Биография Омара Хайяма

Литература

  • Бобынин В.В. Омар Алькайями // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Боголюбов А. Н.  Математики. Механики. Биографический справочник. — К.: Наукова думка, 1983. — 639 с.
  • Глезер Г. И.  История математики в школе. VII—VIII классы. — М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  • . Дата обращения 15 марта 2008. с древнейших времён до начала XIX столетия (под ред. А. П. Юшкевича). — Т. I. — М.: Наука, 1972.
  • Крамар Ф. Д.  Об исследованиях Омара Хайяма и Насирэддина Туси по теории параллельных линий. — Алма-Ата, 1964.
  • (узб.)
  • Крымский А. Е. Хейям, Омар // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под редакцией проф. Горкина А.П.. — М.: Росмэн, 2006.
  • М.-Н. Османов. // Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • М.-Н. Османов. // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1968. — Т. 5: Мурари — Припев.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П.  Омар Хайям. — М.: Наука, 1965. — 194 с.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П.  Теория параллельных линий на средневековом Востоке. IX—XIV вв. — М.: Наука, 1983. — 128 с.
  • Стройк Д. Я.  Краткий очерк истории математики. 4-е изд. — М.: Наука, 1984. — 284 с.
  • Султанов Ш. З., Султанов К. З.  . . — М.: Молодая гвардия, 1987. — 320 с. — (Жизнь замечательных людей. — Вып. 679).
  • Шамсиддинов Д.  Проблема общих понятий и научной абстракции в творчестве Омара Хайяма // Философские науки. — 1987. — № 7. — С. 101—105.

Биографии

  • Фадеев А.А. родился в 1901 г. в Тверской губернии в городе Кимры в семье революционеров. В 1908 г. Александр переезжает с семьей в Южно-Уссурийский край, где и прошли годы его детства и юности. В 1912 г. Фадеев поступает учиться в Коммерческое училище во Владивостоке. Однако, в 1918 г. решает не продолжать это обучение и думает о погружении в революционную деятельность. И, в том же году, он…

  • Фет А.А. родился в 1820 г. в усадьбе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии.Мать Фета, уезжает от мужа в Россию с Шеншиным Афанасием Неофитовичем. Став отчимом Афанасию Афанасьевичу, он дает ребенку свою фамилию. Но через четырнадцать лет, орловские духовные власти обнаружили, что рождение Афанасия было до венчания родителей и лишили его права носить фамилию отчима и дворянского титула….

  • Александ Иванович Куприн (1870-1938) — известный русский писатель. Его отец – маленький чиновник, умер спустя год после рождения сына. Мать, родом из татарских князей Куланчаковых, после смерти мужа перебралась в столицу России, где и прошли детство и юность Куприна. В свои 6 лет Александр был отдан в сиротский пансион, где пробыл до 1880. И сразу по выходу поступил в Московскую военную…

  • Островский Александр Николаевич (1823-1886) — русский драматический писатель, переводчик. Родился 31 марта 1823 года в Москве в семье государственного служащего. Его отец работал в гражданской палате, а через некоторое время стал частным адвокатом. Мать рано умерла, поэтому Островский не получил домашнего образования. Детские годы писателя и юность прошли в Замоскворечье.Учился в гимназии, а по…

  • Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 г. в Таганроге. Купеческая семья была строгих правил, с детства Антон помогал в лавке.С 1868 по 1879 г. Чехов учится в таганрогской гимназии. За это время родители переехали в Москву. Юноше приходится подрабатывать репетиторством, чтобы окончить обучение. После гимназии Чехов поступает в Московский университет. В 1884 г. в звании уездного врача…

  • А.П. Чехов родился 17 (29) января 1860 года в небогатой ку­печеской семье в Таганроге. Дед Чехова был крепостным, ско­пившим деньги и выкупившим на юлю всю семью. Отец буду­щего писателя завёл собственное торговое дело в Таганроге. В семье Чеховых господствовали патриархальные домостроев­ские отношения: отец стремился к тому, чтобы дети продолжи­ли его торговое дело. Но в то же время родители…

  • Грибоедов Александр Сергеевич, русский драматург и дипломат, родился 15 января 1795 года в Москве в семье гвардейского офицера. Благодаря дворянскому происхождению, получил разноплановое домашнее образование, особенных успехов достигнув в изучении европейских языков.В возрасте 11 лет поступает в Московский университет, успешно окончив отделения философского и юридического факультетов. В 1808…

  • Александр Степанович Грин — русский поэт, прозаик (1880?1932).Настоящая фамилия Александра — Гриневский. Он родился 23 августа 1880 года в Слободской Вятской губернии в семье обычного ссыльного поляка. Его отец был участником восстания 1863 года. Мать Александра была русской. Она умерла, когда Александру исполнилось всего лишь 13 лет.В 1896 году, окончив четырехклассное Вятское училище, будущий…

  • Пушкин А.С. родился 06.06.1799 г. в семье нетитулованных дворян. У Александра Сергеевича был брат Лев и сестра Ольга. Маленький Пушкин частенько бывал у своей бабушки в с. Захарово Московской обл. (1805-1810 гг.).В 1811 году Александр Сергеевич начинает учиться в Царскосельском Лицее и заканчивает его в 1817 г., получив статус коллежского секретаря. В том же году Пушкин принят на службу в…

  • Александр Александрович Карелин биография, личная жизнь

    Александр Александрович Карелин (род. в 1967 г.) — выдающийся российский борец классического (греко-римского) стиля, государственный и поли­тический деятель.
    А. А. Карелин начал заниматься спортом в родном городе Новосибирске. В 1981 г. он записался в секцию классической борьбы при электротехническом институте. В 1985 г. Карелин стал чемпионом мира среди молодежи. Служил Александр Карелин во внутренних…

Биография Омара Хайяма о главном

Омара Хайяма (1048-1123) — воистину незаурядный и многосторонний человек, которого все знают как гениального поэта, философа, математика, астронома, теолога и врача. На его счету множество, дошедших до наших дней, достижений и открытий, таких как: новый, усовершенствованный календарь; увековеченные в труде «Трактат о доказательствах задач алгебры и алмукабалы» геометрические построения кубического, квадратного и линейного уравнений. Литературное наследие поэта составляют около 400 рубай в жанрах хамрийят и зухдийят, в каждой из которых сокрыта жизненная мудрость. Число четверостиший не может быть точно зафиксировано, так как именем Омара Хайяма подписывались все, кто боялся наказания за богохульство и свободомыслие, в то время, когда сам учёный был очень уважаемой и неприкосновенной персоной. За знание наизусть Корана и глубокие познания теологии, Омара Хайяма звали «Плечом Веры».

Мнения исследователей на счет даты рождения в большинстве сходятся на 18 мая 1048 года. Омар Хайям был рождён в городе Нишапур (Иран) в семье ремесленника. Первые годы его жизни выпали в нелёгкое время: начались завоевания Тогрул-Бека, от эпидемии погибли мать и отец. Распрощавшись с прошлой жизнью, одарённый юноша полностью посвятил себя наукам: с 12 лет числился учеником Нишапурского медресе, продолжил обучение в Балхе, а затем и в Самарканде. Окончив курсы, он получил специальность врача (хакима), изучал труды великих умов. Феноменальное трудолюбие и навыки Хайяма не остались незамеченными: его назначили преподавателем в местном университете.

Первые плоды научной деятельности Омара Хайяма появлялись с 1068г. в Бухоре под началом принца Хакана Шамс ал-Мулка. Достоверные источники утверждают, что учёный состоял в свите принца и часто давал ему советы.

В 1074г. Омара Хайяма позвали в столицу Исфахана, ко двору султана Малик-шаха после победы последнего в сельджуксом противостоянии. Бытует легенда, что к султану его пригласил визирь Низам аль-Мулк, старый друг детства. Учёному поручили управление султанской обсерваторией, оборудованной по последнему слову техники тех времён, и составление модифицированного иранского календаря.

С момента начала служения Малик-шаху начинается золотой этап творчества Хайяма, длиною в 20 лет. Он углубляется в науку, составляет «Маликшахские астрономические таблицы» со списком звёзд, в 1077г. пишет трёхтомный трактат «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида».

В 1080 году появляется первый сборник Омара Хайяма, посвящённый философии — «Трактат о бытии и долженствовании». В нём автор поясняет суть своих антиисламских настроений. В 1092 году умирает султан Мелик-шах, после чего Омар Хайям подвергается гонениям из-за богохульства и чрезмерного вольнодумства в его творчестве. Достаточно долгий период времени остроумные стихотворения, рубаи, были забыты, и лишь в XIX веке, благодаря переводам Эдварда Фицжеральда, Европа о них узнала.

История последних лет жизни Омара Хайяма покрыта туманом. Известно, что он продолжил преподавание в Нишапурском медресе, продолжал исследования, из-под его пера выходит трактат «Об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них». Однако жизнь Хайяма стала претяжёлой: образ гениального учёного был окончательно смешан с образом инакомыслящего святотатца.

Не стала философа 4 декабря 1122 года. Если полагаться на рассказы младшего брата философа, его последними словами были: «О боже, я познал тебя по мере моей возможности. Прости меня, моё знание тебя — это мой путь к тебе».

По сегодня не прекращаются обсуждения огромного культурного наследия Омара Хайяма. Выдвигаются теории по поводу его внешности, так как нет никаких исторических источников, где бы она была описана. Существует предположение о том, что Хайям поэт и учёный – две разные личности.

Биография деятеля положена в основу ряда фильмов: «Омар Хайям» (1924, 1957, 1973), «Омар Аль-Хайям» (2002), «Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме» (2005).

Интересные факты и даты из жизни

Вечные цитаты великого поэта и одного из самых известных восточных мудрецов и философов. Каждое его четверостишие уравнение, стремящееся к точной формуле, к афоризму.

Образ великого поэта Востока Омара Хайяма овеян легендами, а биография полна тайн и загадок. Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа. В современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший – мудрых, полных юмора, лукавства и дерзости рубаи.

Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.

Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.

Омар Хайям – гуманист, для него человек и его душевный мир превыше всего. Он ценит удовольствие и радость жизни, наслаждение от каждой минуты. А его стиль изложения давал возможность выражать то, чего нельзя было сказать вслух открытым текстом.

15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайама о человеке, счастье и любви:

  1. Красивым быть – не значит им родиться,
    Ведь красоте мы можем научиться.
    Когда красив душою Человек –
    Какая внешность может с ней сравниться?
  2. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
    Он носом тянется туда, куда душою не дорос.
  3. Кто жизнью бит, тот большего добьется.
    Пуд соли съевший выше ценит мед.
    Кто слезы лил, тот искренней смеется.
    Кто умирал, тот знает, что живет!
  4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
    Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.
    В одно окно смотрели двое.
  5. Мы источник веселья — и скорби рудник.
    Мы вместилище скверны — и чистый родник.
    Человек, словно в зеркале мир — многолик.
    Он ничтожен — и он же безмерно велик!
  6. Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
    Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
    Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
    Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.

Мы больше в этот мир вовек не попадем,
вовек не встретимся с друзьями за столом.
Лови же каждое летящее мгновенье —
его не подстеречь уж никогда потом.
Не завидуй тому, кто силен и богат,
за рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вдоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить.
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
Не смешно ли весь век по копейке копить,
Если вечную жизнь все равно не купить?
Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —
Постарайся же времени не упустить.
Дарить себя — не значит продавать.
И рядом спать — не значит переспать.
Не отомстить — не значит все простить.
Не рядом быть — не значит не любить.

Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена, можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница, но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Не делай зла — вернется бумерангом,
Не плюй в колодец — будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых — не вернешь,
Не лги себе — со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

править Роль Хайяма

Хайям есть и будет символом весёлого пьянчуги, не уважающего никакую власть

Неважно, что он был ещё и гениальным учёным, важно то, что стихи его интересны и актуальны поныне. Тем не менее, Хайям таки был учёным и придумал кучу разных теорем (в частности, написал кучу доставляющих трактатов по матану, открыл знаменитый бином Ньютона за 500 лет до сэра Айзака

Правда, документальных подтверждений не сохранилось). Кроме того, за государственный счет отстроил крупнейшую в мире (на тот момент) обсерваторию. А также придумал иранский календарь, который был (и остается) самым точным из всех известных и используется уже чуть менее чем 1000 лет, со времен Омара и по сей день.

Сейчас расплодилось множество «поклонников Хайяма», для нужд которых отечественная полиграфия изготовила множество изданий персидского поэта. Издания разного формата и цены: есть дорогие (подарочные). Впрочем, многие из позиционирующих себя, как «поклонников Хайяма» не читали ни Хайяма, ни чего-либо ещё, помимо кроссвордов. Роль же в жизни среднестатистического пользователя лучше всего иллюстрирует следующий опус:

Писал стихи Омар Хайям
И умер… Ну его к хуям

Или вот еще:

О. Ладыженский

И в контексте:

Перекроют нам границы,
Твой туризм пойдет к хуям,
Не годится ездить в ниццы —
Так сказал Омар Хайям

Шнур, «СИЗОнная»

Биография Омара Хайяма

Каждый народ обладает своими известными личностями, на основе которых и формируется определенное представление о традиционных ценностях нации. Такие люди нередко становятся национальными кумирами или героями, а память о них сохраняется в поколениях благодаря почитанию, а также отображению на страницах исторических учебников.

Самыми интересными для обывателей и исследователей остаются те персоны, которые отличались разносторонними интересами и сумели достичь потрясающих результатов в выбранной сфере.

Таким стал Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим, который больше известен под псевдонимом Омар Хайям. Кем был этот выдающийся иранец, сумевший прочно закрепиться на страницах истории? Попытаемся рассмотреть различные аспекты его жизни в рамках этой краткой статьи.

Талантливый человек талантлив во всем

Родился Гиясаддин в мае 1048 года в городе Нишапур. Его отцом был палаточником, а детство мальчика было довольно тяжелым, так как совпало с периодом сельджукских завоеваний. Как отмечают различные летописи тех времен, где упоминается имя Омара, мальчиком он был умным и способным, который тянулся к знаниям.

Уже в восьмилетнем возрасте он сумел выучить всю священную книгу мусульман, а также демонстрировал превосходные результаты в разных направлениях науки:

  • астрономия;
  • математика;
  • философия.

В дальнейшем к ним добавится еще и поэзия, и в ней он также запомнится многим грядущим поколениям в роли составителя чудесных рубаи – четверостиший. В других сферах деятельности Омар Хайям сумел продемонстрировать разносторонний ум.

Так ему приписывают классификацию уравнений, а также создание точнейшего календаря, который опережал любые современные ему системы исчисления. Позднее мальчик отправился учиться в Нишапурское медресе, где студенты-мусульмане могли получить все необходимые познания.

Ему удалось успешно завершить обучение, и он стал специалистом по праву и медицине. Это позволило ему стать хакимом. Термин обозначает привычного нам врача, который и сегодня является очень уважаемым членом общества, а в то время его роль в мусульманском мире было сложно переоценить.

Интересным является и псевдоним, который выбрал Гиясаддин для себя. Так «Хайям» явно указывает на происхождение ученого, ведь это слово дословно переводится как палаточник. Ибн Ибрахим означает «отпрыск Ибрахима».

Это позволяет предположить, что отца исследователя звали Ибрахим, а занимался он изготовлением текстильного полотна для палаток. Также можно предположить, что Ибрахим прикладывал максимум усилий для того, чтобы его сын получил подобающее образование, так как доходы палаточника вряд ли можно назвать большими.

Уже в 16 лет молодой Омар столкнулся с ужасным потрясением. Чума унесла его отца, с небольшим интервалом забрала и мать юноши. Так как дома его больше ничего не держало, он продал все имущество родителей и переселился в Самарканд.

https://youtube.com/watch?v=MGJVkBWvnUE

Именно здесь он получает дополнительное образование и оттачивает свой ораторский талант. Во время диспутов с местными преподавателями Омар поражает их уровнем своей учености, что позволило ему перейти из разряда учеников в разряд учителей.

Когда противостояние между иранцами и сельджуками завершилось поражением первых и признанием себя подданными огромного султаната, Омара приглашают в столицу этого молодого государства, где ему предстоит реформировать устаревший календарь.

Именно с этого момента наступает невероятно плодотворный период его деятельности, который продолжится следующие 20 лет и позволит ему войти в историю.

Во время работы над календарем он занимается управлением обсерваторией, что позволяет ему на века стать одним из лучших астрономов на планете. Не менее памятным наследием Омара стали его четверостишья. Даже сегодня они выглядят переполненными восточной мудростью, а также хорошо приправленными юмором и дерзостью.

На протяжении веков творчество Хайяма оставалось неизвестным для Европы, и только благодаря Эдварду Фицджеральду сегодня миллионы людей зачитываются произведениями этого восточного мудреца, сделавшего значительный вклад в различные отрасли науки и поэзии.

Издания рубаи на русском языке

Первым стал переводить Омара Хайяма на русский язык В. Л. Величко (1891). Хрестоматийный перевод рубаи на русский язык (1910) выполнил Константин Бальмонт. Некоторые русскоязычные издания рубаи:

  • Омар Хайям Рубайят. Перевёл с таджикского-фарси: Владимир Державин. Издательство «ИРФОН», Душанбе, 1965 г.
  • Омар Хайям Рубаи. Пер. с фарси // Ирано-Таджикская поэзия. — М.:Художественная литература, 1974. — С. 101—124. / Библиотека всемирной литературы, серия 1, Т. 21.
  • Омар Хайям Рубаи. — Ташкент, изд. ЦК КП Узбекистана, 1978. — 104 с., 200 000 экз.
  • Омар Хайям Рубаи: Лучшие переводы / Сост.,вступ.статья, примеч. Ш. М. Шамухамедова. — Ташкент, Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1982. — 128 с., 7 вкл.л., 200 000 экз. (Избранная лирика Востока. Издание второе, дополненное)
  • Омар Хайям Рубаи. Перевод С. Северцева — в: Великое Древо. Поэты Востока. М., 1984, с. 282—284.
  • Омар Хайям Рубаи: Пер. с перс.-тадж. / Вступ. ст. З. Н. Ворожейкиной и А. Ш. Шахвердова; Сост. и примеч. А. Ш. Шахвердова. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 320 с. Тираж 100 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье).
  • Омар Хайям: Рубайят. Сопоставление переводов. / Малкович Р.Ш.. — СПб.: Издательство РХГА, 2012. — 696 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-88812-542-7.

Память о Хайяме

Хотя прижизненных изображений Омара Хайяма не сохранилось и его облик неизвестен, памятники поэту были установлены во многих странах (например, в Нишапуре, Ашхабаде, Бухаресте). В 1935 году азербайджанский писатель Гусейн Джавид написал пьесу «Хайям», посвящённую Омару Хайяму,

  • В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Омара Хайяма кратеру на обратной стороне Луны.
  • В США о нём было снято несколько биографических фильмов: «Omar Khayham» (1924), в роли Фил Данхэм; «Omar Khayyam» (1957), в главной роли Корнел Уайлд; «Omar Al-Khayyam» (2002), в роли Джихад Саад / Jihad Saad; «Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме» (2005), в главной роли — Бруно Ластра. Также в Турции вышел «Ömer Hayyam» (1973), в роли Орчун Сонат / Orçun Sonat.

Биография Хайяма Омара о главном

Омар Хайям – известный персидский математик, поэт и философ. Внес значительный вклад в алгебру, создал один из самых точных календарей. Его поэзия обладает большой культурной ценностью и до сих пор не теряет своей актуальности.

Ранние годы

Родился мыслитель в 1048 году. О детстве и юности Омара практически нет достоверной информации. Известно только то, что он рос в городе Нишапур и получил блестящее образование, из чего следует, что его родители были достаточно состоятельными людьми. Учился будущий светила науки в элитном учебном заведении для аристократов и готовился стать крупным чиновником. После получения образования в Нишапуре Омар продолжил получать знания в Балхе и Самарканде.

Полученные знания

Хайям обладал разносторонними знаниями: его интересовали точные науки, он очень преуспел в изучении геометрии, математики, физики, астрономии; но также Омар постигал историю, философию, филологию, литературу, медицину, основы стихосложения. В то время культурный и образованный человек должен был обладать знаниями в очень многих аспектах. Хайям помнил наизусть Коран, однако зачастую его идеи расходились с принципами ислама.

Обретение славы, служба при дворе

Большую часть жизни Омар посвятил изучению математики. После 25 лет он издал научный труд по алгебре и стал уважаемым ученым, что стало причиной повышенного внимания многих правителей-меценатов к его персоне.

Вскоре бухорский принц Хакан Шамс ал-Мулка пригласил Хайяма к себе на службу. Говорили, что принц очень уважал математика, обращался с ним на равных, прислушивался к его мнению и даже сажал его на трон подле себя. 

Но вскоре власть захватили сельджуки. В 1047 году Омар был приглашен в столицу молодой империи, Исфахан. Он служил при дворе Малик-шаха, где так же пользовался всеобщим уважением. Султан предлагал ему править Нашапуром, однако мудрец отказался, так как не считал себя способным управленцем. Тогда ему было назначено более чем щедрое жалование для плодотворных занятий наукой.

Вскоре Хайям стал управлять обсерваторией при дворце султана. В его распоряжении было самое совершенное на тот момент оборудование, Малик-шах вкладывал в обсерваторию огромные деньги. Задачей Омара стала разработка совершенного календаря, и мудрец прекрасно с ней справился. Созданный им календарь точнее григорианского на 7 секунд.

Завершение придворной карьеры

В 1092 году, после смерти султана положение Хайяма пошатнулось. Он утратил свое влияние, вдова Малик-шаха не доверяла мудрецу. Омар продолжал работу в обсерватории бесплатно, но в 1097 году был вынужден покинуть дворец и вернуться в родной Нишапур.

Последние годы жизни

После завершения карьеры Хайям поселился в уединенном домике в небольшой деревне под Нишапуром. У него не было семьи; его преследовали за философские взгляды, считали отступником от веры. Знаменитому когда-то ученому было невероятно одиноко, последние свои годы он провел в тоске и лишениях. Скончался Омар, скорее всего, в 1123 году, хотя точный год смерти неизвестен.

Философские идеи Хайяма

Мудрец признавал существование бога и верил в него, однако считал законы природы отдельно существующими явлениями, а не плодом работы божественных сил. Его убеждения расходились с идеями ислама, из-за чего Омар подвергался гонениям со стороны религиозных активистов. В поэзии его антиисламские настроения проявлялись наиболее дерзко.

Омар Хайям – человек, опередивший свое время и пострадавший за это. Сейчас его поэзия пользуется популярностью среди ценителей мудрости Востока и просто интересующихся искусством. Этот человек сумел оставить после себя научное и культурное наследие, восхищающее даже современных людей.

править Ссылки

Омар Хайям — наше всё!

Дохлые классики  Аверченко • Бомарше • Брэдбери • Булгаков • Вольтер • Гаррисон • Гашек • Говард • Горин • Горчев • Дидро • Дик • Довлатов • Достоевский • Кастанеда • Кафка • Климов • Кормильцев • Кэрролл • Лавей • Лавкрафт • Лем • Лец • Маркиз де Сад • Набоков • Петрарка • Петухов • По • Пратчетт • Пушкин • Руссо • Рэнд • Сабатини • Солженицын • Стругацкие • Сэлинджер • Тэффи • Толкин • Хаксли • Чапек • Эренбург
Современники  Акунин • Баркер • Белобров-Попов • Бригадир • Веллер • Галковский • Гришковец • Губерман • Дивов • Еськов • Жванецкий • Каганов • Крапивин • Ложкин • Масодов • Невзоров • Никонов • Охлобыстин • Паланик • Переслегин • Подервянский • Протопопов • Сапковский • Хаецкая • Черевичник • Шендерович • Шестаков
Поэты  Бродский • Высоцкий • Духовникова • Кобра • Мамонов • Маяковский • Немиров • Нострадамус • Отар-Мухтаров • Северянин • Хайям • Хармс • Чёрный • Шанаева • Шевченко • Широпаев • Эбеккуев
Борзописцы и худловары  Асов • Арбатова • Багиров • Беркем аль Атоми • Бушков • Глуховский • Голубицкий • Горалик • Гриценко • Донцова • Дьяков • Истархов • Калашников • Карр • Кизи • Кинг • Коэльо • Крылов • Купцов • Латынина • Ли Вонг Ян • Лукьяненко • Минаев • Мухин • Начинающий писатель • Нестеренко • Никитин • Олег Т. • Пелевин • Перумов • Понасенков • Проханов • Радзинский • Сколота • Соколов • Сорокин • Стальфельт • Стариков • Суворов-Резун • Толстая • Фрай • Чернобров • Чудинов • Шахиджанян • Ширянов • Экслер

  Омар Хайям сделал вклад в матан

Науки  Высшая математика • Евгеника • Матан • Российская • Сопромат • Философия (Детерминизм)
Достижения  TeX • Атомная бомба • Биореактор • Большой адронный коллайдер • ГМО • Двести двадцать • Корчеватель • Кубик Рубика • Нанотехнологии • Палата мер и весов • Резонатор Гельмгольца • Роботы • Термоядерный синтез • Чернобыль • Экзоскелет • Фукусима
Теории и открытия  Геометрия Лобачевского • Звездчатый многоугольник • Квантовая механика • Когнитивная психология • Популяционная теория Мальтуса • Радиация • Тёмная энергия • Теория большого взрыва (сериал) • Теория относительности • Теория разбитых окон • Теория струн • Четвёртое измерение • Чёрная дыра • Эволюция • Элементарные частицы • Энтропия
Мемы  • xkcd • Бритва Оккама • Деление на ноль () • Дигидрогена монооксид • Задача Льва Толстого • Задача Эйнштейна • Закон Мерфи • Закон Парето • Квадратно-гнездовой способ мышления • Квадратура круга • Коробочка фотонов • Кот Шрёдингера • Матановая капча • Критерий Поппера • Метод научного тыка • Пик нефти • Поймать льва в пустыне • Простые числа • Рекурсия • Сферический конь в вакууме • Теорема Абеля — Галуа • Теорема Ферма • Число Грэма • Число Эрдёша
Люди и организации  Организации (ИТМО • МФТИ • НМУ) • Байрон • Белоненко • Березовский • Вассерман • Вербицкий • да Винчи • Декарт • Докинз • Инженер • Кэрролл • Лаборатория • Лейбниц • Луговский (цитатник) • Паскаль • Перельманы (Григорий • Яков) • Переслегин • Пятисемиты • Саган • Тейлор • Тесла • Технофашисты • Фейнман • Хайям • Хокинг • Эшер
Паранаука  Science freaks/Научное фричество • Scorcher.ru • Артефакт • Великая тайна воды • Вечный двигатель • Гомеопатия • ГСМ • Информационное поле Вселенной • Квадратно-гнездовой способ мышления • Научный креационизм (аргументы) • НЛП • Принцип Арнольда • Соционика • Телегония • Торсионные поля • ХУЯС • Электронный голосовой феномен
Фрики и шарлатаны  Sherak • Британские учёные • Бронников • Гаряев • Жданов • Катющик • Лотов • Лысенко • Малахов • Мулдашев • Мухин • Никонов • Олег Т. • Петрик • Протопопов • РАЕН • Скляров • Стерлигов • Фоменко • Чащихин • Чернобров • Чудинов • Чурляев • Чуров
Срачи  Бесполезная наука • Взлетит или не взлетит? • Дети индиго • Луносрач • Наука vs религия • Пирамидосрач • Плутоносрач • Физики vs лирики • Шмель летать не должен

Рубаи

Иллюстрация Эдмунда Салливана к «Рубайате» (1913)

См. также: Рубаи и Рубайат Омара Хайяма

При жизни Хайям был известен исключительно как выдающийся учёный. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании в жанрах хамрийят и зухдийят. С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший росло и к XX веку превысило 5000. Возможно, свои сочинения приписывали Хайяму все те, кто опасался преследований за вольнодумство и богохульство. Точно установить, какие из них действительно принадлежат Хайяму (если он вообще сочинял стихи), практически невозможно. Некоторые исследователи считают возможным авторство Хайяма в отношении 300—500 рубаи.

Такая разносторонность талантов привела к тому, что до конца XIX века считалось, что Хайям-поэт и Хайям-учёный — это разные люди (в энциклопедии Брокгауза и Ефрона о них существуют разные статьи: т. XXXVII — Хейям Омар ибн-Ибрахим Нишапурский и т. XXIa — Омар Алькайями).

Долгое время Омар Хайям был забыт. По счастливой случайности тетрадь с его стихами попала в викторианскую эпоху в руки английского поэта Эдварда Фицджеральда, который перевёл многие рубаи сначала на латынь, а потом на английский. В начале XX века рубаи в весьма вольном и оригинальном переложении Фицджеральда стали едва ли не самым популярным произведением викторианской поэзии. Всемирная известность Омара Хайяма как глашатая гедонизма, отрицающего посмертное воздаяние, пробудила интерес и к его научным достижениям, которые были открыты заново и переосознаны.

Биография

Родился в городе Нишапур, который находится в Хорасане (ныне иранская провинция Хорасан-Резави). Омар был сыном палаточника, также у него была младшая сестра по имени Аиша. В 8 лет начал глубоко заниматься математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Позднее обучался в медресе Балха, Самарканда и Бухары. Там он с отличием закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хаки́ма, то есть врача. Но медицинская практика его мало интересовала. Изучал сочинения известного математика и астронома Сабита ибн Курры, труды греческих математиков.

Детство Хайяма пришлось на жестокий период сельджукского завоевания Центральной Азии. Погибло множество людей, в том числе значительная часть учёных. Позже в предисловии к своей «Алгебре» Хайям напишет горькие слова:

Картина «На могиле Омара Хайяма» (, ок. 1911)

В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать. Омар продал отцовский дом и мастерскую и отправился в Самарканд. В то время это был признанный на Востоке научный и культурный центр. В Самарканде Хайям становится вначале учеником одного из медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил всех своей учёностью, что его сразу же сделали наставником.

Как и другие крупные учёные того времени, Омар не задерживался подолгу в каком-то городе. Всего через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.

В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана. Через два года Мелик-шах назначил его руководителем дворцовой обсерватории, одной из крупнейших в мире. Работая на этой должности, Омар Хайям не только продолжал занятия математикой, но и стал известным астрономом. С группой учёных он разработал солнечный календарь, более точный, чем григорианский. Составил «Маликшахские астрономические таблицы», включавшие небольшой звездный каталог. Здесь же написал «Комментарии к трудностям во введениях книги Евклида» (1077 г.) из трёх книг; во второй и третьей книгах исследовал теорию отношений и учение о числе. Однако в 1092 году, со смертью покровительствовавшего ему султана Мелик-шаха и визиря Низам ал-Мулька, исфаханский период его жизни заканчивается. Обвинённый в безбожном вольнодумстве, поэт вынужден покинуть сельджукскую столицу.

О последних часах жизни Хайяма известно со слов его младшего современника — Бейхаки, ссылающегося на слова зятя поэта.

Свидетельство о последних годах жизни поэта, оставленное автором «Четырёх бесед»

В году 1113 в Балхе, на улице Работорговцев, в доме Абу Саида Джарре остановились ходжа имам Омар Хайям и ходжа имам Музаффар Исфизари, а я присоединился к услужению им. Во время пира я услышал, как Доказательство Истины Омар сказал: «Могила моя будет расположена в таком месте, где каждую весну ветерок будет осыпать меня цветами». Меня эти слова удивили, но я знал, что такой человек не станет говорить пустых слов. Когда в 1136 я приехал в Нишапур, прошло уже четыре года с тех пор, как тот великий закрыл своё лицо покрывалом земли, и низкий мир осиротел без него. И для меня он был наставником. В пятницу я пошел поклониться его праху взял с собой одного человека, чтобы он указал мне его могилу. Он привел меня на кладбище Хайре, повернул налево у подножия стены, огораживающей сад, и я увидел его могилу. Грушевые и абрикосовые деревья свесились из этого сада и, распростерши над могилой цветущие ветви, всю могилу его скрывали под цветами. И пришли мне на память те слова, что я слышал от него в Балхе, и я разрыдался, ибо на всей поверхности земли и в странах Обитаемой четверти я не увидел бы для него более подходящего места. Бог, Святой и Всевышний, да уготовит ему место в райских кущах милостью своей и щедростью!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector