Синкевич

Крестоносцы

Переплетение приключений и истории любви мы найдем также в романе «Крестоносцы», опубликованном в «Тыгоднике илюстрованом» (Tygodnik Ilustrowany, 1897-1900). Сюжет разыгрывается на королевском дворе и в усадьбах дворян, в монастырях и в пути, в пуще и в замке крестоносцев в городе Щитно. Среди исторических персонажей в книге появляются в том числе король Ягайло и королева Ядвига. Главным героем является молодой и вспыльчивый рыцарь Збышко из Богданьца. Исторический фон — это нарастающий конфликт с тевтонским орденом, алчным и готовым оправдать любое преступление, совершенное якобы во имя Христа. Нить романа – любовь Збышка и Дануси, дочери рыцаря Юранда из Спыхова, служанки при дворе княгини Анны Мазовецкой. После спора с Юрандом крестоносцы похищают Данусю, а самого рыцаря сильно калечат. Дануся теряет здоровье и сходит с ума, умирает уже на свободе, в объятиях Збышко, который после периода отчаяния находит счастье у подруги детства – Ягны. Исторический конфликт заканчивается эпическим описанием Грюнвальдской битвы, где побеждают объединенные польско-литовские силы.

Темные краски, которыми Сенкевич описал орден, несут актуальный посыл: возражение против политики Пруссии, которую писатель считал преемником имперской экспансии крестоносцев.

Самые известные произведения Генрика Сенкевича

С 1870 года по 1880 год Генрик творил в стиле новеллы. Он создавал подлинные шедевры. Самые популярные из них это «Янко-Музыкант», «За хлебом», «Эскизы углем», «Ганя», а также «Бартек-победитель» и «Фонарщик на маяке» и много других. Также известна такая повесть как «В пустыне и пуще». По словам известных, польских критиков, даже в том случае если бы Генрик Сенкевич не выпустил не одного своего романа, он бы все равно стал известным благодаря своим глубоким и чувственным произведениям.

В разгар своего творческого вдохновения, Генрик Сенкевич творил исторические романы. Это давало ему во всей мере выражать свои политические взгляды. В 1880 году писатель создал трилогию, ее сюжет сложился из богатой событиями истории Польши. В романе под названием «Огнем и мечом» или же «Пан Володыевский», можно прочесть о сопротивлении польского народа и враждующего государства. Читатели приняли такие исторические романы просто на ура. Генрик Сенкевич хорошо как никто другой, передал в своих романах те события, которые происходили на то время.

Роман под названием «Камо грядеши?» (Quo vadis?) писатель издал в 1896 году. Именно этот роман принес Генрику Сенкевичу мировую славу, также благодаря ему, он стал почетным обладателем Нобелевской премии. Произведение получилось очень ярким и весьма эмоциональным, основывалось оно на истории Древнего Рима во время, когда правил Нерон. Генрику Сенкевичу в полной мере удалось реалистично описать быт и проблемы людей того времени. Критики отметили, что автор точно описал факты и детали происходящих тогда событий. Также оценили прекрасную композицию произведения и признали его самым лучшим литературным изображением Древнего Рима. В Польше, США и в Италии по этому роману сняли фильм.

В его романе «Крестоносцы», очень правдоподобно выражен характер выдуманных героев. В общем, можно сказать, что книга о чести, достоинстве и справедливости. В повести рассказывается о нелегкой, но в тоже время интересной судьбе польских рыцарей. Читатели романа, грустят, радуются и переживают вместе с героями книги. Вмести с историческими романами, автор творит еще и над современными романами. Один из них «Без догмата»  выпущенный  в 1890 году, он очень тронул своих читателей. В романе рассказывается о судьбе очень талантливого парня, который не сумел найти себя в жизни трагически из нее ушел. Из современного творчества можно еще упомянуть о романе под названием «Семья Поланецких» он был написан в 1894 году и о романе «Омуты» выпущен он был в 1910 году.

Произведений у Генрика Сенкевича было довольно таки много и все они огромными тиражами издавались в Польше. Его творения переводили на разные иностранные языки. Любили его произведения в России, в русских библиотеках запросто можно было найти его романы. Известные русские авторы и Чехов и Толстой и Горький очень уважали Сенкевича и его творчество. Они считали его произведения самыми лучшими в современности.

Можно сказать точно, что произведения Генрика Сенкевича повлияли на воспитание общественного сознания современников того времени. Качественно написанные романы Генрика Сенкевича вызывают большой интерес у читателей и в наше время. А сам писатель показал себя настоящим патриотом своей страны и своего народа.

Омуты

В газете «Глос варшавский» (1909 г.) Сенкевич опубликовал довольно неудачный политический роман «Омуты», в котором выразил беспокойство социалистическим движением в России и его возможными последствиями для Польши.

Самой популярной среди читателей всегда оставалась «Трилогия». Благодаря ней Сенкевич получил культовый статус. Люди обожали его, в 1900 году он получил от народа усадьбу в селе Обленгорек недалеко от города Кельце (сегодня там находится музей Сенкевича)

Интеллектуальные элиты не разделяли этот восторг, но боялись сильно критиковать писателя.  Правда, Болеслав Прус в 1884 году опубликовал в газете «Край» критические замечания насчет произведения «Огнем и мечом», но сделал это очень осторожно. Он признавал художественную ценность романа, однако сожалел, что по это книга не учит истории, и что Сенкевич описал начало и суть мятежа казаков иначе, чем это выглядело на самом деле.      

Настоящая дискуссия началась в 1903 году, когда Сенкевич в газете «Курьер театральный» негативно оценил литературу течения Молодой Польши, а в частности творчество Станислава Пшибышевского (хотя не упомянул его фамилию), сводя ее к «похоти и бездельничеству» (ранее, в 1899 году, Сенкевич навестил Пшибышевского, чтобы оценить его условия жизни, и присудил ему стипендию имени своей жены в размере 3600 крон). Ответ Пшибишевского в газете «Глос» был следующим:

Позитивисты и модернисты, несмотря на все различия между ними, нашли в оценке творчества Сенкевича нечто общее. Как написал Станислав Бжозовский, это было глубокое неверие в то, что мир глубок и сложен. По мнению позитивистов, Сенкевич не был в состоянии увидеть сложности социальных процессов, а по мнению представителей модернизма, не был чувствителен по отношению к метафизическому аспекту мира. Вывод был общий – он продвигает легкий оптимизм, лентяйство и духовную нищету. Ясным стало, что дискуссия о Сенкевиче является дискуссией не о литературе, а о национальной культуре и ее главных ценностях. Это был спор современного поляка с поляком-католиком, который олицетворяет устарелое дворянское мировоззрение. Суть спора быстро заметила редакция газеты «Глос», которая в статье «Общественный счет» (Społeczny obrachunek) заявила:

На «похоть и бездельничество» реагировал Станислав Бжозовский, который в статье «И всего этого жаль» («I smutek tego wszystkiego») выразил сожаление, что такой выдающийся писатель не понимает современной литературной жизни. Налковский ответил статьей «Лишняя боль»: Сенкевич никогда не понимал действительности, сути исторических процессов и общественных перемен. Он предпочитал ложную картину истории, мелкую религиозность и общественное лицемерие. Его кумиром в обществе является «последняя сволочь» Поланецкий. Таким образом Бжозовский почувсстовал одобрение для следующей атаки. Эту задачу он выполнил в следующих своих текстах: «Генрик Сенкевич и его значение в польской литературе», «Современный польский роман», «Легенда литературного течения Молодой Польши». Сенкевич олицетворяет уходящий мир, дворянскую культуру, которая уже давно является анахронизмом и никак не отвечает современности. Он сторонник непроизводственного, внеисторического и внесоциального класса и старается внушить читателям, что именно это является их духовной родиной.

Два определения, которые создал Бжозовский для оценки такого образа мира, вошли в бытовой язык: поланецизм и инфантильная Польша. Поланицизм, кстати, выводится, по его мнению, от старинной инфантильности польской шляхты:

Сегодня творчество Сенкевича уже не вызывает таких эмоций. Исторические романы воспринимаются как приключенческие. И хотя их популярность среди сегодняшнего поколения сильно снизилась, книги по-прежнему нарасхват в библиотеках, а на фильмы, снятые по романам писателя, выстраивается очередь зрителей. Но полемика между поляком-католиком с его моделью патриархальной семьи и поляком-европейцем, активным участником процесса цивилизационных перемен, не закончилась.       
Главное издание: «Произведения», ред. Юлиан Кшижановский , т. 1-60, Варшава 1948-55.

Сенкевич Юрий Александрович

4 марта 1937, Баян-Тумен (ныне Чойбалсан), Монголия — 25 сентября 2003, Москва, Российская Федерация. Путешественник, учёный-медик, телеведущий, продюсер. Кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы в отставке. В 1954 году окончил среднюю школу № 107 в Ленинграде. В 1960 году окончил Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова в Ленинграде и получил направление на работу начальником медицинского пункта войсковой части. В 1962 году переведён в Москву в Институт авиационной и космической медицины Министерства обороны СССР. В 1963 году откомандирован в Институт медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР, в котором Юрий Александрович прошёл путь от младшего научного сотрудника до начальника Учебно-тренировочного специализированного центра медико-биологической подготовки космонавтов, участвуя в подготовке и медицинском обеспечении пилотируемых космических полётов и полётов биоспутников (с животными на борту). В качестве врача-исследователя проходил подготовку для участия в космическом полёте. В 1966-1967 годах принимает участие в 12-й советской антарктической экспедиции на станцию «Восток». Одним из главных направлений научных исследований Юрия Александровича становится изучение поведения человека в экстремальных условиях. Материалы, собранные в этой экспедиции легли в основу кандидатской диссертации. В 1969 году по приглашению известного норвежского путешественника-исследователя Тура Хейердала совершает путешествие на папирусной лодке «Ра» (1969), а затем на «Ра-2» (1970). Позже, в 1977-1978 годах, последовала экспедиция в Индийском океане на «Тигрисе». Обе экспедиции явились весомыми научными событиями. В 1973-1982 годах — заведующий отделом научно-медицинской и технической информации в Институте медико-биологических проблем. В 1973 году — Сенкевич приглашён на Центральное телевидение в качестве ведущего передачи «Клуб кинопутешествий», впоследствии передача была занесена в книгу рекордов Гиннесса. В 1979 году принимает активное участие в медицинском обеспечении экспедиции к Северному полюсу. В 1980-1982 годах активно участвует в 1-й советской экспедиции на Эверест. Результатом исследований в области космической физиологии и психологии, изучения человека в экстремальных условиях стали более 60 научных работ. В 1997 году избран академиком Российской телевизионной академии, передача «Клуб путешественников» награждена высшей наградой Российского телевидения «ТЭФИ». Юрий Александрович Сенкевич — президент Ассоциации путешественников России, член Союза журналистов России, сопредседатель Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества. Похоронен 30 сентября в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).призы и наградыОрден «За заслуги перед Отечеством» IV степени Лауреат Государственной премии СССР — за исследования в Антарктиде Орден Дружбы народов (1979) Орден «Знак Почёта» (1982) Орден «Офицер династии Аллауитов» (Марокко) «Орден за заслуги» (Египет) медали Лауреат премии «Российский национальный Олимп» (2002).роли в кино1991 Люми :: ведущий телепередачи “Клуб кинопутешествий”1987 Остров погибших кораблей :: ведущий телепередачи “Клуб кинопутешествий”1986 Выше Радуги :: ведущий телепередачи “Клуб кинопутешествий”1985 Золотая рыбка (фильм-спектакль) :: ведущий телепередачи “Клуб кинопутешествий”1983 Послесловие :: ведущий телепередачи “Клуб кинопутешествий”участие в фильмах1982 Вершина (документальный)архивные кадры2005-2007 Как уходили кумиры (документальный)Сценарист1982 Вершина (документальный)

Рейтинг: 0.0

Клуб путешественников

Телевизионная карьера Юрия Сенкевича началась с гостевого участия в телепрограмме «Клуб путешественников», куда он был приглашен после успешного окончания путешествия «Ра-2». Молодой, талантливый, блестящий рассказчик Сенкевич произвел впечатление на публику. А потому после его выступления в редакцию пошел поток писем с предложениями сделать Сенкевича новым ведущим. Зрители писали, что им показался очень интересным рассказ Сенкевича, и вскоре Юрий Сенкевич стал ведущим «Клуба путешественников». А так как он не мог оставить свою научно-исследовательскую деятельность, то продолжал совмещать работу на телевидении и науку, работая в институте в качестве заведующего отделом научно-медицинской информации.

В 1977 году состоялось еще одно путешествие под началом Тур Хейердала уже на камышовом судне «Тигрис» через Индийский океан. Юрий Сенкевич не только получил весомый опыт путешественника и путевого корреспондента, благодаря собственным дневникам, но и обрел одного из лучших друзей до конца жизни.

В работе ведущего ему помогала феноменальная память. Во время работы Сенкевич брал сценарий, читал его один раз – и произносил по памяти все в прямом эфире. Кроме того, он обладал талантом рассказчика, и буквально «втаскивал» зрителя в кадр, чтобы тот мог почувствовать себя стоящим на горячем песке или на обжигающем ветру. Юрий Сенкевич пользовался огромной популярностью, его постоянно караулили у дома поклонницы, признавались ему в любви, просили автографы, дарили цветы. В месяц от телезрителей Сенкевичу приходило около двух тысяч писем, ему писали даже дети. Его супруга Ксения Николаевна Сенкевич позже рассказывала: «Муж очень любил нашу дачу. Когда возвращался откуда-то, прежде чем зайти в дом, садился в кресло на крыльце и сидел так минут десять-пятнадцать. Всегда с удовольствием рассказывал о своей работе, о путешествиях, и я с нетерпением ждала этих рассказов».

Однажды на праздничном ужине, устроенном рыцарями Мальтийского ордена в Нью-Джерси, Юрий Сенкевич познакомился с княгиней Юлией Юсуповой. Как вспоминал Юрий Александрович, ему впервые «случилось» есть из золотой посуды, поэтому так и хотелось «стянуть» какую-нибудь тарелочку или прибор, и унести незаметно с собой. Когда он в этом честно признался, княгиня рассмеялась, произнеся: «Эта черта в русских, неистребима».

Самый экзотический метод лечения, с которым пришлось столкнуться Юрию Сенкевичу, произошел в Непале: «Мне рассказали, что там есть один тибетский шаман, который умеет извлекать камни из почек… Мы решили это снять. Заплатили шаману деньги. Он вводил себя в транс, водил по мне какой-то трубочкой, а потом из нее выдул на тарелку камешек. Потом врачи сказали: «Это камень почечный. Обязательно проверьте почки». Проверил – ничего у меня нет и не было никогда. Откуда взял шаман этот камень, не знаю, но было забавно».

Программа «Клуб путешественников» попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самый долговременный телепроект. «Клуб путешественников» появилась в эфире более 2000 раз, Юрий Сенкевич посетил 125 стран мира, в качестве гостей в эфире побывали Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, Бернгард Гржимек, Гарун Тазиев, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Жак Майоль, Яцек Палкевич, Михаил Малахов, Федор Конюхов, Владимир Чуков и многие-многие другие путешественники и исследователи.

Жизнь Генрика Сенкевича

У Генрика были большие пристрастия к разнообразным путешествиям. Долгое время он проживал в Европе, часто бывал в Соединенных Штатах Америки, также Генрик посещал Африку. Так как он много и часто путешествовал, знакомился с разными народами и культурами у писателя рождались идеи и замыслы для своих новых творений. Генрик Сенкевич, за свою жизнь, имел три брака и двое ребятишек от первой жены. Такой богатый жизненный опыт также отразился на его творчестве, особенно в романах. Но больше всего, толчком к творчеству писателя, была его безграничная любовь к Родине. Он глубоко интересовался историческим прошлым своего народа. Именно это и повлияло на написание исторических романов, которые, несомненно, прославили Генрика Сенкевича.

Камо грядеши

Историческим романом, который принес писателю самый большой успех, то есть Нобелевскую премию по литературе (1905), стала книга «Камо грядеши» («Quo vadis»), публиковавшаяся в «Газете польской в 1895-96 гг. Сенкевич представил в ней Рим при цезаре Нероне со всей роскошью, сибаритством и высокой интеллектуальной культурой. В этом языческом мире в тайне рождается новый христианский мир. Главной героиней романа является Лигия – красивая христианская пленная, по происхождению славянка. Ее любит молодой Виниций. Он покоряет ее сердце только тогда, когда убеждается в моральной ценности религии и в ее последователях.      
Сенкевич, который хорошо знал как древнюю, так и современную литературу Рима, представил яркую детализированную картину двора цезаря, создал яркие  образы Нерона, поэта Петрония, философа Сенеки… Образы же ранних христиан получились довольно слабыми с художественной точки зрения. Однако именно христианские ценности позволили писателю получить Нобелевскую премию. Роман был переведен на более 40 языков, по его мотивам была создана опера (Жан Нуже, 1909 год), Феликс Нововейский написал ораторию, Ян Стыка – картину. Было сделано также несколько экранизаций.

Я буду ждать всю жизнь

Личная жизнь Сенкевича была такое же бурной, как и профессиональная. Его первой женой была Ирма Помчалова. Она была танцовщицей в ансамбле «Березка», а вторая жена – Ксения Михайлова по специальности была лингвистом, и долгое время работала старшим консультантом иностранной комиссии Союза театральных деятелей СССР, а затем преподавателем английского языка.

Со своей второй женой Юрий Сенкевич познакомился благодаря тому, что работал в одном институте с ее сестрой-близнецом Леной. Однажды Ксения по роду своей деятельности попала на обложку одного из выпусков американского журнала, посвященного советским женщинам. Лена принесла журнал на работу и начала показывать коллегам «свой портрет». Сотрудники недоумевали, каким образом она могла попасть на обложку журнала. Лена призналась им, что на снимке не она, а ее сестра-близнец. Юрий в это время был разведен и, увидев фото на обложке журнала, сказал: «Лена, я на твоей сестре женюсь». «Очень ты ей нужен!» — ответила Лена. Ксения была в то время замужем, и увиделась с Сенкевичем только через четыре года, а еще спустя год сестра передала ей маленькую посылку через Юрия, который отдал посылку и, уезжая, сказал: «Я буду ждать всю жизнь». Они увиделись вновь через год, а спустя еще год поженились и прожили вместе 33 года.

Скончался Юрий Александрович на своем рабочем месте 25 сентября 2003 года. Ксения Сенкевич рассказывала: «Дней за пять до смерти Юра подарил необыкновенно красивые георгины: оранжевые, розовые… и когда он выходил из машины, то произнес: «Вот тебе… последний букет!» У меня тогда екнуло сердце. Я спросила: «Почему последний? Больше букетов не будет?» Он пояснил: мол, бабушка, у которой его купил, сказала, что это последние цветы — вот-вот грянут заморозки, все погибнет. Георгины стояли после его смерти еще две недели… Все страхи в основном были связаны с дальними поездками Юрия. А в день, когда мужа не стало, он, как обычно, уехал на работу. Утро было чудесное: солнечное, теплое. Все случилось неожиданно

Еще в машине Юра почувствовал себя неважно. Но до работы добрался благополучно, поговорил по телефону с лечащим врачом-кардиологом, с сыном и с другом из Питера

Потом снова стало плохо. Приехала «скорая», пять раз заводили сердце, но спасти не удалось…

Всю жизнь у Юры здоровье было богатырское, даже голова никогда не болела. А лет за пять до смерти он стал буквально «рассыпаться». Болячки преследовали его одна за другой. Он перенес две операции на сердце, вслед за этим случилась жуткая авария в Танзании, в которой поломал несколько ребер и каким то чудом остался жив. Быть может, это был знак судьбы, что пора хотя бы немного сбавить темпы. Однако Юра запрещал говорить о своем здоровье, это сразу же выводило его из себя».

Позже врачи Центра экстренной медицинской помощи установили причину смерти Юрия Сенкевича – тромбоэмболия ветвей легочной артерии. Однако, профессор-кардиолог Александр Шилов, у которого Сенкевич наблюдался последние годы, считал, что это был третий инфаркт. Первый инфаркт Сенкевич получил, узнав печальную новость о смерти своего самого близкого друга Тура Хейердала, с которым у него были прекрасные и удивительные отношения. Тур говорил о Юре: «Я не знаю: то ли это мой младший брат, то ли старший сын». Сенкевич также не мог говорить о Хейердале иначе, как о замечательном человеке: «Когда я говорю о нем, у меня все получается в превосходной степени. Он действительно был превосходным человеком во всех отношениях. Мне приходилось бывать с ним практически во всех жизненных ситуациях. Вместе тонули и вместе выплывали. Помимо того что он был прекрасным ученым, он был очень вдумчивым и очень серьезным. Человеком, который длительное время занимался одним и тем же делом: практически всю свою долгую жизнь, он всегда принимал неординарные решения, решения необычные, и всегда выходил победителем, даже из самых сложных жизненных ситуаций».

P.S. В судьбе Юрия Сенкевича особым образом переплелись медицина, космонавтика, телевидение и многочисленные путешествия, без которых он и не представлял свою жизнь. Юрий Сенкевич также был очень талантливым публицистом, являлся автором около шестидесяти работ в области космической физиологии и психологии, изучения поведения человека в экстремальных условиях, книги мемуаров «Путешествие длиною в жизнь», «Их позвал горизонт», «На «Ра» через Атлантику».

Реклама на сайте

Читайте ещё на нашем сайте – Изольда Извицкая

Биография Генрика Сенкевича

Писатель Генрик Сенкевич был рожден 5 мая в 1846 году в деревне под названием Воля-Окшейск, которая находилась на польской территории, которая в то время входила в Российскую Империю. Родители Генрика были дворянами, у них во владении было несколько имений. К тому времени как парень начал учиться его семья разорилась. Всем большим семейством они переехали в город Варшава. В Варшаве Генрик учился в гимназии, а по окончанию учебы, он поступил в Императорский Варшавский университет на факультет истории и филологии. Когда парень был студентом, в свободное время он увлеченно занимался журналистикой, и это дало свои результаты, уже в 1869 году была опубликована его первая театральная рецензия. Карьеру журналиста, еще не известный тогда Генрик Сенкевич, начал в периодически выпускаемых изданиях еще в 1870 году. Талантливого писателя, заметили практически сразу, так как он отличался большим трудолюбием и полностью отдавался своему делу, прошло немного времени и Генрик Сенкевич, стал считаться самым лучшим журналистом в Варшаве.

В пустыне и пуще

Большую популярность получил опубликованный в газете «Курьер варшавски» в 1910-11 гг. молодежный роман «В пустыне и пуще». Сенкевич использовал в нем в том числе собственный опыт,  полученный во время путешествия по Африке. Сюжет разыгрывается в Судане во время восстания магометан против англичан. Сторонники Махди, лидеры восстания, похищают детей поляка и англичанина, работающих на строительстве Суэцкого канала – Стася Тарковского и Нель Роулайсон. Детям удается сбежать из плена, и они преодолевают большую часть континента, переживая многочисленные приключения. Стась борется с дикими животными, добывает пищу, спасает слона в ущелье, лечит Нель от тяжелой малярии. С ними путешествует собака Саба, спасенный слон и двое молодых африканцев – Кали и Мея. Дети, наконец, возвращаются к отцам, а храбрый Стась – польский патриот – выковывает на горе Килиминджаро слова польского гимна «Еще Польша не погибла».

Биография

ФИО:
Генрик Сенкевич

Жанр:
Классическая проза, Проза, Историческая проза

Генрик Сенкевич — польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905.

Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта. Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866-1870 учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 — Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в еженедельнике «Przegląd Tygodniowy» (1869). С 1873 — постоянный фельетонист «Gazeta Polska». С 1874 заведовал литературным отделом еженедельника «Niwa», с 1882 — редактор консервативной газеты «Słowo».

В 1881 женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 и оставившей ему двоих детей. В 1888 анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 женился на Марии Бабской.

Посетив США (1876-1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876-1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 — Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 — Египет, Занзибар, и проч.). В 1900, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленогорек в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (впоследствии — музей писателя).

С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Яна.

При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на 40 языков. Роман «Без догмата» высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector