Ван Гог. С любовью, Винсент 2017 смотреть онлайн

Примечания

  1. . Дата обращения 24 апреля 2012.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 октября 2011.
  3.  (англ.) John Rewald, Studies in Post-Impressionism, The Posthumous Fate of Vincent van Gogh 1890—1970,pp. 244—254, published by Harry N. Abrams 1986, ISBN 0-8109-1632-0
  4. Dorn, Roland, Leeman, Fred & alt. Vincent van Gogh and Early Modern Art, 1890—1914 (exh. cat). Essen & Amsterdam, 1990. ISBN 3-923641-33-8 (на английском) ISBN 3-923641-31-1 (на немецком) ISBN 90-6630-247-X (на голландском)
  5.  (англ.) Rewald, John. «The posthumous fate of Vincent van Gogh 1890—1970». Museumjournaal, August-September 1970. Republished in Rewald (1986), 248
  6.  (нид.) . De Canon van Nederland. Foundation entoen.nu (2007).
  7. . Дата обращения 24 апреля 2012.
  8.  (англ.) Schama, Simon. «Wheatfield with Crows». Simon Schama’s Power of Art, 2006. Documentary, from 59:20
  9.  (англ.) Farr, Dennis; Peppiatt, Michael; Yard, Sally. Francis Bacon: A Retrospective. Harry N Abrams, 1999. 112. ISBN 0-8109-2925-2
  10.  (англ.) . Royal Academy of Arts.
  11.  (исп.). Дата обращения 15 июля 2012.
  12.  (англ.). Дата обращения 15 июля 2012.
  13.  (англ.). Дата обращения 16 июля 2012.
  14. ↑ . Дата обращения 16 июля 2012.

Из Антверпена в Париж

В Антверпен Ван Гог прибыл после драматических событий – проживая в провинции Дрент, где художник увлёкся крестьянской темой («Ткач», «Крестьянин за работой» и др.), однако, местный пастор запретил жителям позировать странноватому юноше, а вскоре вовсе потребовал его высылки. На новом месте Винсент стал посещать уроки в Академии художеств и совершенствоваться, особенно в области написания людей. Хотя сегодня художник воспринимается как гениальный пейзажист и мастер натюрморта, сам Ван Гог всегда повторял, что он специалист по человеческим фигурам.
В этом же городке была создана единственная картина, созданная по классическим традиционным канонам – «Едоки картофеля», поражающая своей эмоциональностью и скрытыми смыслами.

В 1886 году художник по совету брата приезжает в Париж – Тео, торгующий картинами и антиквариатом, стремится сразу же вовлечь Винсента в творческую богему. Живописец знакомится с Тулуз-Лотреком, Дега, Писсарро, Гогеном, открыв для себя волшебный мир импрессионистской эстетики. Примкнув к почти своим единомышленникам, Ван Гог представляет свои картины на оппозиционных выставках, но работы его, к великому расстройству мастера, покупателей своих не находят.

От негатива, Ван Гог вновь убегает в искусство – изучает теорию цветов Дега, постигает нюансы восточных фресок, интересуется различными стилями и направлениями. Мастер работал так много, что всего за год создал более 230 работ, среди которых «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе»,  экспрессивная серия «Башмаки», «Хлебное поле с маком и жаворонком», «Автопортрет в серой фетровой шляпе» и др.

Именно этот период творчества стал определяющим для формирования стиля художника, с характерной для него изогнутой линией, насыщенным сочным цветом, мелкими мазками и упрощённой формой при передаче атмосферных и световых нюансов.

Наследие

Признание и продажи картин

Художник на пути в Тараскон, август 1888 года, Винсент Ван Гог на дороге у Монмажура, холст, масло, 48×44 см, бывший музей Магдебурга; предполагается, что картина погибла в огне во время Второй мировой войны

Распространено ошибочное утверждение, что при жизни Ван Гога была продана только одна его картина — «Красные виноградники в Арле». Данное полотно лишь было первым, проданным за существенную сумму (на брюссельской выставке «Группы двадцати» в конце 1889 года; цена за картину составила 400 франков). Сохранились документы о прижизненной продаже 14 работ художника, начиная с 1882 года (о чём Винсент написал брату Тео: «Первая овечка прошла через мост»), и в реальности сделок должно было произойти больше.

После первой выставки картин в конце 1880-х годов известность Ван Гога постоянно росла среди коллег, искусствоведов, дилеров и коллекционеров. После его смерти мемориальные выставки были организованы в Брюсселе, Париже, Гааге и Антверпене. В начале XX столетия состоялись ретроспективы в Париже (1901 и 1905) и Амстердаме (1905) и значимые групповые выставки в Кёльне (1912), Нью-Йорке (1913) и Берлине (1914). Это оказало заметное влияние на последующие поколения художников. К середине XX века Винсент Ван Гог рассматривается как один из величайших и самых узнаваемых художников в истории. В 2007 году группа голландских историков составила «Канон голландской истории» для преподавания в школах, в котором Ван Гог был помещён в качестве одной из пятидесяти тем, наряду с другими национальными символами, такими как Рембрандт и художественная группа «Стиль».

Наряду с творениями Пабло Пикассо работы Ван Гога являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире, согласно оценкам с аукционов и частных продаж. В число проданных за более чем 100 миллионов (в эквиваленте 2011 года) входят: «Портрет доктора Гаше», «Портрет почтальона Жозефа Рулена» и «Ирисы». Картина «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году за 57 млн долларов, невероятно высокую цену в то время, а его «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» был продан в частном порядке в конце 1990-х годов. По оценкам, цена продажи составила 80—90 миллионов долларов. Картина Ван Гога «Портрет доктора Гаше» была продана на аукционе за 82,5 млн долларов. «Вспаханное поле и пахарь» ушла с аукциона в Нью-Йоркском аукционном доме Christie’s за 81,3 млн долларов.

Влияние

В своём последнем письме к Тео Винсент признался, что, поскольку у него не было детей, то он рассматривает свои картины как потомство. Размышляя над этим, историк Саймон Шама пришёл к выводу, что он «действительно имел ребёнка — экспрессионизм, и много-много наследников». Шама упоминает широкий круг художников, которые адаптировали элементы стиля Ван Гога, в их числе — Виллем де Кунинг, Говард Ходжкин и Джексон Поллок. Фовисты расширили область применения цвета и свободу в его использовании, так же как и немецкие экспрессионисты из группы «Die Brücke» и другие ранние модернисты. Абстрактный экспрессионизм 1940-х и 1950-х годов рассматривается как частично вдохновлённый широкими, жестикуляционными мазками Ван Гога. Вот что говорит искусствовед Сью Хаббард о выставке «Винсент Ван Гог и Экспрессионизм»:

В 1957 году ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909—1992) на основе репродукции картины Ван Гога «Художник на пути в Тараскон», оригинал которой был уничтожен во время Второй мировой войны, написал серию своих произведений. Бэкон был вдохновлён не только самим изображением, которое он описал как «навязчивое», но и самим Ван Гогом, которого Бэкон расценивал как «отчуждённого лишнего человека» — положение, резонировавшее с настроением Бэкона.

Памятник Ван Гогу в Нюэнене.

В дальнейшем ирландский художник отождествил себя с теориями Ван Гога в искусстве и процитировал строки из письма Ван Гога к брату Тео: «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

С октября 2009 по январь 2010 года в музее Винсента Ван Гога в Амстердаме состоялась выставка, посвящённая письмам художника, затем, с конца января по апрель 2010 года, выставка переехала в Королевскую академию художеств Лондона.

Биография, история жизни Винсента Ван Гога

Всемирно известный западноевропейский художник своими современниками ценился не слишком высоко. Оценить по достоинству его талант сумели лишь спустя столетия, написанные им произведения лишь относительно недавно стали неотъемлемой частью коллекций живописи самых знаменитых музеев и галерей.Детство и юностьБудущий первопроходец искусства модерна появился на свет в конце 30.03.1853 года в семье протестантского пастора. По материнской линии Винсент был внуком известного переплетчика и продавца книг из Гааги, но свое имя получил в честь деда по отцовской линии. Будучи вторым ребенком, он был старшим, поскольку первенец умер вскоре после своего рождения.По воспоминаниям родных, он отличался «странными манерами», а именно своенравием, упрямством и занудством, что нередко становилось причиной конфликтов и следовавших за этим наказаний со стороны родителей. Удивительной чертой характера Винсента было то, что в общении не с родственниками он показывал себя как добродушный, предупредительный, дружелюбный и скромный ребенок.В 7-летнем возрасте его отдали в деревенскую школу, но проучился он в ней всего лишь год. До осени 1864 года он и его сестра Анна получали начальное образование дома, а затем родители отправили его в школу-интернат, располагавшуюся в нескольких десятках километрах от дома. Это решение было принято против его воли и причинило ему настолько много страданий, что он регулярно вспоминал об этом моменте своей жизни, будучи взрослым. Через два года Винсент переехал в другой интернат, располагавшийся в Тилбурге. Там он освоил три языка, а также получил начальные навыки в живописи. Среди прочих предметов там преподавали рисование. Сказать то, что он получал удовольствие от образовательного процесса, было нельзя. Весной 1868 года, не дождавшись окончания учебного года, он покидает интернат и возвращается домой.Путь к живописиЛетом 1869 года Винсент занялся торговлей живописью, устроившись в Гааге в компанию своего дяди. В течение нескольких лет он добился более чем хороших результатов, поскольку в 1873 году его перевели на Туманный Альбион. И на протяжении всего этого времени он имел контакт с различными произведениями изобразительного искусства, благодаря чему будущий художник начал отлично разбираться в живописи. Карьера дилера пошла на спад в августе того же года из-за разочарований в личной жизни. Отсутствие должного интереса к работе привела к тому, что Винсента перевели в Париж, где он провел около трех месяцев, к концу 1874 года вернувшись снова в Лондон. В мае следующего года он снова уехал во французскую столицу, где большинство свободного времени было посвящено посещениям выставок живописи. Это привело к тому, что Винсент начал рисовать, и постепенно хобби превратилось в основной вид деятельности, чему в немалой степени способствовало увольнение из компании своего дяди весной 1876 года, несмотря на родственные связи.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карьера художникаЛичная жизнь
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Сыну Валерии четверть века

Сати рассказала об отношениях с родителями

Юля Савичева спрашивает мнение фанатов о своем новом клипе

Лена Темникова назвала дочку счастьем

Мот вспомнил университетские законы

Владимир Соловьев страдает от бессонницы

Харламова загипнотизировала собака

Мот о личном, о публичном и о связи этих двух сфер

Тимати о хип-хопе и возрасте

Полина Гагарина снова в «Голосе»

Сати Казанова рассказала об Италии, музеях и муже

Сергей Безруков наслаждается солнцем и вспоминает Есенина

Непризнанный

В целом положение Винсента Ван Гога было уникальным. Он работал художником на договоре у артдилера, который был одной из ключевых фигур рынка «светлой живописи». И этим артдилером был его брат. О таком положении считающий каждый франк неприкаянный бродяга Гоген, например, мог только мечтать. Ко всему прочему Винсент не был простой марионеткой в руках бизнесмена Тео. Не был он и бессребреником, не желавшим продавать профанам свои картины, которые он даром раздавал «родственным душам», как писал Мейер-Грефе. Ван Гог, как и всякий нормальный человек, желал признания не у далеких потомков, а при жизни. Признания, важным знаком которого для него являлись деньги. И будучи сам в прошлом торговцем искусством, он знал, как этого добиваться.

Одна из главных тем его писем к Тео отнюдь не богоискательство, а рассуждения о том, что надо делать, чтобы выгодно сбыть картины, и какая живопись быстрее найдет путь к сердцу покупателя. Для продвижения на рынке он вывел безупречную формулу: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса». Чтобы наглядно показать, как будут «смотреться» картины постимпрессионистов в буржуазном интерьере, Ван Гог сам в 1887 году устроил две выставки в кафе «Тамбурин» и ресторане «Ла Форш» в Париже и даже продал с них несколько работ. Позже легенда обыграла этот факт как акт отчаяния художника, которого никто не хотел пускать на нормальные выставки.

А между тем он постоянный участник выставок в Салоне независимых и Свободном театре — самых модных местах парижских интеллектуалов того времени. Его картины выставляют артдилеры Арсен Портье, Джордж Томас, Пьер Мартин и Танги. Великий Сезанн получил возможность показать свое творчество на персональной выставке только в возрасте 56 лет, после почти четырех десятилетий каторжного труда. Тогда как работы Винсента, художника с шестилетним стажем, можно было увидеть в любое время на «квартирной выставке» Тео, где перебывала вся художественная элита столицы мира искусства — Парижа.

Реальный Ван Гог меньше всего похож на отшельника из легенды. Он — свой в среде передовых художников эпохи, самое убедительное свидетельство чему — несколько портретов голландца, написанных Тулуз-Лотреком, Русселем, Бернаром. Люсьен Писсарро изобразил его беседующим с самым влиятельным художественным критиком тех лет Фенелоном. Камилю Писсарро Ван Гог запомнился тем, что не стеснялся остановить нужного ему человека на улице и прямо у стенки какого-нибудь дома показывать свои картины. Представить в такой ситуации настоящего отшельника Сезанна просто невозможно.

Легенда прочно утвердила представление о непризнанности Ван Гога, о том, что при жизни была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», которая сейчас висит в московском Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. На самом деле продажа этого полотна с выставки в Брюсселе в 1890 году за 400 франков была прорывом Ван Гога в мир серьезных цен. Он продавался ничуть не хуже своих современников Сера или Гогена. По документам известно, что у художника купили четырнадцать работ. Первым это сделал друг семьи голландский артдилер Терстиг в феврале 1882 года, и Винсент написал Тео: «Первая овечка прошла через мост». В реальности продаж было больше, об остальных просто не сохранилось точных свидетельств.

Что касается непризнанности, то начиная с 1888 года известные критики Гюстав Кан и Феликс Фенелон в обзорах выставок «независимых», как называли тогда авангардистов, выделяют свежие и яркие работы Ван Гога. Критик Октав Мирбо посоветовал Родену купить его картины. Они были в коллекции такого взыскательного ценителя, как Эдгар Дега. Еще при жизни Винсент прочитал в газете «Меркюр де Франс», что он великий художник, наследник Рембрандта и Халса. Это написал в своей статье, целиком посвященной творчеству «удивительного голландца», восходящая звезда «новой критики» Анри Орье. Он намеревался создать биографию Ван Гога, но, к сожалению, умер от туберкулеза вскоре после смерти самого художника.

Комната в гостинице супругов Раву, где Винсент проживал в 1890 году и где скончался 29 июля того же года Винсент Ван Гог.

Знаменитые картины Ван Гога

Голландского постимпрессиониста Винсента Ван Гога считают одним из величайших художников всех времен. Его работы отличаются своей грубой красотой, эмоциональной честностью и смелым использованием цвета. Подход мастера к созданию картин и его творчество в целом оказали глубокое влияние на современников и будущие поколения художников.

Скульптура Ван Гога в Сан-Реми

Едоки картофеля

Это первая крупная работа Ван Гога. В ней он хотел изобразить крестьян настолько реалистично, насколько это возможно. Мастер сознательно выбрал в качестве натурщиков простых и грубых людей, которые, кажется, приступили к трапезе, не помыв руки после возделывания земли. В своих письмах сестре мастер признается, что считает данную картину своим лучшим произведением.

Цветки миндаля

Картина «Цветки миндаля» была создана Винсентом в честь дня рождения своего племянника, к которому художник был сильно привязан. Своей сестре он писал: «Ребенок всегда с большим интересом смотрит на картины дяди Винсента». Ван Гог был поклонником японского искусства, в частности укиё-э. Влияние этих направлений можно видеть и в этой работе.

Пшеничное поле с кипарисами

«Пшеничное поле с кипарисами» — это название трех работ художника, которые очень похожи по своему содержанию. Сам автор рассматривал первую версию работы как один из своих лучших пейзажей, позднее он создал еще две аналогичные работы.

Спальня в Арле

Как и в случае с пшеничными полями, картина «Спальня в Арле» существует в трех различных версиях. Они различаются фотографиями на правой стене. Миниатюрные картины изображают автопортрет художника и его друзей. На картине запечатлена спальня художника в Арле (Франция), в его «Желтом доме».

Автопортрет с перевязанным ухом

Ван Гог многим известен своими автопортретами: за всю свою жизнь он создал более тридцати таких работ. Данный портрет изображает художника после инцидента с другим известным мастером, Полем Гогеном, в результате которого Винсент отрезал часть своего уха бритвой, а затем раненный живописец отправился в бордель. Тема с раненым ухом дважды фигурирует в автопортретах этого живописца. Стоит отметить, что положение повязки на левом ухе свидетельствует о том, что Ван Гог использовал зеркало в процессе создания работы.

Терраса кафе

«Ночная терраса кафе» — первая картина, в которой художник изображает звездное небо. По-прежнему можно посетить кофе в Пляс-дю-форум и увидеть сцену, изображенную художником. Данное произведение является одним из самых анализируемых картин Винсента. Существую теории о том, что это инновационное изображение сюжета Тайной вечери.

Кафе, изображенное Ван Гогом.

Портрет доктора Гаше

Поль-Фердинанд Гаше был врачом, лечившим Ван Гога в последние месяцы его жизни. Одна из двух версий полотна была продана на открытом аукционе в 1990-ом году за 82 миллиона долларов, что делает ее одной из самых дорогих когда-либо проданных картин.

Ирисы

Написанная за год до смерти картина упоминалась автором как «громоотвод для моей болезни». Винсент считал эту работу своим спасением от безумия. В сентябре 1987 года «Ирисы» были проданы на 53 миллиона долларов, что также причисляет картину к числу самых дорогих работ.

Подсолнухи

Ван Гог считается одним из лучших мастеров натюрморта, и серия «Подсолнухи» служит этому ярким подтверждением. Известные произведения изображают естественную красоту и яркость цветов.

Звездная ночь

Вид из санатория в Сен-Реми-де-Прованс вдохновил Ван Гога на создание своего знаменитого шедевра, демонстрирующего интерес художника к астрономии. Демонстрируемая ясная ночь является одним из величайших произведений за всю историю западного искусства.

править См. также

  • Дали
  • Леонардо да Винчи

Ван Гог — творец! А ты просто завидуешь.

Виды художеств ASCII-арт • TrustoCorp • Веб-комикс • Вкладыши • Граффити (Лайт-граффити) • Дадаизм • Комиксы • Лубок • Манга (Манка) • Оэкаки • Пафос • Поп-арт • Постмодернизм • Современное искусство • Сюрреализм • Тоталитарное искусство
Художники Manami • Mariyumi • Алина 666 • Арт-группа «Война» • Бидструп • Босх • Бэнкси • Вальехо • Ван Гог • Васильев • Гигер • Гитлер • Глазунов • Гуревич • да Винчи • Дали • Заштопик • Копейкин • Корнелла • Кузьмичёв • Кукрыниксы • Линч • Лобанов • Ложкин • Лубнин • Люмбрикус • Мангака-кун • Митьки • Павленский • Пахом • Подервянский • Сафронов • Синкай • Стальфельт • Степаныч • Сухих • Ушацъ • Хасигути • Хейдиз • Художник-кун (Drawhore) • Церетели • Шевченко • Эшер
Шедевры Bayeux Tapestry • The Hands Resist Him • Winged Doom • Американская готика • Витрувианский человек • Джоконда • Иван Грозный убивает своего сына • Крик • Масленица • Собаки, играющие в покер • Сотворение Адама • Тайная вечеря • Чёрный квадрат
Плакаты Keep calm • Дядя Сэм • Советские плакаты (Не болтай! • Нет! • Окна РОСТА • Родина-мать • Ты записался добровольцем?)
Весёлыекартинки Berserk • Breakout • Cyanide and Happiness • Deadpool • Electric retard • Far Side • Hokuto no Ken • Homestuck • Lenore, the Cute Little Dead Girl • Mai-chan’s Daily Life • Mega Milk • NichtLustig • Overconfident Alcoholic • Polandball • Sinfest • Staredad • The Boondocks • Transmetropolitan • V for Vendetta • X grab my Y • X-Men • Xkcd • Бобёр-извращенец • Бэтмен • Вонни • Гарфилд • Джокер • Дорохедоро • Заяц ПЦ • Ива-а-н! • Каратель • ‎Медведь и шлюха • ‎Мистер Вигглз • Неми • Ньорон • Петрович • Полный пока • Хеталия • Человек Грызлов • Человек-паук

Ван Гог — поциент человека в белом халате

Мета  Больница • Вестник ЗОЖ • Дурдом • Скорая помощь
Терминология  Клятва Гиппократа • Клиническая смерть • Когнитивный диссонанс • Комплексы • Латынь • Разрыв шаблона • Священная корова • Синдром • Сонный паралич • Средняя температура по больнице • Стволовые клетки • Эффект Манделы • Юношеский максимализм
Представители профессии  Врачи-убийцы • Доктор • Медик • Патологоанатом • Психолог • Стоматолог • Чумной докторSilvy • Булгаков • Горин • Лектер • Лем • Лукьяненко • Менгеле • Онищенко • Райх • Соковня • Фрейд • Хагенс • Хаус • Че Гевара • Шаов • Юнг
Великие шаманы  Бронников • Грабовой • Жданов • Кашпировский • Малахов • Молодильное яблоко • Мулдашев • Попов • Слюсарчук • Хилеры • Чумак • Шахиджанян
Пациенты  Биша Муда • Ван Гог • Грета Тунберг • Василевский • Вербицкий • Гамаз • Евсюков • Киркоров • Коэльо • Летов • Лобанов • Лукашенко • Новодворская • Ревякин • Рыжий Тарзан • Стомахин • Тимати • Хармс • Хасигути • Чумазик • Фомин • Ющенко
Болезни  Акне • Анорексия • Белая горячка • Венерические болезни • Депрессия (Кризис среднего возраста) • Дисбактериоз • Импотенция • Инфекции • Наркомания • Ожирение • Пандемия • Паразиты человека • Паранойя • Рак / Рак мозга • СДВ • Свиной грипп • СПИД • Синдром Туретта • Фимоз • Шизофазия • Шизофрения
Вымышленные болезни  Бокланопоцтит • Кровь из носа • Лурчанка • Недоёб • Одержимость • Опухание гондураса • ПГМ • Педоистерия • Преждевременная эякуляция • Пиздецома • Рукожопие • Синдром вахтёра • Синдром навязчивой мелодии • Синдром французского борделя • Словесный понос • СПГС • Спермотоксикоз • Троллефобия • Фаллический редукционизм • Фаллометрия в интернете • ФГМ • ЧСВ
Панацеи  Аборт • Антипсихиатрия • БАДы • Баклофен • Бессмертие • В морг • Вазелин • Вдоль • Волшебная таблетка (Таблэтка) • Галоперидол • Гипноз • Гомеопатия • Диета • Звёздочка • Иммуномодулятор • Йога • Карательная проктология • Карательная психиатрия • КЛБ • Когнитивная психология • Лоботомия • НЛП • Обрезание • Осознанные сновидения • Психокульт • Пиздюль • Презерватив • Прививки • Секс (Оргазм) • Синтон • Сок Нони • Укол в голову • Финский армейский тест • Фуфломицины • Холотропное дыхание • Эвтаназия

править Интересные факты

  • Праправнучатый племянник художника Теодор ван Гог, заигравшийся с правдивыми фильмами о мусульманах, был цинично выпилен фанатиком-исламистом в 2004 году
  • Засветился в одной из серий этого вашего Доктора Кто, где помог Доктору выпилить неведому зверушку, отбившуюся от своей инопланетной стаи.
  • О другом случае самокалеченья Ван Гога: в молодости художник, домогаясь расположения одной тян, сунул руку в огонь на глазах её отца, который, впрочем, быстро прервал это мазохистское упражнение целебными пиздюлями, мало кто знает. (спойлер: )
  • Вопреки распространенному мнению, Ван Гог при жизни продал куда больше, чем одну картину, просто особых денег они ему не принесли — публика их не понимала и считала хуитой.

Тео-провидец

Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.

Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.

Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.

Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.

О кривизне прототипа

Настоящий Винсент Ван Гог имел мало общего с «Винсентом» Мейер-Грефе. Начать с того, что он окончил престижную частную гимназию, свободно говорил и писал на трех языках, много читал, чем заслужил в художественных парижских кругах кличку Спиноза. За Ван Гогом стояла большая семья, которая никогда не оставляла его без поддержки, хотя и была не в восторге от его экспериментов. Его дед был известнейшим переплетчиком старинных манускриптов, работавшим для нескольких европейских дворов, трое из его дядей успешно торговали искусством, а один был адмиралом и начальником порта в Антверпене, в его доме он жил, когда учился в этом городе. Реальный Ван Гог был довольно трезвым и прагматичным человеком.

Например, одним из центральных «богоискательских» эпизодов легенды с «хождением в народ» стал факт, что в 1879 году Ван Гог был проповедником в бельгийском шахтерском районе Боринаж. Чего только не насочиняли Мейер-Грефе и его последователи! Тут и «разрыв со средой» и «стремление пострадать вместе с убогими и нищими». Объясняется же все просто. Винсент решил пойти по стопам отца и стать священником. Для того чтобы получить сан, необходимо было пять лет учиться в семинарии. Или — пройти ускоренный курс за три года в евангельской школе по упрощенной программе, да еще бесплатно. Предварял все это обязательный полугодичный «стаж» миссионерства в глубинке. Вот Ван Гог и отправился к шахтерам. Конечно, он был гуманистом, старался помочь этим людям, но сближаться с ними и не думал, всегда оставаясь представителем среднего класса. Отбыв положенный срок в Боринаже, Ван Гог решил поступать в евангельскую школу, и тут оказалось, что правила изменились и голландцам вроде него, в отличие от фламандцев, надо платить за обучение. После этого обиженный «миссионер» оставил религию и решил стать художником.

И этот выбор тоже не случаен. Ван Гог являлся профессиональным торговцем искусством — артдилером в крупнейшей фирме «Гупиль». Партнером в ней был его дядя Винсент, в честь которого и назвали юного голландца. Он ему покровительствовал. «Гупиль» играл ведущую в Европе роль в торговле старыми мастерами и солидной современной академической живописью, но не боялся продавать и «умеренных новаторов» вроде барбизонцев. За 7 лет Ван Гог сделал карьеру в непростом, основанном на семейных традициях антикварном бизнесе. Из амстердамского филиала он перебрался сначала в Гаагу, потом в Лондон и, наконец, в штаб-квартиру фирмы в Париже. За эти годы племянник совладельца «Гупиля» прошел серьезную школу, изучил основные европейские музеи и многие закрытые частные собрания, стал настоящим экспертом в живописи не только Рембрандта и малых голландцев, но и французов — от Энгра до Делакруа. «Находясь в окружении картин, — писал он, — я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью». Его кумиром был французский художник Жан Франсуа Милле, прославившийся в то время своими «крестьянскими» полотнами, которые «Гупиль» сбывал по ценам в десятки тысяч франков.

Брат художника Теодор Ван Гог

Туда новоиспеченного художника уговорил в 1886 году уехать его младший брат Теодор. Этот бывший на подъеме успешный артдилер сыграл ключевую роль в судьбе мастера. Тео посоветовал Винсенту бросить «крестьянскую» живопись, объяснив, что это уже «паханое поле». И, кроме того, «черные картины» вроде «Едоков картофеля» во все времена продавалась хуже, чем светлое и радостное искусство. Другое дело — буквально созданная для успеха «светлая живопись» импрессионистов: сплошное солнце и праздник. Публика рано или поздно ее обязательно оценит.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector