Андрей Тарковский — биография, информация, личная жизнь

Авторитетные источники

С началом учебы у Тарковского началась новая жизнь. Необходимо понимать, что доступ к информации в то время был крайне затруднен, а для людей, не принадлежащих к творческой элите, и вовсе невозможен. И если литературу спасал самиздат, то посмотреть классику мирового кино, кроме ВГИКа, было просто негде. Поэтому неудивительно, что Тарковский так много говорит о том, какое значение имело для него знакомство с фильмами Куросавы, Мидзогути, Довженко, Бунюэля.

Особняком в списке любимых режиссеров Тарковского стоит фигура Робера Брессона. Тарковский буквально боготворит французского мэтра. И если внимательно сопоставить творчество обоих художников, становится понятно, почему

Во-первых, Брессон — убежденный христианин, причем совсем не важно, что он — католик (почему, мы поймем чуть позже). Во-вторых, кинематограф Брессона — это крайне чистая материя, не обремененная ни актерской игрой, ни операторской работой, ни монтажом

В этом смысле кинематограф Брессона даже не столько материя, сколько дух.

Когда в 1951 году Брессон снял «Дневник сельского священника», весь кинематографический мир застыл в изумлении. От простого воссоздания обыденной действительности Брессон сделал решительный шаг к созданию действительности собственной. В «Дневнике» молчание важнее слов, неподвижность важнее действий, состояние важнее сюжета. Если мы вспомним труд великого православного богослова и ученого Павла Флоренского «Иконостас», то можем прийти к выводу, что кинофильмы Брессона имеют одну очень важную черту, схожую с православными иконами: они не отражают падающий на них свет, а словно сами его излучают. (Можно утверждать, что таким же свойством обладают «Земля» Александра Довженко и «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини.)

Именно все вышеуказанные свойства кинематографа Брессона увлекли молодого Тарковского, дали ему мощный толчок, показали, что кинематограф, мыслимый всегда как развлечение, на самом деле имеет огромный потенциал именно возвышенного, оторванного от суеты выражения.

Влияние

«Есть вещи, которые ты просто обязан знать — и в их числе, разумеется, Тарковский. Для западных режиссёров это Бог кинематографии», — сказал британский кинорежиссёр Дэнни Бойл. Многие современные кинематографисты с гордостью считают себя если не учениками и последователями, то по крайней мере поклонниками Тарковского, который действительно оказал огромное влияние на мировое кино.

Самый наглядный пример последнего времени — фильм мексиканского режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший», в котором критики и внимательные зрители нашли целый ряд цитат и заимствований из Тарковского. При этом Иньярриту никогда не скрывал любви к фильмам Тарковского, а готовясь к cъёмкам «Выжившего», даже передал художнику-постановщику Джеку Фиску диск с «Андреем Рублёвым», и тот сразу понял, какой это будет фильм.

«Главным учеником» Тарковского на Западе считается датчанин Ларс фон Триер, посвятивший мэтру свой фильм «Антихрист». На прямую связь «Антихриста» с наследием Тарковского указал режиссёр Андрей Звягинцев, сославшись на запись в «Мартирологе», ставшую как бы истоком фильма фон Триера: «„Новая Жанна д’Арк“ — история о том, как один человек сжёг свою возлюбленную, привязав её к дереву и разложив костер под её ногами. За ложь». Отсылки к Тарковскому можно найти и во многих других фильмах Триера, а одна из глав «Нимфоманки» даже названа «Зеркало».

Турецкий режиссёр Нури Бильге Джейлан, обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Зимнюю спячку», оценивает «Зеркало» выше всех остальных фильмов мирового кинематографа. На втором месте в списке его личных пристрастий — «Андрей Рублёв». О Тарковском Джейлан сказал:

Влияние этого послания заметно в каждом фильме Джейлана. Все они близки Тарковскому и по изобразительному решению, и по интонации, и по смыслам.

Американский режиссёр Стивен Содерберг даже осмелился бросить Тарковскому вызов в виде ремейка. Свою версию «Соляриса» (2002) он представил не как самостоятельную экранизацию романа Станислава Лема, а как переосмысление культового фильма Тарковского, как творческий диалог через три десятилетия.

Критики отмечали также явную связь с «Солярисом» фильма «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Это касается как общих мотивов (например, сопоставление космоса и отчего дома), так и манеры повествования.

В любви к Тарковскому объясняется и Тарсем Сингх, работающий в Америке режиссёр индийского происхождения, детство которого прошло в Иране. Рассказывая про свой фильм «Белоснежка: Месть гномов» (в оригинале — «Mirror Mirror», то есть «Зеркало Зеркало»), он признавался, что при создании заснеженного леса вдохновлялся кадрами берёзовой рощи из «Иванова детства». Но ещё до прихода в большое кино Сингх откровенно процитировал «Жертвоприношение» в поставленном им для американской рок-группы R.E.M. клипе Losing My Religion (1991).

В России «наследником Тарковского» критики с первых фильмов считают Александра Сокурова, а Андрей Звягинцев заслужил у них титул «наш Тарковский сегодня». Константин Лопушанский признавался, что опыт работы ассистентом Тарковского на «Сталкере» помог ему сформироваться как художнику.

Память

Памятник Андрею Тарковскому у входа во ВГИК

Памятный крест Андрею Тарковскому рядом с могилой отца на Переделкинском кладбище

В 1987 году в Париже был основан Международный институт имени Тарковского. Основателями были Мстислав Ростропович, Робер Брессон, Лариса Тарковская и Максимилиан Шелл.

В 1988 году Союз кинематографистов СССР рекомендовал создать в доме 26, стр. 1 в 1-м Щипковском переулке музей Андрея Тарковского. В 2004 году в обветшавшем доме начала обваливаться крыша. По инициативе Кинофонда, входившего в СК России, дом разобрали. Затем его следы потерялись. В 2008 году в ответ на письма кинематографистов правительство Москвы приняло постановление № 586, где говорилось о решении создать Государственное учреждение культуры города Москвы Культурный центр «Дом Тарковских». В 2014 году Департамент культуры Москвы включил будущий «Дом Тарковских», строительство которого так и не началось, в сеть кинотеатров «Московское кино» в качестве филиала. Строительство дома должно было завершиться в 2017 году. Однако строительные работы так и не начались.

В 1988 году именем Андрея Тарковского была названа малая планета № 3345, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной.

В 1988 году во Львове состоялся Всесоюзный круглый стол «Взгляд» по проблемам философского кино, посвящённый творчеству Тарковского. В работе круглого стола приняли участие свыше 300 делегатов — критики, киноведы, философы, культурологи, члены его съёмочной группы, представители киноклубов. Это были первые в СССР и за рубежом чтения по творчеству Тарковского. Тогда же было учреждено научное Общество Андрея Тарковского, которое существовало до сентября 1991 года.

В 1989 году был учреждён «Фонд Андрея Тарковского», который существовал до 2002 года и проводил фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра.

В 1993 году на Московском международном кинофестивале был учреждён приз имени Андрея Тарковского «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

В 1996 году в городе Юрьевце Ивановской области открылся Музейный центр Андрея Тарковского.

В 2000 году в Москве на доме, где Андрей Тарковский прожил последние девять лет перед эмиграцией, была открыта мемориальная доска. Автор мемориальной доски — скульптор Анатолий Васильев.

В 2002 году в Москве в Большом Афанасьевском переулке был открыт бюст Андрея Тарковского. Памятник установлен перед зданием государственного музея «Дом Бурганова» в день 70-летия со дня рождения режиссёра. Бюст выполнен из бронзы и установлен на полутораметровом постаменте из черного камня. На нём надпись: «Андрей Тарковский». Автор памятника — скульптор Александр Бурганов.

В 2004 году в селе Завражье открылся Историко-культурный музей, посвящённый творчеству Андрея Тарковского.

В 2006 году в Париже была открыта мемориальная доска на доме, где Андрей Тарковский провёл последние месяцы своей жизни.

В 2006 году во Флоренции состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски на доме по виа Сан Никколо, где Тарковский жил и работал с 1983 по 1986 год. Решение об установлении памятного знака было принято городским советом по случаю 20-летия со дня смерти режиссёра.

В 2007 году в честь 75-летия со дня рождения режиссёра был учреждён Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского, который проводится в Ивановской области.

В 2009 году у входа во ВГИК была открыта скульптурная композиция, посвященная трём известным выпускникам — Тарковскому, Шукшину и Шпаликову. Три бронзовые фигуры расположились на ступеньках в главный корпус института: Шукшин сидит, а Тарковский и Шпаликов стоят рядом. Автор памятника — скульптор Алексей Благовестнов.

С 2012 года в Таллине ежегодно проводятся «Встречи с Тарковским».

С 2013 года в посёлке Мясной Путятинского района Рязанской области ежегодно проводятся Тарковские чтения по теории и практике киноискусства, организованные в рамках открытого культурно-просветительского проекта «В сторону Тарковского».

В 2017 году в Суздале был открыт памятник Андрею Тарковскому, скульптор — Мария Тихонова.

В городах Юрьевец, Сергиев Посад есть улицы, а в Москве — бульвар Андрея Тарковского.

Фильмы, посвящённые Андрею Тарковскому

  • «Небо над Берлином» Вима Вендерса («Посвящается всем бывшим ангелам, прежде всего Ясудзиро, Франсуа и Андрею», то есть Одзу, Трюффо и Тарковскому).
  • «Ашик-кериб» Сергея Параджанова и Давида Абашидзе.
  • «Кошкодав Сильвер» Юрия Елхова.
  • «Московская элегия» Александра Сокурова.
  • «Антихрист» Ларса фон Триера.

Зазеркалье

После завершения работы над «Андреем Рублевым» Тарковский берется сразу за два сценария: «Солярис» и «Исповедь». Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, пишется Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном. «Исповедь» же, полностью автобиографический проект, создается режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин).

Вообще иметь в голове сразу несколько проектов Тарковский считал необходимым для режиссера. Так, в его дневниках мы можем прочесть, что всегда есть, по крайней мере, десять фильмов, каждый из которых он может начать снимать прямо сейчас. Среди них «Доктор Фаустус», «Игра в бисер», «Достоевский», жизнеописание Иисуса. Другое дело, что возможности, предоставляемые режиссеру государством, были куда меньше возможностей самого режиссера.

В 1972 году Тарковский заканчивает работу над фантастическим фильмом «Солярис». Фильм раскрывает тему этических, нравственных и религиозных проблем человечества посредством взаимоотношений последнего с внеземными цивилизациями. В том же году Тарковский сдает фильм на худсовет. В ответ режиссер получает список замечаний, состоящий из 35(!) пунктов. Среди них: «Изъять концепцию Бога», «Изъять концепцию христианства», «Убрать сцену с матерью». Есть среди замечаний и совсем абсурдные: «Не надо, чтобы Хари становилась человеком», «Зритель ничего не поймет».

Зритель же оказался куда проницательнее чиновников, и очереди в четыре кольца окружили советские кинотеатры. Многие жители больших городов ехали смотреть «Солярис» в провинцию, поскольку там он шел в менее обрезанном виде. Большой приз Каннского кинофестиваля 1972 года стал на этом фоне ожидаемым явлением. Несмотря на это, Тарковский тяжело переживал такое отношение со стороны своего «отечества». В дневниках за 1973 год мы находим: «ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для нее, ты ничтожество».

В следующем году Тарковский возвращается к работе над «Исповедью», прерванной из-за съемок «Соляриса», и подключает к работе Александра Мишарина. Рабочее название «Исповедь», уже успевшее стать и «Белым днем», и «Белым-белым днем», в итоге становится «Зеркалом», и под этим названием фильм снимается в том же году.

«Зеркало» для многих любителей кино — центральная работа Тарковского. Для такой точки зрения достаточно оснований: фильм полностью автобиографичен, сюжета как такового нет — фильм как бы «плавает» от одного образа к другому, от детства к взрослой жизни, от взрослой жизни к юности. Ярко проявляется образ отца, а точнее образ его отсутствия: стихотворения Арсения Тарковского, прочитанные самим автором, напоминают нам о том расстоянии, что еще в раннем детстве разделило главного героя (режиссера) и его отца. К этому времени Тарковский уже развелся со своей первой женой Ирмой Рауш и женился на Ларисе Кизиловой, которая родила ему сына Андрея. Таким образом, Тарковский стал для своего первого сына Арсения тем, кем стал для него в свое время его отец Арсений.

Также очень важно фактическое отсутствие самого главного героя. То есть мы видим мир его глазами, мыслим его категориями

Роль матери исполнила Маргарита Терехова, физическое сходство которой с матерью Тарковского отрицать довольно трудно.

Однако на фильм обрушилось и немало критики — как раз за его автобиографичность, за излишний символизм. Единственный аспект фильма, превосходность которого никто, кажется, не отрицает — это операторская работа Георгия Рерберга. Мы оставим все мнения и точки зрения на совести их авторов. Все, что мы можем сказать наверняка, — в этой картине полностью отражен ее автор, со всеми своими плюсами и минусами, со всеми благодарностями и обидами. И если мы хотим составить свое собственное мнение о человеке и режиссере Андрее Тарковском, необходимо смотреть в первую очередь «Зеркало».

Литература

  • Александер-Гарретт Л. Андрей Тарковский: фотохроника «Жертвоприношения». — Лондон.: Cygnnet, 2011. — 206 с. ISBN 978-0-9570416-0-8.
  • Антипенко А. И. Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко. — М.: Русь-Олимп, . — 224 с. ISBN 978-5-9648-0149-8.
  • Архив А. А. Тарковского, Юрьевец: опыт научной и проектной презентации / Научные статьи, комментарии, подбор документов М. А. Миловзорова, Е. М. Раскатова. — Иваново, А-Гриф, 2016. — 146 с., ил. + CD «Ваш Андрей Тарковский». ISBN 978-5-900994-63-5.
  • Болдырев Н. Ф. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского. — Челябинск: Урал-LTD, 2003. — 384 с. ISBN 5-8029-0254-X.
  • Бояджиева Людмила. Андрей Тарковский — жизнь на кресте. — М.: Альпина нон-финкшн, 2012. — 317 с., 3000 экз., ISBN 978-5-91671-128-8
  • Волкова П. Д. Андрей Тарковский: Архивы, документы, воспоминания. — М.: Подкова; Эксмо, 2002. — 464 с. ISBN 5-04-010282-8.
  • Волкова П. Д. Арсений и Андрей Тарковские. — М., 2004. — 384 с. — ISBN 5-94663-117-9.
  • Волкова П. Д. Цена «Nostos» — жизнь. — М., Зебра Е, 2013. — 544 с. — ISBN 978-5-905629-48-8. — Тираж 5000 экз.
  • Гордон А. В. Не утоливший жажды: Об Андрее Тарковском. — М.: Вагриус, 2007. — 400 с. ISBN 978-5-9697-0341-4.
  • Гришковец Е. В. Письма к Андрею: . — М.: Эксмо, 2015. — 158 с. ISBN 978-5-699-78004-4.
  • Кононенко Н. Г. Андрей Тарковский: Звучащий мир ФИЛЬМА. М.: Прогресс-Традиция, 2011. 288 с., ил., 3000 экз., ISBN 978-5-89826-377-5
  • Мир и фильмы Андрея Тарковского : Размышления. Исследования. Воспоминания. Письма / . — М. : Искусство, 1991. — 397 с. : ил. ISBN 5-210-00150-4
  • Михалкович В. И. Избранные российские киносны. — М.: Аграф, 2006. — 320 с. ISBN 5-7784-0305-4.
  • Неизвестный Тарковский: Сталкер мирового кино / Сост. Я. А. Ярополова. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2012. — 304 с. — (Гении и злодеи). — 5000 экз., ISBN 978-5-699-53885-0
  • Ностальгия по Тарковскому (Антология). Н. Зоркая, А. Вознесенский, В. Юсов, Э. Артемьев, М. Романдин, В. Малявина, Л. Нехорошев, Л. Аннинский, О. Тенейшвили, Ю. Назаров, В. Шитова, С. Нюквист, Э. Юзефсон, М. Ромм, Н. Бурляев, А. Демидова, Э. Демант / Сост. Я. Ярополов. — М.: Алгоритм, 2007. — 304 с. ISBN 978-5-9265-0388-0.
  • О Тарковском. Воспоминания в двух книгах . — М.: Дедалус, 2002. — 560 с. ISBN 5-93154-003-2.
  • Перепёлкин М. А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. — 480 с. ISBN 978-5-86465-479-8.
  • После Тарковского: материалы IV международной научной конференции, проведённой в рамках IX международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» / сост. А. Артамонов. — СПб.: Сеанс, 2016. — 200 с., ил. ISBN 978-5-905669-27-9.
  • Сальвестрони С. Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура. — М.: Изд-во ББИ, 2007. — 254 с. ISBN 5-89647-145-9.
  • Салынский Д. Киногерменевтика Тарковского. М.: Продюсерский центр «Квадрига», 2009. — 576 с. ISBN 978-5-904162-02-3.
  • Суркова О. Е. Книга сопоставлений. — М.: Киноцентр, 1991.
  • Суркова О. Е. С Тарковским и о Тарковском. — М.: Радуга, . — 464 с. ISBN 5-05-006018-4.
  • Суркова О. Е. Тарковский и я: Дневник пионерки. — М., . — 487 с. ISBN 5-94663-237-X.
  • Тарковский. А. Ностальгия / Сост. Волкова П. Д.. — М.: АСТ; Хранитель; 2008. — 528 с. ISBN 978-5-17-051170-9, ISBN 978-5-9762-6661-2, ISBN 978-5-94663-584-4.
  • Тарковский А. Беседа с Германом Херлингхаузом: Пояснения режиссёра к фильму «Солярис» / Публикация Рут Херлингхауз и Л. К. Козлова; комментарий Н. М. Зоркой // «Киноведческие записки». 1992. Выл. 14.
  • Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре : / Рос. акад. кинематогр. искусств «Ника»; . — Иваново : Талка, 2008. — 223 с. ISBN 978-5-87596-109-0.
  • Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре : материалы научно-теоретической конференции (12-14 июня 2013 года) / . — Иваново : ПресСто, 2014. — 351 с. ISBN 978-5-905908-66-8.
  • Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. — М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. — 512 с. ISBN 978-5-902358-03-9, ISBN 978-5-8291-0962-2, ISBN 5-8291-0780-5, ISBN 5-902357-58-6.

Безотцовщина

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье, которую иначе как литературной не назвать. Отец, Арсений Тарковский, был известным советским поэтом и переводчиком с восточных языков. Мать, Мария Вишнякова, также была поэтом и прозаиком, но известность ее ограничивалась лишь литературными кругами. Позже она уничтожила все свои рукописи. В дневниках она писала, что сделала это ввиду «отсутствия таланта». И отцовское увлечение восточной культурой, и материнская самокритичность позже заметно отразятся на жизни их первенца Андрея.

Место рождения будущего кинорежиссера — небольшой город Юрьевец в Ивановской области. Там он жил вместе с матерью и младшей сестрой почти до самой войны. Отец к 1935-му году окончательно оставил семью, что стало первым сильным потрясением в жизни маленького Андрея. Тема отца и расставания с ним крайне важна для понимания всего творчества Андрея Тарковского.

В 1939 году Мария Вишнякова вместе с детьми перебирается в Москву, где Андрей идет в школу. Но уже спустя два года семья вынуждена вернуться в Юрьевец — началась война. Отец, которого так не хватает подрастающему Андрею, отправляется добровольцем на фронт, где теряет ногу. Пока Арсений Тарковский переносит одну операцию за другой, его бывшая жена Мария в одиночку поднимает двоих детей в голодной российской глубинке. Позже Тарковский напишет о тех годах: «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери».

В 1943 году семья снова едет в Москву. Андрей возвращается в свою школу, где его одноклассником становится Андрей Вознесенский. Мать продолжает работу в типографии. И хотя жизнь начинает налаживаться, Андрей сильно скучает по родному деревянному дому в Юрьевце. Все эти мотивы позже лягут в основу кинофильма «Зеркало».

В школе к наукам Андрей особого интереса не проявляет, зато с увлечением занимается музыкой и рисованием. По окончании средней школы юноша не имеет никаких конкретных устремлений и решает пойти по стопам отца: Андрей поступает в Московский Институт Востоковедения.

Проучившись без особого энтузиазма около года и получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре, Андрей оставляет институт и, не имея определенной цели, связывается с уличной компанией молодых людей крайне сомнительного свойства.

Весьма показателен такой случай из жизни молодого Тарковского: Андрей, одетый в новенький свитер, купленный матерью, шел по двору, на котором местная шпана играла в футбол. Андрею предложили присоединиться и стать вратарем. Дабы не обидеть «друзей», Андрей согласился.

Он занял место в импровизированных воротах и начал ловить грязный кожаный мяч руками. Мяч, попадая в Андрея, оставлял огромные грязные пятна на белоснежном свитере. Но чувство собственного достоинства не позволяло прекратить игру, и Андрей терпел до тех пор, пока она не закончилась. Свитер к тому времени пришел в негодное состояние.

В будущем уже кинорежиссера Тарковского не раз будут подвергать аналогичному испытанию на различных художественных советах и цензурных комиссиях. Не раз еще ему придется терпеть унижения и доказывать свою состоятельность уже как художника.

«В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»—так сам Тарковский вспоминает то время.

Вернувшись из годового путешествия по Сибири, набравшись жизненного опыта, увидев, что есть и другая жизнь, отличная от жизни московской уличной шпаны, летом 1954 года Тарковский подает документы на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерскую в тот год набирал Михаил Ильич Ромм, славившийся умением разглядеть «будущих режиссеров» в еще совсем молодых ребятах и девушках. Не подвело чутье прославленного педагога и в тот год. Василий Шукшин, Александр Гордон, Андрей Тарковский, Ирма Рауш, Марика Бейку — известность многих из них позже выйдет далеко за рамки чисто профессиональных кругов.

Страсти по Тарковскому

Вскоре состоялся и первый полнометражный дебют Тарковского — фильм «Иваново детство», по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван». Фильм был поставлен в 1962 году на киностудии «Мосфильм». В этом же году Ирма Рауш родила Тарковскому сына Арсения. Начало работы над первым большим серьезным проектом, равно как и рождение сына, стали для Тарковского первыми большими испытаниями в его жизни. И если на первых порах и здоровье, и относительное семейное благополучие позволяли Тарковскому преодолевать эти испытания, то позже проблем становилось все больше, а сил, чтобы их решать — все меньше.

Ирма Рауш – исполнительница роли матери Ивана в фильме “Иваново Детство”, жена Андрея Тарковского

Фильм «Иваново детство» повествует о судьбе 12-летнего разведчика Ивана. Рано лишившись матери, мальчик решает уйти на фронт, чтобы сражаться с врагом, отобравшим его детство. Детство, которое возвращается к Ивану лишь во снах. Сны в этой картине являются чем-то большим, нежели просто художественным приемом. Они образуют ткань фильма, они, по сути, и есть фильм. К тому же, под сцены сна Тарковский сумел замаскировать ту художественную свободу, что никогда не была бы пропущена пресловутым худсоветом как описание обычной жизни пусть и маленького, но все же солдата Советской Армии. Именно эта неслыханная по тем временам свобода самовыражения и принесла фильму мировую известность.

Картина получила главный приз на кинофестивале в Венеции и вдохновила целый ряд режиссеров: например, Сергей Параджанов, посмотрев «Иваново детство», воскликнул: «Теперь я знаю, как снимать кино!». Также высоко оценил фильм и один из кумиров самого Тарковского — Ингмар Бергман. И если мы помним, что Брессон — католик, сам Тарковский — православный, нужно отметить, что Бергман — протестант. Но настоящие христианские ценности понимаются и принимаются людьми любых конфессий.

В 1964 году Тарковский начинает работу над масштабным проектом — «Страсти по Андрею». Цель проекта — показать всю ту внутреннюю работу, которую совершает художник при работе над своими произведениями. В качестве главного героя Тарковский не случайно выбрал великого русского иконописца Андрея Рублева. Получается, что страсти эти не только по Андрею Рублеву, но и по самому Андрею Тарковскому. Это, пожалуй, и есть начало того процесса, в ходе которого режиссер в качестве материала берет свои собственные переживания, а сюжет фильма является своего рода обрамлением. Разумеется, советская цензура в корне пресекает такого рода автобиографичность, и Тарковскому приходится переименовать фильм в «Андрей Рублев». В 1966 году фильм вышел в советский прокат очень ограниченным количеством копий и в крайне обрезанном виде. К счастью, сегодня мы имеем возможность смотреть полную версию фильма.

Фильм «Страсти по Андрею» разделен на 8 новелл, каждая из которых рассказывает о том или ином периоде в жизни Андрея Рублева. Главную роль в фильме исполнил Анатолий Солоницын. Сыграла в картине и жена Тарковского Ирма Рауш. Она исполнила роль юродивой девушки, что следовала за иконописцем по пятам. Весьма примечательна концовка фильма — после двух часов черно-белого повествования о жизни иконописца, мы видим яркие красочные произведения мастера — его иконы. Цветовые возможности кино использованы на самом высоком уровне.

На съемках фильма Тарковский знакомится с Ларисой Кизиловой, которая сыграет значительную роль в его дальнейшей жизни. В 1969 году картину удается отправить на Каннский кинофестиваль, где фильм демонстрируется вне конкурса и получает главный приз Международной Федерации Кинопрессы.

Биография

Арсений Александрович Тарковский родился 25 (12 по старому стилю) июня 1907 г. в городе Елизаветграде Херсонской губернии (ныне – Кировоград, Украина). Его отец Александр Карлович (бывший член партии «Народная воля», отсидевший за революционную деятельность в тюрьме) служил в банке. Мать работала учительницей. Арсений был вторым ребенком в семье. Его старший брат Валерий погиб в бою против банд атамана Григорьева в 1919 г.

С малых лет Арсений читал русских и зарубежных классиков, посещал вечера приезжавших в город известных поэтов – И. Северянина, К. Бальмонта, Ф. Сологуба. Он и сам рано начал писать стихи.

Тарковский учится в классической гимназии, а после прихода большевиков – в единой трудовой школе. В начале 20-х гг. (точная дата неизвестна) Арсения и его друзей арестовали за опубликованное в газете стихотворение с нелестной характеристикой Ленина. Юноше удалось убежать. Он скитается по Украине и Крыму, голодая, временами зарабатывая сапожным ремеслом, работая в рыболовецкой артели.

В 1923 г. он приезжает в Москву. Здесь посещает Высшие государственные литературные курсы, где знакомится с Марией Вишняковой, ставшей в феврале 1928 г. его женой. Брак с Вишняковой распался, когда их дети – Андрей (будущий всемирно известный кинорежиссер), и Марина были совсем маленькими. Второй женой Тарковского в середине 30-х гг. (официально в 1940 г.) становится Антонина Бохонова.

Еще учась на литературных курсах, Тарковский начинает писать литературные фельетоны для газеты «Гудок» (где в то время сотрудничали такие известные писатели, как М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев). Он работает также для радио и театра. Стихи он пишет «в стол», при этом активно работает как переводчик с азербайджанского, чеченского, туркменского, сербского, польского и других языков. В 1934 г. вышел в свет первый отдельный сборник переводов Тарковского, а в 1940 г. поэт становится членом Союза писателей.

В 1939 или 1940 г. он познакомился и сблизился с вернувшейся из эмиграции Мариной Цветаевой. (Как выяснилось много лет спустя, именно ему Цветаева посвятила свое последнее стихотворение).

В 1941 г. Тарковский, вывез жену и приемную дочь в эвакуацию; он упорно просится на фронт и в начале 1942 г. становится корреспондентом армейской газеты «Боевая тревога». Затем поэт принимал участие в боях под Москвой, на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги демобилизовался в звании капитана.

В послевоенный период, активно занимаясь переводческой деятельностью, он продолжает писать стихи «в стол» (сохранился ряд рукописных сборников). Подготовленный в 1945 г. сборник (54 стихотворения) приняли к печати, но после постановления 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград» набор книги был уничтожен. В том же году Тарковский познакомился с Ахматовой, которая высоко оценила его творчество. Дружба поэтов продлится до ее смерти.

В 1949 г. Тарковский расторгает брак с А.А. Бохоновой, в 1951 г. официально женится на Т.А.Озерской.

В течение 15 лет стихи Тарковского появлялись в печати лишь эпизодически. Долгое время как поэт он оставался неизвестным массовому читателю. Его великолепные переводы восточных поэтов по-прежнему издавались, однако такое занятие для человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью было определенным бременем.

Сборник «Перед снегом», оцененный Ахматовой как «драгоценный подарок современному читателю», удалось издать лишь в 1962 г. Почти одновременно на экраны вышел фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», где прозвучали стихи Арсения Тарковского в авторском исполнении.

Вслед за первым сборником начали появляться и другие: «Земле – земное» (1966), «Вестник» (1969), «Стихотворения» (1974), «Волшебные горы» (1978), «Зимний день» (1980), «Избранное» (1982), «Стихи разных лет» (1983), «От юности до старости» (1987), «Звезда над Арагацем» (1988, последнее прижизненное издание). Звучат стихи Арсения Тарковского и в фильмах его сына – «Сталкер», «Зеркало».

Тарковский награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени и др. Государственная премия СССР за книгу «От юности до старости» была присуждена ему уже посмертно.

Умер Арсений Тарковский 27 мая 1989 г. в Москве. Похоронен в Переделкино.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector