6 стадий развития навыков у человека. Узнай себя в статье

Виды умений, формируемых в обучении

Усвоение какого-либо учебного предмета означает последовательное освоение системы умений: когнитивных, предметных,профессиональных.

Формирование и развитие когнитивных умений при обучении дисциплине

Общепознавательные цели обучения связаны с усвоением в основном трех групп т.н. когнитивных (познавательных) умений (а, желательно, навыков), не являющихся предметно специфическими: базовых, методологических, общих.

Эти приемы необходимо формировать и тренировать на разном предметном материале при изучении различных дисциплин, т.к. именно они определяют «умение учиться».

Базовые умения. Базовые умения имеют самый общий смысл и определяются человеческой природой обучаемого, они определяют когнитивные (познавательные) способности обучаемого, например:

концентрировать внимание;

воспринимать;

осмысливать;

запоминать;

вспоминать;

сопоставлять и противопоставлять факты и явления;

сравнивать новое с ранее известным;

использовать приемы мышления (логику, индукцию и дедукцию);

строить модели;

систематизировать и классифицировать;

структурировать;

проводить мысленный эксперимент;

интерполировать и экстраполировать.

Соответственно, например, умение мыслить логически предполагает наличие следующих умений:

идеализировать;

сравнивать;

анализировать;

обобщать;

абстрагироваться;

конкретизировать.

В свою очередь, каждое из перечисленных умений, можно разложить на еще более простые умения. Например, умение обобщать состоит из умений:

сопоставлять анализируемые понятия;

выделять в каждом из понятий общие признаки и называть их;

объединять понятия по этим признакам.

Методологические умения. Методологические умения определяют подход к познанию, например:

выделять в объекте предмет изучения;

выявлять причину и следствие;

учитывать количественную и качественную стороны явления;

выявлять и разрешать противоречия;

видеть частное в общем;

формулировать цель деятельности;

выбирать соответствующие средства, способы и методы для достижения поставленной цели;

отделять существенное от несущественного;

выявлять проявление общих закономерностей;

критически относиться к достигнутым результатам;

преобразовывать и перегруппировывать изучаемый материал.

Общие умения. Общие умения выполняют организационные, обеспечивающие и исполняющие функции:

планировать и организовывать как свою деятельность в целом, так и отдельные действия;

осуществлять самоконтроль;

находить информацию по оглавлению, справочнику и словарю;

накапливать и систематизировать знания;

выражать свои мысли словами;

владеть языком символов;

писать грамотно;

формулировать нестандартные вопросы;

организовывать собственную мыслительную деятельность;

выражать оценочные суждения;

искать и исправлять свои ошибки;

делать выводы;

При обучении любой дисциплине должны формироваться ряд основных, взаимосвязанных видов предметных умений, среди которых:

манипулировать знаниями – воспроизведение, интерпретация и т.п.;

решать типовые задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения);

решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине;

применять когнитивные умения при решении задач.

Перечисленные умения следует планировать и формировать в каждом курсе обучения по любой дисциплине.

Формирование умения решать сначала типовые, а затем практические задачи всегда было и будет важнейшей целью любого профессионального обучения. Без этого невозможна ни подготовка к профессиональной деятельности, ни решение творческих задач.

Профессиональные умения – оптимальное решение профессиональных задач, требующих применения знаний и умений из различных дисциплин.

Умения, которыми должен обладать специалист, характеризуются иерархичностью, т.е. имеют ряд уровней – конечных и промежуточных. По отношению к конечным задачам решения всех остальных задач и обучение умениям их решать являются промежуточными.

Сначала осуществляют задание конечных умений специалистов, затем задают умения промежуточных уровней. Результатом этих процедур является система умений, которая должна быть реализована с помощью обучения. Успешное осуществление данной процедуры предполагает наличие общих типологий задач, их классификаций по разным основаниям, из которых затем по определенным критериям выбираются и задаются задачи и способы их решения применительно к обучению.

Этапы формирования навыков

Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:

Этап первый. Его можно смело охарактеризовать как предварительный. Здесь формируется так называемая программа навыка, отдельные элементы расчленяются на компоненты, осуществляются ориентировочные, тестовые действия. Также этот этап отличается большим количеством информации о действиях. А по мере выполнения тестовых действий из этой информации сознание отбирает только ту, что помогает правильно их выполнять.

Этап второй. Он является аналитическим. Элементы основного действия пока еще выполняются обособленно. Мозг анализирует силу, длительность, величину и другие параметры выполнения элементов. Кроме того, формируются и отдельные действия (к примеру, между органами управления и приборами). После этого появляется возможность осуществления действия в чередовании

Тут наблюдается очень узкий объем восприятия, и если в процессе тренировки (освоения навыка) присутствуют какие-то сторонние раздражители, внимание человека просто их не воспринимает.

Этап третий. Лучше всего для него подходит характеристика – синтетический

Самостоятельные элементы целостного действия формируются в единое образование и составляют одно сенсорное поле. Выполнение действия на данном этапе регулируется обобщенным образом, состоящим из последовательности, взаимосвязи и иерархии его отдельных элементов.

Этап четвертый. Это этап автоматизации, т.к. здесь устраняются все лишние элементы действия (при выполнении физического действия устраняется избыточное мышечное напряжение). Внимание человека смещается с процесса выполнения действия на результат. Все это связано с тем, что контроль действия переходит от зрения к кинестезии и осязанию. Именно на этом этапе человек получает возможность контроля темпа выполняемых действий; формируется индивидуальный ритм.

А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:

Если по какой-то причине человек в деятельности, связанной освоенным навыком, берет перерыв, навык может деавтоматизироваться, т.е. «забыться». Но это не так страшно, как может показаться, ведь после небольшого времени дополнительных тренировок он довольно быстро восстанавливается.

Нельзя забывать, что основным и самым важным условием формирования любого навыка является многократное повторение действия, и не имеет значения, чего это касается: умения водить автомобиль, делать «вертушку» ногами, быстро читать или решать сложные задачи. Посредством многократных повторений действия переходят на новый уровень, теряют сознательную направленность, становятся автоматизированными и превращаются в навыки.

Это основная информация, которую необходимо знать о развитии навыков, чтобы уловить саму суть механизма этого процесса. Далее мы хотим перейти к конкретным рекомендациям, но советуем вам дополнительно почитать наши статьи «Как быстро развивать новые навыки», «Развитие интеллекта» и «Развитие мышления», в которых вы тоже найдете немало полезного на эту тему.

Навыкам

В разделе Другое на вопрос какие бывают навыки? заданный автором Ёамвел Андриасян лучший ответ это Навыки (полезные, ПРАКТИЧЕСКИЕ) бывают самые разные, например:профессиональные, трудовые, организаторские, военные, спортивные, лидерские, ораторские, навыки самодисциплины и многие другие.Профессиональные навыки — это знания и умения, которые необходимы кандидату для работы на той или иной должности. Резюме без этого пункта — все равно что роман без кульминации.А многие кадровики в первую очередь читают именно «кульминацию» . Поэтому если подать проф. навыки правильно, путь к новой работе может стать короче.В психологии различают и другое.Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслитель­ные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды де­ятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в про­странстве и т. д. Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятель­ности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д

Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам рас­пределения и концентрации внимания, наблюдения. Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чув­ствительности

И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности.Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении в школе формируются в соз­нательных упражнениях. Классический пример сенсорных навыков — обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи.Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений.Упраж­няясь в решении примеров, школьник развивает навык группи­ровки на основе восприятия и воображения. Например, он на­чинает видеть общие множители, которые можно вынести за скобки. Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки по­ведения лежат в основе привычных форм поведения.Например, ребенка учат сдерживать ‘себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя) . Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться. навыки правильного поведения.(НАВЫКИ).

Приемы деятельности

Любая деятельность может быть представлена как взаимодействие двигательных
актов, регулирования, контроля.

Определение. Приемы деятельности – способы исполнения контроля и регулирования.

К основным приемам деятельности относят навыки, привычки, умения.

1. Навыки. Важнейшим приемом деятельности является навык.

Определение. Навык — автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки образуются на основе упражнений, многократных повторений действий. В
результате происходит количественное и качественное преобразование действий.
Произвольные действия превращаются в непроизвольные, автоматизированные.

Различают несколько видов навыков: перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Перцептивный навык — это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик
хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи,
достижения цели.

Двигательный навык — автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с
целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Формирование навыков может осуществляться двумя методами:

1) методом “проб и ошибок”;

2) через систему сознательных процедур.

Метод “проб и ошибок” малоэффективен, поскольку он
требует длительного времени на освоение навыка и не гарантирует его
надежного закрепления. Высокоэффективной считается выработка навыка через
систему сознательных процедур.

Метод сознательных процедур основывается на понимании. В
выработке навыка по этой методике осуществляются четыре этапа:

1) предварительное ознакомление, осмысливание действий, которые выполняются некачественно;

2) подготовительный этап, на котором действие совершается сознательно, но неумело;

3) стандартизирующий этап, на котором происходит частичная автоматизация действий;

4) варьирующий (ситуативный) этап, который характеризуется свободным выполнением действия в разных условиях
в автоматическом режиме.

2. Привычка. Близкой навыку по механизмам формирования и характеру
осуществления является привычка.

Определение. Привычка — это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.

Привычка, как и навык, формируется путем многократного повторения, но
отличается от него. Навык — это возможность выполнения действия, которое в
себе не содержит стимуляции к данному действию. Привычка же предполагает
побуждение производить данное действие.

3. Умение. Навык и привычка тесно связаны с умением.

Определение. Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умение — основа мастерства. В отличие от привычки, оно создает возможность
выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившейся
ситуации.

Далее:4. Виды деятельности Вверх:Тема 9. Деятельность Назад:2. Структура деятельности

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Немного об умениях и навыках

Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.

Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.

Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его максимально осознанно, сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.

Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что навык – это усовершенствованная форма умения. Если, к примеру, ребенок учится читать, изначально ему трудно «делать» слова из отдельных букв, и на освоение этого умения уходит масса сил и времени. Но взрослый человек в процессе чтения считывает буквы и слова автоматически, контролируя только смысловой аспект.

Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.

Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.

Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.

Информационных систем

Навыки – это автоматизированные умения.

Учение

 

страница 14/41
Дата 18.01.2019
Размер 0.77 Mb.
Тип Учебное пособие

 

…           14         …

  • Навигация по данной странице:
Навыки – это автоматизированные умения.
Учение – это собственная активность учащихся по выполнению какой-либо последовательности действий, ведущих к усвоению им знаний, умений и навыков.
Усвоение – процесс и результат учения.
Преподавание – процесс, выполняемый учителем по управлению учением учащегося.
Обучение – совокупный процесс преподавания и учения, совершаемый в одно и тоже время.
Воспитание – частный случай процесса обучения, направленного на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками жизни в человеческом мире.
Образование – совокупный процесс и результат обучения и воспитания.Структуру любой педагогической системы (античной, буржуазной, средневековой, социалистической) можно представить в виде схемы (см. рис.1)

Рис. 1. Педагогическая система
Дидактическая задача включает в себя понятия о том, какие учащиеся, каковы промежуточные и итоговые цели образования, какие науки надо изучать (содержание обучения) и в какой мере, чтобы обеспечить достижение целей.
Педагогическая технология – это совокупность технологии обучения (оптимальная – в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами сил средств), проектируемых условий и непосредственно педагогического потенциала образовательного учреждения.
Дидактический процесс – подразделяется на воспитательный процесс и процесс обучения.

ПС определяется ценностными ориентирами конкретного общества, которыми задаются цели формирования личности. Смена целей должна повлечь за собой смену ПС.

ПС эффективна в том случае, если четко сформулированы требования к конечному продукту – выпускнику учебного заведения

Каталог: bitstream -> 123456789 -> Правила авиатопливообеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации123456789 -> Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, образцы решения задач, планы практиче-ских занятий123456789 -> Пути повышения эффективности тушения пожаров на азс123456789 -> Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь123456789 -> В. М. Лившиц с горками и академией связаны судьбой123456789 -> Федеральное государственное123456789 -> Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста123456789 -> Московский государственный
Поделитесь с Вашими друзьями:

…           14         …

Похожие

Рабочая программа учебной дисциплины проектирование автоматизированных информационных системКурс «Проектирование автоматизированных информационных систем» направлен на изучение современных методов и средств проектирования… Направление подготовки 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных системКафедры: информатики и программирования, математического моделирования вычислительных комплексов и информационных систем
Методика изучения информационных систем и реляционных субд на основе метода проектовЦелью данного курса является не только изучение конкретной субд,но и освоении идеологии информационной модели,баз данных,их типов,функций,способов… Методические рекомендации проверка расходов на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов города МосквыИнформационная основа проверки расходов на организацию и обеспечение эксплуатации информационных систем и ресурсов города Москвы…
Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «технология радиоэлектронных средств и моделирование технологических систем»Перспективы развития методов и средств моделирования систем в свете новых информационных технологий Программа научно-исследовательского семинара «Методы анализа надежности информационных систем» для направления 080500. 62 «Бизнес-информатика»Программа научно-исследовательского семинара «Методы анализа надежности информационных систем»
Правила составления и рассмотрения технических заданий на создание или развитие информационных систем государственных органов Общие положенияЗакона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации» (далее Закон) и устанавливают порядок составления и рассмотрения… Темы курсовых работ по учебной дисциплине «Базы данных»Сравнительный анализ традиционных файловых систем и информационных систем, использующих базы данных
Проектирование информационных систем Методические рекомендации по использованию свободного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая критерии определения государственных информационных систем, приПравительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской…

Опасность автоматичности

Автоматизмы составляют 90% от всех действий человека! И навыков среди них огромное количество.

Навыки лежат в основе любого умения и мастерства. Человек становится профессионалом в каком либо деле, продвигаясь от простых действий к сложным, передавая на бессознательный уровень все новые и новые этапы освоения более совершенных действий. Развивая навыки, человек способен достичь вершин мастерства и совершенства, стать виртуозом в своем деле.

Но, как всегда, не обойтись и без обратной стороны медали. Если 90% действий человека это привычные, выполняемые без усилий разума и яркого эмоционального реагирования, поведенческие акты, тогда чем человек отличается от механического устройства? Лишь десятью процентами креативных поступков, разумных мыслей, волнующих чувств?

В какой-то определенный момент жизни, когда в принципе все необходимые жизненные навыки сформированы (научился сидеть, ходить, говорить, окончил школу, институт, освоился на работе), человек начинает жить по инерции, выживает в основном за счет ранее наработанных механических(!) действий.

Автоматичность жизни чревата отсутствием радости, новизны, красоты. Отсутствуют они в жизни «автоматизированного» человека не потому, что их нет в природе, а потому что сам человек становится не способным их замечать!

Человек, которому все надоело и приелось, это человек, отказавшийся видеть новое, учиться чему-то новому, делать привычное непривычным образом. Современный человек настолько автоматичен, что ему приедаются даже самые ценные, прекрасные и удивительные вещи на Земле.

А еще многие люди пассивно относятся к своей жизни (если не сказать – ленивы), поэтому не хотят и не видят необходимости вносить разнообразие в ее ход, узнавать и учиться новому, развиваться и совершенствоваться.

Особенно опасны автоматизмы внутренние, такие как навыки эмоционального реагирования или привычного мышления.

Когда человек привыкает реагировать одной и той же эмоцией на определенное действие другого человека и когда спектр эмоций в принципе сужается до одной-трех, теряется ценность и значимость процесса переживания эмоций и чувствительность, человек становится либо слишком обидчивым/агрессивным/тревожным и так далее, либо же вовсе бездушным.

Когда же индивид перестает думать и размышлять на уровне сознания, начинает мыслить шаблонами и поглощать без критической оценки тонны информации, он умственно деградирует, превращается даже не в робота, а скорее в безвольного и не мечтающего о свободе, раба.

Не следует позволять автоматизмам мышления управлять собой, чтобы не попасть в добровольное рабство своих или, что еще опаснее, чужих идей.

Не нужно останавливаться в развитии навыков, умений и собственной личности, в познании себя и мира! Никогда не поздно учиться и открывать для себя жизнь заново! В мире столько еще интересного и непознанного!

На сколько процентов из 100 автоматизированной/однообразной/скучной представляется Вам ваша жизнь?

Ждем Вашей оценки

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector