Какой болезнью страдал Понтий Пилат

Прокуратор кто это, что они делали

Это слово пришло к нам из Древнего Рима. Изначально так называли вообще всех управляющих чужим имуществом, не только управителей землями.

Но когда произносят слово «прокуратор» сразу вспоминается самый известный из них – Понтий Пилат.

История должности

Исторически прокураторами называли просто управляющих чьим-то имением, хозяйством, работами, надзором за рабами и т.д. По личному договору с господином такие прокураторы занимались надзором за сельскими работами, вели торговые дела от имени хозяина и т.д.

Часто прокураторами становились доверенные рабы. В некоторых случаях, если продавали имущество хозяина, такой прокуратор-раб переходил вместе с этим имуществом к другому хозяину. Тоже как часть домашнего скарба.

При императоре Августе были учреждены государственные должности префектов и прокураторов. Это были, можно сказать, собственные слуги императора, и в то же самое время – государственные служащие. Сначала эти должности тоже занимали рабы или вольноотпущенные слуги.

Всадники (эквиты) – привилегированное сословие в Древнем Риме, патрицианская знать.  Изначально это было сословие воинов. Затем, с развитием государства и торговли всадники стали финансовой знатью.

Выше прокуратора стояли только префекты. На эти должности тоже назначали только знатных патрициев.

Хотя прокуратор считался только управляющим, он не мог по своему усмотрению распоряжаться чужим имуществом, его полномочия были достаточно обширными. На своем месте прокуратор олицетворял власть самого императора.

Мелкие прокураторы занимались сбором налогов и пошлин, заведовали выдачей жалованья и финансовыми сборами. Более значимые фигуры – управляли целыми провинциями в империи. Например, Каппадокией, Иудеей, Фракией, Мавританией и др. Но они не были там главными, над этими чиновниками-прокураторами стоял имперский наместник.

Самый знаменитый прокуратор – Понтий Пилат

Самым знаменитым в истории прокуратором иудеи считается Понтий Пилат. Но есть немало расхождений по поводу названия его должности. По одним вариантам он был прокуратором (так его называет и Булгаков в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита»). По другим – он был игемоном и наместником.

Исторического Пилата обвиняют во многих нарушениях и преступлениях. По мнению его современников, он оскорблял иудейские традиции и обычаи, что неизменно приводило к народным волнениям и восстаниям. Соответственно, эти восстания жестоко подавлялись римлянами.

Подкупы, жестокости, бессудные казни и беззакония при Пилате процветали. После очередной жалобы легат Рима в Сирии (сирийский наместник был начальником Понтия Пилата) потребовал отстранения его от должности. Понтия Пилата вызвали в Рим. О его дальнейшей жизни историкам ничего неизвестно.

Но больше всего Понтий Пилат в христианской традиции «прославился» участием в казни Иисуса Христа. Но надо отдать должное Пилату в этом вопросе: он не хотел предавать Христа казни. Для этого существовал местный, иудейский суд синедриона. Именно синедрион был заинтересован в казни. А вовсе не римский управляющий.

История образа в литературе

О жизни Пилата после казни Христа достоверных источников нет. Но есть множество легенд и апокрифов. По ним многочисленные несчастья преследовали бывшего прокуратора до конца его дней и вынудили к самоубийству. Есть колонна в городе Вьен, которую называют «гробницей Пилата» (на самом деле то часть древнего ипподрома).

По другой легенде, в Швейцарии, его тело утопили в озере. На озере Люцерн есть гора под названием «гора Пилата».

В некоторых апокрифах Пилата называют раскаявшимся и обратившимся к христианству и относятся к нему уважительно и даже с почтением.

Читать книгу онлайн

…Элию Ламии шел тогда двадцать четвертый год. За восемнадцать лет изгнания он изъездил Сирию, Палестину, Каппадокию, Армению и подолгу живал в Антиохии, Кесарии, Иерусалиме. Когда после смерти Тиберия императором стал Кай, Ламии было разрешено вернуться в Вечный город. Ему даже удалось получить назад часть своего имущества. Превратности судьбы умудрили его.

Он чуждался женщин легкого поведения, не искал почета, не стремился к высоким должностям и уединенно жил в своем доме на Эсквилине, прилежно описывая все примечательное, что ему удалось повидать во время дальних странствий; так он, по собственным его словам, украшал свое настоящее бедами прошедшего. Погруженный в эти мирные занятия и усердное изучение трудов Эпикура, Ламия с некоторым удивлением и легкой грустью обнаружил, что к нему приблизилась старость. На шестьдесят втором году жизни, страдая весьма мучительным ревматизмом, он отправился на воды в Байи. Это побережье, милое некогда морским ласточкам, в ту пору, о которой идет речь, привлекало к себе богатых и падких до развлечений римлян. Никого не зная в их блистательной толпе, Ламия первую неделю прожил в полном одиночестве. Однажды после обеда, почувствовав прилив бодрости, он решил побродить по холмам, вздымающимся над морем и, подобно вакханкам, увитым виноградными лозами.

Этот человек сразу же показался Ламии знакомым. Он секунду колебался, стараясь вспомнить его имя, потом внезапно бросился к носилкам.

— Понтий Пилат! — радостно и удивленно воскликнул он. — Хвала богам, мне вновь довелось увидеть тебя!

Старик, знаком остановив рабов, внимательно посмотрел на незнакомца, приветствовавшего его.

— Понтий, гостеприимный мой хозяин! — продолжал тот. — За двадцать лет волосы мои так поседели, а щеки ввалились, что ты больше не узнаешь своего Элия Ламию.

Услышав это имя, Понтий Пилат с поспешностью, допускаемой его старческими немощами и грузным телосложением, сошел с носилок и дважды облобызал Элия Ламию.

— Я от всего сердца рад нашей встрече, Ламия, — сказал он. — Увы! Ты напоминаешь мне те давние дни, когда я был прокуратором Иудеи в провинции Сирии. Тридцать лет прошло с тех пор, как я впервые увидел тебя. Это было в Кесарии, куда ты приехал, пытаясь развеять тоску изгнания. Мне удалось немного смягчить ее, и ты из дружеских чувств последовал за мной в Иерусалим, где иудеи наполнили мое сердце горечью и отвращением. Более десяти лет ты был моим гостем и другом; наши беседы о Вечном городе скрашивали тебе — твое несчастье, мне — мое высокое положение.

Ламия снова обнял его:

— Ты не все сказал, Понтий. Ты умолчал о том, что употребил в мою пользу свое влияние на Ирода Антипу и вдобавок великодушно открыл мне свой кошелек.

— Об этом не стоит говорить, — ответил Понтий, — ибо, вернувшись в Рим, ты немедленно отослал мне с вольноотпущенником такую сумму, которая с избытком покрыла все, что ты у меня взял.

— Я считаю, Понтий, что никакие деньги не могут покрыть мой долг тебе. Но скажи мне, исполнились ли, по милости богов, твои желания? Наслаждаешься ли ты столь заслуженным тобою счастьем? Поведан мне о своем семействе, о здоровье и судьбе.

— Я удалился на покой в Сицилию, выращиваю там на своих землях пшеницу и продаю ее. Моя старшая дочь, моя дорогая Понтия, овдовела и, поселившись у меня, ведет все хозяйство. Благодарение богам, разум мой не угас, память не ослабела. Но старость всегда приходит в сопровождении множества невзгод и болезней. Меня жестоко терзает подагра, и ты встретил меня здесь потому, что я приехал искать в этих местах исцеления своего недуга. Раскаленные Флегрейские поля, где по ночам из земли вырывается пламя, источают жгучие серные пары, которые будто бы утоляют боли в суставах и возвращают им гибкость. Так, по крайней мере, утверждают врачи.

— Да помогут тебе боги убедиться в этом на собственном опыте, Понтий! Но, несмотря на подагру и ее ядовитое жало, ты выглядишь моим сверстником, а ведь ты на десять лет старше меня. Даже в лучшие свои годы я не был так бодр, как ты сейчас, и я счастлив, видя тебя в таком цветущем состоянии. Объясни же мне, дорогой друг, почему ты преждевременно отказался от общественных должностей? Почему, по окончании срока твоего правления в Иудее, ты поселился на сицилийских землях и обрек себя добровольному изгнанию? Расскажи мне, какие события произошли в твоей жизни с тех пор, как я перестал быть их свидетелем. Когда я уехал в Каппадоки…

Читать целиком

Развернуть

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрика-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне, музыке (например, рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, «Мастер и Маргарита» А. Градского, песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:

  • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
  • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
  • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
  • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.), Германия, 1923)
  • Виктор Варкони («Царь царей», «The King of Kings» (Австрия, 1927)
  • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
  • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
  • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
  • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
  • Ричард Бун (« Плащаница» (США, 1953)
  • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
  • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
  • Алан Уитли («Иисус из Назарета», Великобритания, 1956)
  • Фрэнк Тринг («Бен-Гур», США, 1959)
  • Хурт Хетфилд («Царь царей», 1961)
  • Жан Маре («Понтий Пилат», Италия — Франция, 1962)
  • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея», 1964)
  • Ян Кречмар («Пилат и другие», ФРГ, 1972)
  • Барри Деннен («Иисус Христос — суперзвезда», 1973)
  • Род Стайгер («Иисус из Назарета», 1977)
  • Харви Кейтель («Дело Назаретянина», 1986)
  • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа», 1988)
  • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита», Польша, 1989)
  • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита», Россия, 1994)
  • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
  • Фред Йохансон («Иисус Христос — суперзвезда», 2000)
  • Христо Шопов («Страсти Христовы», 2004); «Расследование», 2006.
  • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита», Россия, 2005)
  • Скотт Смит («Пилат», 2008)
  • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)
  • Пилу Асбек («Бен-Гур», 2016)
  • Константин Самоуков («Варавва», 2018)

Краткая биография

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus; др.-греч. Ποντίος Πιλάτος) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.

Правление Пилата ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Исторические свидетельства код

Плита из Кесарии

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82×100×20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉVM

PON]TIVS PILATVS

..PRAEF]ECTVS IVDA[EA]E

..́.

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

В ходе проведения раскопок рядом с городом Бейт-Шемеш был обнаружен вымощенный камнем участок древнеримской дороги протяжённостью около 150 м и шириной до 6 метров, на котором нашли монеты, отчеканенные римским префектом Иудеи Понтием Пилатом в 29 г. н. э..

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем, начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века, такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

В 2018 году израильские учёные расшифровали надпись на найденном полвека назад древнем кольце и выяснили, что это имя римского наместника Иудеи Понтия Пилата. Специалисты предполагают, что кольцо, сделанное из медного сплава и датируемое первым веком до нашей эры — серединой первого века нашей эры, могло принадлежать либо самому Пилату, либо чиновнику в его администрации, еврею или язычнику. «Я не знаю никакого другого Пилата из той эпохи, а кольцо указывает на то, что он был человеком высокого положения», — отметил профессор Данни Шварц.

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать Иисуса Христа смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

… Но они кричали: Распни Его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу.
Но они продолжали с великим криком требовать чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

(Лк. )

Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»).

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата — одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. ). В результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector