Даже в эпоху, когда пассажирские авиаперелеты давно стали чем-то будничным, некоторые люди по-прежнему не могут привыкнуть… К туалетам на бортах самолетов. Почему они такие шумные? Откуда берется вакуумный эффект, смывающий отбросы? Сайт popsci.com рассказал, как работают туалеты в самолетах.
Механизм работы санузлов в туалетах на борту самолетов опирается на один простой факт: на большой высоте и большой скорости, давление снаружи кабины гораздо ниже, чем внутри.
Один из законов физики, закон идеального газа, гласит, что содержимое региона с относительно высоким давлением обычно перетекает в регион с относительно низким давлением. Нажатие на рычаг слива в туалете на авиалайнере открывает клапан между герметичной кабиной и баком с атмосферным давлением. Появляется разница в давлении — и она же высасывает содержимое унитаза.
Прелесть этой системы в том, что она не требует вакуумных насосов или других усложнений для генерации разницы в давлении. Она просто использует уже существующую разницу между внутренним интерьером самолета и небом снаружи. Правда, этот метод работает только при наличии разницы в давлении: когда самолет стоит на земле, ему действительно нужен вакуумный насос. Он продолжает работать до тех пор, пока самолет не достигнет высоты, на которой атмосферное давление позволит отключить насос.
Идея предельно простая, и она практически не менялась со времен первого патента, зарегистрированного в 1975-м. Однако трудность ее имплементации варьируется в зависимости от самолета. Некоторые машины сливают каждый туалет в один бак, тогда как другие используют несколько баков поменьше.
Есть и особенно любопытные примеры. Так, на Lockheed TriStar, авиалайнер, производившийся в 1968-1984 годах, туалеты были размещены по кругу, т.к. система слива была достаточно сложной. Один бак стоял спереди, для туалетов в передней части самолета, и второй — позади, для пяти или шести туалетов в задней части. На слив работали три насоса, и они смывали по очереди, при помощи логического переключателя, контролировавшего работу системы.
Некоторые инженеры считают, что конструкторы Lockheed переусложнили механизм. На современных самолетах довольно изредка встречается что-то настолько же комплексное. Но тогда у производителя было одно простое оправдание: сложная система труб замедляла движение стоков. Иначе вакуумное давление привело бы к тому, что отбросы вполне могли бы пробить сточный бак.