Валентина Серова биография советской кинозвезды

Разлука с дочерью

Спустя 7 лет после появления дочери Симонов ушел от спивавшейся Серовой навсегда. Незадолго до этого сын актрисы Анатолий попал в колонию за кражу. Да и снимали Серову все меньше и меньше. Ко всем несчастьям артистки прибавилось еще одно – родная мать Валентины Васильевны вместе с Симоновым решили лишить ее родительских прав. Однако автор книги Валентина Серова: круг отчуждения» Наталия Пушнова пишет о том, что актрису «лишили родительских прав, но не по закону, а явочным порядком. Формально юридические права оставались на стороне Валентины  Васильевны».
Тем не менее даже такая мера была оправдана: Серова страдала алкоголизмом и бороться с недугом, казалось, не собиралась. Но дочь она все же любила. Когда бабушка забрала девочку к себе и не давала Валентине с ней видеться, артистка могла подолгу стоять под окнами материной квартиры в надежде хоть мельком увидеть Марию. Кроме того, Серова никогда не приходила к дочери с пустыми руками, а всегда приносила какие-нибудь гостинцы. Но Половикова-старшая категорически не желала, чтобы внучка встречалась с Валентиной.
Как рассказала изданию «Известия» сама Мария Симонова, Серовой удалось «завязать» на целых 2 года. Благодаря этому после очередного суда девочку все-таки вернули матери. По словам Марии, главную роль в том, что Серова хоть ненадолго одумалась, сыграл отец актрисы. Он уже не жил с Половиковой, но ему кто-то сообщил о том, в каком плачевном состоянии находится Валентина, и он сразу взялся ее лечить. Симонова уверенно заявляет, что если бы не дед, ее матери не стало бы гораздо раньше.

Адреса

Петербург
  • 7.01.1865 — 1871 — доходный дом, Большой проспект Васильевского острова, 40, кв. 21
  • 1883—1884 — мастерская М. А. Врубеля в доме К. К. Шульца, 10-я линия, 9
  • 1888 — лето 1889 года — Большая Итальянская улица, 11, кв. 6
  • начало XX века — имел дачу в посёлке Ино на берегу Финского залива.
Здесь жил и бывал Серов:
Годы Исторический адрес Современный адрес на 1990 год Современное состояние дома
1865—1871 В. О., 15-я линия, 8. Квартира А. Н. Серова Тот же сохранился
1880—1890 эпизодически Кирочная ул., 23. Квартира Я. М. Симоновича ул. Салтыкова-Щедрина, 23 сохранился
1880—1890 эпизодически Екатирингофский проспект, 135/137. Мастерская И. Е. Репина пр. Римского-Корсакова, 135, или пл. Репина, 3 сохранился
1880—1883 В. О., 3-я линия, 40. не сохранился
1883—1884 В. О., 10-я линия, 9. Мастерская М. А. Врубеля Тот же сохранился
1884—1885 В. О., Средний пр., 22, кв. 5. Дом лютеранской общины Средний пр. 18 сохранился
1888 Михайловская пл, 2. Квартира Ю. О. Грюнберга не сохранился
1888—1889 Михайловская пл., д. Жербина, кв. 9. (В. А. Серова) ул. Ракова, 11 сохранился
1890—1900 Университетская наб., 17. Квартира В. В. Матэ Тот же сохранился
1890 Финляндская ж.д., ст. Териоки. Дача В. В. Матэ Зеленогорск не установлен
1899—1900 Литейный пр., 45. Квартира С. П. Дягилева Тот же сохранился
1900—1905 Знаменская ул., 48. Квартира С. С. Боткина ул. Восстания, 43 сохранился
1905—1910 Потёмкинская ул., 9. Дом С. С. Боткина Тот же сохранился
1901—1911 Наб. р. Фонтанки, 11. Квартира С. П. Дягилева Тот же сохранился
1901—1911 Финляндская ж.д. ст. Териоки, дер. Ино. Дача В. А. Серова Зеленогорск, п.п. Смолячково — Приветнинское не сохранился
Москва
  • 1878 — Волхонка, д. 9
  • 1887 — Волхонка, д. Воейковой, кв. 7
  • нач. 1890 — Долгоруковская улица, д. И. Ф. Червенко
  • конец 1890 — Малый Гнездниковский переулок, д. Крумбюгель
  • 1893? — 1895 — Старопименовский переулок, д. кн. кудашевой
  • 1896—1898 — Малый Знаменский переулок, д. 3/5 (усадьба Вяземских-Долгоруковых)
  • 1900—1906 — Большой Знаменский переулок, д. бр. Улановых
  • 1906—1908 — Волхонка, д. Голофтеева, кв. 31
  • 1908—1911 — Ваганьковский переулок, д. 9 (Клюкина)

Примечания

  1. ↑ Find a Grave
  2. В 1905 году вышел из состава членов ИАХ.
  3. ↑ Серов Валентин Александрович // Большая советская энциклопедия:
  4. В одном из писем Серов писал о выставленных там картинах русских художников, что «вообще вещи присланы неважные», хотя в русском художественном отделе выставки экспонировалось 35 картин финляндских и русских художников, в том числе В. Е. Маковского, В. П. Верещагина, М. П. Боткина, А. Д. Кившенко, П. О. Ковалевского и других («Художественные новости». — СПб.. — 1885. — № 10. — С. 276, 277).
  5. Ныне плафон находится в Тульском областном художественном музее.
  6. В доме Драгомировых оба портрета — серовский и репинский — висели рядом.
  7. 16 января 1890 года Репин писал Серову: «Твой этюд я подарил им, т. к. мне показалось, что ты этого желал в глубине души. Только ты извини, Антон, я немножко рукав на локте, грудь и правый рукав и руку правую (левая прекрасно была) потрогал, в том же роде как было — не испортил»; а 29 января, отвечая на письмо Серова: «Это просто возмутительно, Антон! жалеешь своего этюда и упрекаешь Стыдись, Антон! Это слишком грубый упрек. Я его не заслужил… Ты меня ужасно разозлил!!!!!!»
  8. Портрет кузины Серова М. Я. Львовой (урожд. Симонович), был передан в дар парижскому музею Орсэ её сыном Андре Львовым.
  9. Шаляпин Ф. И. Маска и душа.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения 29 августа 2015.
  11. На выставке были представлены также «Девочка с персиками» и портрет С. М. Боткиной.
  12. Дача Серова была снесена при строительстве железной дороги к форту Ино.
  13. Вместо Остроухова в Совет был введён Н. П. Вишняков.
  14. Пояснительные надписи к картинам были упразднены в 1905 году, после выхода из Совета галереи Цветкова, Голицына и Вишнякова.
  15. 8 марта 1905 года на состоявшихся выборах Дума избрала Остроухова попечителем Третьяковской галереи. Одновременно Остроухов автоматически стал также председателем комиссии по приобретению в галерею художественных произведений, находившихся вне Москвы, с правом решающего голоса в случае разделения мнений.
  16. Выставка, состоявшаяся в Петербурге с 24 февраля по 26 марта 1906 года, стала последней, устроенной Дягилевым в России.
  17. После Парижа выставка проходила в Берлине и Венеции.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 марта 2015.
  19. .
  20. . rosgenea.ru. Дата обращения 31 августа 2019.
  21. . EG.RU. Дата обращения 31 августа 2019.
  22. Буклет администрации п.Смолячково. 2010 год
  23. Г. И. Чугунов. Валентин Серов в Петербурге. Л., 1990, с. 253—254. ISBN 5-289-00607-9
  24. Дом был построен в 1820-х годах на месте ликвидированной ещё в XVIII веке церкви Благовещения.

Ещё одна любовь

Жизнь Валентины Серовой вновь изменилась, когда её попросили выступить в госпитале перед раненными на войне. Тогда как раз в отдельной палате лежал Рокоссовский, будущий маршал, пострадавший в бою. Они познакомились, когда Серова вошла к нему с выступлением. В сердце актрисы вспыхнуло пламя новой любви, ради которой она готова была пожертвовать всем: работой в театре, мужем и совместно прожитым временем. Рокоссовский относился к этому несколько иначе. Его считали отъявленным ловеласом. На тот момент у него уже было три романа, поэтому четвёртый ему был ни к чему. Кроме того, этот человек был в законном браке и имел от него дочь, поэтому осознавал всю мимолётность этих отношений.

Занавес

Во второй половине жизни актрисы её преследуют несчастья и нищета. Отец Валентины умирает в 1966 году. Его она всегда вспоминала, как светлый лучик её жизни. Эта смерть заставляет актрису уйти в тяжёлый запой. Ещё одним ударом становится смерть Рокоссовского в 1968 году.

Последние годы жизни Валентина Серова проживает в нищете. Она продолжает пить, а деньги на алкоголь получает с проданных ею личных вещей, которые она ранее не решалась отдать. В этот период она общается с постановщиком на киностудии. Доверяя ему все свои секреты и даже читая записи из дневников, которые она некогда вела, она также делит с ним и спиртное.

Дочь у некогда блистающей женщины всё-таки отобрали. Она воспитывается у бабушки и редко видится с матерью. Валентина Серова очень быстро постарела от алкоголя, от горестей, которые принесла ей судьба и от того, что не смогла собраться с силами. В 1975 году актриса теряет своего сына. Незадолго до этого он желал возобновить свои отношения с матерью и приходил к ней с букетом цветов, однако был отвергнут. С порога его прогнал очередной собутыльник актрисы.

Толя умирает от алкоголизма, а вслед за ним уходит и сама женщина. Это происходит как раз через несколько дней после того, как Константин Симонов празднует свой юбилей… без единого упоминания о любви к бывшей жене.

Есть несколько версий гибели звезды. По одной из них, женщина в алкогольном опьянении упала, разбив себе затылок. Другая же версия говорит, будто смерть Валентины была насильственной. Какой-то пьяный забулдыга хвастался у пивной, будто убил женщину. Как бы то ни было, её нашли с окровавленным лицом в маленькой квартирке на полу. Гроб с телом женщины выставили в театре, чтобы все могли попрощаться. Мать Вали пришла в последний раз посмотреть на дочь, однако на кладбище провожать не стала: ушла из театра и долго бродила по Москве в слезах.

Осталось лишь имя – Валентина Серова. Фильмы напоминают о её громогласной славе и таком же ярком и одновременно тихом угасании. В 1973 году произошла последняя попытка женщины вернуть своё имя. Она сыграла в постановке “Дети Ванюшина”, где ей была отведена роль генеральши Кукарниковой. Игра в этой картине не возродила артистке былую славу и никак не повлияла на дальнейшую судьбу женщины. “Дети Ванюшина” не стали спасительной соломинкой.

Многие актрисы ведут себя слишком высокомерно, и кажется, что едва ли их можно увидеть на улицах обычного города, покупающих в магазине продукты или просто общающихся, говорящими с разными людьми без пафоса и обмана. Валентину Серову считали не такой как все и в то же самое время простой обычной женщиной. Её никогда не ассоциировали с теми актрисами, которые находятся на вершине Олимпа. Напротив, Валентину считали естественным от природы человеком, который способен принести чуточку тепла и радости людям, подарить немного счастья.

Актриса Валентина Серова стала примером для многих: она была простой и близкой, но в то же время всегда манила и привлекала. Мало кто знает, что Валентину Серову называли третьей блондинкой советского союза. Счастье дарить она умела, но своё найти так и не смогла. Возможно, для многих эта девушка, актриса, Заслуженная артистка Советского Союза, до сих пор осталась той тонкой девчонкой в тёмном платьице, которая поёт песню своим прекрасным голосом, той музой, которой посвящены самые грустные в мире слова: “Жди меня, и я вернусь, только очень жди…”

В фильмографии Валентины не так уж много картин, всего 11, но и их достаточно, чтобы понять, насколько талантлива была эта чудесная простая женщина и как трагична оказалась её судьба, предоставившая ей столько испытаний и слёз. Как бы то ни было, Валентина Серова не смогла стать той самой девушкой с характером.

Первые шаги

В возрасте 6 лет девочка с матерью переехала в Москву. Там же она и получила свою первую роль, которая послужила своеобразным толчком для зарождения мечты. В 8 лет Валентина Серова впервые вышла на сцену вместе со своей матерью, чтобы сыграть свою первую и неожиданную роль. Девочка была мальчишкой в постановке “Настанет время”, сыном главной героини, которую играла её мама Клавдия. Это было первым шагом к исполнению мечты. После своего необычного дебюта девочка буквально стала одержима сценой и делала всё, чтобы хоть как-то усовершенствовать свой талант. Она брала уроки актерского искусства у матери, а в 14 лет даже бросила школу и поступила в театральный техникум. Талант девушки был настолько очевиден, что уже после года обучения актриса Валентна Серова была приглашена на работу в Театр молодёжи. Там она проработала 17 лет.

Угасающая слава

В 1946 году Валентина Серова сыграла эпизодическую роль в фильме “Глинка”, которую вряд ли кто-нибудь мог назвать фурором. Однако за неё актрису удостоили звания “Заслуженная артистка РСФСР”, а также Сталинской премии. В этот период у Константина и Валентины было практически всё: они жили в большом доме с домработницами, гуляли по Парижу и были особенно яркими людьми. Это являлось поводом для сплетен и слухов. Злые языки твердили, будто чувства Симонова к жене уже не те, а сама актриса имеет другие романы. В 1946 году ей всего 27 лет, но это уже то время, когда у девушки появляются проблемы с алкоголем. Она часто стала менять место работы и пропускать репетиции. В театре у неё было мало доброжелателей. Несомненно, Валентина всё ещё играла в различных постановках. Но эти роли уже не гремели так на всю страну, как это было прежде. Зачастую они не были даже центральными и могли расцениваться, скорее, как подачки от режиссёров с барского плеча. Но это было в конце 1950-х.

Литература

  • Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз. (обл.)
  • Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Валентин Александрович Серов / Репин И. Е. Далёкое близкое. — Л.: «Художник РСФСР», 1986. — С. 327—348.
  • Поспелов Г. Г. В. А. Серов. Портреты артистов // Люди и судьбы. 20 век (Книга очерков / Гос. ин-т искусствознания). — М., БуксМарт, 2013. — С. 17—33. — ISBN 978-5-906190-10-9.
  • Léon Bakst, Serov et moi en Grèce, traduction et introduction d’Olga Medvedkova, préface de Véronique Schiltz, TriArtis Editions, 2015, 128 p., 24 illustrations (ISBN 978-2-916724-56-0)

Сломанная жизнь

Биография Валентины Серовой наполнена грустными и трагичными моментами. Неудачные отношения с мужем, отсутствие любви, несчастная судьба сына Анатолия, который пропадает то в тюрьме, то от алкоголя, — всё это заставляет артистку топить своё горе в стакане с вином. Как раз в этот период и заканчивается окончательно карьера артистки, которая живёт на те копейки, которые ей платят за мелкие роли, те самые подачки от режиссёров. Актриса осталась одна, от ролей осталось лишь имя, которое когда-то гремело на весь Союз – Валентина Серова. Личная жизнь женщины была выставлена на обозрение всей огромной страны.

Мать Валентины судилась с дочерью, желая отобрать у неё Машу, что приносило в жизнь прославленной артистки ещё больше горя. Рассказывая о жизни Валентины Серовой, Мария говорила, что спасти положение могла серьёзная работа или большая роль. Возможно, тогда женщина могла бы отвлечься от своих несчастий, уделяя больше времени творчеству. Однако всё было тщетно.

Муза

На своём жизненном пути актриса Валентина Серова встречала множество людей. Кто-то воспринимал её просто как талантливого человека, для других она была матерью, а третьи готовы были следовать за ней по пятам и сочиняли в её честь стихи и песни. В 1940 году Валентина повстречала поэта Константина Симонова. Знакомство их было романтичным и в то же время очевидным. Девушка произвела впечатление на этого человека во время своей великолепной игры в постановке по пьесе Максима Горького. После того как он впервые увидел её, Константин каждый день приходил посмотреть на игру талантливой девушки в течение нескольких недель. Его поведение было неизменным: он садился в первый ряд с букетом, а по окончании пьесы цветы вручались ей. У молодых людей завязалось знакомство, которое вскоре переросло в чувства. Однако узаконивать свои отношения Константин и Валентина не торопились: оба имели неудачный опыт супружества. Несколько лет влюблённые прожили гражданским браком. Валентина Серова стала не только женой для поэта, но и его музой, подругой жизни. В 1941 году он посвятил женщине пылкое и чуткое стихотворение “Жди меня”, а также написал сценарий к фильму о любви во времена войны, о долгой и преданной дружбе. Центральную роль в постановке этого фильма сыграла актриса Валентина Серова.

За отношениями драматурга и поэта Константина Симонова и актрисы Валентины Серовой следил весь Советский Союз. Знаменитая женщина не испытывала огромной любви к своему мужу. По словам её дочери, жизнь актрисы кардинально отличалась от её героинь. Она не умела ждать. Тем не менее период отношений с Константином Симоновым считается для артистки наиболее спокойным и счастливым.

Семья

  • Отец: Александр Николаевич Серов (1820—1871);
  • мать: Валентина Семёновна, урождённая Бергман (1846—1924);
  • отчим: Василий Иванович Немчинов (1851—1882);
    • брат: Александр Васильевич Немчинов (1876—1885)
    • сестра: Надежда Васильевна Жилинская (1879—1951), педагог и общественный деятель; у неё было четверо детей, в т.ч. Дмитрий Константинович – отец художника Жилинского
    • жена: Ольга Фёдоровна Трубникова (1865—1927), воспитанница Симоновичей
      • дочь: Ольга (1890—1946), в замужестве Хортик, имела дочь Ольгу Александровну Серову-Хортик (1916-1987)
      • сын: Александр (1892—1959, Бейрут), был женат на дочери московского ювелира Елизавете Фёдоровне Гетенко. Имел 5 детей
      • сын: Юрий (Георгий) (1894—1929, Париж)
      • сын: Михаил (1896—1938). Его сын Дмитрий был женат на актрисе Сусанне (Сюзанне) Серовой, дочери Павла Барто. Имел 2 дочерей
      • сын: Антон (1900—1942)
      • дочь: Наталья (1908—1950), в замужестве Горлова, жена художника Дмитрия Горлова.
  • тетка по матери: Аделаида Семёновна Симонович (1844—1933)
    • двоюродный племянник: Андре Львов (1902—1994), французский микробиолог и лауреат Нобелевской премии
    • двоюродная племянница: Мария Владимировна Фаворская (1887—1959), художница

Роковой 39-ый

1939 год стал для Валентины Серовой самым счастливым и самым трагичным одновременно. Именно тогда на советские экраны вышла картина Константина Юдина «Девушка с характером», которая и сделала 22-летнюю Серову знаменитой. Кстати, фамилию, под которой прославилась актриса, она, в девичестве Половикова, стала носить после замужества. Супруг Валентины Васильевны тоже был не последним человеком в стране

Отважного летчика, героя гражданской войны Анатолия Серова в 30-е годы знал каждый. Однако для артистки его титулы были не важны

Как вспоминала родная сестра Серова Агния, «любовь у них (Валентины и Анатолия) была безумная». Даже своего будущего ребенка беременная актриса планировала назвать именем мужа.
В роковом 1939 году Анатолий Серов–младший появился на свет. К сожалению, его отца в тому моменту уже не было в живых. Летчик трагически погиб во время обычного тренировочного полета в том же 39-ом. Как пишет в своей книге «Знаменитые козероги» известный биограф Федор Раззаков, Валентина «слегка выпивала» еще при Серове. Тот тоже редко отказывался от рюмки-другой спиртного, и нередко в состоянии алкогольного опьянения становился не совсем адекватным. Поэтому иногда артистка все же пыталась бороться с пристрастием супруга. Как-то раз она обнаружила заначку Анатолия, бутылку водки, и перепрятала ее. Так Серов гонялся за ней с топором, требуя вернуть «похищенное».

Лучшие картины Серова

«Девочка с персиками». На портрете изображена Веруша, одиннадцатилетняя дочь состоятельного промышленника и мецената Мамонтова. Картина была написана в 1887 году, когда самому Серову было двадцать два года.

«Девушка, освещенная солнцем». На нем изображена двоюродная сестра Марии Симонович, которая успела выслать полотно из Франции незадолго до своей смерти из Парижа в Третьяковскую галерею, где оно находится и по сей день.

Портрет, на котором изображен Иван Абрамович Морозов. Выполнен в стиле Матисса, чья картина виднеется на заднем плане.

«Похищение Европы». На создание данного шедевра Серова подтолкнуло предпринятое накануне путешествие на остров Крит, где он в сопровождении своих друзей близко познакомился с древнегреческой культурой и ее неповторимой мифологией.

Портрет Николая II, который Серов писал преимущественно по фотографиям. На сегодняшний день находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам царь высоко оценил таланты Валентина Серова, оказав материальную помощь семье художника после его внезапной смерти.

Портрет, на котором изображена Мария Акимова. На сегодняшний день полотно находится в Национальной галерее Армении.

Портрет Шаляпина, который был написан в 1905 году при помощи угля. Сам Шаляпин был большим другом семьи Серовых, и частенько захаживал к ним в гости.

Другие работы, которые также считаются знаменательными в творчестве Серова

  • Портрет, на котором изображен художник Константин Коровин.
  • Портрет Исаака Ильича Левитана.
  • Картина коронации Императора Николая II.
  • Портрет Иды Львовны Рубинштейн.
  • Портрет, на котором изображен четырехлетний сын мецената и магната Мика Морозов.
  • Картина, которая называется «Дети» (на ней изображены юные Юрий и Александр Серовы, сыновья Валентина Александровича).
  • Полотно под названием «Петр I», написанное художником в 1907 году.
  • Портрет княгини Орловой.
  • Портрет Ильи Репина.
  • «Баба с лошадью».
  • Картина «Солдатушки», написанная Серовым на основании трагических исторических событий, известных как «Кровавое воскресенье».
  • «Стог сена».
  • Картина, на которой изображено окончание Куликовской битвы.
  • «Открытое окно».
  • Серия работ, написанных художником во время пребывания в Домотканово («Октябрь», «Заросший пруд» и другие). В картине «Заросший пруд» Валентин Александрович показывает свои выдающиеся способности живописца, создав глубокое произведение, на котором природа описывается в первозданном виде с минимумом лишних эффектов.
  • Портрет, на котором изображен великий князь Павел Александрович.
  • Портрет Елены Рерих, написанный в 1909 году.

Своеобразной визитной карточкой автора является написанный им автопортрет, раскрывающий особенности характера и поведения Валентина Александровича перед искушенным зрителем. Работы Серова оказали огромное влияние как на его современников, так и на развитие русской и мировой культуры.

Чудовищная русская привычка

Несмотря на подобные сцены, которые происходили в семье Серовых, Валентина Васильевна не смогла оправиться от потери супруга до конца своих дней. Поговаривали, что замуж за известного поэта и писателя Константина Симонова актриса вышла только для того, чтобы заглушить боль прежней утраты. Но каковы бы ни были мотивы самой Серовой, Симонов испытывал настоящие чувства к артистке. Более того Валентина его вдохновляла

Например, стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» он написал, обращаясь именно к ней.
Однако, несмотря на такое внимание со стороны Симонова, злоупотреблять алкоголем Серова не прекратила. Напротив, с каждым годом привычка только усугублялась и крепла

Конечно, замечал это и Константин Михайлович. Так в книге Виталия Вульфа «Серебряный шар. Преодоление себя. Драмы за сценой» приведен отрывок из письма Симонова Серовой, датируемого еще 1948 годом: «У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…». Не спасла положение даже дочь Мария, которая родилась в 50-ом.

Выставки

  • 1914 — Москва. Санкт-Петербург. Посмертная выставка произведений Серова.
  • 1985 — Тверь. Выставка произведений В. А. Серова и художников его окружения по усадьбе Домотканово.
  • 1991 — Москва. Государственная Третьяковская галерея.
  • 2001 — Санкт-Петербург. Российская Академия художеств. Выставка, приуроченная к 135-летию со дня рождения Серова.
  • 2004 — Москва. Художественная галерея «Дом Нащокина». Выставка картин Серова, приуроченная к 140-летию со дня его рождения. Экспонировались произведения Серова из Государственной Третьяковской галереи и ряда провинциальных музеев.
  • 2005 — Санкт-Петербург. Русский музей. Графика. В экспозиции также впервые был представлен занавес к балету «Шахерезада», исполненный автором в 1911 году из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
  • 2015 (05 марта—08 июня) — Санкт-Петербург. Русский музей. Выставка «Серов не портретист», приуроченная к 150-летию со дня рождения. Серов был представлен как исторический живописец, жанрист, пейзажист; было представлено около 250 произведений живописи, графики, скульптуры из коллекции Русского музея, а также из собраний других музеев России; впервые представлена картина «Хождение Христа по водам» (1890), выполненная Серовым совместно с Константином Коровиным для приходской церкви Костромской мануфактуры П. М. Третьякова и В. Д. Коншина.

Портрет Ф. И. Шаляпина на почтовой марке СССР (), посвященной 100-летию со дня рождения художника Серова.

2015 (7 октября — 29 января 2016) — Москва. Государственная Третьяковская галерея. Ретроспективная моновыставка, приуроченная к 150-летнему юбилею Серова. Представлены около 200 произведений живописи и графики из 35 музеев и собраний России и зарубежья. Выставка стала самой посещаемой в истории музеев СССР и России; на 29 января 2016 года её посетили около 485 тысяч человек: «Это абсолютно рекордная цифра в истории Третьяковской галереи и выставок русского искусства за последние 50 лет».

Что мешало вернуться

Режиссёры не решались давать роли угасшей звезде. Она проводила больше времени в больницах, изнуряя себя лечением от алкоголизма. Кроме того, теперь у неё была плохая репутация, а сама Валентина Серова была окружена сплетнями и слухами. После развода женщина оказалась в коммунальной квартире вместе с сыном-алкоголиком. Дочка Маша воспитывалась у бабушки. Ещё одной причиной, по которой Валя не могла вернуться на сцену, было то, что Константину Симонову было противно видеть образ своей бывшей жены на сцене и в газетах. Поддаваясь слепому чувству отвращения, он изымает все посвящения ей в своих стихах, кроме одного – “Жди меня…”.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector