Мстислав Леопольдович Ростропович биография

Изгнание

Ростропович боролся за искусство без границ, свободу слова и демократические ценности. Первым примером был его уход из консерватории после того как 10 февраля 1948 года его учитель Дмитрий Шостакович был отстранен от профессуры в Ленинграде и Москве. В 1970 году Ростропович приютил Александра Солженицына, когда тот оказался бездомным. Его дружба с Солженицыным и его поддержку диссидентов привела к официальным гонениям и притеснениям композитора. Ему и его супруге запретили давать концерты в Москве, Ленинграде и Киеве, а также сильно ограничили зарубежные гастроли.

В 1974 году ему и Галине Вишневской было разрешено покинуть страну, а в 1975 году они объявили о своем решении не возвращаться в Советский Союз.

С 1977 до 1994 года он был музыкальным руководителем и дирижером американского Национального симфонического оркестра в Вашингтоне.

Он горячо приветствует перестройку в СССР и падение Берлинской стены.

В 1990 году ему возвращают советское гражданство.

Когда в августе 1991 года, жители Москвы восстали против ГКЧП, Ростропович купил билет на самолет в Японию на рейс, который остановился в Москве, по слухам его у трапа встречал Борис Ельцин.

В 1993 году он сыграл важную роль в создании Академии Кронберг и был ее покровителем до самой смерти. Он в сотрудничестве с Родионом Щедриным пишет оперу “Лолита”, ее премьера состоялась в 1994 году в шведской Королевской Опере.

Ростропович получил множество международных наград, включая французский орден Почетного легиона и почетным доктором многих зарубежных университетов. Он был активистом, борясь за свободу слова в искусстве и политике. Послом ЮНЕСКО, где он поддерживает множество образовательных и культурных проектов. Ростропович несколько раз выступал в Мадриде и был близким другом королевы Софии Испании.

Он и его жена собрали уникальную коллекцию произведений искусства. В сентябре 2007 года, когда было намечено, чтобы распродать ее на аукционе Сотбис в Лондоне, российский миллиардер Алишер Усманов выступил вперед и договорился о покупке всех 450 лотов для того, чтобы сохранить коллекцию и оставить ее в России как памятник великому виолончелисту.

В 2006 году был снят документальный фильм Александра Сокурова –«Элегия жизни: Ростропович, Вишневская».

В 2006 году у Ростроповича резко обостряется язва и ухудшается состояние здоровья. Ростропович был госпитализирован в Парижскую больницу в конце января 2007 года, но затем принял решение лететь в Москву.

6 февраля 2007 года 79-летний Ростропович был госпитализирован в Москве. “Он просто чувствует себя плохо”, – сказала Наталья Долежали, секретарь Ростроповича в Москве. На вопрос, есть ли серьезная причина для беспокойства о его здоровье, она ответила: «нет, сейчас нет никакой причины». “Она отказалась уточнять характер своей болезни. В Кремле заявили, что президент Путин посетил музыканта в понедельник в больнице, что вызвало предположение, что он находится в тяжелом состоянии. Долежали сказал, что визит должен был обсудить мероприятия по празднованию 80-летия Ростроповича.

27 марта 2007 года Путин выступил с заявлением, в котором дал высокую оценку Ростроповичу. Ростропович присутствовал на празднике, но, как сообщается, плохо себя чувствовал.

7 апреля 2007 года его положили в российский онкологический научный центр Блохина. Он умер 27 апреля 2007 года.

28 апреля гроб с телом Ростроповича был доставлен в Московскую консерваторию, где он когда-то учился и преподавал, после гражданской панихиды, траурный кортеж перевозит его в Храм Христа Спасителя. С великим музыкантом пришли проститься десятки тысяч поклонников его таланта. Среди официальных лиц Владимир Путин, испанская Королева София, французская первая леди Бернадетт Ширак, президент Азербайджана Ильхам Алиев, а также Наина Ельцина, вдова Бориса Ельцина. Ростропович был похоронен 29 апреля на Новодевичьем кладбище, где за четыре дня до этого был похоронен его друг Борис Ельцин.

Общественная деятельность

Ростропович проявил себя как гуманист и борец за права человека. Мстислав Леопольдович всегда говорил, что поступает, руководствуясь не политическими взглядами, а любовью к людям.

Вместе с Галичем, Кавериным, Сахаровым и другими деятелями науки и культуры в 1972 году он подписал два обращения в Верховный Совет СССР: об амнистии осужденных за убеждения и об отмене смертной казни.

Это привело к негативному отношению со стороны властей к Ростроповичу. Еще одной причиной тому была дружба супружеской пары с Александром Солженицыным.

Вишневской и Ростроповичу срывали концерты и записи на радио. Пара решила уехать из СССР. Когда супругов спрашивали о причине отъезда, Мстислав говорил, что ему не дают играть. На это он получил весьма ехидный ответ — мол, с ним просто не хотят выступать. Вишневская парировала — вот и отлично, зато в Лондоне и Париже об этом мечтают.

Так семья эмигрировала в США.

Эмиграция из Союза была весьма тяжелой. Ценные вещи вывозить с собой не позволяли, часто отбирали даже музыкальные инструменты. Новым гражданам США пришлось работать в бешеном темпе. Концерт за концертом, выступление за выступлением.

Но такая напряженная работа принесла свои плоды. Супружеская пара имела оглушительный успех во всем мире. В 1977 году Ростропович возглавил Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне. 

А через год Мстислава и Галину лишили советского гражданства. Успех пары совершенно не радовал советскую власть. Так, из-за своих убеждений и политики советской власти, музыкант волей судьбы превратился из национального достояния в международное.

В 1990-м, спустя 12 лет, решение о лишении советского гражданства отменили. И Ростропович отправился в турне по России с ввереным ему симфоническим оркестром. Он руководил им до 1994 года.

Границы стран и рамки, придуманные людьми, для искусства лишь условность. Маэстро знали и любили во всем мире. Им восхищалась Европа, Северная и Южная Америка, Азия. 

Благодаря его творчеству в мире прониклись любовью к виолончели, а безграничный талант дарил вдохновение многим и многим творцам того времени — музыкантам, композиторам, поэтам. 

Творчество

Весь мир знает Мстислава Леопольдовича. Одни из первых его значительных успехов — это выступления в Праге и Будапеште. Особенное место занимает и участие в Международном конкурсе виолончелистов имени Вигана.

Его талант был особенно прекрасен тем, что не только восхищал простых слушателей, но давал толчок к развитию искусства в целом, вдохновляя других.

Ростропович оказал большое влияние на творчество разных музыкантов, он много выступал с Рихтером, Гилельсом, Коганом.

Около 60 композиторов посвятили Мстиславу Леопольдовичу свои произведения.

Б. Бритенн, никогда раньше не писавший для виолончели, благодаря дружбе с Ростроповичем создал для нее 3 сюиты, сонату и симфонию-концерт.

Известен Мстислав Леопольдович и как дирижер.

Впервые в этой роли он попробовал себя на фестивале, который был посвящен музыке Шостаковича. Это было 1962 году. В 1968 маэстро руководил новой постановкой оперы в Большом театре — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. А позже другой постановкой — «Война и мир» Прокофьева. Еще позднее он станет руководителем сифонического оркестра.

Первые концерты

Свой первый виолончельный концерт Ростропович дал в 1942 году. Он выиграл первый приз на международной музыкальной награды в Праге и Будапеште в 1947, 1949 и 1950. В 1950 году, в возрасте 23 лет он стал лауреатом Сталинской премии. В то время, Ростропович был уже хорошо известен в своей стране и в то время активно занимался сольной карьерой, преподавал в Ленинградской (Санкт-Петербургской) и Московской консерваториях. В 1955 году он женился на Галине Вишневской, ведущей сопрано Большого театра. В 1956 году у них рождается дочь Ольга, а в 1958 дочь Елена.

Ростропович очень много сотрудничал с советскими композиторами той эпохи. В 1949 году Сергей Прокофьев пишет под 22 летнего Ростроповича свою сонату для виолончели, а уже на следующий год он дает концерт, основанный на произведениях Святослава Рихтера. В 1952 Прокофьев посвятил свою симфонию-концерт ему, которую Мстислав виртуозно исполняет в 1952 году.  Не менее плодотворно он работал с Дмитрием Кабалевским и Дмитрием Шостаковичем.

Его Международная карьера началась в 1963 году в консерватории Льежа (с Кириллом Кондрашиным) и в 1964 году в Западной Германии.

За рубежом он активно сотрудничает с композиторами мирового масштаба, такими как Бенджамин Бриттен, Анри Дютийе, Витольдом Лютославским, Кшиштофом Пендерецким, а также с Оливье Мессианом.

Ростропович брал частные уроки дирижирования у Лео Гинзбурга, и в ноябре 1962 года в Горьком он впервые встает за дирижерский пульт, исполнив четыре отрывка из Леди Макбет Мценского уезда и Шостаковича, оркестровка Мусоргского песни и пляски смерти. В 1967 году, по приглашению Большого театра, он дирижировал оперу Чайковского “Евгений Онегин”.

Железная дисциплина

– А как отец двух симпатичных дочерей, он был строгий? Пойти в кино или погулять с мальчиками разрешал?

– Ну что вы! Какие мальчики! Он был очень ревнивый. Особенно напряжённая атмосфера складывалась на даче – там же полно свободного времени и парней вокруг (смеётся!) В какой-то момент Мстислав Леопольдович решил, что наши поклонники лазают к нам в окно ванной комнаты, перепрыгнув через забор на участок. Так он специально съездил в  ботанический сад и выписал оттуда какой-то необыкновенный боярышник с во-о-от такими шипами. И посадил этот боярышник вокруг всего участка – как ограду, чтобы никто не лез. В кино можно было пойти с подругами, если мы отзанимались положенное время. И возвращаться надо было точно в срок – дисциплина была железная!

– А он учил вас спокойно относиться к славе? И как сам воспринимал это всеобщее в свой адрес поклонение?

– Папа был очень скромный человек. Это же видно по тому, как он одевался, как себя вёл. Приезжая на фестиваль или концерт, не требовал каких-то особенных лимузинов и спокойно мог добраться на такси. Он никогда ничего не просил – чтобы номер был такой-то, температура в номере такая-то. Он выходил со своей виолончелью на сцену, играл и уезжал.

А ещё для него не существовало разницы между королями и консьержами. Его 70-летие праздновали в Елисейском дворце в Париже. В списке гостей – короли, президенты… И –  консьерж из дома в Париже на  Жорж Мандель, таксист из Нидерландов, и много других простых людей, которые были его друзьями. Устроители вечера перепугались:  все-таки тут протокол, короли, министры… Может, не надо консьержа? И таксиста? Мы для них отдельный вечер организуем. Папа в ответ: «Нет! Нельзя! Это мои друзья. И я хочу пригласить их на мой день рождения!»  А на день рождения в Лондон он пригласил своего друга  Ваську, который  строил годами и ремонтировал нашу дачу, и его семью.

Виолончелист, дирижер и пианист Мстислав Ростропович. Москва, 1964 год. / Анатолий Гаранин / РИА Новости

– Мстислав Леопольдович славился рисковыми поступками: прятал у себя на даче опального Солженицына, играл возле рушащейся Берлинской стены, приехал во время путча в Москву к Белому дому. Он понимал, что на кону – его жизнь? 

– За Германию мы особенно не волновались. А вот в 1991 году в Белом доме было действительно опасно…

В августе 1991-го мы с отцом были во Франции. Я приехала к нему в Париж (сама я с семьёй жила в пригороде), Мы смотрели репортажи CNN. И в какой-то момент папа говори: я должен туда ехать. Я начала его отговаривать: там опасно, все сейчас оттуда бегут, а ты туда. Да у тебя и паспорта-то российского нет (в 1974 г. семью Ростроповича-Вишневской выдворили из СССР, в 1978-м лишили гражданства – ред.). Глупость какая-то! Он согласился: ну ладно, ладно.

Я осталась у папы ночевать, мы всю ночь смотрели новости. А утром вижу: он уже одет, стоит с маленьким чемоданчиком. «Ты куда?» – спрашиваю. «Ой, мне надо в банк пойти, там кое-какие дела сделать». Я удивилась, потому что все его дела обычно вела я. Но ничего не сказала. Мы договорились вместе пообедать и он ушёл. Сижу, жду: 12.00, 13.00, 14.00, 15.00 – его всё нет. Звоню в банк: «Он у вас был?» – «Нет, не был».  И уже вечером мне звонит мой знакомый  из журнала «Пари матч»: «Лен, только не волнуйся, но твоего папу видели в самолете, летящем в Москву.» Я рассказываю, и у меня до сих пор от пережитого тогда ужаса мурашки бегут… «Всё, конец»! – подумала тогда я. До двух часов ночи смотрела CNN. И вдруг слышу: в Москве возле американского посольства убит человек. И я мысленно с папой попрощалась…

Наконец с трудом дозвонилась до папиной сестры Вероники и она мне сказала,  что папа был   в Белом доме. Когда он вернулся обратно в Париж,  я гордилась им невероятно. Он действительно никого не боялся! И всегда делал то, что приказывали ему делать его совесть и его сердце. Вот он пошел и сделал.

Народные артисты СССР Галина Вишневская и Мстислав Ростропович с детьми и внуками перед началом юбилейного вечера певицы, посвященного 45-летию творческой деятельности. 1992 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров

Примечания

  1. Кеннеди Э. М. Один за всех: Воспоминания = True Compass. A Memoir / пер. с англ. А. Яврумяна. — М.: Колибри, 2012. — С. 418—419. — 624 с. — (Персона). — ISBN 978-5-389-02769-5.
  2. Идеологические перерожденцы // «Известия» № 63 (18823) от 16 марта 1978 г., стр.4
  3. Указ Президента РФ от 24 февраля 2007 г. № 247
  4. Указ Президента РФ от 25 марта 1997 г. № 263
  5. Указ от 10 июня 1992 года № I-2626
  6. Указ от 24 ноября 1995 года № 781
  7. Указ Президента Азербайджана от 3 марта 2002 № 670
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. № 66 «О присуждении Государственных премий РСФСР 1991 года в области литературы и искусства»

Литература

Уилсон Э. Мстислав Ростропович. Композитор. Учитель. Легенда = Mstislav Rostropovich: Cellist, Teacher, Legend / Пер. с англ. К. Савельева. — М.: Эксмо, 2011. — 512 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-43966-9.

Хентова С. М. Ростропович. — СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993. — 303 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-8392-0068-9.

Афанасьева Ольга. Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках. — М.: Алгоритм, 2015. — 208 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-4438-1003-4.

Claude Samuel. Mstislav Rostropovich and Galina Vishnevskaya: Russia, Music, and Liberty. — Amadeus Press, 1995. — 223 с. — ISBN 9780931340765.

Вишневская и Ростропович

Гениальный виолончелист завоевал сердце примадонны Большого театра. Незабываемая пражская весна 1955-го стала весной их жизни! Галина Вишневская и Мстислав Ростропович стали мужем и женой через четыре дня после знакомства на фестивале в Праге и прожили долгую счастливую жизнь.

От этой красивой любви родились две дочери Ольга и Елена. Мстислав Леопольдович был трепетным, заботливым мужем и отцом, но жизнь приготовила им суровые испытания. В конце шестидесятых годов Александр Солженицын был исключен из Союза писателей.

Вишневская и Ростропович поддержали Солженицына, предложив ему проживать на своей даче. Этот поступок стал одной из причин постоянного внимания и давления со стороны спецслужб.

Вскоре гастроли Вишневской оказались под запретом. Не разрешали выезжать за границу и записывать пластинки. Травля продолжалась пять лет! Это стало причиной того, что Галина Павловна уговорила мужа уехать за границу.

В 1974 г. Мстислав Ростропович уехал на зарубежные гастроли. Позже супруга отправилась вслед за ним вместе с дочерьми. Официально это было оформлено, как длительная заграничная командировка. На самом деле, возвращаться они не собирались.

Галина Вишневская и ее дочери Елена и Ольга

Семья жила во Франции, в США и в Великобритании. Когда в Союзе стало известно, что супруги купили квартиру в Париже — в 1978 году, Указом Президиума Верховного Совета СССР Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены гражданства, почетных званий и наград.

Вскоре Ростропович был приглашен в США. Национальный симфонический оркестр предложил ему место главного дирижера. Семья переехала вслед за ним. Галина Павловна все время выступала на сценах лучших театров и написала книгу «Галина».

Книга «Галина»

Книга была издана в Вашингтоне в 1984 г. и стала бестселлером. Она обошла весь мир и только лишь потом попала в Россию.

Галина Вишневская о книге: «Эту книгу я писала не для советского читателя. Мне и в голову не приходило, что при моей жизни она может быть опубликована в России. Переделывать ее я не собираюсь, пусть все останется как было…

Вы думаете, я обо всем написала? Нет, далеко не обо всем. Если бы я написала обо всем, мне бы уже никто не поверил. У меня возникла потребность написать о наболевшем и о своей судьбе. Я должна была это сделать. И это помогло мне жить дальше».

Возвращение на Родину

В девяностых годах супруги вернулись на Родину. Вскоре им вернули все ордена и регалии, а так же советское гражданство. Но они отказались от гражданства.

На юбилее Галины Вишневской в Большом театре. Москва 2001 год

Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел. Затем он перенес две операции в связи со злокачественной опухолью печени. Скончался в Москве 27 апреля 2007 года.

Галина Павловна пережила мужа всего на пять лет. Она скончалась 11 декабря 2012 г. на 87-м году жизни в Москве.

Похоронены Галина Вишневская и Мстислав Ростропович рядом на Новодевичьем кладбище в Москве. На мраморном кресте строка из Евангелия: «Блаженны изгнанные правды ради». Слова, как нельзя лучше, подходят к их биографии. Уникальный союз – творческий и семейный. Они снова вместе…

МирТесен

Дом ста роялей

Юлия Шигарева, «АиФ»:  Елена Мстиславовна, детям свойственно относиться к своим родителям трезвее, а то и скептичнее, чем толпам их восторженных поклонников.  Вы с вашей сестрой Ольгой в какой момент поняли, что Мстислав Леопольдович и Галина Павловна – люди особенные?

Елена Ростропович: Это трудный вопрос.  Родились в этой среде. Мы здоровались с Шостаковичем,который нас узнавал. Разговаривали с Хачатуряномили Кабалевским, живущими, как и мы,  в Доме композиторов. Мы с детства ходили в Большой театр и видели маму, утопающую в цветах –  это была неординарная женщина и выдающаяся певица. Мы ходили на концерты и видели, как преклоняются перед отцом, слышали, как про него говорят, что он гениальный. Да, он гениальный – мы тоже были в этом уверены.

Поэтому мы с Ольгой прекрасно  понимали: наши родители – вот такие. В школу нас не водят. После уроков не ждут, домашние задания  с нами не делают. Хотя иногда мне было немножко завидно, что папа с мамой не водили меня за ручку в школу. Что бабушка не ждала меня на лавочке с бутербродами. Что никто не нервничал, ожидая, как мы сдадим экзамены.

Семья солистки ГАБТ СССР Галины Вишневской и виолончелиста Мстислава Ростроповича. Дочь Оля исполняет танец из балета «Лебединое озеро». 1959 г. Фото: РИА Новости/ Максимов

– И Вы, и Ольга получили музыкальное образование. Альтернатива – другие профессии вообще не рассматривались?

– Нет! В 4 года мы уже садились за инструмент, который стоял в одной из комнат. Играть на рояле нас учила бабушка, папина мама. Она была пианисткой, аккомпанировала супругу, нашему дедушке, Леопольду Витольдовичу. 

Мы же жили в доме, в квартирах которого стояло больше 100 роялей – тут жили композиторы, певцы, музыканты. Построили этот знаменитый дом на ул. Огарева в 1955 году, и только когда заехали первые жильцы, выяснилось: в нём очень плохая звукоизоляция. Все слышали друг про друга абсолютно всё: кто что сочиняет, кто что репетирует. И далеко не все были рады тому, что мелодии, которые у них рождаются, кто-то перехватывал. Так что жизнь здесь текла колоритно и красочно. Один занимается, другой сочиняет и требует тишины… Но когда ты 24 часа слышишь вокруг себя музыку, это накладывает определенный отпечаток. Ты понимаешь: другой жизни – без музыки – просто нет.

Елена Ростропович: «Между мамой и папой всегда царила полная гармония». Фото: Из семейного архива

– Мстислав Леопольдович был суровым учителем?

– Смотря с кем. Он же начал преподавать рано – в 15 лет. Его отец, великолепный виолончелист, талантливый педагог, рано умер. Шла война, семья Ростроповичей уехала в эвакуацию в Оренбург. И Мстислав стал единственным кормильцем, начав преподавать в оренбургском музыкальном училище.

Оказалось, что он – педагог от Бога. Например, он показывал ученикам технические приемы, но никогда не показывал интерпретацию,  а объяснял это через образы. Ему хотелось, чтобы они сами нашли свой путь, чтобы они поняли и почувствовали эту музыку через созданные образы , а не копировали его игру.

Дома же было всё по-другому. На нас у него вечно не хватало времени – он  куда-то бежал, у него постоянно возникали какие-то проекты, идеи. Поэтому с нами он особо не церемонился. Раз сказал – и все быстро сделали.

Хотя однажды он меня подловил… Это было летом, на даче. Я занималась, разучивала какие-то гаммы. И так всё это было нудно, что я решила себя развлечь: поставила на пюпитр вместо нот книжку и читаю. И вдруг передо мной вырастает отец, который должен был куда-то в очередной раз бежать. Я перепугалась насмерть, потому что ну явно же попалась! Он говорит: «Немедленно книжку вон, и заниматься сегодня будешь дольше». «Как ты узнал, что я читаю?» – спрашиваю. \ «Так ты же без конца повторяла одну и ту же  гамму!»

Правда, папа и сам не любил размеренного образа жизни, многочасовых занятий. Говорил: «Если ты музыкант ежедневно начинаешь заниматься, скажем, с 9 утра до 13, то это уже не искусство – это просто работа.» Он занимался, когда надо было подготовиться к концерту или изучать новое произведение, и только в тот момент, когда был внутренне готов к этому. И тратил на это времени столько, сколько ему казалось нужным.

Галина Вишневская биография

Галина Павловна Вишневская (урожденная Иванова), годы жизни 1926 – 2012. Оперная певица, актриса, театральный режиссер, педагог. Солистка Большого театра Союза ССР с 1952 по 1974 гг. Народная артистка СССР, Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Она родилась 25 октября 1926 года в Ленинграде, (знак зодиака — Скорпион). Родители: отец был рабочим, мать – домохозяйка. Когда девочке было пять лет, родители расстались. Внучку на воспитание взяла бабушка (мать отца), которая проживала в Кронштадте. Галина жила в коммуналке, но удивительно, по внутреннему ощущению она была королевой.

Бабушка умерла в блокаду в феврале 1942, Галя осталась одна. Вскоре ее взяли в отряд местной противовоздушной обороны. В 1943 она устроилась на работу в Выборгский дом культуры помощником осветителя сцены. Затем начала заниматься вокалом в музыкальной школе имени Римского-Корсакова.

Свою сценическую деятельность Галина Павловна начала в 1944 г.  в Ленинградском областном театре оперетты, затем стала солисткой Ленинградской филармонии, выступала как эстрадная певица.

С 1952 по 1974 годы была солисткой Большого театра, на сцене которого она спела около 30 партий. Она пела на крупнейших сценах мира («Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера», «Гранд-Опера», «Ла Скала», «Мюнхенская Опера» и др.)

В свои 56 лет Вишневская оставила профессиональную сцену и занялась преподавательской деятельностью. В 2002 году создала и возглавила в Москве Центр оперного пения.

Галина Павловна трижды была замужем. Первый раз он вышла замуж в 17 лет за морского офицера Георгия Вишневского, с которым через два месяца развелась. Фамилию с тех пор не меняла.

Вторым ее мужем был скрипач Марк Рубин. В то время он был директором Ленинградского театра оперетты. Он был старше на двадцать два года. В 1945-м  их двухмесячный сын умер. Вскоре Галина заболела туберкулезом. Муж настоял, чтобы она поехала в санаторий. Со временем болезнь удалось победить.

Третьим и мужем стал знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector