Первое классное собрание в 5 классе

Родительское собрание в 5 классе. Первое

Первое классное собрание в 5 классе

« Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»

Повестка собрания:

Повестка собрания:

  • Знакомство с родителями и классным руководителем.
  • Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.
  • Знакомство с родителями и классным руководителем.
  • Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.
  • Утверждение тем родительских собраний.
  • «Доска объявлений».
  • Выборы родительского комитета.
  • Открытый диалог.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту;
  • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Какими должны быть пятиклассники?

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Критерии готовности к обучению в средней школе:

  • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
  • новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
  • качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Вопросы родителям:

Сравнительная таблица

4 класс

1

2

8 – 9 предметов

5 класс

20 – 22

часа

3

12 – 14

предметов

4

25 – 27

часов

1 – 3

учителя

1 — 2

часа

8 – 10

учителей

2 -2,5

часа

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новые дети в классе;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей; 

  • несамостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста. 

Признаки успешной адаптации:

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции:

  • Интеллектуальная — нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая — несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая — отклонения в здоровье ребёнка.
  • Эмоциональная — эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Опросник «Чувства в школе»

Из 16

перечисленных

чувств выбери

только 8,

которые ты

наиболее часто

испытываешь в

школе .

Спокойствие

Усталость

Сомнение

Обида

Скуку

Страх

Радость

Чувство унижения

Уверенность в себе

Беспокойство

Тревогу за будущее

Благодарность

Неудовлетворенность собой

Раздражение

Симпатию к учителям

Желание приходить сюда

Перед родительским собранием детям предлагается опросник «Чувства в школе», а на собрании родителям предлагается «рейтинг» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе. Преобладающие чувства (отмечающиеся более чем у 45-50% детей класса) выделяются в списке другим цветом, например, красным. Осуществляется краткий анализ результатов.

«Чувства в школе». Результаты

Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью.

Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

0 – нет; 1 – не всегда; 2 – да

1. Я иду в школу с радостью 2. В школе у меня обычно хорошее настроение 3. У нас хороший классный руководитель 4. У меня есть любимые школьные предметы 5. Я привык к новым учителям 6. В начальной школе было лучше 7. На летних каникулах я скучал по школе 8. Дома меня не только ругают, но и поддерживают в случае неудачи, хвалят за успехи

Результаты 5 «В» класса:

1

Вопрос

2

Да

Я иду в школу с радостью

3

В школе у меня обычно хорошее настроение

7

Нет

4

6

9

Не всегда

У нас хороший классный руководитель

22

У меня есть любимые школьные предметы

9

4

5

19

9

Я привык к новым учителям

6

2

7

14

В начальной школе было лучше

1

На летних каникулах я скучал по школе

11

8

3

Дома меня не только ругают, но и поддерживают в случае неудачи, хвалят за успехи

5

7

7

9

4

11

4

1

12

Чем можно помочь?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

Чем можно помочь?

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Чем можно помочь?

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Слова поддержки:

  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

  • Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Способы преодоления тревожности:

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку.
  • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
  • Помогите ему найти дело по душе.

«Открытое письмо родителям»

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.

Письмо-обращение

Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».

Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних .

Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною,— это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.

Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.

Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.

Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.

Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.

Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!

Используемая литература: Лашина О. Ваш ребенок – пятиклассник. Занятия родительского клуба  // Школьный психолог. Прил.к газ. Первое сентября. – 2006. — № 13.

«Первый раз в пятый класс» Родительское собрание в 5 классе. — презентация

Первое классное собрание в 5 классе

1 «Первый раз в пятый класс» Родительское собрание в 5 классе

2 Адаптация пятиклассников приспособление к окружающим условиям Адаптация биологическаяпсихологическая приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

3 Трудности адаптации: Очень много разных учителей Непривычное расписание Много новых кабинетов Новые дети в классе Новый классный руководитель В средней школе снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими Проблемы со старшеклассниками Возросший темп работы Большой объем работы как на уроке, так и дома Новые требования к оформлению работ Самостоятельное изучение дополнительной литературы

4 Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.

5 Переходный возраст Чувство взрослости Отчуждение от всех, кто до этого оказывал влияние Негативизм Замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения Способности развиваются только в ситуации успеха Оценки играют важную роль Оценка = самооценка эмоциональное благополучие

6 Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о соотношении сил в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам;

7 восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению худшего; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту.

8 1. Высокий уровень школьной мотивации Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

9 2. Хорошая школьная мотивация Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

10 3. Положительное отношение к школе Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

11 4. Низкая школьная мотивация Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

12 5. Школьная дезадаптация Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

13 Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

14 Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. нежелания выполнять домашние задания. негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон. трудности утреннего пробуждения, вялость. постоянные жалобы на плохое самочувствие.

15 Слова поддержки Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

16 Слова разочарования: Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

17 Поддерживать можно посредством: отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово). высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.). прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.). совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.). выражение лица (улыбка, кивок, смех).

18 Советы Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку. Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию «из первых рук». Учитель скажет вам правду. Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.

Родительское собрание в 5 классе на тему «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Первое классное собрание в 5 классе

Родительское собрание в пятом классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Цель: психологическое просвещение родителей, оценка адаптационного периода пятиклассников.
Задачи:• ознакомить родителей с психологическими особенностями адаптационного периода;• проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников.

Подготовительная работа к собранию

Педагог-психолог проводит мониторинг социально-психологической адаптации пятиклассников к новым условиям обучения в школе с помощью следующих методик: 1. Опросник «Чувства в школе»2. Опросник «Отношения к учебным предметам»3. Анкета для выявления тревожности пятиклассников в период адаптации

Ход собрания

Добрый вечер уважаемые мамы и папы! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании, тема которого «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе» Итак, у Вашего ребёнка начальная школа уже позади. Он повзрослел, он стал учащимся пятого класса. Начало обучения учащегося в пятом классе совпадает с младшим подростковым возрастом.

Но также пятиклассников ожидает смена системы обучения: вместо одного учителя, учителя по разным предметам преподающие в разных кабинетах и классный руководитель.

Успешная социальная адаптация учащегося пятого класса во многом зависит не столько от его интеллектуальной готовности, но и главным образом от того, как хорошо пятиклассник может наладить свои взаимоотношения и умеет общаться со своими сверстниками и педагогами. Как хорошо он усвоил школьные правила и соблюдает их, и может ли ориентироваться в новых условиях обучения.

Если для обучающихся начальной школы наиболее частые проблемы связаны с учебной деятельностью, то переход из начальной школы в среднюю школу связан в большей мере с проблемами межличностных отношений и личностного развития учащихся. Для учащегося младшего подросткового возраста очень важно мнение одноклассников и педагогов о нем и о его поступках.

Его постоянно преследует страх не соответствовать ожиданиям окружающих его людей, что приводит к тому, что очень способный учащийся не проявляет в должной мере все свои возможности.Итак, давайте сейчас с Вами рассмотрим некоторые проблемы социальной адаптации пятиклассников.

Первая проблема это — новые условия обучения 

Когда ребенок учится в начальной школе, он ориентирован на одного учителя. Только у него он старался завоевать авторитет. Уже в середине первого класса этот педагог знал, какие способности у вашего ребёнка, мог помочь разобраться ему в сложной теме, с помощью чего он может его поддержать и ободрить.

Ваш ребенок мог спокойно приобретать знания в одном кабинете, у него был один основной педагог, вокруг его были одни и те же одноклассники, а требования к ведению тетрадей и выполнению различных заданий были одинаковые. Все для него было понятно и привычно. А первая учительница — как вторая мама, которая вовремя и направит и подскажет.

При переходе в среднее звено ученик в первую очередь сталкивается с тем, что у него стало много учителей по разным предметам, и каждый предмет изучается в отдельном классе, которых много. У ребенка рушится его привычный мирок, и, конечно, привыкнуть ко всему этому не так просто. Надо запомнить всех новых преподавателей, запомнить, где располагается тот или иной кабинет.

А на это все требуется немало времени. И по школе приходиться побегать, потому что ему некому напомнить, какой будет следующий урок, и в каком кабинете он будет проводиться. Ко всему выше перечисленному, не следует забывать, что учащемуся надо заново завоевывать авторитет у всех преподающих у него педагогов, со всеми педагогам и выстраивать отношения.

Хочешь не хочешь, а начнешь волноваться, даже можно испугаться — а от сюда и высокая тревожность.

Вторая проблема это — изменение требований 

Период социальной адаптации пятиклассников еще усложняется и тем, что у разных учителей-предметников разные требования. Одни требуют завести общую тетрадь, другой — простую, но их должно быть несколько У преподавателя свои требования которые отличаются от требований учителя математики.

Учитель английского языка требует завести тетрадочку-словарь, учитель биологии требует выписывать все термины в тетрадь. На уроках литературы больше ценится высказывания собственных мыслей, а на уроках истории требуют документально подтверждённых истин. И все эти новые требования надо не только запомнить, но и постараться соблюдать, не запутавшись, где что надо делать.

Третья проблема это — отсутствие постоянного контроля классного руководителя 

В начальных классах у ученика был один учитель начальных классов, который выполнял функции и учителя, и классного руководителя, который все контролировал и мог во время подсказать, если, что не так.

Одному ученику напомнит, что бы он ни забыл сделать домашнее задание, другому напомнит, чтобы он не забыл принести карандаши, у третьего спросит как здоровье, зная, что у него частые головные боли и может остаться после уроков, чтобы ему помочь выполнить какое либо задание.

Иными словами в начальной школе, педагог отслеживал выполнение всего домашнего задания всеми без исключения учениками. При переходе учащихся в среднюю школу такой индивидуальный подход к учащемуся исчезает. У каждого учителя-предметника большая нагрузка у него много учащихся из различных параллелей.

Поэтому запомнить все без исключения особенности всех своих учащихся он не в состоянии. Поэтому у пятиклассников может сложиться впечатление, что они никому из учителей-предметников не нежены, и что можно просто-напросто «похалявить» что-то не выполнить и в общей массе учащихся это пройдет незамеченным. Со стороны, классного руководителя появляется некоторая «безнадзорность».

Он не может постоянно следить за поведением учащихся на переменах. Не может полностью организовать их досуг после уроков.А сейчас я предлагаю Вам сравнить на практике, чем же отличается жизнь учащегося начальной школы от жизни учащегося среднего звена, а сделаем мы это с помощью психологической игры «Экзамен для родителей»

Игра «Экзамен для родителей».

Родителям учащихся пятых классов предлагается ответить на несколько вопросов:1. Как Вы думаете, сколько учебных предметов изучалваш ребёнок в четвертом классе? (11)2. А сколько учебных предметов он изучается сейчас в пятом классе? (12)3.

Вспомните, пожалуйста, сколько педагогов было у вашего ребёнка в четвертом классе? (3)4. А сколько учителей-предметников обучает его сейчас в пятом классе? (10)5. Самое наибольшее количество уроков в день в четвертом классе? (5)6.

Вспомните, пожалуйста, учебные дни недели, которые является самыми трудными и напряжёнными у вашего ребенка в пятом классе?Вот Вам и наглядный пример как изменилась жизнь Ваших детей при переходе в среднее звено.

https://www.youtube.com/watch?v=6tSqdcF9KVw

А сейчас я предлагаю Вам определить с помощью теста «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» есть ли у Вашего ребенка проблемы в школе на этапе социальной адаптации к новым условиям обучения

Тест для родителей

«Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”1. Моему ребенку нравится учиться в школе.2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.5. В классе у него много друзей.6. Ему не нравятся учителя в школе.7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, проводимых в школе.8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.Подсчитайте количество совпадений:1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.8-10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.6-7 баллов — В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.1-3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Чем же мы можем помочь своим детям, позвольте дать Вам ряд рекомендаций

• Воодушевляйте ваших детей на рассказы о своих школьных делах.Не ограничивайтесь обычными вопросами типа: «Как дела в школе?» или «Как прошел день в школе?» Старайтесь каждую неделю выбирать время для беседы со своим ребенком о его школьных делах.Старайтесь запоминать имена сверстников, детали и события, о которых ребенок рассказывает вам, старайтесь использовать их в дальнейшем для начала подобных бесед о школе. Обязательно старайтесь спрашивать ребенка о делах в классе, его педагогах и одноклассниках, школьных предметах.

• Старайтесь регулярно беседовать с преподавателями вашего ребенка о его поведении, успеваемости, и, конечно же, о его взаимоотношениях с одноклассниками.

Обязательно побеседуйте с классным руководителем вашего ребенка, если чувствуете, что вы не знаете о его проблемах, связанных со школой или о его школьной жизни.

Даже если нет особенного повода для Вашего беспокойства, проконсультируйтесь у классного руководителя вашего ребенка не реже, чем раз в месяца.

• Старайтесь помогать вашему ребенку выполнять домашние задания, но не в коем случае не выполняйте их сами.

Установите специальное время вместе с ребенком , когда вы будете выполнять домашние задания, и обязательно следите за их выполнением. Это поможет вашему ребенку сформировать хорошую привычку к обучению.

Если ваш ребенок обращается к вам за помощью, при выполнении домашнего задания, помогите ему, но не выполняйте его вместо него.

• Особенные усилия следует прилагать для поддержания спокойной и стабильной атмосферы в вашем доме. 

Уважаемые родители, сегодня вы получили некоторые представления о трудностях, с которыми сталкиваются ваши дети, при переходе в среднюю школу, постарались почувствовать проблемы своих пятиклассников.

Вы увидели что, переход в среднее звено школы – это новый этап в жизни вашего ребенка, и оттого как Вы будете оказывать свою поддержку свои детям, будет завесить успешность ваших детей в адаптационный период, и во всей последующей школьной жизни вашего ребенка.

Мы, все взрослые, педагоги и родители должны постараться помочь своим детям понять и принять новую систему требований, наладить взаимоотношения с педагогами, найти им свое место в классном коллективе. Поверьте, это очень возможно.

И ваши дети непременно будут стремиться к лучшему, и непременно будут стараться приносить вам только радость.

Материал к родительскому собранию в 5 классе: «Адаптация пятиклассников»

Первое классное собрание в 5 классе

Вне учебная и творческая деятельность

МБОУ «Букреевская основная общеобразовательная школа»

Материал

 к родительскому собранию

 в 5 классе:

«Адаптация пятиклассников».

Подготовил классный руководитель

5 класса Бобкова С.Н.

2014-2015 учебный год

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

$1ü  ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;

$1ü  проанализировать состояние учащейся;

$1ü  выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

$1ü  выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

$1ü  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Ход собрания.

Слово классного руководителя:

Пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

https://www.youtube.com/watch?v=onW5IEcvdQ0

Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни.

Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления.

Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика

Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень  серьезным испытанием для школьника.

В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения.

Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.

У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость…

 В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.

Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?

            Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?

Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.

В связи с этим ребенок впервые учится  учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности. 

Таким образом, в пятом классе у человека начинает формироваться основной навык  умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны  с  ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.

 Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже пристают к ребятам из старших классов.

Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.

Дают о себе знать физиологические факторы в развитии

$1·        Начинается период бурного роста, повышается утомляемость. 

$1·        У ребенка начинается перестройка гормональной системы,

$1·        характерны перепады самочувствия.

$1·        Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.

Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.

  • В этот период появляется потребность в самоутверждении.
  • Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
  • Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его  представлению о себе.
  • Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников. 

Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса? Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители – друзья и единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.

Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития  характерны  для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений.

Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах.

Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников.

Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства

В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.

Подростковый возраст – это трудный возраст. Для  психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные  конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.

Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации:

  • нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
  • отсутствие мотивации к обучению;
  •  несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.).

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами.

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Рекомендации для родителей:

— необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

— наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;

— предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;

— обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;

— забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;

— активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;

— воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

— первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

— обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

— обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

— недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

— исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

— учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

— предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

— поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

— развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

«Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению»

Тест «Какой вы родитель?»

(проводит классный руководитель)

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы
Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?!
2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.
1

4. И в кого ты только такой уродился?!
2

5. Какие у тебя замечательные друзья!
1

6. Не смей этого делать!
2

7. Подумай, может быть можно поступить по-другому
2

8. Я в твое время!
2

9. Ты моя опора и помощник (ца).
1

10.О чем ты только думаешь?!
2

11. Какая ты у меня умница!
1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?
1

13. У всех дети как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный!

       Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые  нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

6-7 баллов — В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Анализ чувств и формулирование выводов.

Классный руководитель: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

$1¾    это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться — ни копейки от меня не получишь!»);

$1¾    морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

$1¾    критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);

$1¾    выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.);

$1¾    «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

$1¾    а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле — выплёскиваем свои негативные эмоции.

И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

Сценарий родительского собрания по ФГОС «Здравствуйте, мы начинаем 5 класс!»

Первое классное собрание в 5 классе

Сценарий первого родительского собрания в 5 классе

«Здравствуйте, мы начинаем 5 класс!»

Автор: Зарипова Эльвира Робертовна

Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): МБОУ МО г.Нягань «Гимназия», ХМАО-Югра Тюменская обл.

Аннотация (не более 10 строк): Родительское собрание выдержано в космической тематике. За основу берётся планета, как символ классного коллектива, звёзды – сами учащиеся. Все методы и приёмы связаны с основной тематикой.

На собрании предполагается познакомиться с участниками, ознакомить с основными правилами внутреннего распорядка гимназии, требованиями и особенностями организации учебно-воспитательного процесса; привлечь родителей к сотрудничеству и проработать в группах возможные сложности начала обучения в среднем звене и способы, пути их решения, профилактики.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: родительское собрание

Возрастная группа (класс): родители учащихся 5 класса

Название сценария: «Здравствуйте, мы начинаем 5 класс!»

Цель: Познакомиться с родителями и ознакомить их с правилами внутреннего распорядка учебного заведения

Задачи:

  • Представиться родителям и познакомиться с каждым.

  • Познакомить родителей с правилами и особенностями работы учебного учреждения.

  • Познакомить родителей с особенностями учебно-воспитательного процесса пятиклассников.

  • Совместно обсудить  тематику  родительских собраний на год и наметить план работы с учащимися.

  • Обсудить опасения и ожидания родителей от предстоящего учебного года.

  • Способствовать формированию позитивного настроя и мотивировать на активное тесное сотрудничество.

  • Способствовать созданию благоприятного климата для общения родителей с учителями и детьми

  • Подготовительный этап: Необходимо подготовить следующие приложения:

    Изображение планеты на ватмане – собственное творчество

    Распечатанные детские фотографии

    Шаблоны звёзд, комет, астероидов, солнца и его лучей (MS Word)

    Аудио записи Фрэнк Синатра “Magic moments”, А.Герман «Гори, гори, моя звезда…», «Надежда – мой компас земной» (MP3 player)

    Звезды-памятки с рекомендациями и советами (MS Word)

    Презентация  «Здравствуйте, мы начинаем 5 класс!» (MS Power Point)

    Оформление зала, сцены, класса и др.:

    Место проведения – классный кабинет.

    Требования к помещению: Столы расставлены кругом для 5 групп. Перед ними должно быть достаточно места, чтобы встать в круг.

     Необходимые оргтехника,  канц.товары и расходные материалы для проведения родительского собрания: Smart board или экран для демонстрации презентации, аудио колонки для воспроизведения музыкальных фрагментов, магниты, булавки, карандаши-фломастеры, ватман, чистые листы А3.

     Ведущие, выступающие и помощники: один модератор – классный руководитель.

    Время реализации: 1час 50 минут —  2 часа

    Важно не забыть! (свободный комментарий)

    Сделать красивую прическу, надеть улыбку, подкраситься доброжелательным настроением, припудриться обаянием, надушиться позитивом, не забыть захватить чувство юмора JJJ

    Ход сценария:

    Этап мероприятия: Приветствие/Знакомство – Инициация.

    Цель и задачи: Представиться родителям и познакомиться с каждым; создать   позитивный  настрой участников,  комфортную атмосферу для работы, подготовить участников к  совместному  взаимодействию на основе сотрудничества

    Необходимо: Магниты, булавки, ватман.

    Предварительная подготовка: Заранее подготовить рисунок-контур планеты, распечатать фотографии детей, прикрепить булавками к планете на ватмане.

    Приветствие: Здравствуйте, уважаемые родители. Приветствую вас всех здесь, на нашей планете 5А. Выберите из предложенных звёзд одну. На столе лежат звезды 4х цветов: красные, жёлтые, синие, зелёные. Так формируются группы.

    Знакомство: На этой планете мы с вами будем общаться, сотрудничать, решать возникающие вопросы и проблемы, праздновать победы и достижения наших звездочек, помогать преодолевать неудачи и сложности и шагать дальше. Но для самого начала нам надо познакомиться с вами и вашими детьми. Взгляните на эту планету детства.

    Подойдите к ней, выберите фото вашего ребёнка. Представьтесь  и охарактеризуйте себя и своего ребёнка одним прилагательным  на первую букву своего имени «Меня зовут Светлана. Я стремительная. Это моя(й) дочь/сын Антон. Он артистичный.» Начну с себя. Меня зовут Зарипова Эльвира Робертовна.

      Эльвира – я большой энтузиаст, энергичная. А вы? 

    Выходит следующий участник и т.д.

    Модератор, завершая, знакомство подводит итог: Вы увидели, уважаемые родители, насколько наши участники активны, энергичны, внимательны и симпатичны. Аналогично и дети нашего класса обладают огромным потенциалом. Мы – огромная сила и наша задача сделать эту силу позитивной и созидательной.

    Этап мероприятия: Целеполагание или погружение в тему.

    Цель и задачи: Обеспечить мотивацию участников мероприятия и способствовать осмыслению личной цели участника на  данном мероприятии.

    Необходимо: Демонстрационный экран, 5 листов А3, ручки, фломастеры, маркеры, магниты.

    Предварительная подготовка: Слайд с фотографиями детских  лиц от 1го сентября.

    Очень приятно познакомиться с вами и вашими детьми, всем спасибо большое. Тема нашего собрания «Здравствуйте, мы начинаем 5 класс!». А это (демонстрируя слайд с фотографией ребят) – звездочки нашего 5 класса, которые с каждым годом будут сиять всё ярче. Вглядитесь в их лица.

    Какими выглядят дети? Что вы видите на их лицах? Что эти глаза и улыбки вам говорят? (ответы родителей) Я думаю, вы согласитесь, что хотелось бы  сохранить эту торжественность и предвкушение нового в детских глазах как можно дольше.

      А теперь в группах (по 4-5 человека) подумайте и обсудите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем первом с вами собрании, какие моменты вы хотели бы обсудить для эффективной организации учебно-воспитательного процесса наших детей.

    Модератор приглашает представителя от команды озвучить вопросы,  записанные  на листе А3,, и прикрепить их на стенде.

    Аналогично работают остальные команды

    Модератор подводит итог выступлениям. Благодарит  и сообщает, что заявленные цели совпадают/ не совпадают/ частично совпадают с  целями самого собрания, и их достижение обязательно будет осуществлено.

    После групповой работы один из группы озвучивает свои наработки, и эти листы крепятся магнитами на отдельно стоящей доске.

    Этап урока: Формирование ожиданий и опасений.

    Цель и задачи: Выявить ожидания и опасения от предстоящего собрания, обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие.

     Необходимо: Ручки, фломастеры, бумажные шаблоны.

    Предварительная подготовка: Заранее подготовить шаблоны комет и звёзд для записей на них.

    Вы хорошо поработали в группе и, судя по вашим записям, могу предположить, что вы получите ответы практически на все сформулированные вопросы.

    Придя сюда сегодня,  вы наверняка чего-то ожидали от собрания, вертелись в голове и опасения, нежелание увидеть или услышать какие-то моменты. Давайте зажжём звездочки ожиданий на нашем небосклоне и наметим кометы опасений. Сформулируйте ваши ожидания на «звёздочках», а опасения запишите на «кометах».

    Участники групп работают индивидуально.

     Готово? Замечательно, Кто первый готов озвучить свои ожидания?  Прошу Вас, прикрепляйте звездочку вот здесь и озвучьте ее, пожалуйста. Озвучить информацию на кометах опасения позвольте мне. Как капитан сегодняшнего межгалактического путешествия, я должна знать все опасности в лицо и хорошо подготовить команду для их нейтрализации.

    Этап урока: Проверка домашнего задания.

    Цель и задачи: Способствовать более тесному знакомству между родителями, предоставить возможность участникам высказать гордость своей семьёй, почувствовать себя единым целым, мотивировать на позитивный настрой и дружелюбное эффективное сотрудничество

    Необходимо: Экран (для варианта цифрового фото), магнитная доска, магниты, песочные часы

    Предварительная подготовка: Участникам было предложено выбрать дома одно из фото, изображающих семью в один из самых счастливых моментов, и подготовить небольшой рассказ из 4-6 предложений.

    А сейчас самое время послушать ваше домашнее задание. «Счастье нашими глазами», которое запечатлел Ваш объектив. За 1 минуту передайте всю прелесть и важность этого кадра для вас. Презентуйте вашу семью нам как одну, самую яркую,  из мириада звёзд во Вселенной.

    Следить за временем. В инструкции четко обозначить регламент – 1 минута. Выслушать только желающих (!)

    Какие замечательные, трогательные, ценные традиции! Кое-что очень даже хочется взять на заметку. В таких семьях нашим пятиклашкам не страшен 5 класс!

    Этап урока: Интерактивная лекция

    Цель и задачи: передать родителям информацию по теме, знакомство с требованиями и правилами  учебно-воспитательного процесса в учебном учреждении, информировать родителей о пед. составе , учебных предметах, особенностях классного коллектива  на данный момент

    Необходимо: Магниты, доска

    Предварительная подготовка: Шаблон солнца, шаблоны его лучей с записями кратких тезисов.

    Солнце дарит каждой планете тепло, жизнь, порядок.  На планете нашего 5го класса тоже не будет порядка без него. По ходу своего изложения и информирования я буду добавлять по лучику с краткой тезисной формулировкой. По окончании вы сможете увидеть цельное солнце со всеми пунктами, которые я вам осветила. Если возникнут вопросы, вы сможете их задать с помощью этих самых лучиков.

    Текст выступления:

     1. Особенности, план и расписание работы учреждения.

    2. Расписание уроков, предметы, каникулы, пед. Состав в классе.

    3. Краткая характеристика класса.

    4. Кружки, секции, внеклассная деятельность.

    5. Техника безопасности.

    6. Прочее…

    А теперь давайте пробежимся по спискам с вашими вопросами и посмотрим, какие ваши вопросы остались без ответа. Я постараюсь ответить. (модератор просматривает вопросы и даёт ответы на те, которые в его компетенции и на которые ответа еще не прозвучало)

    Этап урока: Проработка содержания темы

    Цель и задачи: Обеспечить мотивацию к активному сотрудничеству вместо пассивного восприятия информации, стимулировать участие в проектировании, планировании воспитательной работы на год,  способствовать осознанию своей роли и ответственности за комфортную адаптацию своего пятиклассника, предоставить возможность поиска путей решения потенциальных сложностей и опасений детей перед учебой в 5 классе, среднем звене.

    Необходимо: Магниты, доска, аудио фрагмент А.Герман «Гори, гори, моя звезда…»

    1. «Мозговой штурм» У каждого коллектива есть свои определенные традиции. Представляя себя и свою семью, вы тоже упомянули о значимых для вас традициях. Обсудите за 2 минуты в группах, какие традиции вы могли бы предложить звездочкам нашей планеты. Запишите не менее 6 идей. Затем на классном часе я предложу их детям для обсуждения и выбора наиболее понравившихся.

    Зачитайте, пожалуйста, ваши предложения. Здорово, что некоторые идеи повторяются в группах. Значит, мы смотрим в одном направлении и имеем общие интересы.(после группового мозгового штурма листы с предложениями собираются модератором)

    2. Над каждой планетой имеют обыкновение пролетать астероиды. Какие-то пролетают мимо, какие-то едва касаются планет и летят дальше, а какие-то наносят ущерб и даже разрушают целую планету…  В наших с вами руках не допустить этого.

    Подумайте и подпишите макеты астероидов, дав ответ на вопрос «Какие опасения, беспокойства есть у ваших детей перед 5 классом? Что их волнует? Чего они боятся?» Сравните эти волнения с теми, что вы испытывали в школе много лет назад.

    Многое ли изменилось?

    обсуждение в группах.

    А теперь группы обмениваются астероидами и на звёздочках запишут идеи, варианты, как выйти из этих ситуаций, как смягчить эти беспокойства, как помочь.

    работа в группах

    А теперь представитель от группы зачитает нам решения для ситуаций, записанных предыдущей командой. Остальные участники могут добавить что-то своё к озвученному.

    Этап урока: Релаксация

    Цель и задачи: Помочь снять напряжение и усталость, расслабиться  и способствовать восстановлению энергии путем своеобразной музыкальной и арт-терапии, создать условия для развития/совершенствования творческих и художественных навыков, фантазии.

    Необходимо: Музыкальный аудио фрагмент А.Герман «Надежда – мой спутник земной..», листы А4, фломастеры, карандаши, краски

    Хочу выразить вам огромную благодарность за ваше обсуждение, ваши идеи и предложения. Вы, родители – как космические спутники для своих детей: направляете, поддерживаете, помогаете, мотивируете…  Представьте себя на время таким спутником. Наслаждайтесь музыкой, расслабьтесь, возьмите карандаши, фломастеры и изобразить себя спутником для своих детей-звёздочек.

    Родители рисуют под музыку. J  Затем эти рисунки модератор размещает  вокруг планеты со звездами.

    А теперь, возьмитесь за руки и цепочкой пролетите под музыку   в межгалактическом свободном полете, ощутите всю радость бытия и передайте мысленно эти чувства своему ребенку.

    Этап урока: Подведение итогов, рефлексия

    Цель и задачи: Получить  эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатов собрания

    Необходимо: Магниты, доска

    Предварительная подготовка: Шаблон шлейфа кометы

    Комета пролетает быстро. Но за кометой обычно остается шлейф, некое послевкусие, напоминающее о ней. Ваше активное участие ускорило ход собрания и вот уже виден хвост этой кометы.

      Как выглядит шлейф этой кометы для вас, что особенно запомнилось, что особо значимое и важное для себя вы сделали, услышали, запомнили. Запишите это на макетах кометы, лежащих перед вами. Небольшая  подсказка  для вас: ХИМС.

    Вы можете продолжить Х – хорошо…, И – интересно, М – мешало, С – возьму с Собой. А можете записать в свободной форме.

    Те, кто запишет, посмотрите на наши звездочки ожиданий и кометы опасений, оформленных в самом начале нашего мероприятия. Если опасения не подтвердились, заберите их и выкиньте в урну. Если ожидания оправдались – оставьте их на месте, а если нет – подумайте и скажите, почему так получилось, что этому способствовало.

    Модератор выслушивает высказывание участников, подводит итоги: цели достигнуты (полностью, не в полной мере, не достигнуты)

    Всех благодарю за активное участие, идеи, предложения, творчество. И напоследок, чтобы закрепить эффект нашей с вами встречи, хочу предложить вам следующее домашнее задание.

    Сегодня мы с вами вместе разработали советы о том, как помочь пятикласснику легче и быстрее привыкнуть к новым условиям, к переходу в среднее звено.

    Я раздам вам вот эти звёздочки-памятки для вас, а вы до следующего собрания понаблюдайте, какие методы и приёмы сработали и оказались полезными и эффективными для вашего ребенка. Своими наблюдениями поделитесь с нами в следующий раз. Всего вам доброго, мира и тепла вашему дому!

    Заключение, итоги (отзывы):

    Работа построена таким образом, что содержание мероприятия соответствует всем критериям нового ФГОС, а выбор АМО и структура собрания обеспечивает достижение поставленных целей и задач. Гармонично развивающийся сценарий мероприятия сочетает в себе удачно подобранные эффективные АМО, их чередование отвечает требованиям здоровьесберегающей технологии.

    Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

    «Копилочка активных методов обучения»

    Теоретические материалы дистанционного мастер-класса образовательного портала «Мой университет» «Как выполнить задачи ФГОС по работе с родителями»  www.train2.ru

    Шаблоны (ссылки):

    http://images.gofreedownload.com/comet-9543.jpg

    http://knu.znate.ru/pars_docs/refs/595/594120/594120_html_63c1fd89.png

    http://content.foto.mail.ru/mail/assa.53/_blogs/i-8871.jpg

    http://drawi.ru/pic/s/e190268acb8e6879.jpg

    http://www.pd4pic.com/images/asteroid-meteorite-comet-shooting-star-hyperion.jpg

    http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/66/711/66711344_shampanskoe_2.jpg

    http://www.district196.org/sv/Images/Classroom%20Connections/star_clipart_comet.gif

    Презентация к классному часу >>>>>>

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector