много читаю. Раньше вообще читала все подряд, сейчас выбираю, но все равно читаю много.

Прославленному режиссеру было 83 года. О смерти Киры Муратовой сообщил ее близкий друг и коллега, отметив, что вместе с ней ушла целая эпоха. Новость расстроила многих преданных поклонников творчества знаменитой женщины.


Кира Муратова // Фото: Максим Ли

Советский и украинский режиссер Кира Муратова ушла из жизни в 83 года. Печальную новость сообщил продюсер Юрий Минзянов на своей странице в Фейсбуке.

«Ушла Кира. С ней целая эпоха. Помню, еще студентом ВГИКа плакал на «Долгих проводах». Какие-то черные дни настали, кругом смерть», — сообщил Минзянов.

Знакомые продюсера не могут поверить в случившееся. Они оставляют слова соболезнований близким Муратовой и вспоминают, какой она была. Причина смерти пока неизвестна. Муратова создала такие шедевры кинематографа, как «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Астенический синдром».

В картинах Муратовой снимались Владимир Высоцкий, Олег Табаков, Рената Литвинова. Кинодеятель завершила карьеру в 2012 году, однако иногда все-таки посещала крупные фестивали. Муратова неохотно давала интервью, но всегда рассуждала так глубоко, что ее мысли поражали поклонников.

«Иногда зримое в кино перевешивает что-то другое. Когда в глаза бросается, как много народу в массовке, сколько одежды сшили. И только ты это заметишь, сразу думаешь: а, это киношка. Дорогая киношка. У меня мания: делать как можно проще и как можно дешевле, чтобы всем угодить, чтобы мне разрешили это делать. Это уже стало любовью, своим пристрастием, своей гордостью. Честолюбием ничего не стоящего действа, которое имеет результат. Есть много фильмов, очень хорошо сделанных, на которых я думаю: сколько же это стоит? Даже «Андрея Рублева» я смотрю так же. Недавно случайно включила и вижу: боже, это так дорого! Зачем?» — рассуждала режиссер в одном из интервью.


Свой первый фильм Муратова сняла еще в начале 60-х // Фото: соцсети

Муратова жила и работала в Одессе. Она дебютировала как режиссер в 1962 году. Ее драма «Астенический синдром» получила гран-при Берлинского кинофестиваля в 1990 году. Перед завершением творческой деятельности она работала над фильмами «Мелодия для шарманки» и «Вечное возвращение. Кастинг».

За всю карьеру Муратова взяла несколько серьезных наград. Среди них: специальный приз жюри Серебряный медведь 40-го Берлинского кинофестиваля (1990), почетный Леопард Международного кинофестиваля в Локарно (1994), Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (1997), главная премия Искусств (1999, Берлинская Академия искусств), премия Свобода (2000, Американский фонд кино), государственная премия Украины имени Александра Довженко (2002) — за значительный вклад в развитие отечественного киноискусства, приз Золотой Дюк за вклад в киноискусство — Одесский международный кинофестиваль (2014).

Максим Виторган опечален новостью об уходе из жизни Муратовой. Он посвятил ей пост в Инстаграме.

«Умерла Кира Муратова. Великая. «Долгие проводы», «Короткие встречи» и все-все пересматривать и пересматривать… Светлая память», — отметил актер.

Александр Олешко также вспомнил, какой была Кира Муратова. «Что-то особенное шептала ей вселенная. И она талантливо, по-своему, все это передавала в своем творчестве», — заметил артист.

На эту тему

  • Скончалась мать Ольги Зарубиной
  • Скончался режиссер фильма «Комиссар» Александр Аскольдов
  • Рената Литвинова сообщила о смерти знакомой актрисы
  • Скончался актер из сериала «Убойная сила»

Из нового

  • Невеста Владислава Доронина показала семейное фото
  • Племянница Олега Яковлева: «Я подала иск против Куцевол»
  • Ведущий программы «О самом главном» Александр Мясников: «Предлагал жене удалить миому и ребенка»
  • 49-летняя сестра Екатерины Рождественской родила первенца
  • Звезду «Фитнеса» уговаривали сниматься в «Холостяке» с Ильей Глинниковым

НОВОЕ НА САЙТЕ

  • Новости
    Невеста Владислава Доронина показала семейное фотоПлемянница Олега Яковлева: «Я подала иск против Куцевол»
    Ведущий программы «О самом главном» Александр Мясников: «Предлагал жене удалить миому и ребенка»
  • Эксклюзив
    Диана Вишнева: «Не думала, что сын придаст мне столько сил» Стас Намин сбежал со съемок фильма с Анджелиной Джоли
    Регина Дубовицкая: «Позвонил Винокур, послала его на три буквы»
  • Интервью
    Ирина Пегова: «В чужом городе ты занимаешься только ролью, а не думаешь, как успеть сделать уроки с дочкой»Митя Фомин: «Я не гинеколог, но посмотреть могу!»
    Луиза-Габриэла Бровина: «Нам с Ваней пришлось столкнуться с завистью»
  • Стиль
    Топ-5 знаков зодиака, которым легко решиться на разводПравила секса 45+
    Самые плохие хозяйки по знаку зодиака

Примечания

  1. . Би-би-си // bbc.com/russian (6 июня 2018). — «В Одессе на 84-м году жизни скончалась режиссёр и актриса Кира Муратова, сообщают агентства со ссылкой на мужа и друзей Муратовой.». Дата обращения 7 июня 2018.
  2. Ирина Чевтаева. . Deutsche Welle // dw.com/ru (6 июня 2018). — «Советский и украинский режиссёр Кира Муратова умерла на 84-м году жизни, сообщило в среду, 6 июня, издание Buro 24/7 со ссылкой на её мужа Евгения Голубенко. О кончине режиссёра также сообщил на своей странице в Facebook театральный критик Олег Вергелис.». Дата обращения 7 июня 2018.
  3. . Meduza // meduza.io (7 июня 2018). — «6 июня умерла режиссёр Кира Муратова, сообщает украинская версия издания Buro 24/7 со ссылкой на мужа Муратовой Евгения Голубенко.». Дата обращения 7 июня 2018.
  4. Олег Сулькин. . Голос Америки // golos-ameriki.ru (7 июня 2018). — «Умерла кинорежиссёр Кира Муратова. Ей было 83 года. О смерти Киры Георгиевны, наступившей после тяжелой болезни, сообщил её муж – художник и драматург Евгений Голубенко.». Дата обращения 7 июня 2018.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения 19 ноября 2013.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 6 февраля 2014.
  7. Jurnale şi Ordonante (стр. 3): О запросе Натальей Коротковой свидетельства о смерти мужа.
  8. . Дата обращения 24 сентября 2015.
  9. Валерий Кичин. . Российская газета (7 июня 2018). Дата обращения 5 июня 2018.
  10. . novayagazeta.ru (16 июля 2015). Дата обращения 16 июля 2015.
  11. Антон Долин.  (недоступная ссылка). OpenSpace.ru (19 ноября 2012). Дата обращения 7 января 2016.
  12. . РИА Новости (4 февраля 2014). — «Лучшей режиссёрской работой критики назвали «Вечное возвращение» Киры Муратовой.». Дата обращения 4 февраля 2014.
  13. . o1.ua (20 июля 2014). Дата обращения 21 июля 2014.

Стеснительная, с плохой дикцией

Невероятно, но я помню себя годовалой. Помню, как я сделала первые шаги: отец стоял в углу, он протянул руки, и я пошла к нему. Он меня поймал и радостно прижал к себе. Вот этот миг счастья во мне живет до сих пор.

Потом в детстве и юности было много сложного: папа погиб на фронте, мать вышла замуж, я не принимала отчима, у меня с ним были сложные дела. Повзрослев, рано ушла из дома, снимала углы и комнаты, но матери звонила практически каждый день. Только отношений мать-дочь, о которых много и тепло говорят, у нас не было. В детстве я была стеснительным ребенком с плохой дикцией, что мне тоже не добавляло радости бытия.

Знаете, я так и не смогла понять у Любимова некоторые вещи. У него совершенно особые внутренние отношения. Николай Губенко, Зина Славина — они первыми его предали. Но при этом были его первыми актерами. Он их не распознал. Хотя с его умом это было совсем несложно. Видимо, обманываться был рад.

Я никогда не позволяла Любимову кричать на себя. Никогда! Он кричал на всех, а когда на меня он однажды пытался крикнуть матом, я повернулась и пошла прочь со сцены. Высоцкий схватил меня за руку и стал что-то объяснять Любимову.

Не позволять главному режиссеру театра на себя кричать — это никакой не поступок. Это характер, который часто вредил, но другого характера у меня нет.

Актерская профессия — подчиненная. Очень! А когда человек тебе подвластен, то как удержаться от соблазна и не повластвовать? Люди-то существа слабые.

«Щегол» в Торонто: Amazon проиграл Netflix

Когда у того же Высоцкого что-то не получалось, его Любимов нарочно обижал и унижал. Он считал, что так можно заставить актера встряхнуться. Вообще режиссеры много кричат, особенно в кино. И это понятно отчасти, кино — это такая громоздкая организация.

Тогда на Таганке мы были все примерно одинаковые и большей частью играли массовку. Это потом стали вырастать индивидуальности, как трава сквозь асфальт. Первым, как ни странно, выскочил Губенко, за ним Высоцкий, Филатов, Золотухин.

Сегодня «Гоголь-центр» очень похож на нас, на тех молодых с Таганки.

Молодежь из «Гоголь-центра» мне нравится своими поисками, я за ними наблюдаю, как за детьми. Часто думаю, что из вас дальше будет? Вопрос открытый.

Я первая всегда здороваюсь, а отвечают мне или не отвечают, это их дело. И даже с теми, кто по молодости лет считались моими врагами и говорили про меня гадости, с ними тоже здороваюсь. Понимаете, сказанные гадости — это факт биографии тех людей, кто их произносил, а не мой факт. Это их мера жизни и их выбор.

Мой диплом экономиста, который я получила в МГУ, никакого отношения к моей дальнейшей жизни никогда не имел. Это все очень разные вещи.

Вообще, меня формировало не образование, а общение. Окружающие люди больше всего прочищали мозги и редактировали мировоззрение.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector