Украинская культура — история России

История и культура украинского народа

Люби Украину, как солнце, люби,
Как ветер, как воды, как травы,
В минуты невзгоды ты с нею скорби
И радуйся в час ее славы!..

Люби Украину, трудом и мечтой
С вишневою будь Украиной,
С красой ее новой и вечно живой,
Язык ее славь соловьиный.

Она в этих звездах, и в вербах она
В биении сердца живого…

                           Владимир Сосюра   

Украинцы – cамоназвание українець (муж.), українка (жен.), украинцї (мн.). Названия украинцев в языках некоторых соседних народов: украинец, малоросс, хохол.Украинцы – основное население Республики Украина (столица – г. Киев).

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, на Украине (бывшая Украинская ССР) проживало 37.419.053 украинца.

В Российской Федерации, по данным переписи населения 2002 года, проживали 2.942,961 украинец (10,6% от общего населения). По численности они занимали третье место после русских и татар.

В Удмуртской Республике проживало 11.526 украинцев (0,7% от общего населения).

Существуют следующие этнографические группы с родным украинским языком (по материалам переписи 1989 года): буковинцы (Черновицкая область Украины); верховинцы (Львовская и Закарпатская области Украины); гуцулы (Закарпатская, Ивано-Франковская и Черновицкая области Украины); гайналы (Закарпатская область Украины); казаки (Краснодарский край России); бойки, лемки (Львовская, Закарпатская области Украины, Польша, Словакия).

Украинский язык относится к восточнославянской ветви славянской языковой семьи. Существуют три основных наречия украинского языка: юго-восточное (средне-поднепровские, слобожанские и степные говоры); юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские и карпатские говоры); северное (левобережные, правобережные и волынско-полесские говоры). Письменность с XIV века на основе кириллицы.

Верующие украинцы – в большинстве православные, часть в западных регионах – греко-католики.
Украинский этнос сформировался на основе единой древнерусской народности, в его формировании принимали участие несколько восточнославянских племен, в том числе поляне, древляне, волыняне, северяне, уличи, тиверцы.

Украинская народность складывалась на территории Киевского, Переяславского, Чернигово-Северского и Галицко-Волынского княжеств. В середине XIV века галицкие земли были захвачены польским королем Казимиром и стали провинцией Великого Литовского княжества.

В 1362 году образовалось новое Киевское княжество, в состав которого вошли старые переяславские земли и смежные районы черниговских земель; оно было подчинено Литве. Однако на Украине, главным образом в ее западной части, постепенно усиливалось польское влияние.

После Люблинского сейма 1569 года Польша отобрала у Великого Литовского княжества почти все украинские земли.

За пределами зависящей от Польши территории оставались только Закарпатская Украина (Угорская Русь), Буковина, Берестейское воеводство и старая Черниговская земля, ставшая с 1503 года владением Московского государства.

Во время польского господства на Украине (прежде всего во Львове) началось движение за национальное и культурное возрождение; в этом движении большую роль также играл конфессиональный фактор. В 1596 году Украинская церковь разделилась на православную и униатскую (принявшую католические догматы и подчинившуюся папе).

Православное духовенство, дворянство и мещанство, стремившиеся сохранить свою веру и самостоятельность, обратились за помощью к новой социальной силе – украинскому казачеству. В XVI–XVII веках происходит процесс консолидации украинского народа, сопровождаемый восстаниями казаков в Польше.

Значительная часть православных украинцев спасается бегством в пределы Московского государства. В XVII веке пограничная с Москвой территория (по современному административному делению – Харьковская и частично Луганская, Сумская, Курская, Воронежская, Белгородская области) заселяется украинскими переселенцами.

Эти земли получили название Слободской Украины (от казацких слобод – т. е. поселений свободных, не закрепощенных, имевших льготы жителей; кроме украинцев здесь были русские служилые люди, беглые крестьяне и холопы).

При гетмане Богдане Хмельницком (1654) Украина воссоединилась с Россией, однако после Андрусовского мира (1667) была разделена между Польшей (Правобережная Украина) и Россией (Левобережная Украина). Население Правобережной Украины оказалось вновь под гнетом Польши и было втянуто также в войны с Турцией.

Центр казачества переместился в Левобережную Украину. Московское государство оказывало давление на Украину, препятствуя усилению ее самостоятельности. При Петре I и, в особенности, при Екатерине II власть гетманов была ликвидирована, что означало конец политической роли казацкой аристократии.

В 90-е годы XVIII века в состав России вошла и Правобережная Украина, а в первой половине XIX века – придунайские украинские земли. Украинская Галиция была присоединена к Австрии (1772), как позже и Буковина – северная часть Молдавии со значительным украинским населением.

XIX век отмечен движением украинцев за восстановление утраченной автономии, за возрождение культуры и языка.

После Октябрьской революции 1917 года Центральной Радой была провозглашена Украинская народная республика (20 ноября 1917 года); затем была образована Украинская ССР (25 декабря 1917 года), с конца 1922 года вошедшая в СССР. В 1939 году в состав УССР вошла Западная Украина, в 1940 году – Северная Буковина и часть Бессарабии, в 1945 году – Закарпатье. С 1991 года Украина – суверенная республика в составе СНГ.

Этноним украинцы – территориальное обозначение и происходит от названия Украина. В свою очередь название Украина связано по смыслу со словами край, окраина. Впервые слово Украина встречается в Ипатьевской летописи под 1187 годом.

В значении окраинная территория Украина упоминается в летописях в связи с Волынской землей (например, в Ипатьевской летописи под 1189 годом: «ко ОукраинЂ Галичьской»).

Это собственное имя образовано из нарицательного – древнерусская оукраина (пограничная местность).

Действительно, Украина Галичская – область Волынского княжества, пограничного с Польшей. Украиной также назывались юго-западные окраины Московского государства (украина за Окою), пограничные земли Пскова. Украйна Терская – диалектное название южного побережья Кольского полуострова; в архангельских говорах украй – с краю, на берегу, украйной – крайний.

Украиной довольно рано (с конца XII века) стали называть окраинные территории Переяславских и Киевских земель; позже это наименование распространилось на все земли, называвшиеся Малороссией. Среди украинских исследователей бытует, кроме того, мнение, что название Украина (укр.

Україна, Вкраїна) не означает окраина, пограничье, а, скорее, связано со словом край в значении земля, область, страна, район (укр. край, країна). Устаревшее наименование украинцев малороссы – также территориальное: от слова Малороссия или более древнего Малая Русь.

Малая Русь – это метрополия, исторический центр Древнерусского государства (в отличие от Великой Руси, т. е. колонии, расширенной территории). Понятие Малая Русь возникло при церковно-территориальном и политическом дроблении Руси в начале XIV века: оно стало применяться с 1305 года к Галицкой митрополии и одновременно к Галицкой Руси.

Соответственно за оставшейся после выделения юго-западной Руси частью территории сохранилось название Великой Руси. Таким образом, противопоставление Великой и Малой Руси носило первоначально политический, а не этнографический характер.

Украинские поселения формировались в зависимости от различных естественно-географических и этнических условий. Особенности заселения оказывали непосредственное влияние на формирование типов поселений и их планировочной структуры.

Для большинства степных и лесостепных районов характерны многодворные поселения – села, деревни, поселки, в казачьих войсках – станицы и хутора.

Малодворные и однодворные поселения – хутора, выселки, урочища, заимки – видимо, исторически были наиболее ранними поселениями, нередко временными, сезонными.

Традиционная планировка украинского дома – двух- и трехраздельная.

Двухкамерный дом состоял из хаты и неотапливаемых сеней (сiни, сiнцi); в трехкамерном доме сенями соединились две хаты либо хата и холодная комора.

Многокомнатные дома с усложненной планировкой были характерны для поселений городского типа, крупных украинских слобод с развитой промысловой деятельностью и для казачьих станиц.

В заднем углу хаты стояла духовая печь (вapicта пiч), широко известная как русская печь с устьем, повернутым к боковой длинной стене дома.

По диагонали от печи – передний угол (покут), где висели иконы и стоял обеденный стол: вдоль фасадной и боковой стен – укрепленные в стены лавки (лави), напротив устья печи ближе к двери – кухонная половина.

Духовую печь, а иногда покут и переднюю стену расписывали (квiтчали) разноцветной глиной, синькой, красками, передний угол украшали рушниками, искусственными и живыми цветами, колосьями ржи и пшеницы.

Украинская народная одежда в XIX – начале XX века представляла собой сложный комплекс, состоявший из рубахи, поясной, нагрудной, верхней одежды, головного убора, обуви и украшений.

Основу мужского и женского традиционного костюма составляла длинная рубаха (сорочка) из домотканого полотна, позднее – из фабричных тканей, служившая еще и в начале XX века нательной и одновременно выходной одеждой.

Женскую рубаху шили с длинными рукавами, с прямоугольными вставками на плечах (поликами), пришитыми по утку или по основе.

Праздничной одеждой повсюду была плахта, скроенная из двух длинных полотнищ домотканой яркой клетчатой шерсти, сшитых между собой до половины; перегнутые поперек, они укреплялись на талии поясом; спереди щель между полотнищами закрывалась запаской, выполнявшей роль передника. Богато орнаментированные тканые геометрические узоры из розеток, ромбов, звезд, стилизованных цветов украшались вышивкой из цветного гаруса и шелковых нитей. В конце XIX – начале XX века более распространенной стала юбка (спiдниця), сшитая из фабричных тканей.

Система питания была и остается устойчивым компонентом украинской народной культуры. Основу питания составляли хлебные, мучные и крупяные кушанья, существенную роль играли продукты овощеводства, животноводства, на Кубани – рыболовства.

В быту украинцев сохраняются основы национальной украинской пищи в составе блюд и в способах их приготовления. Большой любовью пользовались кушанья из теста, сваренного в кипящей воде: галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, лапша (локшина), затiрка.

Из пшена с добавлением лука и картофеля готовили жидкий кулiш, заправленный салом. Всегда популярен был типично украинский борщ из свеклы, капусты, с добавлением других овощей и круп, заправленный салом или растительным маслом.

Летом готовили борщ из свежей зелени, а также супы из капусты, картофеля, круп (капусняк, юшка и др.).

Украинцы – народ древней поэтической культуры, многообразной по жанровой структуре и музыкальной выразительности. Конечно, миграционные процессы частично обеднили фольклорный фонд.

Сравнительно лучше сохранилась древняя украинская календарная и семейная обрядовая поэзия (колядки, щедрiвки, заciвання, веснянки, русальнi, петрiвочнi, купальськi песни). Песня была и остается наиболее распространенным и массовым жанром поэзии украинцев.

Пели на отдыхе, за работой, на вечерах, в военных походах, в будни и в праздники.

В последние годы в среде украинской диаспоры усиливается тенденция возрождения национально-культурных традиций. Среди потомков выходцев с Украины возрастает чувство этнического самосознания, интерес к истории и культуре украинского народа как на основной этнической территории, так и на новой родине.

В 2001 году в Удмуртской Республике создано Общество украинской культуры «Громада» (председатель – Степан Михайлович Хаба). Отделения Общества организованы в городах Ижевск и Сарапул, в Завьяловском, Малопургинском, Якшур-Бодьинском районах.

С момента создания «Громады» проведено более 80 мероприятий, среди которых –фестиваль украинцев Ижевска «Рiдний голос Батькiвщини», Межрегиональный фестиваль украинской культуры, спектакли «Сорочинская ярмарка», историко-культурная выставка «Славянские страницы Ижевска».

В настоящее время в целях создания комплексной сети информационных, культурных и научно-образовательных ресурсов разработана и реализуется программа «Сохранение и развитие украинской культуры в Удмуртской Республике».

Перспективные направления в рамках данной программы: создание библиотеки украинской литературы, издание газеты на украинском языке, организация воскресной школы, музея украинской истории и культуры Удмуртии и Прикамья, научно-исследовательская работа по истории и культуре украинцев Прикамья.

Литература
Агеева Р. А. Украинцы // Какого мы роду-племени? : народы России: имена и судьбы : словарь-справочник. – М., 2000. – С. 342-347.

Брук С. И. Украинцы / С. И. Брук, В. М. Кабузан, Л. Н. Чижикова // Народы России : энциклопедия. – М., 1994. – С. 357-366.

Краткая история Украинской культуры

Культура восточных славян и Киевской Руси

Население территории нынешней Украины не было этнически и культурно однородным на протяжении тысячелетий. Ее история — это история миграций и колонизаций.

Но это никогда не приводило к полной смене населения, абсолютному разрушению его исторической памяти и культурного генофонда (совокупность генов — материальных носителей наследственности, — которые имеются у особей, составляющих данную популяцию).

Этносы возникали и исчезали, возносились и приходили к упадку их политические образования, но культурное наследие хотя бы в какой-то своей части сохранялось и передавалось новому населению. Формирование этносов и их культур также тесно связано с географической средой.

На протяжении тысячелетий Украина являлась контактным регионом, зоной противостояния и ассимиляции двух типов культур: оседлой и кочевой, земледельческой и скотоводческой. В V-III тысячелетии до н.э. — трипольская культура, чуть позже арийские народы (восточная ветвь индоевропейской языковой семьи.

Существовали около 6 тысяч лет назад в районе Черного моря, или юг Украины, или Балтийский полуостров, или Восточная Турция. Более 5 тысяч лет назад начали распространяться на восток и запад, покорив почти всю Европу, среднюю Азию, Иран и Индию. В III-II тысячелетии до н.э. на территории Европы сформировались древние германские и итальянские народы, в том числе латины (первые римляне), позже балтославянские народы, из которых выделяется древневосточная соплеменность, разделявшаяся на восточных, западных и южных славян. В XV столетии формируется из восточных славян и украинская народность).

Преемниками древних Ариев на Украине выступают северо-иранские племена — кочевые киммерийцы, скифы, сарматы (1 тыс. до н.э.). С VIII столетия до н.э. в Причерноморье возникают греческие поселения.

С первого века н.э. на землях Украины появляются готы (передали праславянским племенам тип европейской семьи, элементы военной демократии). В IV веке с Забайкалья пришли гунны (хуну, поживающие в Монголии и Китае).

В V веке после распада державы гуннов началось движение славян. На протяжении VII-VIII веков славяне осваивают почти весь Балканский полуостров, Центральную и Восточную Европу. В IX-X у них формируются государства.

В 882 году возникает и Киевская Русь. Таким образом в процессе своего становления славяне контактировали с другими народами, которые в той или иной мере накладывали свой отпечаток на становление и той культуры.

Древнерусское государство, созданное русами (славянизированные скандинавы, финны, иранцы и тюрки) в момент создания не обладало еще идеологическим единством, отсутствовала официальная культура, централизованная организация религиозного культа, общая письменная традиция. Тем не менее этнокультурное и численное превосходство восточнославянских племен и принятие славянства привело к победе славянских начал в организации культурной, политической и общественной жизни Киевской Руси.

Хозяйственно-экономические, бытовые и семейно-родственные отношения, социальное устройство, религиозные взгляды представляют собой единый культурно-хозяйственный комплекс.

Принятие христианства — двоеверие и обрядоверие — усердное выполнение религиозных традиций, обрядов.

Введение христианства способствовало распространению на Руси письменности, книжной культуры, культуры чтения. И церковная и светская литература была византийской в болгарском переводе.

Развивалось устное народное творчество — воспевали Владимира Красное Солнышко и его богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

В архитектуре преобладали деревянные постройки. Первое значительное каменное строение — Десятинная церковь (989-996). При Ярославе Мудром — ансамбль города Ярослава с Софийским собором (1037-1044) и др.

Скульптура представлена в декоре архитектурных деталей, изображении языческих богов.

Живопись — фресковая и иконопись. Мозаика использовалась только в значительных культовых сооружениях. Развивалось декоративно-прикладное искусство и художественное ремесло (металлопластика, ювелирное дело).

С 1240 года Киевская Русь вошла в состав Золотой Орды (империя протянулась от Китая до Европы) и её культурное развитие прекратилось.

В 1300-1309 кафедра митрополита Киевского и всея Руси перенесена во Владимир, затем в Москву. В 1340 году умирает последний галицко-волынский князь Болеслав-Юрий II (в 14 лет сел на престол, в 29 лет был отравлен).

К 1380 году политическая общность Руси развалилась, никто из бывших киевских правителей даже не принял участия в дележе галицко-волынских земель. Древнерусская земля была разделена на Русь Литовскую и Русь Московскую.

С середины XIV до середины XVII века украинская культура переживала литовско-польский период, на протяжении которого практически все земли Украины находились под властью Короны Польской и Великого княжества Литовского.

Культурное развитие этого периода определяет ряд особенностей:

1. Византийская (Греко-славянская), а не римская традиция преобладали в духовной и художественной культуре.

2. Культура русинов не способна создавать новое, вынуждена перейти к усвоению достижений западноевропейских народов.

3. Украинская народность и культура формировались, не имея собственной государственности и территориальной целостности, лишенные государственного протекционизма и защиты. Судьба украинской культуры оказалась зависимой от толерантности (терпение к чужим мнениям, верованиям, поведению) государств, в пределах которых находились украинские земли.

4. В этих условиях главным носителем преемственности была православная церковь и духовенство. Ответной реакцией была защита православия, которая выходит далеко за границы конфессиональной борьбы.

5. Важная роль в культурнотворческом процессе (в условиях ассимиляции украинской аристократии в польской этнокультурной среде) принадлежит мещанам, которые создавали православные объединения — братства.

Их деятельность была близка западноевропейскому реформационному движению. Они создавали (открывали) школы, больницы, типографии, библиотеки.

Пытались очистить религиозную жизнь от пышной обрядовости, хотели сделать её дешевой и общедоступной.

6. Наконец, особая роль в культурной жизни формирующейся народности отводится казачеству. Оно выступает защитником православия, берет под свое покровительство храмы, искусство, просвещение (треть военной добычи).

Таким образом, без защиты собственного государства, при минимальном участии национальной аристократии, при критическом положении традиционной православной церкви, но при активном участии казаков, мещан, священников, мелкой шляхты формируется украинская культура.

Украинская культура в условиях новой социальной реальности

Процессы перестройки (1985 (1987)-1991) В СССР положили начало формированию новой социокультурной действительности. Её содержанием стала критика культуры советского периода и появление разного рода альтернативных культур и контркультур.

Контркультуры отрицают ценности предшествующей официальной (советской, социалистической) культуры.

Альтернативные — создают специфическую систему ценностей, в которой либерализация, демократизация и капитализация утверждаются в условиях возрождения и развития национального, этнического.

На смену коллективистским ценностям приходят индивидуалистские. В то же время развивается украинская национальная идея, язык.

Наше общество переживает период перелома, период смены типа существования, который условно называется «посттоталитарное общество». Эти изменения формируют новую культурную реальность: новые отношения между людьми, особая система ценностей, норм и правил, культурных потребностей и способов их удовлетворения.

Базовой основой этих перемен являются структурные перемены в формах собственности на средства производства, в производственных отношениях, которые порождают новые классы общества, новые мораль, психологию, стиль жизни. Например, образование, которое становится все более сословным. На смену социалистическому принципу доступа к искусству, культуре приходит их коммерциализация.

То есть наше общество становится дифференцированным, разделенным на людей достатка и достоинства. При этом отношение к этим переменам сами перемены противоречивы и болезненны (одни принимают, другие отвергают, третьи не определились). Все это приводит к разлаженности функционирования социальных систем (производственной, политической, культурно-образовательной и т.д.).

Формирование новой социокультурной действительности сопровождалось снятием идеологического влияния и утверждением принципов культурного плюрализма, многообразия форм культурной жизни.

В процессе создания новой структуры культурной жизни происходят существенные перемены во вкусах, привязанностях, в критериях оценки явлений культуры и искусства.

Характерной чертой новой социокультурной реальности является изменение статуса церкви. Идет процесс религиезации населения, растет её влияние на мораль, искусство, способ жизни, ценностные ориентации.

Нынешнее развитие Украины находится в большой зависимости от Запада и России. Украина испытывает результат глобализации, в том числе и мирового информационного простора — информационно-культурный дисбаланс.

Это означает значительное информационное доминирование развитых стран в сравнении с теми, что развиваются, монопольный контроль над отдельными частыми информационной системы со стороны развитых стран, отстаивалось в техническом и технологическом обеспечении развивающихся стран.

В результате — информационная зависимость от западной цивилизации.

Кроме влияния американской культуры Украина ощущает исторически сложившийся прессинг со стороны России.

В итоге — культурный простор Украины развивается достаточно своеобразно.

· Продукты культуры западной цивилизации, в силу эффекта «запретного плода» и своей материализованной оптимистичности, оказались желанными.

· Украинцы не захотели отказываться и от привычной российско-информационной системы (канал «Интер» и др.).

· Одновременно появились и национальные, фольклорные программы (украиноязычные с народными песнями и танцами).

· Украина вынуждена подстраиваться, в силу зависимости от западной техники и стандартов, ради возможности сотрудничества и общения (это большие затраты и неэффективное использование приобретенных технологий).

· Международный информационный дисбаланс является составной международного экономического дисбаланса. Создание качественного продукта стоит дорого. Поэтому, мы можем покупать уже окупленный (поэтому дешевый) зарубежный (американский и др.) продукт. Еще дороже необходимо платить за качественную технику и программные коды.

· Очень сложно и противоречиво складывается инфраструктура культуры в современных условиях. С одной стороны дисбаланс информационный плохо (культурная унификация, потеря национальных особенностей).

С другой стороны — новый информационный и коммуникационный порядок, несмотря ни на что, это свобода, которая дает право и нации и отдельным личностям на поиск и получение информации, творческие поиски.

А появление и развитие Интернета, возможно, приведет не к смерти маленьких культур, а выявит внутреннюю жизнеспособность культур, в том числе и украинской.

· Но самое главное, полноценному развитию культуры не способствует, мешает отсутствие украинской идеи, которая объединила бы общество. Сегодня наблюдается кризис идентичности, это может привести к тому, что не созревшая национальная идея заменится какой-то другой.

Как Россия присваивает украинскую историю и культуру

Как Россия присваивает украинскую историю и культуру

Памятник князю Владимиру в Москве Из открытых источников

Несмотря на многовековую историю, об Украине принято говорить в рамках российской истории. Николай Гоголь, Владимир Великий, Киевская Русь, Анна Киевская — все это достояние Украины, которое уже долгое время путем искусного обмана позиционируется как достояние России

Оригинал на странице Atlantic Council

До недавнего времени украинская культура воспринималась в мире как разновидность русской. Даже сегодня, спустя почти 27 лет после обретения Украиной независимости и несмотря на многовековую историю страны, об Украине принято говорить в рамках российской истории.

Николай Гоголь, Владимир Великий, Киевская Русь, Анна Киевская — все это достояние Украины, которое уже долгое время путем искусного обмана позиционируется как достояние России.

На протяжении многих лет украинская история переписывалась, изменялась и истолковывалась так, чтобы соответствовать вкусам и порядкам России.

Это касается и современных достижений украинцев. Почему, например, в афишах украинской электро-фолк группы Onuka, которая собиралась выступать в Праге, в описании говорится о «российских артистах»? Почему Национальный театр оперы и балета Украины, который гастролирует по Франции, называется «русским балетом», а слово «Украина» в афишах даже не упоминается?

Главный вопрос заключается в том, почему Россия использует достижения Украины в качестве средства продвижения собственной культуры. И что должна сделать Украина, чтобы наконец отделиться от России, в том числе на культурном фронте?

Ответ на эти вопросы очевиден. Применяя военную агрессию на востоке Украины, Россия стремится уничтожить все украинское — не только географически, но и в моральном и интеллектуальном плане. Ползучая русификация, продолжавшаяся в Украине в течение многих веков, вышла на следующий уровень: сегодня мы являемся свидетелями общего обесценивания украинцев.

Навешивание таких ярлыков, как общее прошлое, сегодня делает украинцев безликими. Украинский деятель культуры может стать российским номинантом на какую-то премию, в результате чего размывается граница между двумя разными странами с совершенно разными воззрениями на будущее.

Так, осенью 2017 года популярный украинский певец Иван Дорн был номинирован на премию MTV Europe Music Awards как представитель России.

А родившийся в Украине Казимир Малевич уже давно включен в когорту российских художников — разумеется потому, что Украина, вероятнее всего, закроет глаза на столь «невинную оплошность».

Россия не боится заполнять информационные лакуны дезинформацией. Более того, как говорят русские, для победы все сгодится. Правда, в случае группы Onuka этот номер не прошел: артисты отказались от выступления и попросили снять афиши.

С не меньшим успехом Россия пользуется техникой «переноса», когда пропаганда смешивает общепризнанные вещи с тем, что желает внушить правительство РФ.

Например, князь Владимир Великий, согласно российской пропаганде, был «всероссийским князем», который «заложил основы для сплочения русского народа и фактически проложил путь строительству сильного централизованного российского государства».

В начале 2015 года в Москве даже был установлен 25-метровый памятник Владимиру Великому. То, что киевский князь к Москве не имеет никакого отношения, совершенно не важно. Гораздо важнее величие, пафос и легенда об историческом наследии.

Совсем недавно, в феврале нынешнего года, та же техника была использована в отношении Национального театра оперы и балета Украины во время его гастролей по Франции. Но эта ошибка не ускользнула от внимания украинцев.

Хотя содержание афиш не поменяли, украинская община обратилась с открытым письмом к руководителю театра и министру культуры (оно было опубликовано изданием «Тиждень»), в котором подчеркивала необходимость представлять украинцев как украинцев, а не как русских, белорусов или поляков.

Какие выводы можно сделать из этих примеров? Россия очень гибко подходит к информации.

То есть российское правительство и сами русские позволяют чему-то украинскому считаться русским — правда, если кто-то начнет отстаивать права Украины, Россия спорить не будет.

В конце концов, согласно российской пропаганде, «мы — братские народы с общим прошлым, настоящим и будущим». Очевидно, что такой обобщенный подход к информации нацелен на то, чтобы запутать людей и сбить их с толку.

https://www.youtube.com/watch?v=Ad1OH7-7mrM

В результате Украина, которой постоянно приходится защищаться, опровергая ложь, воспринимается более негативно. Ярким примером тому стал проведенный в 2016 году в Нидерландах референдум по Соглашению об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.

Несмотря на то, что Украина искренне заявляла о своем стремлении к демократическим преобразованиям, о ней продолжали говорить как о коррумпированном государстве на грани банкротства, и эта пропаганда восторжествовала, а референдум закончился неудачей.

Почему? Потому что пропаганду невозможно преодолеть. Тем не менее украинцы должны пытаться защищать свою историю и культуру, формировать новые представления о своей стране и способствовать тому, чтобы об Украине больше говорили и писали в зарубежных СМИ и чтобы она была участницей значимых мероприятий. Хорошим образцом тому послужил Украинский дом на ежегодном Давосском форуме в Швейцарии.

Украинцы должны хорошо знать собственную историю и достижения современников, чтобы не бояться дать отпор. Россия произвольно сеет семена на информационном поле. Пришло время проверить их достоверность. И, если обнаружатся несоответствия, ответом должны быть диалог, поддержка и защита.

Леся Куруц-Ткач

Перевод ИноСМИ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику «Мнение», ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Украинцы

Украинцы, также как русские и белорусы, относятся к восточным славянам. В состав украинцев входят карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Формирование украинского народа происходило в XII-XV веках на основе части населения, входившего до этого в состав Киевской Руси.

В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта создались условия для формирования трёх восточнославянских народов (украинцев, белорусов и русских). Основными историческими центрами становления украинской народности были Киевщина, Переяславщина, Черниговщина.

Помимо постоянных набегов монголо-татар, продолжавшихся до XV, века с XIII века украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому нашествиям. Однако постоянное сопротивление завоевателям способствовало объединению украинцев.

Не последняя роль в становлении украинского государства принадлежит казачеству образовавшему Запорожскую Сечь, ставшую политическим оплотом украинцев.

В XVI веке сложился древнеукраинский язык. Современный украинский литературный язык сформировался на рубеже XVIII-XIXвеков.

В XVIIвеке в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого была образована Гетманщина, которая в 1654 году вошла в состав России как автономное государство. Это событие историки считают предпосылкой объединения украинских земель.

Хотя слово «украина» было известно ещё в XIIвеке, употреблялось оно тогда лишь для обозначения «крайних» южных и юго-западных частей древнерусских земель. Вплоть до конца позапрошлого века жителей современной Украины называли малороссами и считали одной из этнографических групп русских.

Быт украинцев

Традиционным занятием украинцев, которое определило место их проживания (плодородные южные земли), было земледелие. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён, кукурузу, табак, подсолнечник, картофель, огурцы, свёклу, репу, лук и другие культуры.

Земледелию как обычно сопутствовало скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, лошади, свиньи, домашняя птица). Менее значительно были развиты пчеловодство и рыболовство. Наряду с этим были распространены разнообразные промыслы и ремёсла — ткачество, производство стекла, гончарный, деревообрабатывающий, кожевенный и другие.

Национальное жилище украинцев: избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были довольно близки к русским. Крыша обычно делалась четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки.

В ряде районов вплоть до начала прошлого века жилище оставалось курным или полукурным. Интерьер даже в разных районах был однотипным: на входе справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома.

По диагонали от неё в другом углу (парадном) крашенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял обеденный стол. Вдоль стен располагались лавки для сиденья. К печи примыкал настил для спанья.

Крестьянский состоял в зависимости от зажиточности хозяина из одной или несколько хозяйственных построек.Зажиточные украинцы жили в кирпичных или каменных домах, с несколькими комнатами с крыльцом или верандой.

Культура и религия украинцев

В культуре русских и украинцев много общего. Часто иностранцы не могут отличить их друг от друга. Если вспомнить, что на протяжении многих веков эти два народа фактически были одним целым, удивительного в этом мало.

Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты. Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки.

Мужской костюм состоял из сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса. Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных — сапоги.

В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана.

Основу питания украинцев в виду рода занятий составляла растительная и мучная пища.

Национальные украинские блюда: борщ, суп с галушками, вареники с вишнями, творогом и картофелем, каши (особенно пшённая и гречневая), пампушки с чесноком.

Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам, но зато часто употреблялось свиное сало. Традиционные напитки напитки: варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка с перцем (горилка).

Разнообразные песни всегда были и остаются самой яркой чертой национального народного творчества украинцев. Там до сих пор неплохо сохранились (особенно в сельской местности) древние традиции и обряды. Также как и в России, на Украине кое-где продолжают отмечать полуязыческие праздники: масленицу, Ивана Купалу и другие.

Говорят на украинском языке славянской группы, в котором различают несколько наречий: северное, юго-западное и юго-восточное. Письменность на основе кириллицы.

Верующие Украинцы — в основном православные. На Западной Украине имеются также католики. Встречается протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма.

Культура Украины

Культура УкраиныОцените материал

Так исторически сложилось, что в украинских семьях родители с самого детства стремились дать детям хорошие знания, надо отметить, что Украину практически не затронуло крепостное право, и эти земли всегда считались вольными. Тем не менее, культура Украины по большей части развивалась как народное творчество в виде фольклора песен, танцев и традиций.

Благодаря врожденной тяге к знаниям, науке, культуре и творчеству, среди украинцев много ученых, художников, поэтов, писателей и творческих личностей, известных по всему миру.

Культура Украины тесно переплетается с национальными традициями, и в то же время ей присущ собственный колорит, благодаря которому, можно распознать украинские корни художника, писателя или музыканта.

Среди украинских творческих людей наиболее известны Гоголь, Шевченко, Айвазовский и другие.

Религия Украины

На территории Украины Конституцией гарантируется свобода вероисповедания. И, тем не менее, основная религия Украины – это христианство, его исповедуют около 88% населения страны.

Православие представлено Украинской православной церковью (КП), Украинской православной церковью (МП), а также Украинской автокефальной православной церковью. В стране более 10% населения исповедует католицизм (разных обрядов).

Кроме того есть мусульмане, иудеи и представители других религиозных направлений.

Экономика Украины

Являясь индустриально-аграрной страной, Украина стремится также развивать и сектор сферы услуг. На сегодняшний день экономика Украины вынуждена работать в буквальном понимании военных условиях.

Военные действия на восточных территориях страны, где сосредоточены крупные предприятия горнодобывающее и перерабатывающей промышленности существенно повлияют на развитие экономики и создание в Украине благоприятного климата для инвесторов.

Наука Украины

В связи с индустриально-аграрной направленностью страны, в Украине есть все возможности и ресурсы для подготовки специалистов.

Непростая экономическая и политическая ситуация заставляет ученых привлекать дополнительные средства иностранных инвесторов и местных спонсоров для финансирования научных проектов.

По этой же причине наука Украины тесно связана с подобными институтами европейских стран на условиях полного или частичного финансирования.

Искусство Украины

Сегодня искусство Украины представлено всеми направлениями, в том числе изобразительное, художественное. Через искусство хорошо познается история и география Украины. Надо отметить, что каждая область страны имеет собственный стиль и неповторимый колорит.

Кухня Украины

Щедрая природа одарила Украину богатым урожаем, отсюда и разнообразие блюд на гостеприимном столе. Кухня Украины это борщ с пампушками, вареники с вишнями, разнообразие хлебобулочных изделий и, конечно, же, мягкое и ароматное сало.

Обычаи и традиции Украины

В стране прослеживается явная преемственность, где молодежь перенимает обычаи и традиции Украины у старшего поколения. Рождество, Масленица, Пасха, а также свадьба не проходят без особых обрядов и ритуалов.

Спорт Украины

Украинская национальная сборная команда принимает участие в зимних и летних олимпиадах. Культура и спорт Украины пропагандируются через департаменты Министерства по делам молодежи и спорта.

Наверх

Культура Украины XVII века: История Украины

Средневековая культура Украины была довольно специфической.

Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей.  Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад.

И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее.

Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector