Родительское собрание в 5 классе. домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание «Домашние задания: помощь или контроль»

Родительское собрание в 5 классе. домашние задания: помощь или контроль

Цель: актуализировать проблему качественного выполнения домашних заданий для успешной учебной деятельности.

Задачи— проанализировать качество выполнения учащимися домашних заданий; определить роль родителей в учебной деятель­ности детей.

форма проведения: беседа-диалог.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительная работа.

I. Беседы с учителями-предметниками по вопросу качества вы­полнения домашних заданий (письменных и устных).

II. Подготовка рекомендаций родителям от учителей-предметников по подготовке к урокам.

III. Контроль за выполнением домашних заданий с занесением результатов в «Экран выполнения домашних заданий» по предмету» вызывающему особые затруднения.

Оформление помещения, оборудование.

Экран выполнения домашних заданий.

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Важным компонентом школь­ного образования является привитие самодисциплины. Хорошие ученики приобретают навыки терпеливо сидеть несколько часов подряд, следовать указаниям, выполнять задания, использовать свои духовные возможности.

В соответствии с этим домашняя рабо­та играет важную роль и как средство воспитания, привития ученику дисциплинированности.

Поскольку взрослая жизнь нередко требует от человека самопожертвования, усердия, преданности своему делу, то школа помогает формировать в ребенке способность возложить на свои плечи и нести эти будущие обязанности.

Познание важно, поскольку то, что мы узнаем, изменяет нас, даже если по прошествии времени мы и забудем факты. Познание меняет ценности, взгляды и воззрения.

Даже если человек не может вспомнить все, что он некогда узнал, он тем не менее знает, что позабытые факты существуют, и имеет представление о том, где их можно найти.

Мы не забываем полностью все, что узнаем. Наиболее важные •акты откладываются в нашей постоянной памяти для будущего использования. Человеческий мозг способен хранить два миллиарда бит информации в течение жизни человека, и образование есть про­цесс заполнения этого банка памяти полезными сведениями.

Старое знание облегчает усвоение нового. Любое умственное упражнение вооружает нас дополнительными ассоциациями, с ко­торыми связываются будущие идеи и представления.

Почему же сегодня стала актуальной тема выполнения домашних заданий?

Во-первых, учеба в пятом классе представляет собой несколько тую деятельность для ребенка с новыми требованиями и отношениями, и он допускает в ней целый ряд промахов и ошибок.

Во-вторых, если на ошибки не обращать внимания, то они могут скрепиться и привести к неправильным приемам работы.

В-третьих, все эти ошибки и промахи, как правило, достаточно хорошо заметны глазу любого взрослого, и совершенно не обязатель­но иметь специальную подготовку, быть педагогом или психологом, чтобы их обнаружить. Нужно только проявлять внимание к делам своего сына или дочери.

Наконец, в-четвертых, этого-то внимания очень часто взрослые не проявляют. Педагогические последствия такой линии поведения не нуждаются в комментариях: неправильные приемы работы приве­дут к неуспехам в учебе, а если это сделается стабильным явлением, то отсюда до появления отвращения к учебе один шаг.

Выступление психолога

Психолог. Из каких элементов состоит учебная деятельность, или, иначе, какова ее структура?

Во-первых, это учебная задача: то, чем отличается учебная дея­тельность от всякой другой, — задача научиться чему-то, чего человек сейчас не знает или не умеет.

Во-вторых, учебные действия: мало поставить перед собой задачу, надо еще организовать свою деятельность для ее выполнения.

Наконец, в-третьих, это контроль и самооценка: без них человек не знает, усвоено то, что подлежит усвоению, или нет.

Как помочь школьнику. Родители далеко не всегда представля­ют себе, что надо делать, чтобы научить школьника выделять учебную задачу, даже если они понимают необходимость этого. Чаще всего они стараются «объяснить» это ребенку, выделяя учебную задачу сами.

Зачем были заданы на дом эти примеры?

— Чтобы их сделать.

-Гм…В общем-то, конечно, чтобы их сделать. А зачем надо было их сделать?

— Чтобы домашнее задание приготовить.

— А зачем домашние задания задаются? Как ты думаешь?

— А иначе Татьяна Григорьевна двойку поставит.

Ребенок явно не понимает, чего от него добивается взрослый. А взрослый плохо представляет себе, как вывести беседу в нужное русло. Еще один-два обмена подобными репликами — и взрослому все это надоедает.

Ну как же ты не понимаешь? Эти примеры были заданы, чтобы научиться складывать дробные числа. Смотри сюда…

Понял? Повтори, зачем были даны эти примеры?

— Чтобы научиться складывать дробные числа.

Родитель вполне доволен собой. Еще бы! Он так все хорошо объ­яснил! И ему не приходит даже в голову, что ребенок просто повто­рил сказанные им слова, никак не соотнося их с заданным на дом заданием.

Между тем имеется достаточно проверенный способ, позволя­ющий научить ребенка выделять учебную задачу. Этот прием состоит в использовании ретроспективы, обращения назад.

Дело в том, что детям, не умеющим выделять учебную задачу, естественно плохо удается сделать это на учебном материале.

Однако, когда этот материал освоен, ребенок довольно легко отмечает, что же он теперь умеет, чего не умел раньше.

Также очень полезным может быть такой прием, как сопоставле­ние заданий разного типа, предлагаемых для усвоения одного и того же правила.

Хорошим приемом являются коротенькие беседы со школьником, во время которых взрослый интересуется, что и как делали на уроке в школе.

Очень часто вопросы, которые предлагаются школьнику в учеб­нике, так или иначе касаются учебной задачи, и их тоже можно с поль­зой применять в своей работе.

А в общем, необходимо помнить, что по поводу каждого конкрет­ного задания — примера, задачи, упражнения — можно задать множе­ство вопросов, касающихся учебной задачи. Как распорядится этой возможностью каждый родитель, нельзя запрограммировать зара­нее. Да и не нужно. Практика показывает, что, как правило, взрослый достаточно легко может найти доступный ребенку логический ход.

А теперь рассмотрим несколько типичных ошибок, допускаемых родителями.

Ошибки родителей. Первая, наиболее частая ошибка родите­лей — убежденность в том, что никакой помощи с их стороны школь­нику не требуется или, по крайней мере, не должно требоваться: все заботы, касающиеся учебы, должен взять на себя школьный учитель.

Вторая, тоже достаточно распространенная ошибка заключается в игнорировании всех проявлений, говорящих о неумении выделять учебную задачу, в расценивании их в качестве забавных курьезов.

Следующая ошибка характерна для этапа, когда умение выделять учебную задачу приводит к провалам в учебе. Не дав себе труда разо­браться в причинах происходящего, родители приписывают неуспех злой воле ребенка (ленится, не хочет быть внимательным, не желает, как следует работать) и становятся на путь наказания.

Другая родительская ошибка, которая встречается достаточно часто, характерна для тех взрослых, которые берутся с самыми луч­шими намерениями помогать ребенку в учебе.

Вы, вероятно, помните, что неумение школьника выделять учебную задачу приводит к тому, что смысл учения он видит в необходимости выполнить предложен­ные учителем конкретные задания, выполнить их по возможности Проще и легче. И родители нередко идут у детей на поводу, факти­чески выполняя задание за ребенка.

Усвоив, что ребенку надо по­могать в занятиях и в то же время нельзя выполнять задание вместо него, папа или мама усаживается рядом со школьником с благой и лью — контролировать процесс приготовления уроков и разъяснят то, что ребенку непонятно. Но ученик начинает имитировать полную непонятливость. Сначала взрослый пытается что-то объяснит Безрезультатно.

Объяснение повторяется. Снова никакого эффекта. Взрослый начинает разъяснять суть дела на конкретных примерах Школьник продолжает «не понимать». Примеры начинают упрощаться, постепенно приобретая характер прямых аналогий и превращаясь тем самым в косвенные подсказки.

Такие подсказки школьник тоже воспринимает не сразу, за одной следует другая, за другой — третья и только когда дело дойдет до того, что ответ на поставленный во­прос просто бросается в глаза, он замечает очевидное и произно­сит нужные слова. Взрослый устало вытирает пот со лба, наконец-то ребенок понял! А на деле, конечно, никакого объяснения при этом не происходит.

Просто, демонстрируя свое «непонимание», ребенок принудил взрослого шаг за шагом двигаться к требуемому ответу до момента, когда тот стал полностью очевиден. Фактически школьник заставил выполнить всю работу за него. Но, поскольку последние слова были произнесены школьником, взрослый не замечает того, что он практически полностью подменил ребенка в процессе работы. Тому оставалось лишь набраться терпения и ждать.

Ученик, активно не желающий учиться, одновременно является и страдающей стороной. Страдающей из-за своего нежелания и не­умения учиться.

Находиться в хроническом конфликте с родными, с учителями, быть предметом пренебрежительного или насмешливо­го отношения со стороны товарищей по классу — эта нагрузка не по плечу подростку.

Да, кстати, многие ли взрослые могли бы себя чувст­вовать спокойно, находясь в конфликтных отношениях практически со всем своим окружением?

В такие минуты ребенок с радостью готов принять протянутую ему руку.

Точнее говоря, подросток, находящийся в таком положении, по существу, всегда готов ухватиться за надежду выйти из него; просто в минуты прорвавшегося отчаяния взрослым легче предложить свою помощь — в этот момент он открыт, не пытается отгородиться от старших напускной бравадой, грубостью, упорным молчанием; он легче готов поверить им, даже если он вообще-то разуверился в взрослых и в глубине души начал относиться к ним как к какому-то враждебному племени.

Короче говоря, взрослый должен помнить, что здесь всегда имеется потенциальная возможность привлечь его на свою сторону, сделать его своим союзником/активной и сознательной силой. С этого следует начинать.

Начинать работу надо с установления контакта и доверия. К сожалению, контакт и доверие — редкое явление, если иметь в виду ребят, желающих учиться.

Возникновение у школьника негативного отношения к учебе, как правило, связано с теми или иными ошибками родителей. В качестве побочного результата этих ошибок у учеников Обычно пропадает контакт и доверие к родителям.

Чаще всего отно­шения между теми и другими можно охарактеризовать как конфликт­ные или безразличные.

Каковы же пути установления этого доверия?

Прежде всего, постарайтесь устранить все, что порождает кон­фликт в ваших отношениях со школьником. Чаще всего это его учеб­ные дела.

Поэтому перестаньте читать ему бесконечные нотации, пе­рестаньте «пилить» его и пытаться воздействовать на него скандалами или наказаниями.

К сожалению, у многих родителей плохо уклады­вается в голове, как можно с этого начинать исправлять положение с учебой. Им это представляется чем-то вроде попустительства или поощрения нежелания учиться.

Попробуйте представить себе, что у вас что-то плохо получается на работе или вы в чем-то проштрафились; и вот вам месяц за меся­цем ежедневно при каждом удобном случае сослуживцы говорят об этом. Тогда вы поймете, как себя в подобной ситуации должен чувст­вовать школьник. Мы, взрослые, наверное, очень скоро подали бы заявление об уходе «по собственному желанию».

Школьник не может позволить себе ничего подобного. Но у него нередко возникает же­лание сделать что-то не слишком приятное тому, кто его непрерывно травмирует. А так как подобные возможности в отношении собст­венных родителей у него не очень велики, то самое простое в таком случае — это не выполнять тех требований, тех самых, из-за которых они так выходят из себя.

Помните, что ваша первая задача — ликвидировать конфликтную ситуацию, а не оказаться победителем в ней. Начните сдержанно от­биться к школьным неуспехам.

Это не значит, конечно, перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам.

Но иногда просто покачать головой или выразительно махнуть рукой бывает вполне достаточной демонстрацией своего отношения ко всему и производит даже большее впечатление, чем открытый скандал или постоянные нотации и насмешки.

Прекращение открытых конфликтов — это только первый шаг к установлению атмосферы доверия. Следующий шаг – внутренний мир школьника.

Попробуйте задать себе простой вопрос: чем живёт ваш сын или дочь? Как проводит свободное время, чем всерьез интересуется, что представляют собой его друзья, какие отношения сложились у него с товарищами по классу, как оценивает самого себя, что считает своими слабыми и сильными сторонами, что его в дан­ный момент волнует и т. д.

В большинстве случаев родители таких ребят, о которых идет речь, на подобные вопросы дают удивительно бледные, бессодержательные ответы, что свидетельствует о том, что родители совершенно не представляют себе внутреннего мира под­ростка, и у них полностью отсутствует контакт с ним.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми до­машних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятель­ности детей?

Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулирован­ное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер:

«Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обяза­тельно помогите ему. При этом:

Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, ос­тальное предоставьте делать ему самому.

По мере освоения ребенком новых действий постепенно пере­давайте их ему».

Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Первостепенной задачей для выполнения домашних заданий является выработка у школьника важных элементов учебной деятельности — контроля и самооценки. Без них невозможно говорить о формировании сколько-нибудь пол­ноценного умения учиться.

На формирование навыков контроля и самооценки должна быть направлена деятельность родителей в организации выполнения до­машних заданий.

(В помощь родителям можно предложить памятку для выпол­нения домашних заданий, включенную в сценарий родительского собрания «Учебные трудности».)

Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника Родительское собрание в 5 классе Классный руководитель Денисенко Тамара Геннадьевна. — презентация

Родительское собрание в 5 классе. домашние задания: помощь или контроль1

1 Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника Родительское собрание в 5 классе Классный руководитель Денисенко Тамара Геннадьевна

2 2 Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. И. Кант

3 3 Вопросы для обсуждения: 1.Домашнее задание и его значение в умственном труде школьника 2.Назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника 3.Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам

4 Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1 -3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. 4 Исследования психологов

5 Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 35 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий. 5 Исследования психологов

6 Психологи советуют: «Особое внимание необходимо обратить на выполнение домашнего задания ребёнка именно в пятом классе. Почему?» Внимание родители: 6

7 Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии. 7 Выводы психологов:

8 8 Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.

9 В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения, домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. 9 Выводы психологов:

10 10 Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

11 воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.). 11 Главное назначение домашнего задания:

12 1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? 2.Скольковремени в день тратит ваш ребенок не подготовку домашних заданий? 3.Какиепредметы требуют больших затрат времени? 12 Вопросы анкеты для родителей

13 4.Всегдали ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? 5.Приходитсяли вам, помогать, ребенку выполнять домашнее задание? 6.Покаким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 13 Вопросы анкеты для родителей

14 14 Вопросы анкеты для родителей 7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу? 8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? 9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? 10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за, домашнее задание?

15 Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь на вопросы анкеты: 15 Анкетирование учащихся

16 1.Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 2.На подготовку, каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? 3.Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь? 16 Анкетирование учащихся

17 4.Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых? 5.Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? 6.Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? 17 Анкетирование учащихся

18 7.С каким настроением ты выполняешь домашние задания? 8.Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? 9.Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? 10.Бывают ли случаи, когда» ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей? 18 Анкетирование учащихся

19 1.Напутствие от учителя русского языка и литературы: 19 «Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам)

20 20 Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым, развивая его волю и собранность. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.

21 21 2.Напутствие и памятка от учителей истории, обществознания, природоведения.

22 Метод «5П» 22 a.1П просмотри текст (бегло); b.2П придумай к нему вопросы; c.ЗП пометь карандашом самые важные места; 4П перескажи текст (используя ключевые слова); e.5П просмотри текст повторно.

23 Домашнее задание для родителей 23 Составить памятку для учащихся «Как готовить домашние задания дома ?»

24 Домашнее задание для учителей- предметников 24 1.Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? 2.Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировке домашнего задания? 2.Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? 3.Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? 4.Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо?

25 Домашнее задание для учителей- предметников Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют? 6.Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание? 7.Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? 8.Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?

26 26 Благодарю за внимание !

Родительское собрание в 5 классе на тему “Значение домашней работы”

Родительское собрание в 5 классе. домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание в 5 классе “Значение домашней работы”

         Задачи собрания: 

  • Показать родителям значение учебной домашней работы школьника. 
  • Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

        Вопросы для обсуждения: 

  •  Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника. 
  • Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.
  • Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

       Содержание собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена “его величеству” – домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы: прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания; обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников; возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых.

Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все “за” и “против”.

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  • Ø воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • Ø овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • Ø формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • Ø формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

2. Ознакомление всех присутствующих с результатами исследований, проведенных при подготовке к собранию, и обсуждение их вместе с родителями.

3. Выступления учителей-предметников.

4. Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий.

5. Заключение. Подводя итог собрания.

Родительское собрание в 5 классе. «Роль домашнего задания в самообразовании школьника»

Родительское собрание в 5 классе. домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание в 5 классе.

«Роль домашнего задания в самообразовании школьника»

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями. Н.Г.

Чернышевский

Задачи собрания: показать значимость учебного домашнего задания, его роль в развитии самостоятельности уч-ся, ответственности, самодисциплины, умении добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей.

Обсудить проблемы подготовки домашнего задания. Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником. Дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника.

^ : встреча с учителями – предметниками.

Подготовительная работа:

  • диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания;
  • подготовка с учащимися плаката-коллажа «Я учу уроки»;
  • подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам;
  • выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий;
  • газетные статьи по проблеме собрания;
  • анкетирование учащихся класса;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование педагогов.

для учителя. При подготовке к родительскому собранию классному руководителю желательно тщательно продумать «сценарий», вопросы, которые стоит задать родителям, оформление классной комнаты. Можно использовать для обсуждения выдержки из домашних или классных сочинений учащихся.

Классный руководитель вместе с учащимися: подготавливает выпуск стенгазеты, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса; продумывает персональные приглашения на собрание каждому родителю; договаривается, кто встретит родителей и проводит их в класс. Все это будет способствовать тому, чтобы на следующие родительские собрания мамы и папы пришли с удовольствием и не расценивали их как неудобную обязанность.

Учащимся предлагается заполнить анкету.

^

Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 2. На подготовку, каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? 3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь? 4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых? 5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? 6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? 7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания? 8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? 9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? 10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей? Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.

^

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? 2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? 3. Какие предметы требуют больших затрат времени? 4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? 5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? 6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу? 8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? 9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? 10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание? На вопросы анкеты также отвечают все учителя-предметники, которые задают ученикам класса домашние задания.

Анкета для педагогов.

Уважаемые педагоги! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? 2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания? 3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? 4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? 5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? 6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют? 7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание? 8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? 9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете? 10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

Памятка для родителей пятиклассника.

1.Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. 2.Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. 3.Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. 4.Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

^

Дети учатся жить у жизни

Если: ребенка постоянно критикуют,он учится ненавидеть;

Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

^ он становится замкнутым;

Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

^ он учится быть благородным;

Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Памятка для пятиклассника.

Как готовить домашние задания.

1.Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы. 2.Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос. 3.Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету. 4.Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений. 5.Научись находить интересующую нужную информацию с помощью ком­пьютера. 6.Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить. 7.Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. 8.Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания. 9.Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. 10.На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету. 11.В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы. 12.Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить. 13.Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться. 14.Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту. 15.Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее. 16.Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. 17.Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день. 18.Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков. 19.Составляй план устного ответа и проверяй себя.

На заметку родителям.

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

^ Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда: ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания; домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика; вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения; выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

^

1. Вступительное слово классного руководителя.

– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме работы школы – проблеме организации дамашней учебной работы школьника. Сегодняшняя наша встреча посвящена «его величеству» – домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы: прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания; обратили внимание на выставку тетрадей учащихся -пятиклассников; возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников. Известный психолог Эльконин – Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Домашнее задание играет огромную роль в развитии самостоятельности учебных умений школьников. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания? Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии. Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются. В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи. Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против». Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

^

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий. Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

^ Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил, или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

^

За 10 минут до выполнения домашнего задания проветрить комнату.

Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через час или полтора часа после возвращения ребёнка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия с 16 часов. Если ребёнок, занят какими – либо другими важными делами, то, конечно, надо садиться позже.

^

до одного часа – в первом классе; до 1,5 часа – во втором классе; до 2 часов – в третьем и четвертом классе до 2,5 часов в 5-6 классах Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело, в конечном итоге, зачастую не дисциплинирует ученика. Как это избежать – тема сегодняшнего, откровенного и серьезного разговора.

^ проведенных при подготовке к собранию, и обсуждение их вместе с родителями. Результаты диагностического исследования, связанные с учебной деятельностью ученика (педагогов, родителей, учеников).

«Круглый стол». Размышления родителей по поводу выполнения домашнего задания по отдельным предметам и роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника. Обмен мнениями.

^

4. Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий.

Кл рук благодарит всех родителей.

^

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих.

«Причины плохой учебы» -слабая учебная подготовка в начальных классах; — неумение анализировать, плохая речь, слабая память и вниманием — нежелание заставить себя заниматься, неразвита волей. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Вручает каждому родителю (памятку для родителей пятиклассника, советы родителям, памятку для пятиклассника «Как готовить домашние задания», памятку на заметку родителям).

Литература

1.Дереклеева Н.И.Новые родительские собрания 5-9 классы. М., 2008. 2.Коляда М.Г. Шпаргалки для родителей. Донецк, 1998.

3.Базюлькин И.В. Поиск пути и резервов оказания помощи школьнику. 2007.

ОСШ№21 г.Темиртау — Родительское собрание в 5 классе «Значение учебной домашней работы»

Родительское собрание в 5 классе. домашние задания: помощь или контроль

Специальные исследования показывают, что проблема эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.

Обсудить проблемы организации такой работы можно в ходе родительского собрания на тему «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника».При подготовке к родительскому собранию классному руководителю желательно тщательно продумать «сценарий», вопросы, которые стоит задать родителям, оформление классной комнаты.

Можно использовать для обсуждения выдержки из домашних или классных сочинений учащихся, а также статью, книгу, популярную телепередачу, кинофильм.

Классный руководитель вместе с учащимися: подготавливает выпуск стенгазеты, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса; продумывает персональные приглашения на собрание каждому родителю; договаривается, кто встретит родителей и проводит их в класс.

Все это будет способствовать тому, чтобы на следующие родительские собрания мамы и папы пришли с удовольствием и не расценивали их как неудобную обязанность.Столы и стулья лучше расставить по кругу, чтобы все присутствующие были на равных.

К подготовке родительского собрания стоит привлечь родительский комитет класса или отдельных активных родителей.Во время собрания необходимо выделить время для общения родителей между собой. Можно поделить их на группы, активизируя общение.

Всем вместе стоит придумать простые правила (заповеди) родительского собрания, устроить минуты разрядки (чтобы можно было посмеяться, отвлечься).Эпиграфом собрания на тему «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника» может быть высказывание известного философа Иммануила Канта, который говорил, что занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

Задачи собрания:

Показать родителям значение учебной домашней работы школьника. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Вопросы для обсуждения:

Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника. Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа к собранию:

диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания; подготовка с учащимися плаката-коллажа «Я учу уроки»; подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам; выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий; газетные статьи по проблеме собрания.

Учащимся предлагается заполнить анкету.

Анкета для учащихся

Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? 2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? _________________________________________________________________ 3.

Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь? 4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых? 5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________ 6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________ 7.

С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________ 8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______ 9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? _______________________________________________________ 10.

Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей? _________________________________________________ Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке.

Для сравнительного анализа результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? _________________________________________________ 2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? 3.

Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________ 4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? 5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____ 6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? 7.

Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу? 8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __ 9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______ 10.

Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание? На вопросы анкеты также отвечают все учителя-предметники, которые задают ученикам класса домашние задания.

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? _________ 2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания? 3.

Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? _________________________________________ 4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? ____________________ 5.

Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? _________________________________________________________ 6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют? 7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание? 8.

Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? _ 9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете? 10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания? К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию).

Они ежедневно фиксируют количество затраченного времени на подготовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята определяют среднее по классу время подготовки по каждому предмету и оформляют эти данные в виде плаката. Творческим заданием для учащихся к собранию является оформление коллажа «Я учу уроки».

Ребята должны показать свое настроение и эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также отразить в коллаже модели поведения родителей в этот момент. Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих.

Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей. Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Памятка для родителей пятиклассника

Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.

При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

Памятка для пятиклассника

Как готовить домашние задания

Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы. Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос. Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету. Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений. Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить. Выполняя домашнее задание, не просто думай над тем, что надо сделать, а еще и решай, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.

Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы. Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить. Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться. Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту. Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.

Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

Составляй план устного ответа и проверяй себя.

Метод ключевых слов

(для изучения большого по объему текста)Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста. При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П»

(для подготовки устных ответов)Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить. 1П – просмотри текст (бегло); 2П – придумай к нему вопросы; 3П – пометь карандашом самые важные места; 4П – перескажи текст (используя ключевые слова); 5П – просмотри текст повторно.

Содержание собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена «его величеству» – домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы: прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания; обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников; возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников. Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания? Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии. Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи. Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против». Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала. Главное назначение домашнего задания:воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы; формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей; формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.). По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий. 2. Ознакомление всех присутствующих с результатами исследований, проведенных при подготовке к собранию, и обсуждение их вместе с родителями.3. Выступления учителей-предметников.4. Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий.На заметку родителямНе превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания; домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика; вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения; выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок. 5. Заключение. Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector