Биография Фридриха Ницше

Воля к власти

В основе всех стремлений человека, согласно Ницше, лежит воля к власти, жизнь есть борьба за собственное господство, за вершины власти. Философ пишет: «жизнь есть просто воля к власти». Если перед богом уравниваются и выдающиеся, и посредственные люди, то в реальной жизни индивиды всегда будут различаться, в том числе и по своим способностям и талантам, и каждый из них будет стремиться утвердить свою власть, так как воля к власти пронизывает все существо человека и вообще всего живого на земле.

Поэтому, по мнению Ницше, посредственности также всегда будут стремиться к власти, но для общества это необходимо, так как «высокая культура может существовать только на широкой основе, на крепко и здраво консолидированной посредственности». Это означает, что задачей масс является создание условий, основы для возможного появления нового типа человека – сверхчеловека. Но он не может появиться, если высшие индивиды не наберутся смелости сломать старые скрижали, чтобы переоценить все ценности, и создать новые на основе собственной воли к власти. Эти новые нравственные ценности будут целью для высшего человека и смогут реализоваться в будущем в сверхчеловеке.

Итак, Ницше в своих произведениях дает критический, во многом глубокий анализ западной культуры и считает, что ей присущи такие черты, как самообман людей и следование их христианству в его современном истолковании как единственной и абсолютной системе ценностей. Он считает, что возрождение лучших черт европейской цивилизации может быть связано с переоценкой ценностей и созданием новой индивидуальной морали, носителями которой могут быть благородные, аристократические люди, которые и откроют эру человеческого творчества.

Такая позиция Ницше была обусловлена положением человека в европейском обществе, когда движение масс определяло историю – отсюда потеря человека, его слова, его силы. Ницше как художественная натура болезненно реагировал на действительность и полагал, что массы уничтожают позицию отдельной личности. Он считал необходимым спасение человека, выдвигая идею сильной личности – сверхчеловека. В этом привлекательность и необычайная популярность идей Ницше и в прошлом, и в настоящем – всегда, когда «толпа» или любые общественные формы довлеют над личностью. При этом философ совершенно не принимал современную ему действительность, и абсолютизация отрицания пороков окружающего его мира доходила у него до глобального отрицания всего существующего.

  • Вперёд >

Примечания

  1. Е. Н. Некрасова. Фридрих Ницше: поэт, мыслитель, пророк — М.: МФТИ, 2007. — 160 с. — ISBN 5-7417-0172-8.
  2. Реале Дж., Антисери Д. «Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней»
  3. . www.nietzsche.ru. Дата обращения 3 апреля 2018.
  4. А. В. Шувалов. . www.characterology.ru. Дата обращения 21 июня 2018.
  5. М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: «МЕДпресс-информ», 2006. — С. 348—349. — 576 с. — ISBN 5-98322-217-1.
  6. . lektsia.com. Дата обращения 21 июня 2018.
  7. Deutsche Welle (www.dw.com). . DW.COM. Дата обращения 21 июня 2018.
  8.  (англ.)
  9. Lange-Eichbaum, W., Kurth, W. (1967) Genie, Irrsinn und Ruhm. Genie-Mythus und Pathographie des Genies. 6. Aufl. München-Basel: Reinhardt. — P. 486
  10. Перцев А. В. Фридрих Ницше у себя дома. — СПб.: Владимир Даль, 2009. — 480с. — (Мировая Ницшеана). — ISBN 978-5-93615-085-2
  11. Подорога В. А. Метафизика ландшафта. — М.: Наука, 1993. — 319 с.
  12. Фридрих Ницше. Злая мудрость. К учению о стиле.
  13. Воля к власти. История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002
  14. Hollingdale, R.J: Nietzsche: The Man and His Philosophy. Cambridge University Press, 1999. p.6
  15. Some recently translations use this latter text. See: Nietzsche, Friedrich Wilhelm. The Anti-Christ, Ecce Homo, Twilight of the Idols, and Other Writings: And Other Writings. Translated by Judith Norman, Aaron Ridley. (Cambridge: Cambridge University Press, 2005), 77.
  16. Letter to Heinrich von Stein, December 1882, KGB III 1, Nr. 342, p. 287; KGW V 2, p. 579; KSA 9 p. 681
  17. Xenosaga Episode III (англ.) // Wikipedia. — 2018-05-30.

Фридрих Ницше

Добро пожаловать! > Постклассическая западная философия > Фридрих Ницше

(1844-1900)

Фридриха Ницше считают родоначальником “философии жизни”, философом, впервые открыто сказавшим о гибели европейской культуры. Его судьба трагична и во многом напоминает судьбу последующего европейского человечества. Главная проблема творчества Ницше – это выяснение того, как человек может жить в условиях, когда “Бог умер” (Это его буквальная характеристика состояния культуры). Составляющие этой проблемы: идея “воли к власти”, “сверхчеловека”, “вечного возвращения”.
При жизни Ницше не был широко известен, его работы стали широко популярны в начале XX века.
Основные работы Ницше

Произведения, написанные Ницше, условно разделяют на три группы, соответствующие трем этапам его творчества:
Работы, написанные под влиянием Шопенгауэра и посвященные проблемам культуры: “Рождение трагедии из духа музыки” (1872); “Философия в трагическую эпоху Греции” (1873); “Несвоевременные размышления (1873-76).
Период “переоценки всех ценностей”: “Человеческое, слишком человеческое (1878); “Веселая наука” (1882).
Период зрелого Ницше: “Так говорил Заратустра” (1883); “По ту сторону добра и зла” (1886), “Генеалогия мора ли” (1887), “Антихристианин” (1888), “Сумерки богов” (1889).

Концепция культуры у Ницше
Главная тема, интересующая Ницше и красной нитью проходящая через все его произведения – кризис европейской культуры. Обращаясь к истокам последней, Ницше утверждает, что человеческий род выделяется среди прочих животных наличием фантазии и интеллекта, развивая которые, он может успешно справиться с задачей выживания. Для этого он создает такие средства культуры, как язык и логика. Но, применяя эти средства, человек “искажает” жизнь, подменяет ее живую душу необходимостью и закономерностью. Работой “подмены” жизни у Ницше занимается наука.
Помимо науки существует такой вид интеллектуальной деятельности, как искусство. Оно гораздо ближе жизни, и на начальных этапах истории играет первостепенную роль в обществе. В дальнейшем это соотношение изменяется в пользу науки. В конце концов, жизнь заменяется искусственной конструкцией, утратившей все связи с почвой. Мир лишается всех высот и идеалов, становится полностью демистифицированным, теряет загадочность и тайну. И рано или поздно погибнет. Таков диагноз Ницше.

Ницше о причинах кризиса культуры
Хотя наука и выступила в качестве орудия подмены жизни, главную ответственность за гибель европейской культуры Ницше возлагает на христианство. Последнее он понимает как стиль мышления и образ жизни. Дохристианская культура наиболее полно воплощена в Греции и выступает как равноправие двух начал: дионисийского и аполлоновского. Дионисийство – это начало, характеризующее связь человека с природой, свободную игру жизни, титанизм. Аполлонизм – это культ размеренности, формы, порядка. Ницше называет дионисийство женским началом, а аполлонизм – мужским. История культуры – это борьба между дионисийством и аполлонизмом. Европа пошла по пути подавления первого вторым. Христианская религия, по мнению Ницше, есть гипертрофированное аполлоновское начало, и поэтому несет ответственность за все происходящее с культурой и с самим религиозным чувством.

Учение Ницше о “сверх-человеке”
Уже в ранних работах Ницше заметны черты аристократизма в науке и искусстве, которые, впоследствии разрабатываются в направлении теории “сверхчеловека”. Цель истории – великие люди. Но в истории мы повсеместно наблюдаем дуализм рабов и господ. Рабство, по мнению Ницше, заложено в сущность культуры. Ведь рабскими, ослабляющими волю человека, являются средства, используемые культурой для подчинения жизни. И, прежде всего, это касается науки и морали. “Воля к власти” является критерием значимости явлений общественной жизни. То, что обостряет чувство власти, саму власть – хорошо; то, что притупляет и ослабляет власть – плохо. Способствует ли мораль и интеллектуальная деятельность укреплению власти? – Нет! Мораль, – утверждает Ницше, – возникает из реализации превосходства одних людей над другими, аристократов над плебеями. Мораль – это восстание рабов против господ. Но, – говорит Ницше, – неравенство людей имеет природное, а не социальное обоснование. Сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя моральными нормами. Это и есть “сверхчеловек”, который, в перспективе, станет особым биологическим типом.

Кинематограф

  • В фильме Лилианы Кавани (итал. «Al di là del bene e del male», ) Ницше воплощает Эрланд Юзефсон (Лу Саломе — Доминик Санда, Пауль Рэ — Роберт Пауэлл, Элизабет Фёрстер-Ницше — Вирна Лизи, Бернард Фёрстер — ).
  • В биографическом фильме (порт. Dias de Nietzsche em Turim, ) философа сыграл бразильский актёр .
  • В фильме Пинхаса Перри (Pinchas Perry) «Когда Ницше плакал» (англ. «When Nietzsche Wept», США—Израиль, , по роману Ялома Ирвина) заглавного персонажа сыграл Арманд Ассанте (Лу Саломе — Кэтрин Винник, Йозеф Брёйер — Бен Кросс, Зигмунд Фрейд — , Берта Паппенгейм — ).
  • В фильме Нины Шориной «Ницше в России» (2007).
  • Фильм венгерского режиссёра Белы Тарра «Туринская лошадь» (венг. «A torinói ló», ) основан на истории о Ницше, который в Турине 3 января 1889 года стал свидетелем избиения лошади извозчиком. Ницше бросился к лошади, обнял её, а после этого замолчал навсегда, последние одиннадцать лет своей жизни проведя в больнице для душевнобольных.

Дионисийское и аполлоновское начала в культуре

Следует отметить, что огромное влияние на творчество Ницше, особенно на ранних его этапах, оказала книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Вслед за ним Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность. Противостоять этому и идти по пути утверждения жизни, по его мнению, можно только посредством искусства. В этой связи Ницше обращается к анализу греческой цивилизации и противопоставляет ее современному немецкому обществу. Именно греки, осознавая опасность и необъяснимость жизни, преобразовывали мир и человеческую жизнь с помощью искусства, в котором смешивались две тенденции: дионисийская и аполлоновская.

Первая из них связана с богом Дионисом, который символизирует инстинкт, страсть, гармонию с природой, буйство творческой энергии. По мнению Ницше, сначала в древнегреческой жизни преобладал «дионисийский» дух, но постепенно к нему присоединились «аполлоновские» черты – самообладание, умеренность, рациональность, связанные с богом Аполлоном. Величие Греции, ее подлинная культура состояли в гармоничном сочетании этих двух начал, но когда начинает преобладать «аполлоновский» дух, нарастают разрушительные тенденции в культуре, и это совпадает с распространением христианства в Европе.

Отталкиваясь от этих идей, Ницше весьма критично оценивает современную немецкую культуру, в которой преобладают знания и науки. По мнению философа, она нуждается в притоке жизненных сил, которые могут преодолеть диктат благоразумия и христианской морали, овладевшие Западной цивилизацией.

Философия Фридриха Ницше

Свой творческий путь Фридрих начал с музыкальных произведений. В 1862 г. он работал над поэмой «Эрманарх». Она была закончена только отчасти. Фридрих писал музыку на стихи А.С. Пушкина, Ф. Рюккерта, К. Гротта. После нескольких разгромных критик его музыкальных произведений, Ницше бросил музыку.

Ницше был довольно дружен с композитором Р. Вагнером, Но после того, как Вагнер назвал книгу философа «Человеческое, слишком человеческое» «печальным свидетельством болезни» писателя, дружба прекратилась. Под впечатлением была написана книга «Казус Вагнера».

Интересен факт, что два деда и отец были священниками, а Фридрих стал «злобным атеистом». Об этом он говорит в своем сочинении «Антихрист».

Философия Ницше поставила под сомнение принципы действующих форм морали, религии, культуры. Его сочинения не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров и разногласий.

Биография Фридриха Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в семье священника, в деревне Реккен, тогда еще в Прусском государстве. Его назвали в честь короля Фридриха Вильгельма IV, который тоже родился 15 октября (1795).

После того, как умер отец Фридриха, воспитанием и начальным образованием сына занималась мать. С 6 лет она обучала его игре на рояле. В 10 лет он уже делал первые попытки в сочинительстве музыки.

Когда юноше исполнилось 14, он отправился учиться в гимназию Пфорта. Там он изучал латинскую и греческую классическую литературу и пережил сильное желание стать музыкантом.

В 16 лет он продолжил свое образование в университете Бонна, познавал геологию и филологию. Из-за конфликта со студенческой средой, перешел в университет Лейпцига.

Уже в 24 года, благодаря большим успехам, ему (еще студенту) предложили стать профессором филологии в университете Базеля. Это был уникальный случай!

Официально Фридрих отказался от гражданства Пруссии в 1869 г. Философ во многих своих трудах указывал на свое польское происхождение и гордился этим. Философ не скрывал своей неприязни к Германии.

Влияние и критика

Антиковед Вильгельм Нестле в 1890 году указывал на своевольную интерпретацию ранних греческих философов со стороны Ницше.

Начиная с 1890-х годов философ Владимир Соловьёв вёл полемику с Ницше и в прессе, и в своих философских сочинениях. На создание главного его труда, посвящённого вопросам морали, «Оправдание добра» (1897), его побудило несогласие с ницшевским отрицанием абсолютных нравственных норм. В этой работе Соловьёв пытался соединить представление об абсолютной ценности морали с этикой, допускающей свободу выбора и возможность самореализации. В 1899 году в статье «Идея сверхчеловека» он выражал сожаление, что философия Ницше воздействует на русское юношество. По его наблюдениям, мысль о сверхчеловеке относится к числу наиболее интересных идей, завладевших умами нового поколения. К ним же можно отнести, по его мнению «экономический материализм» Маркса и «» Толстого. Подобно другим противникам Ницше, Соловьёв сводит философию морали Ницше к надменности и своеволию.

Значительное влияние Ницше оказал на раннее творчество М. Горького (на портрете писателя, написанном В. А. Серовым в 1905 году, видно, что он оформлял себя под Ницше).

Взгляды на женский пол

Основная статья: Ницше и его взгляды на женщин

Ницше также уделял большое внимание «женскому вопросу», отношение к которому у него было чрезвычайно противоречивым. Одни комментаторы называют философа женоненавистником, вторые ― антифеминистом, третьи ― поборником феминизма.

Гражданство, национальность, этническая принадлежность

Ницше обычно причисляют к философам Германии. Современного единого национального государства, называемого Германией, на момент его рождения не существовало, а был союз германских государств, и Ницше был гражданином одного из них — Пруссии. Когда Ницше получил должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на аннулирование прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий аннулирование гражданства, пришёл в виде документа, датированного 17 апреля 1869 года.

В соответствии с распространённым мнением, предки Ницше были поляками. Ницше сам подтверждал это обстоятельство. В 1888 году он писал: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие)». В одном из высказываний Ницше ещё более утвердителен по отношению к своему польскому происхождению: «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови». В другом случае Ницше заявил: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением». В одном из писем он свидетельствует: «Меня воспитывали относить происхождение моей крови и имени к польским вельможам, которые величались Ницкие, и которые оставили свой дом и титул около ста лет назад, уступив в результате невыносимому давлению — они были протестантами». Ницше считал, что его фамилия могла быть германизирована.

Большинство учёных оспаривают мнение Ницше о происхождении его семьи. Ганс фон Мюллер опровергал выдвинутую сестрой Ницше родословную в пользу благородного польского происхождения. Макс Олер, хранитель архива Ницше в Веймаре, утверждал, что все предки Ницше носили немецкие имена, даже семьи жён. Олер утверждает, что Ницше вышел из давнего рода немецких лютеранских священнослужителей по обе стороны его семьи, и современные учёные рассматривают утверждения Ницше о его польском происхождении «чистым вымыслом». Колли и Монтинари, редакторы сборника писем Ницше, характеризуют заявления Ницше как «безосновательное» и «ошибочное мнение». Сама по себе фамилия Nietzsche не является польской, но распространена по всей центральной Германии в этой и родственных ей формах, например, Nitsche и Nitzke. Фамилия происходит от имени Николай, сокращённо Ник, под влиянием славянского имени Ниц сначала приобрела форму Nitsche, а затем Nietzsche.

Неизвестно, почему Ницше хотел, чтобы его причисляли к знатному польскому роду. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла, утверждения Ницше о его польском происхождении, возможно, были частью его «кампании против Германии».

Знаменитые афоризмы Ницше

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.

Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления – и никак иначе.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой.

Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

“Не будем говорить об этом!” – “Друг, об этом мы не вправе даже молчать”.

“Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль”.

Ты говоришь: “Мне нравится это” – и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но мне не нравишься ты!

В каждом сношении людей речь идет только о беременности.

Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем мы, отнюдь не становится тем самым для нас любимым.

Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно.

Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, – кто сравнится в этом фокусе с женщинами!

Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) – это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: сердце здесь мужчина, а голова – женщина!

Потребности сердца. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.

Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.

…Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!

Наедине с самим собой перестаешь быть один.

Пустыня мне необходима, чтобы снова сделаться добрым.

Ницше как композитор

Ницше учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Он продолжал заниматься музыкой в школьные и студенческие годы.

Основными влияниями на раннее музыкальное развитие Ницше были венская классика и романтизм.

Ницше много сочинял в 1862—1865 годах — фортепьянные пьесы, вокальную лирику. В это время он работал, в частности, над симфонической поэмой «Эрманарих» (1862), которая была завершена лишь частично, в виде фортепьянной фантазии. Среди песен, сочинённых Ницше в эти годы: «Заклинание» на слова одноимённого стихотворения А. С. Пушкина; четыре песни на стихи Ш. Петёфи; «Из времён юности» на стихи Ф. Рюккерта и «Течёт ручей» на стихи К. Грота; «Буря», «Всё лучше и лучше» и «Дитя перед потухшей свечой» на стихи А. фон Шамиссо.

Среди более поздних сочинений Ницше — «Отзвуки новогодней ночи» (первоначально написано для скрипки и фортепиано, переработано для фортепианного дуэта, ) и «Манфред. Медитация» (фортепианный дуэт, ). Первое из этих сочинений раскритиковал Р. Вагнер, а второе — Ганс фон Бюлов. Подавленный авторитетом фон Бюлова, после этого Ницше практически перестал заниматься музыкой. Последним его сочинением стал «Гимн дружбе» (), который много позднее, в 1882 году, он переработал в песню для голоса и фортепиано, позаимствовав стихотворение своей новой знакомой Лу Андреас фон Саломе «Гимн жизни» (а несколько лет спустя Петер Гаст написал аранжировку для хора и оркестра).

Философские идеи

Его новые философские идеи стали очень популярными, потому что были слишком необычными, оригинальными.

Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «Антихристианин»

В этой работе Ницше призывает человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры, прежде всего, культуры христианской.

Что раздражало Ницше в христианстве?Ницше говорит, что на самом деле, если мы попробуем для себя ответить на вопрос: «может ли существовать равенство между людьми?», (а именно это, одна из идей христианской религии), то мы с неизбежностью ответим «НЕТ».Ни какого равенства быть и не может, потому, что изначально, кто-то может, знает и умеет больше остальных.

Ницше выделяет, два класса людей, люди с сильной волей к власти, и люди, обладающие слабой волей к власти. Те, кто имеют слабую волю к власти, по численности многократно превосходят первых.

Ницше говорит, что христианство, воспевает, возводит на пьедестал, большинство, (то есть, людей со слабой волей к власти). Это большинство по своей натуре не является борцами. Они слабое звено человечества. В них нет духа противостояния, они не являются катализатором прогресса человечества.

Ещё одна идея христианства, к которой Ницше был крайне категоричен, это библейская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя».Ницше говорит «Как, возможно любить ближнего, который может быть ленив, ужасно себя ведёт. Ближнего, от которого дурно пахнет, или он беспредельно глуп».

Он задаёт вопрос «Почему я должен любить такого человека?».Философия Ницше относительно данного вопроса такова; Если уж мне и суждено, кого-то любить в этом мире, то только «дальнего своего». По той простой причине, потому что, чем меньше я знаю, о человеке, чем он дальше от меня, тем меньше я рискую разочароваться в нём.

Эта идея заключается в том, что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется глубинными, жизненными устремлениями (неосознаваемыми механизмами). Что это за механизмы?

Ницше для их обозначения вводит термин «Воля к власти». Этот термин обозначает, слепое, бессознательное инстинктивное движение. Это мощнейший импульс, который управляет этим миром.

«Волю» в своём понимании, Ницше делит на четыре части воля к жизни, внутренняя воля, бессознательная воля и воля к власти.

Волей к власти обладают все живые существа. Воля к власти определяется Ницше, как предельный принцип. Действие, этого принципа, мы находим повсюду, на любой ступени существования, либо в большей, либо в меньшей степени.

Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека

Кто такой сверх человек, по мнению Ницше? Это человек, обладающий огромной волей. Это человек, управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других.

Сверхчеловек это носитель, новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён; общепринятых моральных норм, милосердия, у него свой, новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только, того кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека.

Философия Ницше, его сверхчеловек и сам Ницше предстаёт перед нами, не совсем в приглядном виде, но здесь хотелось бы пояснить, что Ницше наделял сверхчеловека, творческими, духовными качествами, полной концентрации к власти, абсолютный самоконтроль. Ницше говорит, что сверхчеловеку должен быть присущ сверх индивидуализм (к примеру, в отличие от современности, где личность человека полностью нивелирована).Сверхчеловек обладает яркой индивидуальностью, стремится к самосовершенствованию. В своём труде философ чётко говорит о том, что господство сверхчеловека может быть только в духовной сфере, то есть не в сфере политики, экономики, или права «ТОЛЬКО ГОСПОДСТВО ДУХА».

Философия Ницше: мораль рабов и мораль господ

Ницше говорит, что мораль господ это высокая степень самоуважения. Это ощущение себя личностью, человеком с большой буквы, когда человек может сказать о себе, я господин духа.

Мораль рабов, это мораль полезности, малодушия и мелочности. Когда человек покорно принимает унижение, ради своей выгоды.

Видеолекция к.ф.н.,доцента Елены Леонидовны Павловой. Основные идеи философии Фридриха Ницше

Личная жизнь Ницше

Фридрих никогда  не был женат и не имел детей. Его рост — 1,73 м, знак зодиака – Весы. Он был слаб здоровьем. К 30 годам головные боли и бессонница практически привели его к слепоте. Он пытался лечиться опиатами. Профессуру пришлось бросить.

В 1882 г., в столице Италии, судьба свела Ницше с Саломе Лу (Луизой Густавовной Саломе), русской студенткой, изучавшей философию и теологию (в будущем помощницей Фрейда. Но выйти замуж она отказалась и предложила создать тройной дружеский союз с их другом Паулем Рее. Эту идиллию разрушила Элизабет Ницше (сестра).

В одной из своих книг «Моя сестра и я», написанной в последние годы жизни, Фридрих признается о сексуальной связи с собственной сестрой. В результате этих событий Ницше издал 1 часть «Так говорит Заратустра». Позже выходят 2 и 3 части, а 4 часть была издана в количестве 40 штук.

Элизабет была замужем за антисемитом, который пытался в Парагвае создать Новую Германию, но по причине финансовых трудностей покончил жизнь самоубийством. Сестра приехала в Германию, но с братом не общалась из-за противоречивости политических взглядов. Однако болезнь Фридриха все-таки внесла примирение в их отношения.

Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Рее и Фридрихом Ницше (1882)

После смерти брата Элизабет продолжала издавать его черновики под собственной редакцией. Одной из таких работ была «Воля к власти». Также, благодаря Элизабет было издано 20 томов  сочинений брата.

В 1934 г. Гитлер, по приглашению Элизабет, три раза посещал музей-архив Ницше. Адольф Гитлер назвал этот музей центром германской идеологии. Причем книги «Майн Кампф», «Так говорил Заратустра» и «Миф двадцатого века» (автор Розенберг) были помещены в Гинденбургский склеп.

Его идеи вдохновили Гитлера на борьбу за величайший германский рейх и за Сверхчеловека.

Болезнь и смерть

К закату жизни у мыслителя развилась наследственная предрасположенность к душевным расстройствам. Его друг философ Франс Овербэк помог устроить Фридриха в психиатрическую лечебницу. Там он провел 11 лет.

В 1890 г. мать перевезла Фридриха к себе, в Наумбург. Когда она умерла, его разбил инсульт. 25 августа 1900 г. в возрасте 55 лет, Ницше ушел из жизни. Могила философа с мировым именем находится на кладбище реккенской церкви рядом с его умершими родственниками.

Фридрих Ницше: биография (видео)

МирТесен

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector