Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

Особенности развития речи детей 3-4 лет: нормы, отклонения. Учим ребенка говорить

Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации.

В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов.

Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Развитие речи детей 3-4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок говорит понятно, пусть и невнятно, повторяет слова, которые слышит, умеет составлять простые предложения, может составить небольшой пересказ.

Диагностика

Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении.

Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи.

Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям.

Нормы

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

  • У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  • Он может точно повторять то, что услышал.
  • С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  • Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  • Может назвать имена родственников или друзей.
  • Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
  • Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  • Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  • В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
  • У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.
  • Особенности речи

    Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.

    Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей.

    Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.

    Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.

    • Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
    • Сокращает длинные слова (вместо «пароход» — «паход», вместо «машина» — «шина»).
    • Переставляет слоги в словах ( вместо «музыкальные» — «замукальные»).
    • Пропускает звуки (вместо «красный»- «касин»).
    • Произносит согласные в мягкой форме (вместо «кошка» — «коська»).
    • Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо «замок» — «мамок», вместо «собака» — «тобака»).
    • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч  произносит не четко, пропускает (вместо «шапка» — «сяпка», вместо «жук» — «юк»).
    • Звуки Р, Л пропускает или заменяет на «й», «ль» (вместо «ракета» — «йакета» или «лякета»).
    • Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).

    Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.

    Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как «р», «л», «с», «ш».

    Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.

    Отклонения

    Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  • У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  • Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  • Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
  • Не может построить даже простое предложение.
  • У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.
  • Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

    Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

    Что способствует развитию речи

    Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам.

    Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения.

    Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

    В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его.

    Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности.

    Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.

    К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно.

    Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет.

    Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, — громко, тихо, быстро, медленно.

    Учим ребенка говорить

    Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

    • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
    • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
    • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
    • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
    • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
    • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
    • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
    • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
    • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

    Упражнения

    Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

    Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.

    Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос.

    Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

    По материалам статьи мы подготовили презентацию «Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года».

    Презентация «Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года» скачать

    Речь ребёнка в 3 года: норма и задержки речевого развития

    Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

    Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

    К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

    Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста.

    Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова.

    Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

    Особенности развития речи детей 3–4 лет

    В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

    Активный и пассивный словарь

    Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни.

    Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные.

    «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

    Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин).

    Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

    Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

    Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка.

    Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита.

    Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

    Грамматика речи трёхлетних детей

    Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

    Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

    Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

    Звукопроизношение

    Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

    Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

    • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
    • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
    • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

    Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

    Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки.

    Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми.

    Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

    https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

    Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

    Связная речь

    Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

    Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

    Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

    Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

    Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

    • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
    • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
    • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
    • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
    • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

    Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

    Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

    Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

    • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
    • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
    • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
    • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

    Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

    • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
    • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
    • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
    • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
    • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
    • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

    В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

    Самостоятельная диагностика задержки речи

    Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет.

    Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками.

    Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

    Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

    • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
    • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
    • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
    • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
    • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

    Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

    • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
    • умеет ли перешагивать через предметы;
    • как он ловит мяч,
    • умеет ли он лазать;
    • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
    • может ли застёгивать пуговицы,
    • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

    Упражнения для профилактики речевого развития

    Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

    Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения.

    Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз.

    Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

    Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература.

    Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни.

    Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

    Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

    • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
    • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
    • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
    • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
    • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

    Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе.

    Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу.

    Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

    Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях.

    Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности.

    Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

    Развитие речи у детей 3 – 4 лет: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения

    Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

    Детей 3–4 лет называют почемучками. Им интересно все, что их окружает и происходит вокруг.

    Поэтому главной отличительной чертой развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? что будет, если? При этом родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, поскольку малыши еще не могут внимательно выслушивать длинные объяснения.

    Особенности речи в 3-4 года

    Если говорить глобально, то речевое развитие детей сейчас имеет следующие характеристики.

    • Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, улучшение артикуляции.
    • К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одаренностью»: сейчас малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.
    • Речь детей отличается ситуативностью, то есть она не подготовлена, определяется конкретной ситуацией.

    При более подробном делении можно выделить отличительные особенности в совершенствовании различных направлений.

    Словарный запас ребенка может состоять из 1500–2000 слов. При этом довольно часто искажаются длинные или непонятные слова («литекричество» – электричество, «салямот» – самолет).

    Ребенок может переставлять в них местами звуки или слоги («паравачивай» – поворачивай, «звять» – взять, «гамазин» – магазин). Сейчас малышу еще сложно произносить звукосочетания из двух или более согласных.

    Он может вставить между ними гласный звук или пропустить половину согласных («драстуй» – здравствуй, «зинаю» – знаю).

    • Грамматический строй речи.

    Фразы малыша в 3 года состоят из 3–4 слов, к 4 годам он использует распространенные предложения. Многие малыши могут использовать сложносочиненные и даже сложноподчиненные конструкции (Миша хочет кушать, я сварю кашу. Когда наступает лето, расцветают цветы).

    Дети начинают использовать в речи простые однородные члены как в единственном, так и во множественном числе (Я рисую солнышко и облака. Гуси плавают и гогочут). Однако возможны сложности с образованием множественного числа некоторых слов (рты, деревья). Дети учатся использовать в разговоре больше частей речи – появляются прилагательные, местоимения, наречия, числительные.

    Но еще возможны речевые ошибки при согласовании окончаний прилагательных и существительных, при изменении глаголов по лицам и числам.

    Артикуляционный аппарат малыша постепенно укрепляется, он меньше «сюсюкает» — гласные произносит, не смягчая («мяся» – мясо, «сядик» – садик). Но еще возможны фонетические огрехи, не требующие специальной коррекции.

    Например, не умея произносить шипящие, ребенок заменяет их свистящими («сапка» – шапка, «ёзик» – ёжик). Звуки [ц] и [ч] пока «разложены на составляющие» («тсыпленок» – цыпленок, «тяй» или «тсяй» – чай). Часты проблемы с произношением сонорных [л] и [р].

    Их либо вообше пропускают, либо заменяют на [j], [л’], [в] («ожка» – ложка, «гавава» – голова, «кайова» – корова, «лёт» – рот).

    Дети 3–4 лет самостоятельно, без дополнительных вопросов, пока не могут связно и логично изложить произошедшее или увиденное, пересказать то, что им прочли взрослые, составить полный рассказ по картинке.

    Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые те производят («Это утенок. Он ест травку. Там утка. Это его мама. Она стоит и смотрит на утенка»).

    Зато малыши сейчас активно запоминают и воспроизводят разные понятные им по смыслу стишки, потешки.

    • Интонация, выразительность.

    Дети сейчас могут не просто копировать оттенки интонации, которые им показали взрослые, читая стихотворение, но и привнести свои выразительные нотки, которые, как им кажется, соответствуют прочитанному.

    Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступна регулировка темпа и громкости речи. Они могут не понимать, что говорят слишком тихо, особенно если общаются с малознакомыми людьми.

    А находясь под сильным впечатлением от чего-то, рассказывают об этом, «захлебываясь эмоциями», сбивчиво и торопливо.

    «Речевые нормативы»

    Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат, только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи. Вдруг он говорит мало? Вдруг неправильно, что он что-то без конца тараторит? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки?

    Для ориентира, кроме вышеперечисленных умений, можно обратиться к примерным возрастным речевым нормам.

    • Дети к 3–4 годам уже накопили некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому могут рассуждать и делать простые выводы.
    • Ребенок уже знает и называет свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, близких родственников, друзей.
    • Может называть и обобщать в группы все известные ему предметы (еда, одежда, мебель, посуда, игрушки).
    • Может определить и назвать признаки предметов (солнце горячее, яблоко вкусное, шапка теплая, стол деревянный).
    • Понимает и называет действия предметов (папа спит, воробей прыгает, кот умывается).
    • С удовольствием повторяет за взрослыми слова и предложения.
    • Может представлять простые образы.

    Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на коррекцию конкретных показателей речи.

    Насторожить должны лишь явные симптомы отставания ребенка в речевом развитии:

    • невнятная монотонная речь;
    • быстрая, рваная или растянутая речь;
    • непонятная «тарабарщина»;
    • речь не оформлена в предложения с подлежащими, сказуемыми, предлогами, дополнениями;
    • малыш произносит только фразы из мультиков или книг, не строя собственных;
    • не может выполнить простых поручений из 2 действий (достань книгу с полки и отнеси папе);
    • «съедает» окончания слов;
    • постоянно путает порядок слогов или звуков в большинстве слов, искажает или заменяет много звуков другими;
    • не использует в речи предлоги, союзы, наречия;
    • вообще не говорит полноценных слов;
    • у ребенка постоянно открыт рот и течет слюна;
    • он плохо держит равновесие, неловок, имеет плохую координацию (не умеет переступать преграды, ловить мяч, лазать по лестнице, стоять на одной ноге);
    • не может выполнять мелкие движения (застегивать пуговицы, точно вставлять детали мозаики в отверстия, собирать «лего», сильно давит на карандаш при рисовании);
    • невнимателен, не может сосредоточиться;
    • гиперактивен или, наоборот, слишком заторможен.

    Такие признаки требуют обязательной консультации специалистов (педиатра, невролога, психиатра, психолога, логопеда, дефектолога, отоларинголога, сурдолога). Может понадобиться не только коррекция речи, но и комплексное лечение, если будут выявлены нарушения в работе центральной нервной системы, органов слуха или артикуляции.

    Чем родители могут помочь?

    Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Здесь уже говорилось о том, какие проблемы характерны для деток 3 – 4 лет. Вот над ними и нужно работать, постоянно проводя с детьми увлекательные игры, развивающие речь.

    Итак, что конкретно требует сейчас внимания взрослых?

    • Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, рассуждать об этом, делать выводы, излагать свои мысли последовательно.
    • Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний).
    • Расширение словарного запаса. Это один из важнейших аспектов становления речи, позволяющих малышу полно, понятно и распространенно рассказывать.
    • Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание).
    • Работа над улучшением артикуляции. Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки (об артикуляционной гимнастике подробнее можно прочесть здесь).
    • Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить говорить с нужной силой голоса, соответственно ситуации, окрашивать речь эмоционально, не тараторить и не тянуть слова.
    • Фонематический слух. Малышу важно научиться правильно воспринимать каждый звук в слове, слышать количество слогов и их порядок.
    • Мелкая моторика. Она поможет ребенку улучшить произношение и активировать центры мозга, отвечающие за развитие речи (примеры игр на развитие моторики можно найти тут – «Моторика рук для развития речи»).

    Упражняемся, играя

    Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь им освоить все эти навыки? Конечно, игровые. Это самый доступный и интересный для малыша вид деятельности. Для каждого отдельного навыка можно подобрать свои игры. При этом специально покупать дорогие пособия или игрушки не обязательно.

    • Для развития логики полезно собирать простые пазлы (3–4 детали), находить отличия на картинках, объединять предметы в группы не только по очевидным признакам (посуда, одежда), но и менее понятным с первого взгляда (например, по признаку «красное» можно объединить мяч, кубик, кружку, божью коровку, машину). Также можно вычленять лишний предмет из группы. Тогда здесь лишней, к примеру, окажется божья коровка, потому что она живая. Подумать ребенка заставит и упражнение, в котором нужно определить, какому предмету какой контур на бумаге соответствует (прикладывать нельзя). Полезно расставлять несколько предметов по размеру – от большего к меньшему и наоборот. Вариант: расставить кастрюли-сковородки и отдельно сложить крышки от них – пусть малыш подберет каждому свою «шляпу».
    • Память и внимание тренирует, например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами все, что находится на столе, а потом открыть глаза и определить, какой предмет исчез. Или определить, что изменилось на картинке (дорисовала мама), пока малыш не видел. Можно дать ребенку запомнить несколько предметов, а затем, когда он закрыл глаза, добавить еще один – пусть найдет новый. Можно предложить ребенку картинки с ошибками (зеленый гусь, корова с крыльями, заяц ест мышь и т. д.) – пусть укажет, в чем подвох.
    • Упражнения для развития навыка правильного употребления форм слов могут быть следующими. Перемещение предмета (на стол, под, перед, за, над), когда малышу нужно проговаривать: мяч лежит на столе, мяч лежит под столом и т. д. Упражнения на сравнение предметов по количеству: один, мало, много (у тебя много конфет, а у меня мало; на столе много яблок, а у меня одно). Полезной будет игра, когда малышу предлагают полно отвечать, каким предметом из лежащих перед ним что можно делать (карандашом я рисую, в шапке пойду гулять). Еще вариант: взрослый описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь (у нее пушистый рыжий хвост, маленькие лапки, она любит орешки, ее домик – дупло в дереве).
    • Выразительность речи, сила голоса, интонация. Эти навыки прекрасно отрабатываются при ролевом обыгрывании различных народных сказок («Три медведя», «Теремок»). Взрослый читает ребенку сказку выразительно, меняя интонацию и силу голоса, потом просит ребенка озвучить одного из персонажей, затем – другого (Михайла Потапыча, Настасью Петровну, Мишутку, Машеньку). Пусть малыш по тону голоса угадает, фразу какого героя прочел взрослый. Затем можно поменяться ролями с ребенком. Силу голоса можно тренировать, объяснив крохе, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо. Увидев колокольчик, он должен говорить что-то громко, увидев лист – тихо.
    • Разные формы речи. Диалоговая речь развивается непосредственно при общении взрослого с малышом. Отвечая на вопросы, кроха постепенно научится строить и более развернутые предложения-ответы, и собственные вопросы. Монолог – это, прежде всего, рассказ ребенка о чем-то, что с ним произошло или особенно заинтересовало. Чем чаще его расспрашивать об этом, тем быстрее он научится строить связный и полный рассказ. Описание легче всего освоить, рассказывая, что изображено на рисунке, картине, что видно из окна, что происходит в песочнице во время прогулки.

    Лексическое богатство

    А вот развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, энциклопедий для самых маленьких, активное общение с малышом.

    Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь малыша, когда:

    • рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно;
    • читаем скороговорки, загадки, пословицы;
    • обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм;
    • учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия;
    • побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев (это приходит само собой, если читать книжки постоянно);
    • попадаем в новое место (парк, аттракцион, учреждение), где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий;
    • играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?», «Найди отличие», «Что где лежит?» и т. д.).

    Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче. А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне.

    Развитие речи в 3-4 года — особенности и подходы

    Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

    Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

    Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев.

    Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога.

    Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.

    Как должен говорить ваш ребенок

    Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

    • Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
    • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
    • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
    • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
    • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
    • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
    • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

    Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.

    Как развивать речь в 3-4 года

    Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

    • Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
    • Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
    • Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
    • Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
    • Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
    • Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

    Упражнения для развития речи

    Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Такие занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.

    Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:

    • Подбирайте слова на выбранную букву.
    • Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).
    • Образовывайте прилагательные(ложка из серебра — серебряная ложка, хвост лисы — лисий хвост).
    • Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.
    • Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.

    Более подробно о развивающих занятиях для детей 2-3 лет и 4-5 лет.

    Развитие мелкой моторики

    По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

    • Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.
    • Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
    • Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
    • Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.

    Артикуляционная гимнастика

    Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:

    • Легонько покусывать кончик языка.
    • «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
    • Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
    • Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
    • Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.

    Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.

    Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды — речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу.

    Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.

    Особенности и задачи развития речи ребенка в 3 года, игры

    Развитие правильной речи ребёнка 3, 4 лет

    Мы учим малыша вести диалог, в том числе в игре вести ролевой диалог (в роли продавца, врача, покупателя, водителя и других ролях), использовать вежливые слова «спасибо», «пожалуйста, «здравствуйте», «спокойной ночи» и другие.

    В этом возрасте мы сразу же формируем умение ребенка выстраивать предложения в логической последовательности в соответствии с тем, какой текст у нас будет –описание, повествование или рассуждение. Малыш  в 3 года может придумать текст примерно из 3- 5 предложений.

    Такой небольшой объем текста — это нормально, это возрастная норма развития речи. Но здесь я не буду останавливаться на этой задаче, т.к. она требует дополнительных подробных объяснений для взрослого. А для детей здесь всё очень и очень просто.

    Они просто продолжают начала фраз, составленных для них взрослым.

    3. 5. Что делать со списком задач развития речи ребенка 3 лет, данным выше

    Проанализируйте и пообщайтесь с малышом, пронаблюдайте:

    А) какими речевыми умениями из списка Ваш малыш хорошо владеет, а

    Б) какими речевыми умениями из списка  Ваш малыш еще не владеет. А значит, ему нужна Ваша помощь в виде речевых игр и интересного общения с ним в игровых речевых упражнениях.

    Итак, вы уже знаете, чем нужно заниматься в развитии речи ребенка в 3 года. А теперь осталось получить инструменты для выполнения задач — речевые игры, упражнения, конспекты и идеи.

    Раздел 4. Как правильно заниматься развитием речи с ребенком в 3 года: игры, упражнения, конспекты, идеи

    4. 1.  Сценарии и конспекты речевых  игр и занятий с ребенком 3 лет

    Развитие речи в 3 года — это увлекательные игры, игровые упражнения, сказочные сюжеты.

    Малышу НЕ ставится учебная задача («будем учиться правильно говорить такие-то слова»), он просто общается, играет, познает мир и в этих интересных для него делах незаметно для самого ребенка и естественно для него развивается его речь.

    Подробные сценарии речевых занятий с картинками, презентациями и играми для детей Вы найдете в рубрике «Развитие речи ребенка в 3-4 года»:

    • — Играем и учим предлоги в, на, под, около.
    • — Играем и учим предлоги за, между, перед.
    • — Домашние птицы: развитие речи детей 3 лет. 
    • — Кошки-мышки: учимся отгадывать и сочинять загадки, рассказывать, пересказывать.
    • — Речевые игры для детей 3  лет по теме «Посуда».
    • — Весна — красна: развитие речи, языкового чутья и речевых способностей детей, азы пересказа, развитие выразительности речи
    • — Игрушки: речевые игры для детей 3 лет
    • — Одежда в стихах, картинках, речевых играх и упражнениях для детей

    4. 2. Речевые игры и игровые упражнения для развития речи ребенка в 3 года

    Игры  и упражнения для развития слухового восприятия и речевого слуха

    Игра 1. Близко или далеко

    Взрослый за ширмой или за дверью говорит звукоподражание («ква-ква»,  «гав-гав», «динь-динь») то громко, то тихо. Ребенок вслушивается в громкость голоса и по ней отгадывает, далеко или близко квакает лягушка (лает собака, звенит колокольчик и т.д.). Если голос звучит тихо, значит лягушка «квакает далеко» и наоборот.

    Так обыгрываются разные звукоподражания.

    В дальнейшем и ребенок сможет быть ведущим в этой игре и задавать вопросы взрослому.

    Игра 2. Угадай, что я делаю

    Вы за приоткрытой дверью или за  ширмой производите шум, а ребенок угадывает, что это за шум.

    Варианты заданий — примеры

    • вы перелистываете журнал,
    • передвигаете стул по полу,
    • положили кубик на пол,
    • налили в стакан воду.

    Игра 3. Три медведя

    Вам понадобится три картинки или три фигурки к сказке: папа- медведь, мама – медведь и маленький медвежонок.

    Взрослый за ширмой держит одну из трех картинок  и говорит от имени медведя: «Здравствуй, Ванечка (используется имя ребенка»).

    Ребенок отгадывает по высоте его голоса, кто пришел к нему  в гости – Михаил Потапович, Настасья Петровна или Мишутка.

    У Михаила Потаповича голос очень низкий, у Настасьи Петровны – голос средний по высоте, у Мишутки голос высокий. Ребенок проверяет правильно отгадывания по картинке.

    По аналогии с сюжетом данной речевой игры можно поиграть и с другими игрушками, среди которых  будет папа, мама и их малыш (пример: петушок, курочка и цыпленок).

    Игры  и упражнения для развития речевого дыхания ребенка в 3 года

    У детей 3 лет часто наблюдаются трудности в правильном выдохе — им не хватает выдоха на фразу. Поэтому очень важно развивать речевое дыхание малышей и приучать их управлять дыханием так, чтобы воздуха хватило на фразу.

    Важен в речи и правильный вдох. Он должен быть спокойным, коротким. При дыхании не должны напрягаться мышцы лица и шеи.

    Игра 1. Чья пушинка дальше улетит

    Летом на прогулке можно сорвать пушинки одуванчика и подуть на них. Чья пушинка дальше улетит?

    Зимой можно дуть на ватку -снежинку.

    Важно: когда ребенок дует, у него не должны надуваться щеки. Чтобы пушинка улетела далеко, важно дуть на нее равномерно, плавно, спокойно.

    Игра 2. Удержи в воздухе

    Небольшая ватка (ватка должна быть как хлопья снега по размеру) закрепляется на нитку. Ватка находится на уровне лица ребенка. Малыш дует на нее и пытается как можно дольше удержать ее в воздухе.  «Снежинка» летает в воздухе.

    Игра 3. Кораблики

    Поставьте на пол таз с водой и запустите в него бумажные кораблики. Предлагаем ребенку покататься на кораблике.

    Чтобы кораблик двигался по морю спокойно, не торопясь, дуем на него, вытягивая губы вперед трубочкой, но не надувая при этом щек.

    Но вот начался сильный ветер. Ребенок дует уже по-другому: п-п-п.

    Важно: Звук п произносится несколько раз ( 2-3 раза) на одном выдохе.

    Затем Вы можете прикрепить к тазу таблички с картинками и названиями городов. И задача ребенка как капитана будет с помощью ветра ( своего дыхания) привести корабль к нужному городу.

    Хорошо будет, если после «прибытия в порт» Вы «прогуляетесь с ребенком по городу», то есть инсценируете прогулку («как будто» вы вышли из корабля, погуляли и снова отправились в плавание).

    Игра 4. Капитаны

    В этой игре формируется очень важное умение – умение направлять при речевом выдохе воздушную струю посередине языка.

    Материалы для игрового упражнения:  Вам понадобится сходить в аптеку и купить настойку календулы или эвкалипта в маленькой стеклянной баночке. Возможно, нужная баночка найдется и у Вас дома. Ее примерные размеры: высота 7 см, диаметр горлышка 1, 5 см.

    По правилам гигиены для каждого игрока должна быть своя личная баночка. Баночку открываем, настойку переливаем в другой сосуд. Тщательно моем пузырек, подписываем.

    Нужный звук в этом упражнении у Вас и у ребенка может получиться не сразу, поэтому ее лучше проводить после предыдущих игр. Но зато какая будет радость, когда Выс можете подать настоящий гудок с помощью незатейливого «музыкального гудка из бутылочки».

    Попробуйте подуть в свой пузырек так, чтобы получился гудок. Да, у Вас будет настоящий достаточно громкий звук гудка теплохода. Для этого нужно выполнить 4 условия:

    •  слегка высуньте кончик языка так, чтобы он касался края горлышка пузырька,
    •  пузырек касается Вашего подбородка,
    • струя воздуха идет посередине языка (это очень важно уметь делать, т.к. именно такая струя нужна будет для произнесения целого ряда звуков русского языка),
    • струя воздуха длительная и ровная.

    Если гудок не получается, значит, одно из этих четырех условий не выполнено. Сначала потренируйтесь сами перед зеркалом, потом показывайте ребенку.

    Как играть: Вы предлагаете малышу стать капитаном корабля. А капитан всегда подает сигнал к отплытию. Этому нужно учиться. Покажите, как Вы подаете гудок с помощью пузырька. Подуйте. Предложите ребенку его бутылочку и покажите, как в нее дуть. Лучше это делать перед большим зеркалом.

    Если у ребенка сразу же не получится, то поддержите его и скажите, что капитаном сразу не становится, обязательно всё получится. Надо просто пробовать.

    Важно: гудим в гудок только несколько секунд, чтобы у ребенка не закружилась голова.

    Игра 5. Большой пузырь

    Эта игра хороша не только для развития речевого дыхания малыша, но и в тех случаях, когда нужно быстро успокоить трёхлетнего ребенка  или группу детей.

    Возьмите ребенка за обе руки и предложите вместе с ним надуть очень большой пузырь, поднимая руки как можно выше вверх и при этом разводя их чуть в стороны.

    «Фффф» – лопнул пузырь. Ребенок на одном выдохе произносит звук «ф», синхронно опуская руки вниз и присаживаясь на корточки.

    Важно:

    — Во время игры нужно следить, чтобы дети не надували щек во время выдоха.Если у ребенка есть эта ошибка, то скажите ему: «Пузырь сдувается, воздух из него медленно выходит. Он не может сейчас надуваться» и покажите перед зеркалом правильный выход без надувания щек.

    — Важно, чтобы дети выдыхали медленно и тянули звук «ф» как можно дольше. У кого дольше пузырь будет сдуваться?

    Словарные игры  и упражнения для развития речи ребенка 3 лет

    Традиционно с детьми 3 лет проводятся игры и упражнения на подбор слов. Примеры таких игр:

    • Ктобольше действий назовет. Например, что умеет делать котенок (щенок, птичка)? Щенок лает, виляет хвостом, подпрыгивает, грызет кость, ласкается, скулит, бегает, играет с мячиком, спит)
    • Кто больше признаков назовет. Цыпленок какой? (желтый как солнышко, малюсенький, робкий или смелый, пушистый, красивый, хорошенький, круглый как шарик, славный, милый, веселый, крошечный и т.д.).
    • Что можно делать с …? (с цветком, с куклой, с тарелкой, с мячом  и другими предметами).
    • Где это можно делать? (Где можно гулять? Где можно играть? Где можно слушать?).
    • Добавь слово (Я научился стол…(накрывать), посуду на столе …(расставлять), крошки…(сметать), ложки…(раскладывать).
    • Скажи наоборот (высоко — низко, теплый — холодный, закрывать — открывать, хвалить — ругать, радоваться — огорчаться, говорить, молчать)
    • Закончи в рифму. Ребенку зачитывается фраза из незнакомого стихотворения, а малыш пробует отгадать, какое слово в ней пропущено.

    Примеры стихов для развития чувства рифмы у детей 3 лет:

    Стихи для подбора рифмы детьми 3 лет должны быть с четкой понятной рифмой, которую подсказывает смысл текста. Начните со стихов, которые уже слышал малыш.

    А затем развивайте чувство ритма и рифмы с незнакомыми строчками. Если ребенку трудно, то помогите ему, например, подсказав начало слово или подсказав жестом смысл слова.

    Пусть попробует отгадать слово по Вашим жестам. Если малыш не смог отгадать рифму, скажите ее сами.

    Лексические упражнения проводятся  с ребенком в возрасте 3 лет в форме игры. Например, упражнение по называнию признаков предмета можно провести в игре «Лесенка». Подробное описание игры Вы найдете в статье «Тема Фрукты:материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей». 

    Лексические игры для развития речи детей 3 лет для детских праздников Вы найдете в статье «Новогодние игры» — на примере новогодней тематики в этой статье я показала, как легко можно изменить любую речевую игру и сделать ее интересной для ребенка.

    С полным перечнем игр для развития словаря ребенка 3 лет и его языкового чутья, чувства языка Вы можете познакомиться на курсе «Развитие языковых и коммуникативных способностей детей от 0 до 7 лет». 

     Грамматические упражнения и игры для развития речи ребенка 3 лет

    Игра 1. Кто как говорит

    Ребенку предлагается послушать аудиозапись и отгадать, чей это голос. И ответить на вопрос взрослого, назвав слово по аналогии с образцом. Слова — исключения из правила в возрасте 3 лет не даются ребенку (их мы предложим в упражнения с ребенком, когда он подрастет, через год)

    • Образец: лягушка ква-ква — Она квакает.
    • уточка говорит кря-кря — что она делает? (крякает)
    • собачка гав-гав — что она делает (гавкает, лает)
    • воробей чик-чирик — что он делает? (чирикает)
    • котенок мяу-мяу — что он делает? (мяукает)

    Игра 2. Невидимка

    Ведущий игры выполняет роль невидимки. У Невидимки есть волшебная шапка, в которой он становится невидимым (сложите такую шапку из обычной газеты или используйте любой головной убор, имеющийся у Вас дома).

    Невидимка становится за  ширму (за дверцу шкафа, за дверь) и начинает что-то делать. Игроки угадывают, что он делает, задавая ведущему вопросы: «Ты спишь? Ты бегаешь? Ты идешь? Ты играешь? Ты зеваешь? Ты пьешь компот?».

    Как только игрок отгадал — он сам становится Невидимкой.

    В игре мы закрепляем умение ребенка образовывать форму второго лица единственного числа глаголов.

    Еще грамматические игры  для ребенка 3 лет Вы найдете в статьях сайта:

     Система речевых игр и игровых занятий для детей 3-4 лет

    Если Вы хотите научиться с интересом и радостью заниматься дома развитием речи своего ребенка, то приходите на наш факультатив «Счастливый ребенок играет с пеленок». В группе для родителей детей с 3 лет и старше:

    • Вы научитесь интересно проводить с малышом речевые игры, импровизировать, понимать потребности и интересы своего малыша,
    • сможете отслеживать уровень речевого развития своего ребенка, его достижения и проблемы,
    • получите готовые творческие речевые задания и упражнения, задания для развития мышления, внимания, памяти, воображения ребенка  в целостной продуманной системе, созданной специалистом специально для семейного дошкольного образования.
    • пообщаетесь в форумах с другими семьями, заинтересованными в развитии речи своих детей,
    • получите мою ежемесячную помощь и ответы на все ваши вопросы.

    Если Ваш ребенок в 3 года не говорит или испытывает большие трудности в речи, то рекомендуется обязательно показать его логопеду.

    Вы можете обратиться к логопеду в своей районной детской поликлинике или на он-лайн консультацию к логопедам, занимающимся с детьми «Родной тропинки». Подробности об он-лайн логопедической помощи неговорящим детям здесь.

      Специалист — логопед поможет Вам принять решение о наиболее эффективных действиях по развитию речи Вашего малыша с учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка и особенностей его речи.

    Видео «Развитие речи  детей 3-4 лет»

    И в заключении статьи — полезное видео для родителей по развитию речи ребенка в 3 года в семье. Консультирует родителей детей 3- 4 лет педагог-логопед Анна Мясик на канале «Семья. ТВ» . Акцент в видео сделан на развитие речи ребенка в повседневном общении с ним в семье, на создание развивающей речевой среды дома.

    Развитие речи в 3 года — это очень интересно и для взрослого, и для ребенка! Начать развивать речь малыша как можно раньше очень важно, так как речь — это база успеха в любой деятельности человека и в любой профессии, это основа развития мышления малыша, его языковых способностей, словесного творчества.  Желаю Вам новых идей, творческого вдохновения, и увлекательного общения с Вашими малышами в речевых играх!

    Если эта статья Вам помогла и была полезной — буду благодарна за комментарии.

     Автор статьи — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка», ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!».

    Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

    Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector